Русская монетная система в XVIII – начале XX в.

Денежная реформа Петра I. Конец XVII в. характеризуется кризисным состоянием монетного дела и денежного обращения. Копейка, представлявшая практически единственный номинал денежной системы, стала к этому времени чрезвычайно легкой монетой (последний раз ее вес был понижен до 0,28 г в 1698 г.), неудобной и для розничной торговли, и, тем более, для крупных платежей. Поскольку деньги почти не чеканились, в обращении появились копейки, разрезанные пополам или на три части. Предполагают, что именно в это время появились денежные суррогаты в виде «кожаных жеребьев», представлявших собой куски кожи с клеймом. Первоначально они могли служить городскими марками, облегчавшими отчет населения перед властями в выполнении различных повинностей. Однако они могли служить и местным платежным средством. Денежное хозяйство страны нуждалось в коренной перестройке. Необходимо было создать развитую монетную систему с большим набором различных номиналов серебряных и медных монет, которая обеспечила бы потребности внутренней и внешней торговли, ввести монетную систему России в круг западноевропейских денежных систем.

Подготовка реформы приходится на 2-ю половину 90-х гг. XVII в. Перед Петром I стояли в принципе те же задачи, что и перед его отцом в 1654 г. Значительной трудностью при проведении реформы явилось преодоление естественного недоверия широких кругов населения к медным монетам. Приняв за основные единицы будущей системы серебряный рубль и медную копейку, Петр I тем не менее не торопился вводить их в обращение – в систему новых монетных номиналов они вошли последними, только в 1704 г.

В 1700 г. началась чеканка медных круглых монет — денег, полушек и полполушек, т. е. номиналов меньших, чем копейка. При этом продолжалась чеканка проволочных серебряных копеек, на которых помещалась дата их выпуска. Медные монеты чеканились в количествах, не превышающих потребностей розничной торговли. Этим была ликвидирована опасность сложения различных курсов серебра и меди, предотвращено исчезновение из обращения серебряных монет.

В 1701 г. появились серебряные полтины, полполтины, гривенники и десять денег. Наконец, в 1704 г. были отчеканены серебряный рубль и крупная круглая медная копейка. При этом копейка имела те же изображения, что и серебряная проволочная, а также дату, обозначенную славянскими буквами и соответствующую отчеканенным в том же году серебряным копейкам. Тогда же был отчеканен и серебряный алтын. Для чеканки рублевых монет использовали талеры, что заметно удешевляло производство.

Сосуществование новой системы и допетровской, представленной проволочной серебряной копейкой, продолжалось до 1718 г., когда чеканка проволочных копеек – «старых вшей», как назвал их Петр I в одном из писем к А.Д. Меншикову – была окончательно прекращена. До этого года эпизодически чеканились круглые серебряные копейки, рассчитанные, вероятно, на экономию металла, так как машинная техника чеканки не требовала столь высокопробного серебра, как ручная из проволоки.

Новый рубль весил около 28 г и содержал 25–26 г чистого серебра. Что касается медных монет, то стопа, по которой они чеканились, изменялась неоднократно. Так, в 1700 г. из пуда меди чеканили монет на 12,8 рублей, в 1702 г. – на 15,4 рубля, в 1704 г. – на 20 рублей, в 1718 г. – на 40 рублей. 40-рублевая стопа для чеканки медных монет была очень выгодной для казны, поскольку пуд меди в то время стоил около 5 рублей. Однако скорое появление массы фальшивых медных монет вынудило правительство уменьшить монетную стопу до 10 рублей монет из пуда меди.

В 1718 г. копейка как номинал исчезла вообще и появилась вновь только в 1724 г. в виде медной монеты.

Петр I ввел в обращение и золотые монеты – червонцы, двойные червонцы и двухрублевики. Червонец весил 3,4 г, т. е. равнялся западноевропейскому дукату, а двухрублевик – около 4 г, что соответствовало золотнику.

Медные монеты: денга, полушка, полуполушка. 1700 г.

