Глава 4 Геральдика. Вексиллология

Название геральдики– вспомогательной исторической дисциплины, происходит от латинского слова heraldus – глашатай. Основной объект геральдического исследования – герб (от польского herb, старочешского — herb, erb, немецкого Erbe – наследство). Гербы принадлежали отдельным лицам, городам, областям, государствам; в средние века – различным ремесленным корпорациям – цехам, купеческим гильдиям и т. д. Они помещались на вооружении, доспехах, одежде, мебели, коврах, посуде, ларцах, каретах, печатях, монетах, бумажных деньгах, на архитектурных сооружениях в виде художественной лепки, на витражах, где их красочность была особенно ощутимой, на фресковой росписи потолков и стен дворцов. Гербами отмечались книги, портреты. Они использовались в качестве украшений на надгробных плитах. Там они заменяли соответствующие надписи.

Основной задачей геральдики является атрибуция (определение принадлежности) гербов, на основе которой можно установить дату и место производства того или иного предмета материальной культуры, имеющего изображение герба.

По гербу можно многое узнать о владельце вещи, например его титул. Частные гербы имели изображение головного убора, которое помещалось над щитом в виде короны (княжеской, графской, баронской, дворянской) или шляпы для духовных лиц. Герб помогает проследить историю (судьбу) вещей. Например, известный геральдист В.К. Лукомский с помощью гербовых эмблем определил судьбу колымаги Никиты Ивановича Романова – двоюродного брата царя Михаила Федоровича. Герб из железа на колымаге представлял изображение колонны, увенчанной короной. Это был польский герб «Колонна», которым пользовались в Польше около 30 шляхетских родов. Помещенные по сторонам гербовой фигуры буквы помогли Лукомскому раскрыть имя и фамилию польского владельца колымаги – Франца Лесьновальского, брянского старосты. Вероятно, эту колымагу приобрел для своего трудного путешествия обратно в Россию патриарх Филарет, который был в польском плену с 1611 по 1619 г. По возвращении в Россию Филарет Романов подарил колымагу своему племяннику Никите Ивановичу Романову.

Герб помогает в определении экономических, культурных, родственных связей, династических браков, демографических процессов внутри господствующего класса, в том числе и коронованных особ. В этом отношении показателен родовой герб Романовых. В правой части их гербового щита был помещен собственно герб рода Романовых, в левой части – гербы западноевропейских дворов, с которыми императорская семья породнилась в результате династических браков на протяжении XVIII – начала XX в.: герб шлезвиг-голштинский, включающий гербы норвежский, шлезвижский, голштинский, сторнмарнский, дитмарсенский. На малом среднем щите были показаны в правой стороне – герб ольденбургский, а в левой – герб дальменгорский.

Сражение. Фрагмент из старинной книги

Геральдика тесно связана с нумизматикой, археологией и другими историческими дисциплинами, но в первую очередь, со сфрагистикой и генеалогией. В настоящее время на предмет исследования геральдики высказываются различные точки зрения. Предлагается даже заменить ее название другим – эмблематика. И все же в узком смысле слова геральдика была и остается гербоведением.

Происхождение гербов. Обязательной частью герба является гербовая эмблема. Появление эмблем – условных символических изображений каких-либо понятий, идей и т. д. – относится к глубокой древности. Они зародились в странах античного мира и первоначально олицетворяли отвлеченные понятия, например: сова – мудрость и др. Затем такие изображения стали знаками-символами древнегреческих городов-государств и их колоний: Афины – сова, Коринф – пегас, Мирмекий – муравей. Их стали помещать на монетах, печатях и других предметах, но они еще не являлись гербами. Отличительные знаки стали превращаться в гербовые эмблемы, когда они стали приобретать наследственный характер.

Было две главные причины появления гербов. Первая связана с повсеместным введением рыцарского шлема с закрытым забралом, т. е. особенностью средневековых военных доспехов, скрывавших лица воинов во время военных действий и турниров. Таким образом, рыцарские турниры – популярные в средневековой Западной Европе военные состязания – привели к появлению на щитах рыцарей различных отличительных изображений. Постепенно эти отличительные знаки стали наследственными, родовыми.

