Корневые и служебные морфемы

I. – корневые; - аффиксальные.

Различия:

1. корень – центральная часть слова. Аффиксы периферийны.

2. корень – обязательный морф. Аффиксы факультативны.

3. корень может быть словом (кино, стол). Аффиксы этим свойством не обладают. Они привязаны к корню и обслуживают его.

4. Корни обладают номинативной семантикой, предопределяют лексическое значение слова. Аффиксы номинативной семантикой не обладают; они значимые части слова, но их значение отвлечённое, обобщенное.

5. корни исчисляются тысячами, их перечень открыт для пополнения. Аффиксы, в целом, немногочисленные; пополняются за счёт заимствований.

По положению в слове аффиксы делят на:

- приставки (префиксы)

- суффиксы

- окончания (флексии)

- постфиксы

Префикс:

1. занимает позицию перед корнем, обычно находится в абсолютном начале слова (навсегда, соавтор, неприятный)

2. значение – деривационное, т.е. словообразующее (весёлый – невесёлый, ботинки – полуботинки)

3. Префиксы – необязательные морфы, т.е. факультативны (ходить, дубовый, дом)

4. малочисленны, пополняются заимствованиями (дис-, суб-)

5. уникальных префиксов в русском языке нет. НО: Ра-дуга, ба-хвалиться?

Суффикс:

1. место суффикса – за корнем или за другим суффиксом (водяной, верхом, водянистый)

2. основное значение – деривационное (гриб – грибной, учить – учитель)

НО есть и формообразующие:

- -л- прошедшего времени глагола (читал, делал).

- суффиксы причастий –ущ-, -ащ-, -ащ-, -т-

- суффиксы деепричастий –а-, -в-

- суффиксы сравн. и прев. степ. прилагательного и наречия –е-, -ейш-, -ее-

- -ть- (-ти-) неопределенная форма глагола. (Характеризуется разн. отношением: -флексия/суффикс).

3. факультативные морфы (стол, брат, красный)

4. многочисленны, список пополняется за счёт заимствований (-ур-, -ад-, -ант-, -ент-)

5. есть уникальные © Земская – унификсы – употребляемые только в одном слове. (стекл-ярус, почт-альон, поп-ад’j-а)

Флексия:

1. находится справа от корня или суффикса

2. обладает грамматическим значением: с их помощью образуются формы слов => значение парадигматическое. Флексия выделяется путём сопоставления данной формы слова с другими формами этого же слова (берёза – берёзе – берёзу).

3. Флексии факультативны (кенгуру, метро, здесь, смеясь, громче). Наличие или отсутствие зависит от частеречной принадлежности: заимствованные существительные и прил., инф., деепричастия, наречия, сравнительная степень).

4. уникальных нет.

Постфикс: (разновидность суффикса)

1. занимает позицию в абсолютном конце слова

2. с его помощью образуются новые слова (улыбающийся, открываться, кто-то, что-либо, где-нибудь)

3. список ограничен. К ним относят –ся(-сь), -то, -либо, -нибудь.

Аффиксоиды: (подобные аффиксам) - морфы, которые не утратили связи с корнями, но в то же время выполняет в слове служебную функцию.

1. суффиксоиды (садо-вод, языко-вед)

2. префиксоиды (сверх-мощный, пол-ночь)

Явление в словообразовании недостаточно разработано.

нулевые аффиксы – те, которые лишены материального выражения, т.е. они не обозначаются определённым знаком, но это знаковое отсутствие считается значимым, наделённым определённым значением.

Нулевыми флексиями обладают имена существительные. Они возникли как следствие падения редуцированных.

м.р. дом[] – восстанавливается путём сопоставления с другими флексиями, дом[а], к дом[у]

ж.р.3скл. ночь[]

гл.прош.врем.м.р. Читал[], читал[и], весел[], весел[а].

краткое страдательное причастие: прочитан[]

м.р.ед.ч. прочитан[о]

притяжательное прилагательное м.р. мамин[], лисий[], мамин[ы].

Нулевые суффиксы – те, которые не выражены звуками, но обладают значением.

ход[] — ходить нул. суф-ция (образуется с помощью нулевого суффикса), сушь — сухой; супруга — супруг, кума — кум.

ОСНОВЫ

Центральное понятие словообразования – понятие основы.