В ходе реформы была установлена официальная проба для серебряных и золотых монет: для крупных номиналов серебряных монет – 70-я проба, для мелких номиналов – 38-я, для золотых монет – 75-я. На фунт монетного серебра приходилось соответственно 70 или 38 золотников чистого серебра, а на фунт монетного золота – 75 золотников чистого золота. Таким образом, содержание серебра в монетах было значительно уменьшено в сравнении с монетами XVI–XVII вв. (проба проволочных копеек – 80—85-я), что значительно увеличило доходы казны от чеканки монет. Значение петровской денежной реформы велико – в России впервые в истории мирового денежного хозяйства была введена десятичная монетная система. Новая русская монетная система в дальнейшем по существу не изменялась и в главных своих чертах сохранилась до настоящего времени. Ее развитие и совершенствование выражалось в появлении и исчезновении новых номиналов, в ее приспособлении к изменявшимся условиям внутреннего рынка. Так, например, после 1726 г. из нее вышел алтын, но появились 2-копеечные монеты (гроши), 15-копеечные (пятиалтынные) и 20-копеечные (двугривенные). Последние два номинала начали чеканить в 1760 г. Периодически из системы выходил и вновь появлялся пятак, причем вплоть до 1917 г. он чеканился в двух металлах – серебре и меди.

Монетная система России в послепетровское время. После смерти Петра I, в правление Екатерины I (1725–1727), А.Д. Меншиков попытался чеканить серебряные монеты из особой «композиции» – сплава серебра с мышьяком. Эта «композиция» 42-й пробы оказалась настолько непригодной для чеканки, что изготовленные из нее монеты были запрещены, а в 30-е гг. XVIII в. даже не принимались в казну при обмене старой монеты.

В течение XVIII в. вес серебра, содержащегося в рубле, постепенно снижался и был стабилизирован только в 60-х гг. XVIII в. Рубль стал содержать 18 г чистого серебра и сохранил этот вес до 1915 г., фактически до конца монетной чеканки Российской Империи. Размеры рубля и других монет изменялись в зависимости от количества в них лигатуры и толщины монетных кружков. В XVIII в. проба мелкой разменной монеты почти не отличалась от пробы монет крупных номиналов. Только после 1810 г. проба разменной монеты стала уменьшаться, и в 1867 г. для этих монет была установлена 48-я золотниковая проба (50 % серебра). Часто изменялась монетная стопа для медных монет, что неоднократно приводило к их массовой перечеканке. С 1730 по 1755 г. чеканили монеты из расчета 10 рублей из пуда меди, в 1755–1757 гг. – 8 рублей из пуда меди (в этот период чеканились только копейки). В 1757 г. стопа была увеличена до 16 рублей из пуда меди, чеканились монеты следующих номиналов: 5, 2, 1/2 и 1/4 копейки. Затем монетная стопа была увеличена до 32 рублей из пуда меди, и началась массовая перечеканка ходячей медной монеты – деньги перечеканивались в копейки, копейки – в гроши и т. д. Вступившая в 1762 г. на престол Екатерина II (1762–1796) отменила перечеканку, в результате чего монеты пришлось перечеканивать вторично. Все же в конце своего царствования в 1796 г. Екатерина II была вынуждена вернуться к 32-рублевой стопе и вновь организовать перечеканку монет. Это было связано с обесценением бумажных кредитных денег.

Первые бумажные деньги в России появились в 1769 г. Они должны были беспрепятственно размениваться исключительно на медные деньги, которыми обеспечивался их выпуск. В силу этого обесценивание бумажных ассигнаций приводило к обесцениванию медной монеты, что, в свою очередь, нарушало соотношение стоимости медных, серебряных и золотых монет. Серебряный рубль стал приравниваться к четырем рублям медью.

Монеты XVIII в.

Вступивший на престол в 1796 г. Павел I (1796–1801) отменил начавшуюся перечеканку медных монет и стал чеканить свои медные монеты по 16-рублевой стопе. Следующее изменение монетной стопы для меди относится к 1810 г., когда из пуда меди стали чеканить монет на 24 рубля. Такое непропорциональное изменение стопы, естественно, исключило перечеканку монет, и старые монеты переплавлялись. В 1830–1839 гг. монетная стопа опять изменилась на 36-рублевую. Чеканились только 10, 5, 2 и 1 копейка, более мелкие номиналы отсутствовали, так как их производство становилось убыточным.

Монеты конца XVIII в.

В начале 40-х гг. XIX в. была проведена денежная реформа, известная как реформа Е.Ф. Канкрина, министра финансов России. Ее целью была замена обесцененных ассигнаций полноценными кредитными билетами. Медная монета была приравнена по стоимости к серебряной, и ее стали чеканить по 16-рублевой стопе. В результате на монетах появились необычные надписи, сопровождавшие цифровое обозначение номиналов: «3 копейки серебром», «2 копейки серебром» и т. д. Эта надпись помещалась на всех медных номиналах 3, 2, 1, 1/2 и 1/4 копейки в 1839–1848 гг. В 1849 г. правительство вернулось к 32-рублевой стопе, а в систему действовавших номиналов ввели 5 копеек. 1/2 и 1/4 копейки стали обозначаться соответственно как денежка и полушка. В последний раз стопа медных монет была изменена в 1867 г. При существовавшей тогда цене меди около 10 рублей за пуд чеканили монет на 50 рублей из пуда. При этом изменился тип медных монет. В XVIII в. все большее значение приобретает чеканка золотых монет. В связи с частыми изменениями цен на золото изменялись вес, проба и внешнее оформление этих монет. Основными номиналами были червонцы, двойные червонцы, империалы и полуимпериалы.