Вторая причина появления гербов связана с общим развитием цивилизации в Западной Европе XII в., с развитием социальных процессов в средневековом обществе, с усилением консолидации и иерархизации господствующего класса. Гербы были призваны четко обозначать место их обладателя, его сословие (отличие), профессиональную принадлежность, право на владение землей, положение внутри господствующего класса. Сама геральдика, отражая своеобразие средневекового мышления, стала в символической форме выражать социальные отношения. Возникшее из практических соображений гербовое изображение (для отличия рыцарей во время турниров) в дальнейшем стало отвечать социальным потребностям феодального класса. В связи с этим, в средневековом обществе герб получил правовой аспект: если в него включалась эмблема какой-либо земли, то это расценивалось как знак владения этой землей, и с помощью эмблематики герба можно было выиграть судебный процесс. Претендовать на один и тот же герб было равносильным претендовать на одни и те же владения.

Рыцарь носил геральдические изображения на щите, шлеме, воинском снаряжении и предметах быта: блюдах, кубках, мебели, каминах, стенах, воротах и др. Герб стал обязательным атрибутом погребальной церемонии. Вокруг смертного одра рыцаря ставились свечи, украшенные маленькими гербовыми щитами покойного. Тело рыцаря одевали в гербовую коту. Он покоился на ткани, расшитой его гербовыми фигурами. Гербом украшались катафалк и стенки каменного саркофага (особенно в XIII–XV вв.).

Мода на парад гербов во время траурной церемонии не прошла и в XVII в. Интересно описание траурного поезда шведского короля Густава II Адольфа. В церемонии похорон были задействованы 33 лошади, каждую из которых вели по два офицера. Лошади везли штандарты, на которых были изображены гербы 33 провинций – всего 66 штандартов, по два одинаковых на каждой лошади. Гербы демонстрировали современникам и потомкам, сколь огромными были территории, принадлежавшие Швеции к тому времени как погиб Густав II Адольф. Почти через 50 лет после этого события ратификационная грамота короля Карла XII на Кардисский и Плюсский договоры и «Московское постановление» 1684 г. насчитывала уже 53 гербовых изображений шведских провинций, а также 5 отдельных щитов с изображением элементов государственного шведского герба, полный шведский герб и миниатюрный портрет Карла XII.

Герольды и труды по западноевропейской геральдике. Массовость употребления гербов вызвала к жизни потребность в лицах, специально занимавшихся геральдикой. Ими стали представители сеньоров – герольды. Они ведали церемонией турниров, составлением гербов, дипломатическими переговорами, обменом пленными. Сначала герольды на память знали, кому принадлежит каждая гербовая эмблема. Но со временем гербов становилось все больше, и они становились более сложными. Было невозможно держать в памяти такое большое количество информации. Тогда стали появляться трактаты и справочники о гербах, в первую очередь в странах, где геральдика играла заметную роль в общественной и политической жизни.

Материалы, из которых мы узнаем о самых ранних европейских гербах, делятся на вещественные (изобразительные) и письменные.

К изобразительным относятся сами гербы, дошедшие в дипломах, рукописях, книгах, в изображениях на печатях, монетах, надгробных плитах, стенах, витражах, миниатюрах.

Теоретические вопросы геральдики нашли отражение в родовых книгах, судебных постановлениях, хрониках, например в хронике Яна Длугоша «Грюнвальдская битва». Одним из первых сочинений по геральдике был трактат, составленный во 2-й половине XIII в. в Германии Конрадом Вюрцбургским. Он был поэтом и изложил правила теоретической геральдики в стихах.

Сохранилось и несколько древнейших гербовников, содержащих письменные и изобразительные материалы. Среди них «Хроника» Матвея Парижского (XIII в.), включающая 75 гербовых щитов (хранится в Лондоне в Британском музее, в 1881 г. издана в Берлине). К 1300 г. относятся английские гербовые свитки, содержащие изображение 486 гербов (хранятся в Лондоне, изданы в 1884 г.). К началу XIV в. относится учреждение в Венеции «Золотой книги», в которую записывались родословные венецианского дворянства. Эта книга состояла из многих томов. Наряду с генеалогией, там были даны изображения родовых гербов.

В XVI в. появляется практика создания гербовников для целых королевств. К таким относится Книга гербов королевства Наварры.

