Первобытное общество на территории Беларуси

Введение в дисциплину «История Беларуси».

1. История как наука, ее предмет и задачи. Древние цивилизации. Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории.

2. Первобытнообщинный строй на территории Беларуси.

№ 1. История как наука, ее предмет и задачи. Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории. Типы цивилизаций.

Слово "история" (с греч. яз. – historia) означает "рассказ о прошедшем". Предметом дисциплины «История Беларуси» являются общие закономерности и особенности политического, экономического, культурного и духовного развития белорусского народа с древнейших времен до наших дней.

История Беларуси как самостоятельное направление современного обществознания решает актуальную задачу – дать такой объем информации по отечественной истории, усвоение которой позволило бы не только хорошо ориентироваться во всех исторических периодах, но и уметь анализировать и объяснять эти события, формировать на этой основе способности к самореализации в условиях современной социокультурной ситуации.

Важнейшие функции истории:

· познавательная (накопление знаний и обобщение социального опыта),

· практическая (изучение влияния событий прошлого на современность),

· воспитательная (осуществляет всестороннее воспитание людей, в первую очередь, любовь к своей земле, народу, Отчизне).

Истори­ческие источники–все то, что осталось из прошлого и содержит информацию о нем.

Исторические источники можно разделить на группы:

1. Устные (фольклор: пословицы, поговорки, легенды, песни, загадки).

2. Письменные (летописи, хронографы, хроники, мемуары, дневники).

3. Вещественные: археологические и этнографические.

4. Художественно-изобразительныеи художественно-графические (памятники архитектуры, скульптуры, графики, живописи, декоративно-прикладного искусства).

Периодизация истории Беларуси:

1. Древнее общество(100-40 тыс. лет до н.э. – V в. н.э.):

· каменный век (100-40 тыс. лет до н.э. – III тыс. до н.э.):

- палеолит (100-40 тыс. лет до н.э. – 10 тыс. лет до н.э.),

- мезолит (IX – V тыс. лет до н.э.),

- неолит (IV – III тыс. до н. э.);

· бронзовый век (II тыс. до н.э. – начало I тыс. до н.э.);

  • железный век (начало I тыс. до н.э. – V в. н.э.).

2. Средневековье (конец V – XV вв.):

· раннее (V – IX вв.);

· высокое (X – XIII вв.);

· позднее (XIV – XV вв.).

3. Новое время(XVI – начало XX вв.):

· оформление феодальной системы и вызревание ее кризиса (XVI – конец XVIII вв.);

· гене­зис и утверждение капитализма, кризис буржуазного общества (конец XVIII в. – 1917 г.).

4. Новейшее время (1918 г. – до наших дней).

В исторической науке существуют различные подходы объяснения истории человеческого общества, наиболее известными из которых являются формационный и цивилизационный.

Известный немецкий мыслитель и общественный деятель К. Маркс (1818 - 1883 гг.) объяснял прогресс человечества в виде закономерной смены пяти основных общественно-экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической. Переход к новой формации осуществляется в результате социальных революций. Формационный подход имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Формационный подход со временем уступил место более научно обоснованному – цивилизационному, который стал складываться еще ранее, в XVIII в., но окончательно оформился в XIX – начале XX вв. Его основателями можно считать французских философов-просветителей Ж.-Ж. Руссо, Ф. Вольтера, Д. Дидро. Цивилизационный подход основывается на изучении истории как совокупности многочисленных, самобытных цивилизаций.

Цивилизация– устойчивая культурно-историческая общность людей, которая достигла определенного уровня развития, со свойственными ей духовными ценностями, близкими условиями материального производства, единством социально-политического развития, общими этническими чертами и географическими границами. Важнейшие признакицивилизаций: имущественная и социальная дифференциация, наличие политической системы (государства), письменности, науки, искусства.

История древних цивилизаций охватывает период с сер. IV тыс. до н.э. до конца V ст. н.э. Первые цивилизации возникли на территории Древнего Востока: Древняя Месопотамия (Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия), Древний Египет, Древний Китай, Древняя Индия, Малая Азия, Сирия, Финикия, Палестина, Иран; а также вЕвропе: Древняя Греция и Древний Рим.