Империал был равен 10 рублям. Термин червонец утвердился в России с конца XVII в. и, очевидно, связан со словом червонный, обозначавшим в Юго-Западной Руси, на Украине и в Беларуси цвет красный, алый, ярко-красный. До конца XVII в. золотые монеты на Руси назывались угорскими, цесарскими, венецианскими, а также корабельные, португалы и просто золотые. Это объясняется тем обстоятельством, что до 1701 г. в России золотые монеты для обращения практически не чеканились, и сюда проникали различные западноевропейские золотые монеты. Какая-то их часть, вероятно, могла использоваться на русских рынках в качестве денег, но, обычно золотые монеты на Руси использовались как награды или в качестве товара.

Эпизодически чеканились и меньшие номиналы золотых монет – полтина (1756, 1777–1778) и рубль (1756–1758, 1779). В 1809–1817 гг. золотые монеты не чеканились. В 1876 г. были отчеканены 25-рублевые золотые монеты, а в 1902 г. – самый крупный номинал 37,5 рубля, или 100 франков. До 1885 г. регулярно чеканился только полуимпериал, а с 1886 г. империал и полуимпериал, причем на них появились портреты императоров. В 90-х гг. XIX в. были отчеканены пробные монеты в 5, 10 и 15 русов – новый номинал, который пытались ввести в русский обиход под влиянием франка. Это явилось отражением русско-французского сближения, а также зависимости России от иностранного, в частности французского, капитала.

В 1897 г. министром финансов России С.Ю. Витте была проведена денежная реформа, положившая в основу русской денежной системы золотой рубль. Отчеканенные в этом году империал и полуимпериал сохранили старый вес, но их номинал был изменен соответственно на 15 и 7,5 рубля.

Монета 1765 г.

С 1828 по 1845 г. осуществлялась государственная чеканка платиновых монет. При этом в русскую денежную систему вошел необычный для нее двенадцатеричный принцип счета. Причины его появления были чисто случайными и определялись соотношением цен серебра и платины в то время, а также выбранным размером монет. Самая крупная платиновая монета имела размер рубля, а другие – полтины и четвертака. Их номинал соответствовал 12, 6 и 3 рублям серебром. На лицевой стороне этих монет изображался герб Российской Империи – двуглавый орел, а на другой – строчная надпись: 12 рублей на серебро 1841. С.П.Б., окруженная другой надписью: 9 зол. 68 дол. чистой уральской платины. В надписях изменялись даты чеканки монет и обозначения номиналов и веса монет в золотниках и долях.

Монеты XIX в.

Монеты конца XIX– начала XX в.

В 1876 г. Петербургский монетный двор стал единственным в стране, что определило неоднократные заказы на чеканку русских монет на зарубежных монетных дворах. Еще в 1861 г. в Париже и в Страсбурге чеканилась русская разменная серебряная монета в 20, 15 и 10 копеек. В отличие от монет, чеканившихся в Петербурге, на них отсутствовали инициалы минцмейстеров. В 1896 г. в Париже чеканили рубли, полтинники и 25-копеечные монеты, а затем в 1897–1899 гг. в Париже и Брюсселе – рубли и полтинники. Эти монеты распознаются следующим образом: на гуртах монет, отчеканенных в Париже, помещена одна звездочка, в Брюсселе – две. В 1896–1897 гг. все медные монеты, за исключением 5-копеечных, чеканились в Англии на Бирмингемском заводе. Последний заказ на чеканку русских монет за границей был выполнен в 1916 г. в Японии в городе Осака. Здесь из серебра, закупленного в Китае, чеканились разменные монеты номиналом в 15 и 10 копеек.

В последний раз тип русской разменной монеты был изменен в 1915 г., когда в связи с переименованием Петербурга в Петроград перестали обозначать на монетах место чеканки.

