Переписка Андрея Курбского и Ивана Грозного
Сначала историческая справка:
1547 – Иван Грозный начал свое царствование. Тогда же был пожар, который жутко его напугал и он сбежал на Воробьевы горы.
1551 – Стоглавый собор
Конец 40 – 50 – Избранная рада (А. Ф. Адашев, Сильвестр, Макарий, князь А.М. Курбский и др). Названа так Курбским. Пока была она, все было очень хорошо, шли реформы, митрополит Макарий сдерживал взрывной характер Грозного. В 1559 распалась.
1560 – смерть любимой жены грозного Анастасии, отравлена боярами по версии. Грозный стал совсем зверь.
Во время войны со Швецией (1558-1581) Курбский проиграл битву в Ливонии, будучи главным там, Грозный сказал ему пару ласковых, он испугался и убег в Литву. Принял подданство, сражался против русских войск в 65-том, 79-том и 81-ом годах.
В 1564 пишет первое послание (Курбской—Грозному). Начинается переписка.
Переписка в кратком содержании:
Курбский Грозному: За что ты замучил столько бояр? Ты не бог, не тебе их судить. И меня ты зачем так обижаешь? Я тебе верой и правдой служил, кровь за тебя проливал и т.п. Не хвались своими злодеяниями! Ты окружил себя лжецами и льстецами (судя по всему служилым людом, праобразом дворян) и предаешься «трапезам бесовским»! Воздастся тебе! Тебя даже в народе Антихристом прозвали некоторые (последнее это чисто имхо, ибо там оч. мало что понятно по этому поводу)
Грозный Курбскому: Моя власть от Бога и ты, холоп, не выпендривайся. Власть православная на Руси давно была и будет. И вообще апостол Павел велел вам всем мне, помазаннику божьему подчиняться, также как велел рабу подчиняться господину. Ты крестопреступник и предатель, а еще лицемер. Убежал в земли неправославные ради выгоды личной. Восстал простив бога. И бежал ты не от смерти лютой, а ради славы и богатства. Если такой благочестивый, отчего ж не принял мученическую смерть, воздалось бы. Это уж воля господня, если придется пострадать, творя добро. Ты бы хоть раба своего, Ваську Шибанова, с которым письмо послал постыдился бы. Он даже отказался предать тебя, своего хозяина, не отрекся от крестного целования и всячески тебя прославлял и вызывался за тебя умереть. Чего ты, собака, совершив такое злодеяние, смеешь тут жаловаться?! Чему подобен твой совет, смердящий гнуснее кала?! И т.п.
Рассказывает о том, как бояре его в детстве обижали. То что Шуйский служил, не заслуга, а обязанность перед отечеством, так что нечего этим кичиться. Тем паче решения о походах принимались при участии самого Курбского.
Курбский Грозному: Обвиняет царя в многословии, в излишней эмоциональности, в пустословии, в том, что смешивает стили и использует бранные слова, что рассказывает о бытовых деталях, таких как шуба матери Шуйского зеленая и недорогая, постель его отца и т.п. Хотел ответить по каждому обвинению, но сдержался, ибо возлогает все на божий суд (Курбский использует старый приём переведения темы разговора на стиль оппонента).
Грозный Курбскому: Очень пафосное начало, где он целый абзац перечисляет свои титулы и то, какими землями он владеет. Хвалится, что завоевал много литовских городов, в том числе тот, в котором прятался Курбский. Но хвалится «смиренно», мол победы не мои, победы божьи, и города все пали пред крестным знаменем, а где согрешили, там пришлось бой давать (т.е. говорит, что бог на его стороне до такой степени, что даже города пред ним пали, но косвенно говорит). Обвиняет Курбского, что они с Сильвестром и др. членами рады пытались отстранить го от престола, а потом убили его жену, также в том, что он сам, распутник, вместе с Сильвестром и отнимали у него законный престол, хотели отдать князю Владимиру. Говорит Андрею, чтобы тот о своей душе подумал.
Курбский Грозному: Достаточно аргументировано объясняется после этих обвинений, на что-то говорит, мол, клевета, на что-то говорит, мол, не буду отвечать на такой бред, буду умнее. Обвиняет его в неискренности, в кровожадности и дальше по списку. С иронией сам себя называет смиренным холопом и даже в начале письма не указывает всего своего пышного титула, данного ему Грозным. Обвиняет царя в страшном преступлении, что он замучал своего исповедника, т.е. Сильвестра. Признает, что духовник был плутом и вообще нехорошим человеком, но, тем не менее, он, по мысли Курбского, вывел царя на путь истинный. Говорит, что при Раде все было замечательно, а когда Раду разогнали, стало плохо, даже было куча знамений, вроде голода, пожаров и т.п. (короче, гнев божий)
А земли завоеванные вернули Грозным были отбиты, значит, Грозный шел не под настоящим божьим покровительством, значит, бог от него как от мерзости отвернулся. Ну и к письму приложил две главы их книги Цицерона, в которых он отвечал недругам своим, которые обвиняли его в измене.
Начиная с 40х годов XVI века на Руси появляется первые светские публицистические произведения. Наиболее яркими можно считать переписку Ивана Грозного с Андреем Курбским. Сам период характеризовался обострившейся борьбой боярства против царя и служилого люда.
Курбский был представителем княжьего рода и отстаивал боярские права. Он не хотел возвращения старых порядков, но в его интересах было сохранить часть привилегий и оформить господствующее его положение. Курбский написал три письма Грозному, когда сбежал от его гнева в Литву. Там же он написал «Истории о великом князе Московском». Он искусный оратор, умеющий сочетать патетичность речи со стройностью и строгой формальной логичностью ее построения. Его учитель – Максим Грек.
В первом письме в начале очень много риторических вопросов и восклицаний (наверное у Цицерона понабрался). Много ссылок на божественную мудрость, встречаются цитаты, ссылки на библейские сюжеты, а также на сюжеты древней греческой мифологии (сравнивает окружение Ивана с жрецами Кроноса). Оценивает все больше субъективно, нежели наоборот.
У Грозного речь в первом письме пересыпана обширными цитатами из священного писания, над чем потешается Курбский. Но речь его более эмоциональна, более искренна и (лично у меня вызывает сочувствие государю). Он свободно распоряжается богатством языковых средств, позволяет себе смешивать церковную лексику с бранной. Он не стесняет себя никакими стилистическими канонами. Отличительные черты его слога — непосредственность, темперамент, индивидуальность, пусть и нестройность.
У Курбского основной аргумент: «Нечего всех судить, ты кровопийца и только на бояр все пытался свалить, кучу людей перегубил, и меня тоже пытаешься. Деспот ты проклятый, про людей подумай. И вообще раду зря разогнал, хорошо было, теперь даже небо гневается и голод насылает».
У Грозного главный аргумент: «Я царь по рождению, власть мне дана небом, а все остальные — мои холопы, кого хочу - казню, а кого хочу милую и вознаграждаю. Ты, негодяй, пошел против власти, против Бога и убег как трус туда, где тебе прием хороший, богатство, слава и покой, к врагам земли православной убег. И еще вы все мне зла хотите. В детстве меня бояре обижали, все разграбили, поэтому я с ними расправился. Вы у меня отнять престол хотели, вот и разогнал я раду. С нами Бог, мы тебя еще найдем (у нас длинные руки J)».