Древние цивилизации прошли в своем развитии 3 основных этапа:

I этап – складывание классового общества и государства (конец V – IV тыс. до н.э.);

II этап – расцвет древних обществ, наивысшее развитие рабовладельческих отношений (III-II тыс. до н.э. – конец I тыс. до н.э.);

III этап – упадок древних обществ, переход к феодализму (I – V вв. н.э.).

Начало истории цивилизаций связано с «неолитической революцией», в результате которой произошел переход от присваивающего к производящему хозяйству. В наше время выделяется комбинированный подход к пониманию цивилизации, предложенный английским историком А. Тойнби (1889 - 1975 гг.), который насчитывал в мире 13 самостоятельных цивилизаций, проходивших одни и те же фазы. В историческом процессе А. Тойнби выделял несколько цивилизационных стадий:

· аграрно-традиционная (рабовладельческое и феодальное общество), для которой характерны признание господства государства над обществом, всесилие аппарата государственной власти, развитие земледелия и ремесла в условиях господства натурального хозяйства;

· индустриальная (капитализм), которая характеризуется зарождением и развитием капиталистических отношений, началом промышленного переворота и внедрением в производство достижений науки и техники;

· постиндустриальная, которая возникла во второй половине XX в. под влиянием научно-технической революции и сможет использовать информационные технологии и другие технологические продукты «века компьютеров».

Таким образом, цивилизационный подход к изучению белорусской истории поможет показать ее как неразрывную часть единой всеобщей истории во взаимодействии и взаимосвязи с историями других народов.

№ 2. Первобытнообщинный строй на территории Беларуси.

История человечества начинается с глубокой древности и связана с появлением и деятельностью человека. Существуют различные теории происхождения человека:религиозная, эволюционная, космологическаяи др.

Многие религии мира, в том числе христианство, показывают происхождение человека как акт Божьего творения. Встречаются очень схожие мифы народов, которые жили на далекой протяженности друг от друга. К примеру, возникновение Света из хаоса, создание человека Богом или Богами из глины встречаются в мифах Месопотамии, Ирана, Египта, Китая.

Английский ученый Ч. Дарвин (1809 – 1882 гг.) связывал происхождение человека от вымершего вида человекоподобной обезьяны. В дальнейшем эволюционную теорию развил немецкий ученый Ф. Энгельс (1820 – 1895) о главной роли труда в процессе развития человека. Важнейшие знания по истории первобытного человека внесла археологическая наука, исследования которой являются на сегодняшний день очень важными.

Первобытнообщинный строй – это период от появления первых людей и до возникновения классового общества. Характерные черты первобытнообщинного строя: постепенная биологическая эволюция человека, коллективная собственность на средства производства, равное распределение средств существования. Выделяют три основных этапа первобытнообщинного строя: первобытное человеческое стадо, формирование и расцвет родового общества (материнский род) и его разложение на отличающиеся друг от друга социальные группы.

В зависимости от материалов, которые шли на изготовление орудий труда, выделяют каменный (палеолит, мезолит, неолит), бронзовый и железный века.

Каменный век на территории Беларуси длился с момента появления здесь первых людей 40 тыс. лет назад и закон­чился приблизительно 3 тыс. лет до н.э. В конце среднего палеолита возникло родовое общество и завершилось формирование человека современного физического типа – кроманьонца (останки такого типа человека нашли в пещере Кро-Маньон во Франции). Заселение Беларуси началось с ее южных районов. Самые древние стоянки человека на территории Беларуси найдены около дд. ЮровичиКалинковичского района и Бердыж Чечерского – Гомельской области (26-24 тыс. лет назад). На рубеже среднего и позднего палеолита появились начальные формы племен, состоявших из нескольких родов. Племена управлялись коллективно, старейшинами родов, из которых избирались вожди. Матриархат –сложившиеся отношения, в результате которых родство первоначально велось по материнской линии, так как женщина в этот период играла главную роль в жизни общества.