Первая мировая война быстро привела к исчезновению из обращения сначала золотых, а затем серебряных и даже медных монет. В 1916 г. в денежном обращении участвовали только бумажные деньги, а вместо монет были выпущены казначейские знаки в 1, 2, 3, 5, 10, 20 и 50 копеек. Кроме них, в качестве денег обращались почтовые марки с надпечаткой на оборотной стороне Имеет хождение наравне с медной монетой для марок в 1, 2 и 3 копейки и Имеет хождение наравне с серебряной монетой для марок в 10 и 15 копеек. В результате постоянно растущей инфляции покупательная способность рубля к 1917 г. стала равной 27 копейкам. Временное правительство, продолжая неумеренный выпуск бумажных денег, еще более снизило покупательную способность рубля, доведя ее до 6–7 копеек. В 1917 г. выпускали биллоновые монеты номиналом в 20, 15 и 10 копеек. Кроме них известны редкие пробные монеты из меди с датой 1917 г.

Монеты XX в.

В результате Гражданской войны денежное хозяйство было практически разрушено. В обращении находились многообразные виды бумажных денег: царские, Временного правительства, различных областей, правительств, городов и др. Постепенно они были заменены едиными денежными знаками РСФСР. Для окончательной стабилизации денежной системы была необходима кардинальная реформа, прежде всего введение в обращение металлических денег.

В апреле 1921 г. для утверждения были представлены рисунки (один вариант лицевой и два варианта оборотной стороны монет), разработанные медальным отделом Медально-аффинажного завода (Монетный двор). Для рубля и полтинника был утвержден один вариант оборотной стороны, а для 10, 15 и 20 копеек – другой. Диаметр, вес, проба, гуртовка и ремедиум (допустимое отклонение от установленной нормы веса монет) были сохранены от последних дореволюционных монет.

Серебряные монеты, чеканка которых началась в 1921 г. и продолжалась в следующие годы, были депонированы на Монетном дворе для создания необходимого, полного удовлетворения нужд внутреннего рыночного фонда и пущены в обращение только в 1924 г.

В 1922 г. была осуществлена деноминация (уменьшение номинала и замена обесценившихся денег) с целью повышения стоимости рубля. Эту же проблему решала и следующая деноминация, проведенная в 1923 г.

Несмотря на эти важные меры, эмиссия бумажных денег продолжалась, так как тяжелое экономическое положение вынуждало таким способом покрывать дефицит в бюджете. Способствуя укреплению рубля, деноминации не могли его стабилизировать.

Непосредственно приступить к проведению денежной реформы, связанной с именем Г.И. Сокольникова, можно было лишь после восстановления золотого обеспечения денег. Декретом от 4 апреля 1922 г. была отменена обязательная сдача населением драгоценных металлов в изделиях, слитках и монетах, а с 27 июля того же года золотые монеты царской чеканки стали приниматься как средство платежа. Осенью 1922 г. постановили приступить к чеканке золотой монеты.

Декретом от 22 февраля 1924 г. Наркомфину предлагалось обеспечить чеканку серебряной монеты к 1 января 1925 г. на сумму не менее 100 млн рублей, так как количества разменной монеты, запасенного на Монетном дворе к 1 января 1924 г., явно не хватало для удовлетворения потребностей денежного обращения. Этим декретом предусматривалась чеканка серебряных монет в 1 рубль, 50, 20, 15 и 10 копеек и медных – в 5, 3, 2 и 1 копейку. Была установлена монетная стопа для медных монет – 50 рублей из пуда красной меди.

Значительное увеличение потребности в медных монетах обусловило их одновременную чеканку на разных предприятиях. Помимо Монетного двора, чеканку медных денег начал ленинградский завод «Красная заря», выпустивший предварительно образцы в виде медных марок – бон. С октября 1924 по февраль 1925 г. этот завод чеканил номиналы в 2 и 3 копейки, одновременно осваивая производство монет в 1 и 5 копеек, которые чеканились на Монетном дворе. Потребность в ускоренной чеканке значительного количества разменных монет вызвала необходимость заказа на чеканку монет в Англии, где на Лондонском и Бирмингемском монетных дворах были отчеканены серебряные полтинники с буквами 0Р в гуртовой надписи (пробные) и ТР (выпущенные в обращение), а также пятаки, отчеканенные в томпаке на кружках разной толщины и веса (12, 16 и 18 г – все пробные). Буквы обозначали инициалы начальника монетных пределов Томаса (Фомы) Росса. Все монеты, отчеканенные в Англии, датированы 1924 г. На рублях и полтинниках, отчеканенных на Монетном дворе в 1921–1927 гг., в гуртовых надписях помещаются буквы АГ и ПЛ – инициалы начальников монетных переделов А.Ф. Гартмана и П.В. Латышева.

Советские монеты 20—30-х гг. XX в.

