Легенды и предания. Герои, поэтика
Легенда- в переводе, текст, который нужно прочесть. Не имеют определённой формы. Лишь по содержанию, по установкам рассказчика и персонажам мы можем отличить легенду. Традиционные персонажи: Христос, Богородица, апостолы и пророки, странники и святые. Есть легенды, где эти образы отсутствуют, но там есть установка на объяснение каких-либо явлений.Близка по содержанию к мифу. Легенда- это тот же миф, но принявший форму рассказауже в историческое время. Классифицируются на: КОСМОГОНИЧЕСКИЕ(О МИРОТВОРЕНИИ, О ПРОИСХОЖДЕНИИ НЕБА,ЗЕМЛИ И ТД),ЗООГОНИЧЕСКИЕ(ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ), ТОПОНИМИЧЕСКИЕ(О ПРОИСХОЖДЕНИИ РЕК,ОЗЕР И ТД), ХРИСТИАНСКИЕ, О КЛАДАХ, ЭТНОГОНИЧЕСКИЕ И ТД.
Основная функция легенды дидактическая,:она поучает, создаёт образцы для подражания.
Предания. Близки к легендам по установке и форме бытования.Его основная функция позновательная, стремится сообщить факт. Главные герои не святые или мифологические персонажи,а исторические лица. Действие происходит только в историческое время, не вторгаясь не в мифическое, ни в настоящее. Обязательна в преданиях дистанция между временем рассказывания и самим преданием. Исторические герои могут наделяться фантастическими свойствами, создают авторитет своего городка. Их рассказывают для воспитания любви к родному краю, сознательному приобщению к известным культурным ценностям. Легенда по мере своего бытования и развития стремится к священному тексту, то предание, напротив, стремится к историческому анекдоту.
Пространство преданий и легенд –их топос- это самые значимые места в городе: высокие башни, низкие подземелья, старые деревья и тд., а так же ограниченные пространства- тюрьма, больница и тд. Топос Имеет общественный характер.
Бытование таких текстов происходит помимо устной передачи от старших младшим через средства массовой информации, историко-краеведческую литературу.
Жанр былины: происхождение, бытование.
Былина – повествовательный песенный жанр фольклора о подвигах богатырей из далекого прошлого с установкой на достоверность, т.е. былина воспринималась как старинное предание, серьезное, истинное. Термин былина ввел И.П. Сахаров.
В былине все течет. Она всегда пребывает в творческом процессе. Она всегда меняется.
Существует три направления в исследовании происхождения былин.
Морфологическая школа: возникла в Германии, характерна идеализация старины, народных суеверий, мистицизм. Особое место занимают труды братьев Гримм. Представитель морфологической школы в России, которая сложилась в середине 19 в. – Буслаев, Афанасьев, Миллер, Потебня.
Теория заимствования: эпос создается в определенное время в определенном месте, затем странствуя от народа к народу. Русский эпос возводили к эпосу восточных, азиатских народов.
Историческая школа: объясняла русский эпос как прямое отражение исторических событий. Былины трактовались как устное летописание русской истории, а ряд несовпадений в сюжетах былин с реальной историей объяснялся как порча текстов в процессе их бытования. Впервые была применена Майковым.
Б.Н. Путилов говорит о наличии эпического сознания, необходимого для жизни былины: слушатели верили в события, о которых повествует былина, но с одной поправкой – эти события происходили очень давно.
Былинное время – это эпическое время, в котором события не соотносимы ни с летописным временем, ни с конкретной исторической эпохой, ни с датируемыми событиями.
Отобранность – это типовой характер элементов эпического мира: главные персонажи былин богатыри – некий инвариант всех героев эпоса; враг – чужеземец, всегда урдлив, чудовищен; второстепенные персонажи варьируются редко: из былины в былину переходят образы князя Владимира, матери богатыря, бояр. Эпос редко выходит за грань типовых ситуаций: в каждой былине обязательны выезд из дому, встречи, поединки; типовыми выглядят локусы – место, куда едет герой, место встречи, поединка. Реалии быта, культуры тоже типовые: дом, дворец, внутренне убранство, оружие, одежда, снаряжение коня. Типовой характер лишает их конкретной исторической привязки, ставит их как бы вне определенного времени, прописывает их именно в эпическом мире.
