Сознание как функция человеческого мозга

Современная наука исходит из представлений о биологическом единстве животного и человека. И в силу этого иногда делаются выводы о полной аналогии психических процессов у человека и животных. Но сознание человека возникло и развивалось в тесной зависимости, с возникновение и развитием человеческого мозга, на это указывает тот факт, что от уровня сложности организации мозга зависит и уровень отражательной способности сознания.

Главная функция мозга человека - хранение и переработка информации, получаемой человеком в процессе познавательной деятельности. Мозг человека симметричен (полушария), но в функциональном отношении между полушариями существует большое различие.

Левое полушарие отвечает за все виды речевой деятельности (понимание, говорение), обеспечивает процессы речи и письма, чтения , осуществляет счетные операции, относит объект к определенным классам.

Правое полушарие контролирует ориентировку в собственном теле (восприятие пространственных отношений, правильная координация).

Сознание не только отражает действительность, но и позволяет высказать к ней определенные отношения. Поэтому в структуру сознания входят: память, эмоции, чувство, воля, мотивация.

Концепция Спиркина

Под сознанием имеется в виду способность идеального отражения действительности, превращение объективного содержания предмета в субъективное содержание душевной жизни человека.

Сознание - это не просто образ, а психическая (идеальная) форма деятельности, которая ориентирована на отражение и преобразование действительности.

Сознание - высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и преобразовании действительности, а также в предварительном мыслительном построении действий и предвидении их результатов.

Концепция Иванова (сознание по Иванову)

Иванов представляет поле сознания в виде круга. Каждый сектор отвечает за определенную функцию.

Первый сектор: сфера телесно - перцептивных способностей и получаемых на их основе знаний. К этим способностям относятся: ощущения, восприятие, конкретные представления, с помощью которых человек получает первичную информацию о внешнем мире, о собственном теле и о его взаимоотношениях с другими телами. Главной целью этой сферы познания является полезность и целесообразность поведения человеческого тела в мире окружающих его природных, социальных, человеческих тел.

Второй сектор: логико-понятийные компоненты сознания. С помощью мышления человек выходит за пределы непосредственного чувственного данного в сущностные уровни познаваемых объектов. В эту сферу входят: общие понятия, аналитико-синтетические мыслительные операции, жесткие логические доказательства. Главной целью является истина.

1 и 2 сектор образуют внешне-познавательную составляющую сознания.

Третий сектор: его связывают с эмоциональным компонентом сознания. Она лишена непосредственно связи с внешним миром. Это сфера личностных, субъективно-психологических переживаний, воспоминаний, предчувствий. В эту сферу входят:

· Инстинктивно-аффектные состояния (предчувствие, неотчетливые переживания, стрессы, галлюцинации)

· Эмоции (гнев, страх, восторг)

· Чувства, которые отличаются большей отчетливостью (наслаждение, любовь, симпатия, антипатия)

Главной целью сферы является принцип удовольствия.

Четвертый сектор: ценностно-мотивационный компонент. Здесь содержатся высшие мотивы деятельности и духовные идеалы личности, а также способности к их формированию и творческому пониманию в виде фантазий, воображения. Главной целью сектора является красота, правда и справедливость.

3 и 4 сектор образуют ценностно-эмоциональную составляющую сознания.

Проблема сознания связана с вопросом о самосознании. Считается, что предметное сознание ориентировано на осмысление окружающего человека мира, при самосознании субъект делает объектом самого себя. Объектом анализа становятся собственные представления, мысли, чувства, переживания, цели, действия, положение в семье и коллективе.

Источники сознания

1. Внешний предметный и духовный мир, природные социальные и духовные явления, которые отражаются в сознании в виде понятийных образов

2. Социокультурная среда, общие понятия, этические и эстетические установки, социальные идеалы, правовые нормы, накопленные обществом знания

3. Духовный вид индивида, его собственный уникальный опыт жизни, переживаний, т.е. в отсутствии непосредственных внешних воздействий человек способен переосмысливать свое прошлое, контролировать свое будущее

4. Мозг. Химико-биологическое состояние мозга - это один из факторов, воздействующих на характер восприятия мира.

5. Космическое информационно-смысловое поле (мозг берет информацию из космоса)

Бессознательное

сознание мозг душевный человеческий

Наряду с сознанием, в психике человека существует сфера бессознательного.

Бессознательное - это совокупность психических явлений и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающиеся (в данный момент) контролю со стороны знания. К бессознательному относится:

- сны

- гипнотическое состояние

- состояние невменяемости

- оговорки, описки

Все то, что не находится в данное время в фокусе сознания личности, но может быть включено в сознание посредством памяти, не следует относить к бессознательному.

- инстинкты могут порождать и порождают у человека подсознательные желания, эмоции, волевые импульсы, но позже могут попасть в сферу сознания, а может произойти наоборот. Так называемые «Автоматизмы» и интуиция могут зарождаться с помощью сознания, но потом перейти в сферу бессознательною.