20 мая 1925 г. постановлением СНК СССР в обращение были введены медные монеты полукопеечного номинала весом 1,638 г и диаметром 16 мм. Медные монеты были слишком громоздкими, а их большой вес требовал расходования огромного количества дорогостоящего и дефицитного металла – красной меди. Поэтому было решено значительно уменьшить вес и размер мелких номиналов и чеканить их из бронзы. Монетному двору было предложено опробовать шесть видов бронзовых сплавов. В результате испытаний в качестве монетного материала был выбран сплав, содержащий 90 % меди. Вес бронзовых монет соответствовал их номиналу: 5 копеек – 5 г и т. д. Выпуск в обращение новых бронзовых монет был объявлен постановлением от 6 января 1926 г. Бронзовые монеты, утвержденные этим постановлением, сохранились без изменения до 1935 г., когда был изменен лишь рисунок лицевой стороны; рисунок оборотной стороны не изменился до реформы 1961 г.

В 1930 г. была прекращена чеканка разменной серебряной монеты (правда, известны очень редкие экземпляры с датой 1931 г., отчеканенные в серебре), и с 1931 г. началась чеканка никелевых разменных монет номиналом 20, 15 и 10 копеек. В обращение они были введены постановлением от 27 февраля 1932 г. Ремедиум для никелевых монет был установлен в 2 % на 1000 рублей.

Рисунок лицевой стороны никелевых монет был утвержден аналогичным рисунку бронзовых монет, только вместо букв СССР под гербом на бронзовых монетах на никелевых помещена круговая надпись: Пролетарии всех стран, соединяйтесь, разделенная внизу тире. Рисунок оборотной стороны был новым.

Преимущества никелевых монет заключались в том, что тугоплавкость никеля затрудняла подделку и переплавку монет, а твердость и большая по сравнению с серебром сопротивляемость различным внешним воздействиям обеспечивала их долговечность. Ни по размерам, ни по весу никелевые монеты не отличались от серебряных. Их выпуск позволил высвободить большое количество серебра для промышленных и других нужд.

В 1935 г. были изменены рисунки обеих сторон никелевых и лицевой стороны бронзовых монет. И те и другие имели теперь одинаковый рисунок лицевых сторон. Оборотная сторона бронзовых монет была оставлена прежней, а никелевых значительно упрощена. Этот тип монет оставался неизменным до 1961 г. Изменялось лишь число перехватов лентой колосьев герба СССР на лицевой стороне монет, что обусловливалось изменением числа республик, входивших в состав СССР. В 1935–1936 гг. было 7 перехватов, в 1937–1946 гг. – одиннадцать, в 1948–1956 гг. – шестнадцать и с 1957 г. – пятнадцать. Несмотря на то, что еще в 1940 г. число союзных республик достигло шестнадцати, штемпели монет с 16 перехватами ленты в гербе были изготовлены только в 1948 г.

Денежная реформа 1947 г., укрепив рубль и ликвидировав последствия Второй мировой войны в сфере денежного обращения, не коснулась внешнего вида (типа) монет. В 1947 г. и в 1958–1960 гг. разменные монеты не чеканились, за исключением пробных.

С 1 января 1961 г. масштаб цен был повышен в 10 раз. В обращение были выпущены металлические монеты нового вида – из сложного сплава номиналом в 1 рубль, 50, 20, 15 и 10 копеек, из бронзового сплава – в 5, 3, 2 и 1 копейку. Рисунок на монетах принципиально не изменялся. Диаметр рублевых монет был установлен в 27 мм, номиналом в 50 копеек – 24 мм, для остальных номиналов был оставлен прежним. Из обращения были изъяты все монеты старых образцов, за исключением номиналов в 3, 2 и 1 копейку. Начиная с 1965 г. в обращение выпускаются различные юбилейные и памятные монеты.

В связи с перестроечным процессом, а затем распадом СССР и изменением курса рубля, старые монеты в 1992–1993 гг. ушли из обращения. Появились новые монеты достоинством в 1, 10, 20, 50, 100 рублей образца 1992–1993 гг. На одной стороне монет цифрами поставлено их достоинство. Цифры обрамлены колосьями. На другой стороне даны изображение двуглавого орла и надпись Банк России. На монетах номиналом 50 и 100 рублей вокруг двуглавого орла написана буквами их стоимость.

В 1997–1998 гг. была проведена деноминация денежных знаков в 1000 раз. В связи с этим были изъяты из обращения старые монеты и введены новые достоинством в 1, 5, 10, 50 копеек, 1, 2, 5 рублей образца 1997 г. На одной стороне монет обозначено их достоинство с обрамлением с одной стороны в виде растительности. На другой стороне у копеек изображен св. Георгий, поражающий змея, а у рублей – двуглавый орел и даны надписи Банк России. На монетах в 1, 2 и 5 рублей под изображением орла написана их стоимость.