Гербы и их художественное оформление начали интересовать не только их составителей (герольдов), но и многих образованных людей того времени: юристов, теологов, художников, врачей. В XVI–XVII вв. число трактатов по геральдике значительно выросло. В них разрабатываются правила общей композиции герба, определяются его обязательные и дополнительные компоненты (короны, мантии и др.), систематизируются фигуры. XVI–XVII вв. – период «бумажной» геральдики, наступившей вследствие ухода в прошлое «живой» – рыцарской геральдики. Переход к «бумажной» геральдике был связан с изменениями военного дела – техники ведения боя и вооружения, отказа от рыцарских турниров и от прежней оценки рыцарской культуры вообще.

Формы щита

Европу захлестнула гербовая лихорадка. Во многих странах создаются специальные учреждения для составления и хранения гербов и упорядочения пользования ими. В учебных заведениях основываются кафедры геральдики, а в Германии, Франции, Англии возникают школы геральдистов. Правила составления гербов получили научную основу. Трудами С.П. Санкты (1638), К.Ф. Менетрие (1658), Ф.Я. Шпенера были закреплены геральдические правила, выработанные в прежние века, и собственно геральдический художественный стиль. В XVIII в. получили распространение учебники и пособия по геральдике. Среди них – геральдическое руководство И.Х. Гаттерера «Очерки геральдики», изданное во 2-й половине XVIII в. и получившее признание в европейском геральдическом мире. В самом начале XIX в. оно было переведено на русский язык Г. Мальгиным и издано пособие под названием «Начертание гербоведения».

Теоретическая геральдика. Предметом теоретической геральдики является совокупность правил и приемов составления гербов, без знания которых невозможно их правильное прочтение и определение. В соответствии с этими правилами, герб составлялся из различных частей: щита, шлема, короны, нашлемника, намета, щитодержателей, девизов, мантий и различных украшений вокруг щита. Однако не в каждом гербе было обязательным одновременное наличие всех этих частей. Одни из них были главными, обязательными, другие – нет. Главной частью герба является щит. Различают несколько видов геральдических щитов: французский– четырехугольной формы с заострением внизу в середине. Высота такого щита должна быть равной 9/8 его ширины; испанский– тех же размеров, что и французский, но с плавно закругленной нижней частью; варяжский– треугольный, с плавно изгибающимися боковыми сторонами; итальянский– овальной формы и германский– щит вычурно вырезанной формы. Кроме них существовали круглые, косоугольные и квадратные щиты. В русской геральдике самой употребительной стала французская форма щита.

Как правило, гербы были рельефными, но могли быть плоскостными, цветными. Они составлялись из металлов, эмалей (финифти) и мехов. Из металлов употреблялись только драгоценные – золото и серебро. Использовались финифти пяти цветов – красного, голубого или лазоревого, зеленого, пурпурного и черного.

Основное правило составления герба запрещало накладывать металл на металл и финифть на финифть.

Поскольку гербы часто помещались как владельческие знаки на самых различных бытовых предметах, например на фамильном столовом серебре или на личных печатях, они гравировались по определенным правилам изображения цветов. По этим же правилам гербы изображались на бумаге. Золото передавалось черными точками по белому полю, а серебро – белым, незаштрихованным полем. Цвета финифтей изображались соответствующими красками, а графически следующим образом: красный цвет – вертикальными линиями, голубой – горизонтальными линиями, зеленый – диагональными линиями справа налево, пурпурный – диагональными линиями слева направо, черный – пересекающимися горизонтальными и вертикальными линиями. При этом надо обязательно учитывать, что в геральдике правой стороной щита является левая от зрителя. При изображении на гербе можно было использовать телесный цвет.

Графические изображения металлов и красок в гербах

Из мехов при составлении герба употреблялись горностаевый и беличий. Первый графически изображался черными значками в виде хвостиков по белому полю, второй – голубыми фигурками, по форме напоминающими разделанную и развернутую по белому полю беличью шкурку. Горностаевый мех изображался более сложными стилизованными фигурами. Иногда горностаевый мех изображался белыми значками по черному полю; в этом случае мех назывался противогорностаевым.

