Становление и развитие исторического краеведения

М.Т. Студеникин

Историческое краеведение

Москва – 2013

Содержание

Раздел I

Становление и развитие исторического краеведения

Школьное краеведение в дореволюционной России с. 7

Раздел II

Краеведение с 1917 г. до современности с. 13

Краеведческий материал на уроках истории с. 19

Связь краеведческого и общеисторического материала с. 43

Раздел III

Внеклассная работа историко-краеведческого характера в школе с. 47

Подготовка и проведение экскурсий с. 56

Ознакомление с памятниками истории культуры с. 63

Изучение изобразительных источников с. 71

Факультатив по истории региона с. 77

Кружки по краеведению с. 79

Общества по интересам и клубы с. 88

Проведение игр и викторин, олимпиад с. 92

Историко-краеведческие вечера с. 105

Походы и экспедиции с. 111

Организация и функционирование школьных музеев с. 117

Становление и развитие исторического краеведения

В 1696 г. указ Петра1 о создании атласа Сибири, работа была поручена боярскому сыну С. У. Ремезову (1642-1720). На своем атласе он должен был показать места обитания народов, их кочевья. К 1698 г. Ремезов составил «Чертеж все[ сибирских градов и земель». К 1701 г. он представил 22 карты под названием «Чертежная книга Сибири».

Начало государственного краеведения положили указы Петра 1, предписывавшего о всех интересных находках докладывать царю и награждать за поиск древностей в своей местности. В начале 18 в. был создан первый музей в России – Кунсткамера. В 1718 г. Петр 1 издал указ, обязывающий власти на местах «прежние жалованные грамоты и другие куриозные письма оригинальные» пересмотреть, переписать и доставить в Санкт-Петербург, сдавая их в Сенат и Синод.

К сбору и научному оформлению памятников старины подключились российские ученые, положив начало общественно-демократическому направлению. С.У. Ремезов к началу 18 в. составил «Историю Сибирскую», заложив основы изучения огромного региона России. В 1732-1743 гг. проходила экспедиция В. Беринга, охватившая Сибирь, берега Японии и Америки. Его Камчатская экспедиция преследовала цель по изучении. Пролива между Азией и Америкой.

В 1737 г. В.Н. Татищев возглавил Оренбургскую экспедицию. Он подготовил и разослал на места анкету, состоящую из 198 вопросов, нацеленную на сбор материала для написания «Истории Российской с самых древнейших времен». Участником Оренбургской экспедиции был Петр Иванович Рычков. Он исследовал месторождения соли, угля, нефти, железной и медной руды. Перу этого ученого принадлежит более 60 книг и статей.

В 1744 г., будучи заведующим губернской канцелярии, П.И. Рычков составил один из первых трудов по краеведению, «Описание города Оренбурга, а в 1762 г. появилась его «Топография Оренбургская», посвященная характеристике экономике этого края. В 1759 г. П.И. Рычков стал первым чл.-кор. Российской Академии Наук.

С 1765 г. по 1915 г. выходили труды «Вольного экономического общества», раскрывающие состояние крестьянства и сельского хозяйства в разных регионах России.

В 1788 г. был составлен документ, требовавший составлять на местах «краткие известия» о древней истории губерний, о народа, там живущих.

Сыном первостатейного купца Архангельска был Василий Васильевич Крестинин (1732 — 1795 гг.) — зачинатель научного исторического краеведения, корреспондент Академии наук и Московского общества истории. Разорение, постигшее отца в 1747 г., заставило Василия поступить на должность «мещанского писаря», а позднее стать архивариусом и секретарем городского магистрата. В 1759 г. им было организовано первое в России частное историческое общество в составе представителей известных в Архангельске купеческих фамилий и торговых фирм, в том числе Алексея Свешникова и А.И.Фомина. В задачу общества входило выявление, собирание и представление в Петербургскую Академию наук исторических материалов, «двинских древностей» из местных архивов и монастырей. Не исключались, по словам исследовавшего эту страницу биографии В.В.Крестинина А.А.Иванова, и собственные «упражнения в истории». Результатом этих «упражнений» Крестинина стали историко-этнографические труды, посвященные истории северного края и его народов, истории Архангельска и Холмогор, российской внешней торговли и купечества. Выявленные обществом церковные Уставы Владимира Святого и Ярослава Мудрого, список Русской правды были опубликованы в «Древней Российской Вифлиофике». Начиная с 1780 г. В.В.Крестинин почти ежегодно отправлял в Академию наук свои сочинения, которые помещались в периодических изданиях и выходили отдельными тиражами. В 1791 г. Василий Васильевич был избран членом-корреспондентом Академии наук с выплатой ежегодного пособия в 200 руб.260. Переработать!