После таяния последнего ледника (XIII − XI тыс. лет до н.э.) произошло потепление. Территория Беларуси постепенно покрылась реками и озерами, лесами, была заселе­на более мелкими лесными зверями. В эпоху мезолита (IX – V тыс. лет до н.э), с юга, главным образом по бассейнам рек, происходило дальнейшее заселение территории Беларуси. Открыто более 100 стоянок этого времени в Поднепровье, Понеманье, в бассейне Припяти и менее всего в Подвинье. Характерные черты мезолита: индивидуальная охота, изобретение лука и деревянных стрел с каменными наконечниками, использование просверленных и шлифованных каменных топоров, зернотерок, деревянных челнов (лодок). Для этого периода характерен переход к оседлой жизни. Основные занятия людей в палеолите и мезолите: собира­тельство, загонная охота, рыболовство, бортничество. Человек брал от природы всё в готовом виде, поэтому такой вид хозяйства называется присваивающим. Примерно с V тыс. до н.э. зарождаются гончарство и ткачество.

Период неолита (IV – III тыс. до н.э) оставил свыше 600 стоянок, обнаруженных в бассейнах рек Припять, Сож, Неман. Небольшие поселения состояли из наземных и полуземляночных жилищ, которые располагались вдоль рек, в поймах. Люди начали приручать диких животных, а затем перешли к их разведению. Таким образом происходит переход от охоты к животноводству. Собирательство женщинами семян диких растений постепенно при­вело к земледелию – обработке земли с целью выращивания растений. Сначала земледелие было мотыжным, затем – подсечно-огневым, или лесным. Переход от присвоения человеком даров природы к производству про­дуктов в исторической науке называется “неолитической революцией”. Переход от охоты и собирательства к животновод­ству и земледелию означал переход от присваивающего к производящемухозяйству. В период неолита совершенствовались каменные орудия труда: появились шлифовка, сверление. Основным материалом для изготовления орудий труда оставался кремень.

В период бронзового века (II тыс. до н.э. – начало I тыс. до н.э.) появляются изде­лия из меди и бронзы, которые привозились из Закавказья и Прикарпатья посредством обмена. Животноводство и подсечно-огневое земледелие в бронзо­вом веке стали основными занятиями мужчины. Пат­риархат – сложившиеся отношения, при которых родство определялось по мужской линии, так как мужчина занимал господствующее положение в обществе. Основной хозяйственной ячейкой становится патриархальная семья (община), состоявшая из нескольких поколений ближайших родственников по отцу с их женами и детьми. В этот период выделялись роды и племена, которые больше, чем другие, выращивали скота, получали зерна, владели материальными ценностями. Таким образом, появляется имущественное неравенство.

В железном веке (нач. I тыс. до н.э. – V в. н.э.) происходят значительные изменения в хозяйственной деятельности, этническом составе населения, общественных отношениях и мировоззрении людей. В VII – VI вв. до н.э. предки научились получать железо из болотных руд. Об этом свидетельствуют находки железных орудий, криц и домниц, хотя в этот период люди пользовались бронзовыми и даже каменными орудиями труда. Основные занятиянаселения железного века – земледелие (подсечно-огневое) и животноводство, дополнялись охотой, рыбной ловлей, собирательством, гончарством, прядением, ткачеством. Появляются укрепленные поселения – городища, что свидетельствует о разложении первобытных отношений, столкновениях между родами и племенами.

Невозможность объяснить природные явления (молнию, гром и др.) породила веру людей в существование сверхъ­естественных сил, духов и т.д. Наиболее характерные формы религиозных верований: тотемизм, анимизм, фетишизм, магия. Развивался культ предков. С появле­нием земледелия и животноводства зародились новые верова­ния людей: они начали обожествлять солнце, небо, землю, гром, дождь. Отношение древних людей к окружающему миру вырази­лось и в первобытном искусстве. Его первыми памятниками стали статуэтки (женщин, мужчин, лося, утки), орнамент (узор) на глиняной посуде, рисунки на кости, женские украшения (подвески, бусы, лунницы, застежки), музыкальные инструменты (бубен, дудка).

Наши рекомендации