Графическое изображение меха в гербах

Геральдические цвета, металлы, меха имели в средние века свою внутреннюю иерархию. Наиболее благородным из цветов считался красный, наиболее низким – черный цвет; из металлов самым почетным был золотой, из мехов – горностаевый. Щиты могли быть одноцветными или многоцветными. В последнем случае они разделялись на части, передававшиеся различными цветами. Щит, разделенный пополам по вертикали, называется рассеченным; разделенный пополам по горизонтали – пересеченным; разделенный на две части из угла в угол – скошенным справа или слева. Щит, разделенный одновременно по вертикали и по горизонтали, является одновременно и рассеченным, и пересеченным. Применялись и другие виды делений, например вилообразно разделенный, клинчатый. Деления щита могли быть образованы и кривыми линиями. В этом случае они имели соответствующие названия – зубчато-пересеченный, вогнуто-рассеченный, остриевидно-рассеченный и т. д. Деление герба зубчатыми линиями было, например, характерным для немецких гербов.

В гербах встречаются самые различные сочетания основных делений щита, причем каждая комбинация имеет свое название.

Деление щита

Фигуры, помещавшиеся на щите герба, делятся на геральдические и негеральдические. Различают шесть основных геральдических фигур: глава щита– 2/7 его длины сверху дается другим цветом; если пропорция меньше, то такую главу называют вершиной;

оконечность, или подножие (подошва), – 2/7 длины щита снизу выделяется другим цветом;

столб– 1/3 ширины щита посередине выделяется другим цветом; столб мог быть сдвинут вправо или влево;

пояс– 1/3 длины щита посередине выделяется другим цветом; он мог быть повышен или понижен;

перевязь– 1/3 щита по диагонали справа или слева выделяется другим цветом; она могла быть сужена, повышена, сдвинута.

стропило– две встречные перевязи, не достигающие верха щита; эта фигура считается главной. Стропило могло быть опрокинутое.

Часто при составлении гербов употреблялись и многие другие геральдические фигуры, являвшиеся самыми различными комбинациями основных. Их известно около двухсот. Чаще других встречаются кресты, образующиеся в результате пересечения столба и пояса (прямой крест), пересечения перевязей (Андреевский крест), двух перевязей и столба (вилообразный крест) и другие виды крестов – классический (красный), орденский (кавалерский), латинский, лотарингский и др.

Геральдические фигуры

Негеральдические фигурыделятся на естественные, искусственные и легендарные. К естественным фигурамотносятся изображения живых существ (человека, зверей, птиц и др.), небесных светил (солнца, луны, звезд) и стихий (огня, воды). Все живые существа, согласно правилам геральдики, изображаются смотрящими в левую от зрителя сторону. К искусственнымфигурам относятся изображения самых различных предметов, созданных человеком, – лука, меча, сабли, шпаги, стрелы, подковы и др.

К легендарнымфигурам относятся изображения существ, не имеющихся в природе, – дракона, двуглавого орла, единорога, пегаса, гидры, птицы Феникс и др.

Фигуры герба имели свою символику. Лев был символом власти и великодушия; конь – храбрости, зоркости, быстроты; петух – боя; орел – власти; дуб – силы; оливковое дерево – мира; лавровая ветвь – победы; лисица – лукавства; пчела – трудолюбия; лебедь – пения; павлин – тщеславия; аист с камнем в согнутой лапе – бдительности; кипарис – смерти; звезда – сверкания, которое не умаляется; змея, снимающая кожу – женской юности, которая возобновляется и др.

Все остальные части герба являются необязательными. Шлем,часто помещавшийся над щитом, в основном был двух видов – округлой формы (западноевропейский) и остроконечной (русский). Он мог изображаться как в фас, так и в профиль (в правую геральдическую сторону).

Коронапомещалась как над шлемом, так и под ним. Иногда она заменяла собой шлем. В русской геральдике различаются княжеские, графские, баронские и дворянские короны, в западноевропейской, кроме перечисленных, – герцогские, маркизские, виконтские, а также различные головные уборы католического духовенства: папская тиара, кардинальская, архиепископская, епископская, прелатская и священническая шляпы.

Нашлемникизображался «возникающим», т. е. выходящим над шлемом или короной, как правило, в виде отдельной части фигуры: крыльев орла, перьев страуса, руки человека, держащей саблю или меч, части животного.