Бессознательное по Фрейду.

З.Фрейд пришел к выводу о существенно важной, а порой даже решающей роли бессознательного. Психика человека по Фрейду имеет три сферы: «Оно», «Я», «сверх-ая».

«Оно» - сфера бессознательного, в которой сосредоточены различные биологические влияния: влечения сексуального характера, и вытесненные из сознания идеи. Здесь главенствует принципы удовольствия, наслаждения.

«Я» - сфера сознательного, своеобразный посредник между бессознательными влияниями человека и внешней реальностью, кот. включает в себя природное и социальное окружение. Уровень «Я» стремится заменить принцип наслаждения принципом реальности, хотя это ему не всегда удается.

«Сверх-ая» - внутриличностная совесть, установки общества, идеалы, нормы, ценности, т.е. своего рода моральная цензура.

«Я» стремится быть посредником между миром и «Оно» и для мира «Оно».

Фрейд преувеличил значение бессознательного. Фрейд преувеличил значение «Оно» по отношению к «Я» и говорил, что человек вынужден постоянно терзаться и разрываться между биологическими влияниями и осознаваемыми социальными нормами. По Фрейду биологическое бессознательное является определяющим.

Г. Юнг в сфере бессознательного выделил так называемые «архетипы». Если комплексы переживаний, вытесняемые из сознания в бессознательное у Фрейда является результатом индивидуальной жизни, то архетипы Юнга связаны с коллективной жизнью людей и закрепляются в жизни человека, передаваясь из поколения в поколение.

Архетип «Тень» - представляет собой образ низменного и антисоциального в человеке.

Архетип «Персона» - маска, под ней скрывается архетип «тень», её очень часто пользуется человек, чтобы скрыть антисоциальную сущность.

Архетип «Аниме» - женское начало мужчины.

Архетип «Анимус» - мужское начало женщины

Ведут как к взаимопониманию мужчины и женщины, но могут приводить к психическим кризисам при несовпадении идеализированных представлений с реальным человеком.

Архетип «Самость» - предопределяет всю жизнедеятельность человека, направленную на достижение ценностей и единства составных его частей.

Бессознательно и сознательное являются двумя относительно самостоятельными сторонами единой психологической реальности человека. Между ними часто возникают противоречия, конфликты, но они все же взаимосвязаны, взаимодействуют между собой и способны достигать гармоничного единства.

Язык и мышление

Язык - специфический способ человека- способ бытия сознания. Он служит для фиксирования, воспроизведения, передачи и приема мысли. Хотя мысли обычно возникают до их языкового выражения, свою четкость они обретают именно благодаря языку. Можно выделить 2 ф-ции языка:

общение

мышление

Мышление - сложный многогранный психический процесс, имеющий свою структуру. С точки зрения способа своего внешнего выражения в нем выделяют 2 формы:

немая внутренняя речь, бессловесное размышление, внешне выраженное молчанием.

Физически выраженная форма размышления, имеющая словесный или бессловесный вид, формы слов, жестов и мимики (вербальный и невербальный)

Мышление может классифицироваться и в зависимости от характера тех объектов, кот-ые оно отражает:

конкретное мышление, которое выраженно в терминах, словах,знаках, обозначающие отдельные конкретные вещи. Данный вид мышления связан с материальной реальностью.

Абстрактное мышление, выраженное в обобщающих, отвлеченных понятиях, обозначающие невидимые связи между видами, родами, классами предметов и явлений. Он отделен от материальной реальности.

И абстрактное и конкретное мышление выражается в знаках, символах, словах, в устной и письменной речи, в языке.

Язык - материальное ср-во выражения идеального духа, сознания, мышления.

Виды языков:

речевая форма - устная и письменная речь

неречевая - мимика, жесты, телодвижения.

Специальные языки - язык наук (мат., хим.)

Различные системы сигнализации - дорожные знаки, морские сигналы, схемы.

Язык мог возникнуть только в обществе, т.е. он социально обусловлен. Язык, как средство общения играет важную роль в общественно трудовой деятельности людей.

Общее между сознанием и языком, состоит в том, что они 1) исторически возникли одновременно, т.е. идеи не могут существовать отдельно от языка. 2) и мышление и язык явл-ся продуктом длительного социально-исторического процесса. Язык и мышление не тождественны.

Отличия:

слово отражает лишь сущность предмета, не весь предмет, со всеми его многообразными свойствами. Мысль охватывает большее число свойств предмета.

В тройке сознание, слово, реальность, слово занимает срединную позицию, связывая сознание с реальностью. Таким образом, слово влияет и на мышление (поясняя его), и на реальность (преобразование).

Мысль - мимолетное, неустойчивое, смертное. Слово - более устойчиво, стабильно и бессмертно. Слово - воробей - вылетит - не поймаешь.

Наши рекомендации