Фольклор как художественная
СИСТЕМА.
Фольклор — единая художественная система, обладающая стилистическими канонами, богатая проявлением образного универсализма.
Фольклор — также система систем. Как и литература, он делится на поэтические роды: эпос, лирику, драму. Роды делятся на виды (песня, сказка, несказочная проза и др.), а виды — на жанры. Некоторые жанры обладают комбинацией признаков разных родов (лироэпические песни). Если в основу классификации положить способ бытования произведений, то фольклор будет разделен на обрядовый и внеобрядовый. По признаку объема выделяются малые жанры.
Жанр — основная единица изучения фольклора. По определению В. П. Аникина, каждый жанр — это типовая структурная модель, обладающая способностью реализовывать определенную жизненную установку. В устной народной поэтической традиций жанры взаимосвязаны и взаимодействуют.
Многие жанры универсальны (например: пословицы, загадки, сказки, предания, эпические песни). Будучи совершенными формами художественного освоения действительности, они жили на протяжении веков в фольклоре разных народов.
Фольклор развивался в зависимости от изменений в быту, социальной жизни народа и его сознании. Многие элементы фольклора менялись, перерабатывались, трансформировались. Происходила постепенная замена устаревшей системы жанров новой, художественной системой.
Русский фольклор имеет свою историю. Его корни уходят в древнеславянский период, а затем — во времена единой древнерусской народности. Феодальная эпоха привела к расцвету классического фольклора. Позже появился городской фольклор, фольклор промышленных рабочих и проч.
Раннетрадиционный фольклор, классический, фольклор, позднетрадицйониый фольклор — художественные системы, исторически сменявшие одна другую.
ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД ФОЛЬКЛОРА
Метод — это способ установить соотношение между действительностью и ее отображением в искусстве.
Творческий метод фольклора складывался постепенно, его формирование протекало, в русле преемственности устной традиции. Поэтический опыт народа накапливался из века в век.
Фольклор — искусство крупных обобщений, обладающее очень высоким уровнем типизации. Он сочетает прямое отражение жизни с условным. Фольклору свойственны ассоциативность, мышление по аналогиям, символичность.
Творческий метод фольклора В. П. Аникин предложил назвать "сублимирующим". Ученый писал: "Латинские слово
sublimare – «возносить» использовано здесь метафорически. В специальном техническом языке оно означает непосредственный переход твердого тела при нагревании в газообразное состояние. Обычный переход в газ сопровождается промежуточным жидким состоянием. Сублимация позволяет твердому веществу перейти в газ, минуя состояние жидкости. Аналогичным образом фольклорное искусство в процессе осознания фактов минует стадию правдоподобия, переходит на уровень столь широкого обобщения, что правдоподобие становится для него обременяющим моментом. <...> Здесь нет обязательного отражения жизни в форме самой жизни, допускается условность»[2].
Таким образом, сублимирующий метод — это особое художественное воззрение на мир, порождающее особый способ типизации жизненных явлений. Творческая мысль народа отсекала все лишнее. Путь восхождения от жизненных фактов к их обобщению был коротким, без промежуточных звеньев. Поэтические обобщения приобретали в фольклоре универсальные свойства.
Воссоздавая реальную жизнь, народ-художник преображал ее в духе своего, идеала.
ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ
Веселовский А. Н. Историческая поэтика / Ред., вступ. ст. и примеч. В. М. Жирмунского, — Л., 1940.
Чичеров В. Вопросы теории и истории народного творчества. —
М.Д959- ,
Принципы текстологического изучения фольклора. — М,; Л., 1966.
Богатырев П. /1 Вопросы теории народного искусства. — М., 1971.
Пропп В. Я~ Фольклор и действительность: Избр. статьи. — М., 1976.
Чистов К. В. Народные традиции и фольклор: Очерки теории. — Л.,
1986.
Потебня А. А, Теоретическая поэтика. — М, 1990.
Восточнославянский фольклор: Словарь научной и народной терминологий / Редкол.: К. П. Кабашников (отв. ред.) и др. — Минск, 1993,
Гусев В. Е. Русская народная художественная культура (теоретические очерки). — СПб., 1993.
Путилов Б. К Фольклор и народная культура. СПб., 1994.
Аникин В. П. Теория фольклора: Курс лекций. — М., 1996
Пособия по собиранию фольклора
Программа для комплексных фольклорных экспедиций / Отв. ред,
В. Е. Гусев. - М., 1971.
Савушкина Я. И, О собирании фольклора. — М., 1УИ.
Программы педагогических институтов. Фольклорная практика / Сост. С. Г Айвазян, В. А. Бахтина и др.; Отв. ред, Ю. Г Круглое, В. П. Кругляшова, Н. И. Савушкина, Н. И. Толстой. - М., 1983.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Какая особенность фольклора определяет его специфические
свойства?
2. Раскройте соотношение авторства и исполнительства в фольклорном процессе.
3. В чем сущность сублимирующего художественного метода?
ЗАДАНИЯ
1. Найдите в хрестоматии варианты одного произведения. Выявите его постоянные и переменные признаки.
2. Сделайте сравнительную характеристику двух исполнителей -народа (например, по рассказу И. С, Тургенева "Певцы").
3.Попросите своего товарища вспомнить какое-либо фольклорное
произведение. Сделайте научную запись этого текста.