Мантия и намет – это изображения плащей средневековых рыцарей. Мантия– бархатное полотнище, выходящее из-под короны и подложенное мехом горностая. В русской геральдике мантия встречается только в княжеских гербах, а также в гербах некоторых дворянских родов, ведущих свое происхождение от удельных князей.

Намет– украшение в виде виньетки, выходящее из-под шлема. Верхняя его сторона могла быть любого цвета, кроме золотого и серебряного, а нижняя, наоборот, – золотой или серебряной.

Щитодержатели– естественные или легендарные фигуры, поддерживающие щит с боковых сторон. Возникновение щитодержателей связано с идеей, что у рыцаря были слуги. Они изображались в виде людей, животных, птиц, рыб. Щитодержателей могло быть два или один. У французских королей были в разное время то один, то два ангела. Щитодержателями герба рода Орсини были медведи, герба Строгановых – два соболя. Щитодержатели могли быть разными. Герб английских королей после присоединения Шотландии имел щитодержателями английского льва и шотландского единорога. Девиз– краткое изречение (часто на латинском языке), характеризующее определенные принципы жизни, поведения, убеждения и т. п. владельца герба. Как правило, он помещался на ленте под щитом, при этом цвет ленты и букв надписи соответствовали основной расцветке поля герба и главной фигуры. Общеизвестен девиз на гербе А.А. Аракчеева: «Без лести предан».

Сеньюназывается шатер, помещавшийся под мантией государственного герба.

Таким образом, теоретическая геральдика рассматривает вопросы составления и описания гербов. При этом описание производилось по строго определенным правилам. Например, в рассеченном щите сначала описывалась правая геральдическая сторона, затем левая; в пересеченном – сначала верхняя часть, затем нижняя.

Практическая геральдика рассматривает вопросы классификации гербов, их происхождения, истории и принадлежности.

Российская геральдика

Появ ление гербов в России. Об эмблемах и гербах в России было известно задолго до развития отечественного герботворчества, основанного на правилах теоретической геральдики. Последнее доказывается появлением на государственной печати Ивана III эмблем государственного герба, изображением 22 городских эмблем на государственной печати Ивана IV, 33 городских эмблем, выполненных в 1672 г. в «Титулярнике» царя Алексея Михайловича, наличием родовых гербов в конце XVII в. у некоторых представителей «выезжих» родов.

Когда же в России появились гербы? Ответ на этот вопрос остается дискуссионным и зависит от понимания того, что такое герб.

Одни исследователи отождествляют гербы с наследственной эмблемой, тем самым удревняя время рождения гербов, искусственно хронологически притягивая их появление в России к XII в. – времени их появления на Западе. Подобный подход ошибочный.

Другие исследователи полагают, что герб – это символическое изображение, утвержденное верховной властью, состоящее из строго принятых элементов, в том числе наследственных эмблем, построенных по установленным геральдическим правилам. Эта формулировка герба более убедительна. Она включает обязательное утверждение герба властью, наследственность эмблем и построение герба с учетом правил геральдики.

Государственный герб России. Государственный герб – это символика государства, изображаемая на печатях, монетах, бумажных денежных знаках, документах, знаменах, правительственных учреждениях, предметах и др. Эмблематику российского герба составили всадник, поражающий змия, и двуглавый орел. Элементы герба складывались постепенно. Например, всадник, которого называли «ездецом», «сокольником», первоначально появился на печатях и монетах московских князей в конце XIII–XV в. Всадник трактовался как светский воин, в котором современники видели прежде всего князя – защитника Русской земли. В пользу этого говорит изображение всадника без нимба над головой, т. е. «светского» всадника, а также свидетельства письменных источников. Так, новгородский архидиакон Геннадий, побывавший у александрийского патриарха в XVI в., на вопрос патриарха, кто изображен на печати, привешенной к грамоте Ивана IV, ответил: «Государь на коне». Эту же мысль подчеркивал подьячий Посольского приказа Г.К. Котошикин: «В истинной

Московского княжества печати вырезано – царь на коне побеждает змия». В официальном объяснении государственного герба, данного при царе Алексее Михайловиче, изображение всадника на коне истолковывалось как изображение царского наследника, побеждающего врага.

