Пассионарная теория культуры Л.Н. Гумилева
Выдающийся русский историк и географ Л.Н.Гумилёв (1912 - 1992) внёс ряд совершенно новых моментов в развитие этнологии. Открыв явление пассионарности и феномен комплиментарности, Л.Н.Гумилёв разработал пассионарную теорию этногенеза. Он был продолжателем идей евразийства, влияние на его работы оказали В.И.Вернадский (1863 - 1945) и его идея энергии живого вещества биосферы и С.М.Широкогоров (1887 - 1939) у которого он заимствовал основные подходы к этносу.
Понятие этноса, его признаки и свойства занимает первостепенное место в работах Л.Н.Гумилёва. Единственного чёткого определения этноса автор не даёт, он скорее говорит о его природе. Он говорит о том, что этнос – это не общество и это не социальное явление. Этнос никогда не развивался по спирали и не связан с развитием способов производства.
Далее он говорит, что этнос – это не раса. Этнос - это форма существование вида Homo Sapiens и его особей, которая отличается как от социальных образований, о чём было упомянуто выше, так и от чисто биологических, какими являются расы. Каждый этнос всегда состоит из двух и более расовых типов.
Также как не совпадает этнос с расой, не совпадает он и с другим биологическим образованием – популяцией. Популяция – это простая сумма особей, живущая в одном ареале, и беспорядочно между собой скрещивающаяся. В отличие от этого в этносе всегда есть брачные ограничения и довольно часто между этносами возникает борьба, чего не бывает у популяций.
Подводя итог своим рассуждениям, Гумилёв предлагает считать этнос – явлением географическим, всегда связанным с ландшафтом, который кормит адаптированный этнос. А поскольку ландшафты Земли разнообразны, разнообразны и этносы. Они возникают, развиваются и исчезают, проходя в своем развитии закономерные фазы этногенеза.
Ставя проблему первичного возникновения этнической целостности из особей (людей) смешанного происхождения закономерно возникает вопрос: что заставляет их объединяться, что влечёт их друг к другу? Ответом на этот вопрос служит разработанный Л.Н.Гумилёвым принцип комплиментарности. Комплиментарностью Гумилёв называет неосознанную симпатию к одним людям и антипатию к другим, то есть возможна положительная и отрицательная комплиментарность. Так рождению любого социального института предшествует объединение некоторого числа людей, симпатичных друг другу.
Пассионарность – это непреодолимое внутреннее стремление (осознанное или, чаще, неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой – либо цели (часто иллюзорной). Цель эта представляется пассионарной особи ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни и счастья современников и соплеменников.
Каждый человек обладает пассионарностью, но уровни ее у разных людей различны. Согласно этому, Гумилёв подразделяют людей на три типа. Первый - пассионарии – люди с повышенной пассионарностью, их внутренняя энергия превышает тот уровень энергии, который нужен для ведения обычного образа жизни. От количества пассионариев в обществе зависит стадия этногенеза.
Второй - гармоничные личности – особи, пребывающие в равновесии с окружающей средой. Они обладают пассионарностью, но в ограниченном объеме. Когда в обществе преобладает гармоничный тип личности, оно находится в равновесии.
Третий тип личности - субпассионарии – обладают пониженной пассионарностью. Их отличает склонность к лени, пассивность, паразитизм. Число субпассионариев увеличивается в периоды упадка и разложения этноса.
Очень важной, с точки зрения этнологии, является теория о циклах этногенеза. Гумилёв, в зависимости от величины пассионарного напряжения выделяет следующие фазы этногенеза. Гомеостаз – полный баланс этноса с окружающей средой. Далее происходит толчок, вызванный энергетическими вспышками, воздействующими на биосферу. Толчок провоцирует резкое увеличение числа пассионариев, которые задают всему этносу героический импульс, подталкивая к военным завоеваниям, миграциям, интенсивному и активному образу жизни – это фаза подъёма. В следующей - акматической фазе - биохимическая энергия достигает таких значений, что паccионариев в популяции становится «слишком много» (в этой фазе их – максимум), и они начинают воевать друг с другом. Акматичеcкая фаза – это пик этногенеза, когда этнос достигает вершины своих исторических деяний. В какой-то момент наступает перегрев. При паccионарном перегреве гибнут одна за другой пассионарные особи. Результатом является определенное угасание паccионарности. Возрастает роль гармоничных особей. Происходит переход к фазе надлома и начинается спад. Некоторое время этнос ещё сохраняет жизнеспособность, которая реализуется в более мирных сферах искусства, культуры, технического развития. Это инерционная фаза – период интенсивного накопления материальных и культурных ценностей. Гумилев назвал эту фазу «золотой осенью» этноса. В этот период в обществе начинают преобладать субпассионарии, активно разлагающие этническую систему.
Завершает паccионарный цикл фаза обcкурации: распад этноса и его возврат к гомеостазу. После этого память о выдающихся достижениях этноса остается только на уровне культуры – это мемориальная фаза.
Фундаментальным вкладом Гумилева в этнологию является историческая реконструкция многих забытых и слабо изученных эпизодов из истории этносов Евразии. Он изменил образ Евразии, вернув человечеству огромный и практически неизвестный фрагмент этнической истории.
Теория Гумилёва не является общепризнанной, она не вcтретила понимания и поддержки ни у советской и наследовавшей ее современной российской исторической науки, ни у международного научного сообщества, ряд авторов подвергает её жёсткой критике. Основная претензия – это несоответствие критериям научности эмпирической теории. Но, тем не менее паccионарная теория описывает типичные процессы этногенеза и взаимодействия этносов, преподнося все в доступном (научно-популярном) изложении. Автор сам говорит о том, что для него главное – читатели, чтобы они уяснили содержание его работ. Вклад Гумилева в этнологию и изучение этногенеза велик, и его нельзя недооценивать.