Былина как жанр возникла в пору разложения родового строя на почве мифологии. Былина разрабатывает мотив борьбы за жену, семью. К нему примыкают мотив сватовства, поиска жен и похищения их врагами. Наиболее плодотворным в создании былин является период Киевской Руси. Былина всегда повествует о бое и победе. Былины исполнялись певцами под аккомпанемент гуслей - -пелись или сказывались нараспев, речетативом, исполнителями как правило были мужчины. Первой записью былин стала загадочным образом найденная тетрадь в последствии опубликованная где были собраны помимо былин другие песни (Сборник Кирши Данилова). Былины делятся на архаические и классические (киевские и новгородские).
Архаические былины.
К этому циклу относятся такие былины, где ярко выражены архаические черты мировоззрения человека. Это былины о Святогоре, Волхе Всеславьевиче, Михайле Потыке, Дунае.
- Элементом в архаике в былине о Святогоре представляется само имя богатыря, характеризующий явно не характерный для Руси пейзаж. В двух былинах о Святогоре богатырь погибает – не нужен он со своей исполинской силой Руси. Былина о Святогоре – единственная - представлена прозаическим текстом.
- В былине о Волхе архаично имя богатыря, оно восходит к слову волхв(кудесник)=способность к превращению; элементы расправы с женами и детьми врага – единственный по своей жестокости случай во всем былинном эпосе; факт чудесного рождения волхва от змея говорит о тотемном происхождении богатыря.
- Былина о Михайле Потыке( Потоке) входит в цикл песен о сватовстве. Ее отличает большой объем. В основе сюжета – женитьба героя на волшебнице ( представительнице враждебного мира), связанная с обязательством - в случае смерти одного из супругов другому идти в могилу живым за умершим. Архаичность этого мотива в том, что здесь отражены явления доисторического быта: обычай хоронить с умершим мужем его жену, слуг и т.д.
«киевский антураж» является лишь фоном, на котором развертывается архаический сюжет о жене-волшебнице». Конфликт в былины возникает на почве того, что Потык вначале не видит колдовской сущности жены и доверяет ей, позже вступает в борьбу с ней и с теми силами, которые ее окружают.( Авдотья Лиходеевна или Марья Лебедь Белая)
- Былина о Дунае содержит в основании сюжета топонимическую легенду о происхождении двух рек: Дуная и Настасьи. Часто упоминаемые в фольклорных песнях «Доны и Дунаи», видимо, не столько связаны с каким-то топосом, сколько это были нарицательные названия, означающие вообще реку.
Процесс трансформации архаического эпоса в классический происходит в эпоху ранней государственности.Вэпоху ранней государственности в эпосе идет трансформация смысла, смена акцентов - в борьбе с чудовищами на первый план выходит защита родной земли от внешнего врага, при этом образ врага дольше сохраняет архаические черты, историзируясь мало и крайне условно. В центре внимания раннегосударственного эпоса - дела по преимуществу человеческие; если они и имеют мифологический подтекст, то он оттеснен на задний план (хотя спор трех богинь послужил завязкой Троянской войны, он не вошел в "Илиаду", в русских былинах и "Песни о Нибелунгах" мифология лишь реконструируется, в "Песни о Роланде" роль мифологического подтекста играет противостояние двух религий).Приведенные примеры интересны с точки зрения трансформации архаического эпоса в классический, поскольку в основе названных былин - архаические сюжеты, которые почти не изменяются, происходит лишь сдвиг акцентов. Так, героиня последней былины Маринка - не кто иная, как архаическая Морена - богиня смерти, зимы, преисподней, а также плодородия114. Как богиня жизненных сил земли она не может не быть распутной. Хозяйка преисподней - хозяйка животных, отсюда - мотив превращения ею витязей (в том числе Добрыни) в туров. Наконец, то, что Маринка предлагает Добрыне свою любовь - это след обязательного для архаического эпоса мотива "брак в ином мире"; именно этот мотив в былине оказывается полностью переосмысленным - брака не происходит, а могучая богиня низводится до уровня городской распутницы. Вообще мотив отвержения героем любви богини принадлежит к числу самых распространенных в мировом эпосе - это Одиссей и Калипсо, нарт Бадыноко и Сат'ана, индийские Рама и Шурпанакха, Арджуна и Урваши и др. Иногда этот мотив встречается и в архаическом эпосе - Кухулин и Морриган, Гильгамеш и Иштар. Если архаический герой отвергает богиню потому, что она богиня смерти (отказываясь от любви Иштар, Гильгамеш перечисляет погубленных ею любовников), то раннегосударственный герой не приемлет ее из-за иномирности вообще - таким героем отвергается все нечеловеческое.
Угероя классического эпоса по сравнению с архаическим изменяется мотивация поступков: если раньше его вело стремление к славе, то теперь - чувство долга.