Интерес купца-ученого к истории родного края сочетался со стойкостью гражданских убеждений и деятельным участием в общественной жизни города. Это проявилось в противостоянии давлению губернских властей на местный магистрат, в острой борьбе, развернувшейся в архангельском посаде в 60 — 90-х годах XVIII в.261. Начитанный и образованный, хорошо понимающий нужды и потребности купечества, в том числе в области профессионального обучения, он являлся автором проекта учреждения в Архангельске гимназии для купечества всей губернии, вместе с А.И.Фоминым был составителем наказа депутату в Уложенную комиссию 1767 г., входил в состав созданной тогда же в городе «Гражданской комиссии о исправлении торгов и цехов». Можно сказать, что Василий Васильевич Крестинин являлся наиболее ярким представителем формирующегося купеческого сословия, идущего по пути осознания своего значения и места в обществе. Однако нельзя упускать из вида и то обстоятельство, что Крестинин, выражая интересы и запросы купцов, сам предпринимательством не занимался и целиком посвятил себя ученой и общественной деятельности, по существу являя собой прообраз того слоя разночинной интеллигенции, который столь ощутимо заявит о себе спустя сто лет.

Первое научное краеведческое общество возникло в Архангельке в 1789 г., создателем его был В.В. Крестинин. Он был выходцем из Архангельского посада, а служил архивариусом в магистрате, мещанским писарем. В последней четверти 18 в. В.В. Крестинин издал первые краеведческие монографии о своем крае: «Исторические начатки о двинском народе древних, средних, новых и новейших времен» (1784), «Начертание истории города Холмогор» (1790), «Краткую историю о городе Архангельске». Вместе с А.И. Фоминым он основал в этом поморском городе Архангельске первое в России «Общество для исторических исследований» (1789).

В соответствии с губернской реформой Сенат в 1777 г. предписал подготовить топографические описания губерний. Такие описания в 80-е годы 18 в. составлялись по единому плану, характеризуя природные условия и экономику региона, излагая местную историю. К концу 18 в. появились добротно составленные учебники по истории и географии профессора Чеботарева, С. Плещеева, печатаются географические словари Татищева и Полунина.

На основе топографических описаний губерний в начале 19 в. (1801-1809) появился семитомный «Словарь географический государства Российского» Афанасия Щекатова. Реализуя губернскую реформу 1777 г., такие описания в последующие годы составлялись по единой программе и включали в себя описания природных условий, хоз. жизни, местной истории.

Для изучения истории Сибири многое сделали ссыльные декабристы А.А. Бестужев описал быт бурят, якутов им тунгусов (эвенков) в «Отрывках из рассказов о Сибири», очерке «Бурятское хозяйство», М. Бестужев составил очерк о возникновении и развитии города Селенгинска (поселок в Бурятии). М. Лунин написал «Исторические записки об Анадырском остроге».

В 60-х годах 18 в. М.В. Ломоносов заложил основы школьного краеведения, составил новый географический атлас России – «Ландкарта Российская». Это была сложная работы. В 1759 г. он составил и разослал анкету по истории отдельных губерний и городов. Над атласом работали ученики гарнизонной школы и гимназии при Академии Наук.