Глава 3 Сфрагистика

Сфрагистика(от греческого слова сфрагис – печать), или, как ее еще называют, сигиллография (от латинского слова сигиллум – печать) – вспомогательная историческая дисциплина, основной объект изучения которой – печати. Она является важной частью актового источниковедения, однако ее задачи не ограничиваются одной лишь критикой источника – установлением его подлинности, авторства и датировки. Печати, сохранившиеся в отрыве от документов, которые они когда-то скрепляли, зачастую становятся важнейшим источником для истории различных институтов государственной власти. Определенную роль они играют и в изучении искусства мелкой пластики, а также других исторических дисциплин – геральдики, нумизматики, эпиграфики.

Интерес к печатям, особенно древним, возник еще в XVIII в. Но тогда внимание исследователей привлекали, в основном, печати, сохранившиеся в архивах при актовых источниках. Сведения о первых находках печатей в земле появляются только в XIX в. Поворотным моментом в накоплении сфрагистических материалов стало открытие в самом начале XX в. главной сфрагистической сокровищницы Древней Руси – новгородского Городища. Главное накопление городищенских печатей связано с именем основоположника советской сфрагистики Н.П. Лихачева. Ко времени кончины Лихачева в его коллекции было около 700 единиц хранения. Большая часть коллекции была сформирована за счет находок в Новгороде и новгородском Городище.

При раскопках в 1961–1962 гг. в Пскове было обнаружено большое число псковских печатей в Довмонтовом Городище.

Крупные сфрагистические коллекции сосредоточены в Государственном Эрмитаже Санкт-Петербурга, в Государственном историческом музее Москвы и в Краеведческом музее Новгорода.

Впервые описание большого количества печатей, сохранившихся при документах, было сделано просветителем и книгоиздателем

Н.И. Новиковым в его многотомной «Древней Российской вивлиофике». В состав издания вошли духовные и договорные грамоты князей, ханские ярлыки, документы Новгородской феодальной республики. Издание этих актовых материалов сопровождалось характеристикой печатей, привешенных к ним.

Большое число печатей и их изображений было опубликовано в «Собрании государственных грамот и договоров». Особое место в сфрагистике занимала работа А.Б. Лакиера «Русская геральдика» (СПб., 1855). В этом труде были не только сформулированы задачи русской геральдики, но и на собранном в XIX в. материале изложена в общих чертах история русских печатей и предпринята первая попытка их классификации. К достоинству работы Лакиера относится мысль автора о самобытности и национальном характере русских печатей. В XIX в. появляются первые альбомы печатей. Для начала XX в. интересна работа А.В. Орешникова «Материалы к русской сфрагистике», в которой автор подвел итог предшествующему изучению печатей и показал связь сфрагистики с нумизматикой.

Большое значение в разработке сфрагистики послеоктябрьского периода имеют труды Н.П. Лихачева. В содружестве с Орешниковым в 1904–1917 гг. он подготовил к изданию фототипический альбом. В него были включены таблицы, состоящие из почти 700 древнерусских актовых печатей. В 1928–1930 гг. появились два выпуска материалов из истории византийской и русской сфрагистики, в которых Лихачев заложил основы русской сфрагистики.

Методику сфрагистического исследования развил, обосновал и применил в своих работах В.Л. Янин. Итогом его многолетнего исследования стал капитальный двухтомный труд «Актовые печати Древней Руси» (М., 1970). Суть современной методики сфрагистики сводится к анализу печати установлению типа по ее внешним признакам, изучению имеющихся на ней изображений (иконографии) и надписей, к датировке, определению конкретной принадлежности лицу или институту власти, атрибуции и оценке буллы как исторического источника.

Внешний вид печатей. Печати делятся на матрицу и оттиск. Матрицы вырезались на твердом материале: металле, камне, кости, дереве, в XX в. – на каучуке и резине. По способу своего применения печати делятся на вислые, привешивавшиеся к документам на шнуре, и прикладные, оттиснутые на самом документе. Первые оттискивались матрицей в виде щипцов. Такие печати были двусторонними. Вторые – самыми различными по способу изготовления штампами.

На Руси вислые печати первоначально изготовлялись из серебра, золота и свинца. Металлические печати сопутствовали документам, написанным на пергамене, поскольку он мог держать тяжелую печать.