Трактовка эмблемы всадника как святого Георгия Победоносца появляется при Петре I, который называл его «святым Егорием». Возможно, это было связано с популярностью святого Георгия Победоносца на Западе как покровителя воинов. Сходство светского изображения князя – защитника Отечества и канонического изображения святого Георгия в сюжете «чудо о змие», а также влияние западной моды привело к переосмыслению этой эмблемы Государственного герба.

Изображение змия на печатях появилось давно, причем до Ивана III оно часто давалось в совокупности со святым Федором, колющим змия, в композиции «чудо о змие». Только начиная с Ивана III «змий» стал даваться в композиции со светским всадником-князем, его поражающим. Такое сочетание не было случайным. Иван III, при котором произошло свержение монголо-татарского ига и образование Российского централизованного государства, видел в «змие» зло, в какой бы форме оно ни выражалось: в виде внешнего врага или в виде княжеских усобиц, раздирающих Русскую землю изнутри. Поражение князем-защитником этого зла символически подчеркивало значимость акта централизации и особую роль в этом процессе московского великого князя.

Со времени Ивана III на государственной печати появилось еще одно изображение – двуглавый орел. Первым трактовку двуглавого орла как герба Византийской империи дал В.Н. Татищев. Он связал его появление в России с женитьбой в 1472 г. Ивана III на византийской принцессе Зое (Софье) Фоминишне Палеолог, племяннице последнего византийского императора, наследовавшей двуглавого орла, которого Иван III Васильевич принял «за государственный герб». Версия В.Н. Татищева о заимствовании двуглавого орла из Византии закрепилась в историографии. Однако в настоящее время она подверглась критике. Появление двуглавого орла в государственном гербе стали объяснять контактами России с императорами Священной Римской империи из дома Габсбургов или с южнославянским влиянием. Исследователи доказали, что герб Византийской империи, составленный при Палеологах в 1327 г., не был двуглавым орлом, а представлял собой крест, образованный четырьмя буквами В. Иван III взял в качестве государственной эмблемы двуглавого орла, подчеркивая родство и равенство русских государей с правителями западных держав.

Самым ранним памятником, на котором изображены государственные эмблемы России, является двусторонняя восковая печать, скрепляющая грамоту Ивана III волоцким князьям 1497 г. На лицевой ее стороне помещено изображение всадника, поражающего копьем змия, и круговая надпись: Велики князь 1оанъ Б(о)жиею милостию господарь всея Рус. На другой стороне изображен двуглавый орел с распростертыми крыльями и коронами на головах. Круговая надпись продолжает легенду лицевой стороны: I велики князь влад. и моск. нов. пск. твер. уго. вят. и пер. и бол. Именно с печатью 1497 г. Н.М. Карамзин связал истоки символики позднейшего государственного герба, что, скорее всего, и послужило причиной организации празднования 400-летия русского государственного герба в 1897 г.

Так как эмблемы государственного герба изображались с двух сторон вислой печати (с одной стороны – двуглавый орел, с другой – всадник, поражающий змия), для нас интересно, когда изображение всадника перейдет с обратной стороны печати на грудь орла, т. е. когда эмблемы герба приобретут свой законченный вид. Это соединение эмблем произошло на большой государственной печати Ивана IV.

В дальнейшем эта композиция главной эмблематики государственного герба становится устойчивой. Изменения касаются лишь второстепенных деталей, наблюдения над которыми помогают в датировке герба: положение и внешний вид крыльев орла, положение всадника, наличие цепи и ордена Андрея Первозванного вокруг щита на груди орла и др.

Первое официальное описание государственного герба, сделанное в соответствии с основными правилами геральдики, относится к 1667 г.: «Орел двоеглавый есть герб державный великого государя, царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великие и Малые и Белые России самодержца, его царского величества Российского царствия, на котором три коруны изображены, знаменующие три великие – Казанское, Астраханское и Сибирское – славные царства, покоряющиеся Богом хранимому и высочайшей его царского величества милостивейшего государя державе и повелению. На правой стороне орел три грады своими писаньми образуют восточных, западных и северных; под орлом знак отчича и дедича; на персех изображение наследника, в пазноктех – скипетр и яблоко, и являют милостивейшего государя, его царского величества, самодержца и обладателя».