В 1761 г. М.В. Ломоносов предпринял попытку исследования края, стремясь привлечь «малых, особливо крестьянских детей» к поискам минералов – «неизвестных руд, дорогих металлов и камней». (Рукописи М.В. Ломоносова. И.-Л., 1937. С. 47). Ученый фактически разработал первую программу краеведческого изучения страны, составил академическую анкету из 30 вопросов о губерниях, провинциях и городах России. Семь лет Академия Наук собирала материалы, издав на их основе «Топографические известия, служащие для полного географического описания Российской империи» (4тома, 1771-1774).

Передовая педагогическая мысль в дореволюционной России стремилась обосновать необходимость непосредственного знакомства учащихся со своей ближайшей родиной, показать важность использования местного материала в образовательно-воспитательных целях. Признавалось, что история и география родного края должны иллюстрировать общую историю и географию всей страны. Такой подход, по мнению педагогов, позволит ученикам связывать и сближать исторические факты с их «местными отражениями», а незначительные события понимать как проявление крупных исторических процессов.

В 1782 г. в городах открываются народные училища, в программах которых учителям рекомендовалось собирать сведения о народах, там проживающих, о древних остатках и курганах и что о них повествуют, о прошлом истории губерний. Устав народных училищ требовал от учителей проводить записи важнейших местных событий, чтобы история государства Российского «имела с о временем достоверные памятники». Идеи изучать в школе природу родного края, местные промыслы и проводить экскурсии сформулированы в Уставе 1804 г. при проверке начальных учебных заведений ревизоры руководствовались следующими предписаниями:

«В поспешество лучшему и вернейшему географическому Российского государства описанию препоручить везде учителям четвертого класса, чтобы они Соединенными силами и с подкреплением своих директоров старались доставить комиссии, уповая на ее признательность и благоволение:

А) верное описание общего состояния губернии, гор, больших равнин, лесов и пр.;

Б) описание рек, которые из них судоходны и на коих мельницы и заводы какие;

В) озера и рыбные ли они;

Г) краткое известие о древней истории губернии о народах, тамо живших, есть ли древние остатки, курганы и что о них повествуют;

Д) произведения изо всех трех царств природы и которая страна или уезд того наместничества тем или другим произведением больше славится;

Е) каковы земледелие, скотоводство, рыбная ловля, промыслы, заведения, фабрики, заводы и торги не только в губернском и уездном городах, но и в деревнях, куда с оных фабрик товары по большей части в продажу отправляются;

Ж) какие науки и художества, с означением, сколько есть семинарий;

З) какое вообще свойство народа в нравах, обычаях, , какие важные наречия и к каким промыслам вообще народ этого наместничества склонен;

И) коликое число душ мужского и женского полу по всей губернии считают и как далеко отстоят уездные города или знатные селения от губернского города, в которую сторону света и при каких реках и озерах именно;

К) какой герб каждого уезда».

Артоболевский БВ. Краеведение // К истории краеведческих замыслов М.В. Ломоносова. – 1926. – Т. III. С. 55.

Вывод. В 18 в. были научно описаны Земли Сибири, Поволжья, Урала, русского Севера. Применялись анкетный и экспедиционный методы сбора материала. Появились топографическими описания, словари, путеводители, путевые записки. История края изучалась вместе с географией, ботаникой, зоологией, геологией. Большую роль в в этих исследованиях играла Академия Наук.

На рубеже 18-19 вв. к краеведению приобщаются писатели А.Н.Радищев («Путешествие из Петербурга в Москву»), Н.М. Карамзин («Письма русского путешественника»), А.С. Пушкин («История села Горюхина»).

Принцип учить детей истории с ближайшего для них места, связывая обучение с жизнью, выдвигал известный русский просветитель Н.И. Новиков в статье «О воспитании и наставлении детей» он писал: «Не заставляйте детей ваших из книг или по изустному наставлению учиться тому, что они сами могут видеть, слышать и чувствовать». Водите детей «в дома и житницы крестьянина, в работные дома художников и рукодельцев, показывайте им там, как обрабатываются многоразличные богатства земли, как приготовляются они к употреблению для пользы и удовольствия людей, научите их знать главнейшие орудия, к тому употребляемые, и почитать надлежащим образом людей, тем занимающихся». (Новиков Н.И. Избр. Пед. соч. – М.: 1959. С. 130).