С появлением и распространением бумаги, с XIV–XV вв. вислые печати стали изготовляться из воска, смешанного с мастикой. Воско-мастичные печати были более легкими, чем металлические. Чтобы они не отрывались, нижняя часть бумажного листа перегибалась дважды. Воско-мастичная печать висела на шелковом шнуре, который пришивался «в лапу», т. е. пропускался через двойной лист бумаги в трех местах. Такая воско-мастичная печать была двусторонней и использовалась на великокняжеских и царских грамотах. Как правило, они были красного цвета.

В приказном делопроизводстве XVI–XVII вв. печати привешивались иным способом. Нижний конец листа бумаги складывался вдвое (мог быть и один слой бумаги), далее лист прорезался в двух местах. В прорези продевался тонкий язычок из этой же бумаги и пропускался с лицевой части документа между двумя воско-мастичными кружочками. Путем надавливания матрицы получался оттиск только с одной стороны. В результате надавливания матрицей под печатью оставалось жирное пятно. Сама же печать висела на бумажном язычке. Если печать отрывалась от документа, жирное пятно, как ее след, а также прорези на бумаге могли свидетельствовать о том, что документ в свое время был заверен печатью, что является косвенным доказательством его подлинности.

Вислые печати, несмотря на появление бумаги, сохранялись еще в XVIII в. Ими заверялись важные документы: международные договора, дипломы на производство в высокий чин, присвоение титула и т. д. Печати могли быть большими и по толщине и в диаметре. В документах, подписанных царем, императором или послами, печати висели на шнурах с кистями из золотых или серебряных нитей. Для прочности бумага подкладывалась тканью, которая выносилась в виде орнаментального узора на нижнюю часть документа, где висели печати или печать. Сама печать или печати помещались в серебряный (иногда позолоченный) «ковчег» – футляр, контуры крышки которого повторяли государственный герб.

Государственные воско-мастичные печати продолжали оставаться красными. В XVII в. документы, посылаемые от русского патриарха, например, Никона, и от царя, например, Алексея Михайловича, к восточным патриархам заверялись печатями их белого воска и подкладывались орнаментальной «розеткой», выполненной из белой бумаги.

Печати Древнерусского государства.Появление на Руси актовых печатей предположительно относится к дохристианскому времени, скорее всего, к последним годам княжения Игоря (912–945). Основной причиной зарождения обычая скрепления документов печатями следует считать необходимость удовлетворения дипломатических и торговых нужд многочисленных и постоянных контактов Руси и Византии. Именно поэтому на Руси утвердился византийский облик печатей, хотя изображения на них (тип) в основном были вполне самобытны и независимы от византийского влияния. Вполне вероятно, что первоначально печати употреблялись только в практике международных дипломатических отношений. Не случайно в письменных источниках печати впервые упоминаются в «Повести временных лет» именно в тексте договора князя Игоря с греками 945 г.: «ношаху сли печати злати, а гостье сребрени». Фонд древнерусских печатей X–XV вв. составляет более 2 тыс. экземпляров. Из них только около 7 % (163 экземпляра) сохранилось при различных актах, при этом из более чем 700 булл домонгольского времени ни одна не дошла при документе. Основная масса печатей найдена на новгородском Городище, где находилась резиденция князя и его аппарата, а следовательно, и княжеский архив. Фонд древнерусских печатей постоянно пополняется – их находят при археологических раскопках городов или обнаруживают случайно. Как правило, места находок печатей и территория их применения совпадают. Самая значительная находка была сделана в 1961–1962 гг. в Пскове при археологических раскопках Довмонтова городища псковского кремля. Здесь было найдено более 500 печатей, представляющих собой остатки какого-то архива начала XVI в.

В своде русских памятников сфрагистики X–XV вв., изданном В.Л. Яниным, зафиксированы 1542 буллы, оттиснутые 804 парами различных матриц. Из них 746 печатей (372 пары матриц) относятся к домонгольскому времени и 796 печатей (432 пары матриц) датируются 2-й третью XIII–XV в. В свод не вошли печати Москвы и Пскова, а также поздние печати Смоленска и Полоцка. Наглядное представление о распределении печатей по различным классификационным разрядам дает таблица 1.

Княжеские печати. Древнейшей из известных печатей является свинцовая булла князя Святослава Игоревича (945–972), найденная в 1912 г. в Киеве при раскопках на территории Десятинной церкви. К сожалению, она была утеряна и пока не разыскана. На обеих сторонах этой печати помещено изображение княжеского знака в виде двузубца, окруженное непрочитанной надписью.