На большой государственной печати 1698/99 г. всадник изображен в центре двуглавого орла, на его груди. На крыльях и вокруг орла помещались печати царств и столиц княжеств, включенных в полный царский титул.

Первый геральдист в России Франциско Санти

В 1722 г. в истории русской геральдики произошло важное событие. Указом Петра I при Сенате была образована Герольдмейстерская контора, задачей которой было составление гербов по правилам теоретической геральдики. Первым герольдмейстером был назначен Степан Андреевич Колычев. Его помощником в составлении гербов стал итальянец граф Франциско Санти, получивший образование во Франции. В 1722 г. Ф. Санти представил для государственной печати рисунки и описание государственного герба на французском языке. Перевод этого описания сделал Б. Волков, человек далекий от геральдической науки: «Поле золотое или желтое, на котором изображен императорский орел песочной, т. е. черной, двоеглавой… На орловых грудях изображен герб великого княжества Московского, который окружен гривою или цепью Ордена Святого Андрея. И есть сей герб таков, как следует. Поле красное, на котором изображен Святой Георгий с золотою короною, обращен он налево, он же одет, вооружен и сидит на коне, которой убран своею збруею…, а все то колера серебряного или белого; оной Святой Георгий держит свое копье в пасти, или во рту змия чернаго». Кроме того, Ф. Санти представил описание еще шести гербов: Киевского, Владимирского, Новгородского, Казанского, Астраханского, Сибирского, которые предполагал разместить на крыльях орла. В основу государственного герба Санти положил рисунки «Титулярника» 1672 г., придав им геральдическую форму, использовав определенные геральдикой цвета и металлы. Таким образом, судя из описания герба 1722 г. всадник был назвал впервые Святым Георгием. Так называл его Петр I. Так называл его и Франциско Санти. При Павле I в 1797 г. двуглавый орел государственного герба был дополнен мальтийским крестом. Указом императора Александра I от 26 апреля 1801 г. был восстановлен прежний герб без мальтийского креста. При Николае I в правой лапе орла появились громовые стрелы и факел, а в левой – лавровый венец.

В 1856 г. при императоре Александре II было внесено новшество в гербовую фигуру святого Георгия Победоносца, который был повернут в правую геральдическую сторону.

В 1882–1883 гг. при Александре III были утверждены Большой, Средний и Малый Государственный гербы.

Описание этих гербов, дано в Своде законов Российской Империи (т. I, ч. I).

Большой Государственный герб был насыщен различными деталями. В центре на щите помещался двуглавый орел, коронованный тремя коронами. В лапах у орла были скипетр и держава. На груди орла был дан святой Георгий Победоносец. Щит был увенчан шлемом святого великого князя Александра Невского. Вокруг щита изображалась цепь ордена святого апостола Андрея Первозванного. Щитодержателями были святые архистратиг Михаил и архангел Гавриил. Над шлемом Александра Невского была сень, коронованная, с девизом «С нами Бог!» и подложенная горностаем. Над сенью возникала государственная хоругвь с изображением Среднего Государственного герба.

Вокруг главного щита располагались гербы царств: Казанского (дракон), Астраханского (корона и восточный меч), Польского (коронованный орел), Сибирского (два соболя, стоящих на задних лапах), Херсонеса Таврического (двуглавый орел), Грузинского (святой Георгий Победоносец) с гербами Иверии, Карталинии, Кабарды, Армении, черкасских и горских князей.

Кроме того, герб украшали щиты соединенных гербов великих княжеств: Киевского (святой архистратиг Михаил), Владимирского (львиный леопард), Новгородского (медведи, поддерживающие кресло); герб Великого княжества Финляндского (коронованный лев с мячом).

В нижней части государственного герба помещался личный герб Романовых. Он был рассечен на две части. В правой почетной части находился гриф красного цвета с золотыми мечом и щитом в лапах. По краю щитового поля давалось изображение семи львиных голов. Левую часть гербового щита заполняли эмблемы западноевропейских родов, из которых происходили императрицы (начиная с Шарлотты, жены царевича Алексея Петровича, все русские монархи брали жен из западноевропейских царствующих дворов).