Во второй половине 19 в. значительно возрастает интерес к познанию истории своей страны. Петербургский педагог и редактор журнала «Учитель» Н.Х. Вессель в 1862 г. поместил в этом журнале статью, в которой предложил при построении курсов истории общеобразовательной школы исходить из материала местной природы и общественной жизни. А циркуляр Министра народного просвещения 1867 г. рекомендовал попечителям округов обратить внимание директоров гимназий и инспекторов прогимназий на организацию библиотечек с книгами о родном крае.

В России широко распространялись и изучались идеи блестящего немецкого педагога Фридриха Дистервега. Он рекомендовал учителям обращаться к местной истории, сведениям краеведческого характера для эффективного изучения нового в содержании истории. Ученики, знакомые с местностью, которая была ареной исторических событий, живее и четче смогут представить сами эти события. Именно на этой основе в среднем звене учащихся преимущественно отрабатываются факты, и, по возможности, происходит самостоятельное объяснение фактов учениками. В случае затруднения учитель объясняет их значение и смысл, показывает взаимосвязь, сравнивает и оценивает явления общественной жизни. Упоминание на уроках о знаменитых земляках, которые жили или живут в той же местности, что и ученики, может стать предметом ближайшего изучения, причем, не имеет значения из каких источников получат школьники эти знания.

В начале 19 в. были организованы экспедиции Ф.П. Врангеля и Ф.Ф. Матюшкина. По результатам экспедиции была опубликована их книга «Путешествие по сверенным берегам Сибири и по ледовитому океану…»В 1820-1824 гг. была проведена еще одна экспедиция, в результате которой были собраны сведения о чукчах, юкагирах, тунгусах, русских старожилах и др. Были описаны быт чукчей, торговля с русскими, обычаи, верования.

Конкретное выражение интереса к познанию родной истории в общественно-культурной жизни страны вылилось в движение, названное отечествоведением. Возникают научные общества «Истории и древностей Российских» (1804), «Русское географическое общество» (1845), «Археологическое общество» (1846). На основе отечествоведения возникло родиноведение как движение, изучающее малую родину. Оно вызвало к жизни родиноведческое направление истории в школе того времени.

В 80-е годы организационными центрами краеведческой работы становятся губернские ученые архивные комиссии. Они издают описи источников и документов, включая социально-экономическую историю региона. После отмены крепостного права практические потребности земских учреждений вызвали к жизни создание центра либерального направления в краеведении «Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии», (1864 г.), установившего связи с провинциями. /Этот научный центр проводил экономические, статистические и исторические исследования края, организовывал музеи и библиотеки.

Краеведение становится местом активной общественной работы политических ссыльных, к изучению края их широко привлекало Сибирское отделение Русского географического общества. В 1818 г. ссыльный инженер Г.И. Спасский стал выпускать журнал «Сибирский вестник», который печатал отчеты «старых путешественников», описания памятников древности. Нечаевец А.К. Кузнецов в последней четверти 19 в. основал общественный музей в Нерчинске и Чите, широко привлекая к сбору древностей местное население. Народоволец Д.А. Клеменц провел экспедиции в малоисследованные регионы Центральной Азии, написал книгу о древностях Минусинского музея.

С 1838 г. выходят «Губернские ведомости», публикующие сведения по краеведению. В 40-50-е годы выходит краеведческий сборник «Памятные книги». С 1835 г. в губерниях создаются Статистически комитеты, занимающиеся подготовкой научных обзоров, а также изданиями адрес-календарей, памятных книжек. А с конца 19 в. издается серия книг «Народы России. Этнографические рассказы для детей» Н.А. Александрова. Под его редакцией изданы: «Где на Руси какой народ живет и чем он промышляет». В это время выходили журналы «Всходы», «Родник», «Детское чтение», в которых публиковались материалы по краеведению.

Наши рекомендации