Таблица 1

Печати князей X – 1-й половины XI в. имеют название буллы архаической традиции. Происходят они из южных и новгородских находок. На них, кроме княжеского знака, встречаются изображения розеток и святых. Все 16 печатей этой группы получили персональную атрибуцию. Кроме Святослава, они принадлежали князьям Изяславу Владимировичу (ум. 1001 г.), Изяславу Ярославичу, княжившему в Новгороде в 1052–1054 гг. и в Киеве в 1054–1078 гг., а также Святославу Ярославичу, княжившему в Чернигове в 1054–1073 гг. и в Киеве в 1073–1076 гг. На печатях Святослава Ярославича изображен его святой патрон Николай Мирликийский, а на другой стороне – сам князь в княжеской шапке и с большим крестом в руке. На всех буллах Изяслава Ярославича на одной стороне изображен св. Дмитрий, а на другой – розетка, или княжеский знак. Розетка в древнерусских и византийских изображениях являлась знаком солнца. Княжеский знак окружен греческой надписью: Господи, помози рабу своему Димитрию. В.Л. Янин показал, что печати архаической традиции восходят не к византийской сфрагистике, как считал Н.П. Лихачев, а к древнерусскому монетному типу. Тип княжеской буллы изменяется в середине XI в. На смену печатям архаической традиции приходят печати греко-русского типа. Какое-то короткое время (около двух десятилетий) печати этих типов сосуществуют. На одной стороне печати помещалось изображение святого тезоименитого владельца буллы, а на другой – греческая благопожелательная надпись устойчивой формулы: Господи, помози рабу своему… (далее следует имя владельца буллы). Этот тип печатей, возник под влиянием Византии, но он бытовал на Руси сравнительно недолго – до начала XII в. Среди таких печатей надежную персональную атрибуцию получили буллы князей Всеволода Ярославича (сына Ярослава Мудрого, княжившего в Переяславле, Чернигове и Киеве; ум. в 1093 г.), его брата – смоленского князя Вячеслава Ярославича (княжил в 1054–1057 гг.), Владимира Всеволодовича Мономаха и др. Многочисленны (их известно более 25 экземпляров) и разнотипны печати Владимира Мономаха, что, вероятно, отразило его перемещения по различным княжеским столам – переяславскому, черниговскому, смоленскому, киевскому. На одной из булл, относимых к раннему периоду деятельности Владимира, помещена греческая надпись: Печать Василия, благороднейшего архонта России, Мономаха, а на другой – изображение св. Василия Кесарийского, именем которого он был наречен при крещении. Если крестильные имена многих русских князей устанавливаются часто именно в результате изучения памятников сфрагистики, то крестильное имя Мономаха хорошо известно и по другим источникам. Родовое же прозвище впервые встречено на этой печати, являющейся, таким образом, единственным прижизненным памятником, именующим Владимира Мономахом.

Оригинальна печать, найденная в 1972 г. на городище, отождествляемом с древнерусским городом Вьяханем. На одной ее стороне помещена русская шестистрочная надпись: Господи, помози рабу своему Васильеви на мно лета, а на другой – изображение св. Василия Кесарийского. Эта печать отражает переяславский период деятельности Владимира Мономаха (1094–1113). В пользу такой датировки свидетельствуют и место находки буллы – северо-восточная окраина Переяславского княжества, и определенная стилистическая близость к печатям с греческой благопожелательной формулой. Можно предполагать еще более раннюю дату для этой буллы – 70-е гг. XI в., так как вполне вероятно, что Владимир впервые стал переяславским князем в 1073 г., где княжил до перехода в Чернигов в 1076 г.

На буллах киевского периода деятельности Мономаха (1113–1125) также изображен св. Василий Кесарийский, но греческая надпись уступает место русской: Господи, помози рабу своему Василию, князя русьского (другой вариант — Господи, помози рабу своему Василию).

С этого времени (после 1113 г.) сами особенности типа печатей становятся руководящим признаком определения принадлежности их определенному институту. В.Л. Яниным установлен важный факт деградации печатей киевских великих князей в 1130-х гг., а также практически одновременный расцвет княжеской сфрагистики в Новгороде.

Церковные печати домонгольского времени. Древнейшей церковной печатью является булла митрополита Феопемпта (1037– ок. 1043), присланного в Киев из Византии. На одной ее стороне – изображение св. Иоанна Предтечи, на другой – строчная греческая надпись: Господи, помози Феопемпту, митрополиту России. В данном случае изображение святого не является отражением личной эмблемы владельца, так как его крестильным именем было Феопемпт. В.Л. Янин считает, что здесь изображен святой патрон константинопольского патриарха Алексея Студита (1025–1043), при котором Феопемпт получил русск<

Наши рекомендации