Над сенью размещались щиты соединенных гербов княжеств и областей Великороссийских: Псковский (барс), Смоленский (пушка с райской птицей), Тверской (трон и корона на нем), Югорский (две руки, выходящие из облака), Нижегородский (олень), Рязанский (князь), Ростовский (серебряный олень с золотым ошейником), Ярославский (медведь с секирой), Белозерский (две рыбы), Удорский (лисица).

Щит соединенных гербов и княжеств Юго-Западных: Волынский (крест), Подольский (солнце), Черниговский (орел с крестом).

Щит соединенных гербов княжеств и областей Белорусских и Литовских: Великого княжества Литовского (всадник на серебряном коне с мечом в руке), герб Белостокский (орел и всадник), герб Самогитский (медведь), Полоцкий (всадник на черном коне с мечом в руке), Витебский (серебряный всадник с поднятым мечом и круглым тарчем), Мстиславский (волк).

Щит соединенных гербов областей Прибалтийских: герб Эстляндский (три леопардовых льва), Лифляндский (гриф с мечом, с вензелем ПВИВ), Курляндский (лев в короне), Семигальский (серебряный олень с герцогскою короной), Карельский (две руки в латах с поднятыми мечами).

Щит соединенных гербов Северо-Восточных областей: Пермский (идущий медведь с Евангелием на спине), Вятский (рука, держащая лук со стрелой), Болгарский (агнец с хоругвию), Кондийский (дикий человек с булавой на плече).

Герб Туркестанский (единорог).

Средний Государственный герб был без государственной хоругви и 6 гербов над сенью (5 щитов соединенных гербов и герба Туркестанского).

Малый Государственный герб представлял собой двуглавого орла со святым Георгием Победоносцем на груди. На крылья орла были вынесены гербы царств Казанского, Астраханского, Польского, Сибирского, Херсонеса Таврического, Грузинского, соединенных гербов Великих княжеств Киевского, Владимирского, Новгородского; герб Великого княжества Финляндского.

После Февральской революции 1917 г. Временное правительство, считая, что Российский герб – двуглавый орел не был гербом Романовых, сохранило его изображение как государственную эмблему. Но орел изображался с опущенными крыльями, без корон, всадника, скипетра, державы. Под орлом в овале изображалось здание Таврического дворца, где заседала Государственная дума.

Государственные гербы XX в.В 1918 г. стали разрабатывать новый Государственный герб. Проект государственной печати предполагал помещение на ней и герба, который должен был представлять собой фигурный щит, обрамленный колосьями, на котором помещались серп, молот и меч. При обсуждении решено было убрать из герба изображение меча. Проект был утвержден 19 июня 1918 г. 10 июля 1918 г. на V Всероссийском съезде Советов был принят Государственный герб РСФСР. Первый герб СССР, созданный художником-гравером И.И. Дубасовым на основе проекта В.П. Корзухина, был утвержден 6 июля 1923 г. Дальнейшие частичные изменения в рисунке герба были связаны с изменением числа республик, входящих в СССР, и выражались в числе перехватов ленты с надписями «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». В 1924–1936 гг. девиз давался на 6 языках. В 1937–1946 гг. – на 11 языках, в 1946–1956 гг. – на 16 языках. С 1956 г. – на 15 языках. Гербы союзных республик, кроме изображения серпа и молота, включали различные изображения, отражающие специфику экономики. Гербы республик Средней Азии украшались коконами хлопка, гербы республик Кавказа – виноградными кистями и цепями гор. Герб Азербайджанской ССР в составе эмблем имел нефтяную вышку. Герб Белоруссии украшался цветами льна и т. д.

Когда СССР прекратил свое существование, вопросы герботворчества вновь приобрели актуальное значение. Практически все республики бывшего СССР создали новую государственную символику.

Указом Президента России от 30 ноября 1993 г. было утверждено «Положение о Государственном гербе». Согласно этому указу, гербом России становился золотой двуглавый орел под тремя коронами, со скипетром и державой в лапах, помещенный на красный гербовый щит. На груди орла изображался Георгий Победоносец. Рисунок герба выполнен художником Ухналевым по мотивам Малого Государственного герба Российской Империи. В дальнейшем закон о гербе 20 декабря 2000 г. был одобрен Советом Российской Федерации и 25 декабря 2000 г. подписан Президентом В.В. Путиным.

В статье I Закона о Государственном гербе РФ официальный государственный символ России имеет

Наши рекомендации