Основа – это часть слова, которая остаётся в нем за вычетом окончания или формообразующего суффикса. С основой связано лексическое значение слова (весн-а, нов-ый, пе-ть, чита-л, ид-ущий, читаj’-а)

Основы возвратных глаголов называются прерывистыми: учи-ть-ся, смея-ла-сь.

Непроизводная основа – та, в составе которой нет живых аффиксов. Она называет предметы и являния действительности немотивированно. (дом, комнат-а, завтра, бел-ый.)

Живые аффиксы – которые воспроизводятся и выделяются носителями языка в данный момент.

Непроизводная основа равна корню, и она нечленима.

Производная основа – та, которая образованна от другой основы, мотивированно или немотивированно. В её составе выделяются живые аффиксы. Они называет предметы и являния д-ти мотивированно.

надомный (осн., прист., суф.) <– дом (осн.) – можно объяснить «на дому»

комнатка (осн., суф.) <– комната (осн.) – маленькая комната

белить(осн., суф.) <– белый (осн.) – покрывать белым

завтрашний (осн., суф.) <– завтра (осн.) – который будет завтра

Таким образом, производная основа членима, и в её составе обязательно выделяются аффиксы.

Среди основ специально выделяют связанные основы = связанные корни. ©Винокур.

Обуть – разуть (корень у); заслонить – прислонить (слон); убавить – добавить – прибавить (ба); снять – принять (ня); привыкнуть – отвыкнуть (вык), воин-война-войско-воевать (вои), надеть-раздеть (де), улица-переулок (ул), немец-немка (нем), птица-птенец-пташка (пт), солнце-солнышко-солнечный (солн).

Связанный корень характеризуется набором опр. признаков:

1. связанный корень не может употребляться самостоятельно, вне аффиксов.

2. значение связанных корней вне аффиксов не понятно.

3. связанный корень обязательно должен повторяться в серии слов (свергнуть- отвергнуть- ввергнуть - верг)

4. в ряде случаев в словах со связанными корнями значение определяется с помощью приставки. (о-де-ть – раз-де-ть, от-ня-ть – при-ня-ть).

Лучше членятся слова со связанным корнем конкретной семантики. (от-ня-ть – раз-ня-ть.)

НО: поня-ть – вня-ть – абстрактные глаголы, нечленимая основа.

5. если хоть 1 алломорф в корне употребляется свободно, то и весь корень свободен. (рассматривать: смотреть, смотрящий (корни)).

Кроме того, в русском языке выделяются некоторые слова со специфическими основами. К ним относят следующие: буженина, малина, калина, рябина, смородина - по вопросу производности и членимости основ этих слов мнения расходятся:

- Е.А.Земская, А.И.Смирницкий, Н.Д.Арутюнова: в этих словах выделяются корни: бужен’, кал’, смород’, мал’, ряб’. Эти корни можно выделить благодаря суф. –ин-, который в других словах указывает на сорт, разновидность растения или мяса (конина, свинина). Учёные считают, что корень и аффикс равноправны => наличие суффикса позволяет выделить корень.

- Г.О.Винокур, Н.М.Шанский считают, что подобные основы не членимы. Корень и аффикс неравноправны. Корень нельзя вычленить, благодаря суффиксу.

- профессор Кубрикова считает членение такого рода слов дефективным, а выделение части называет квази-морфами, т.е. ложными, ненастоящими.

Производящая основа

Для морфемного и словообразовательного анализа важно, от какого слова непосредственно образованно данное. Важно решить вопрос о том, какое из двух однокоренных слов является производящим и производным; какое первично, какое вторично. Для решения этого вопроса существуют правила определения направления производности (сформулированы в работах И.А.Мильчука, М.В.Панова и др.)

Мотивирующее слово – ближайшее слово, от которого образованно данное. Для того, чтобы найти мотивирующую основу, надо мотивированное слово истолковать таким образом, чтобы мы могли ориентироваться на ближайшее производящее. Расстояние между мотивирующей и мотивированной основой определяется одним словообразовательным шагом.

1. Мотивированное слово сложнее мотивирующего по смыслу, т.е. оно отличается большей семантической сложностью (красный –> краснеть = становиться красным)

2. Мотивированное слово характеризуется большей формальной сложностью, т.е. в мотивированном слове должно быть аффиксов больше, чем в мотивирующем слове (земля – земляной (осн.-осн., суф.); шить – перешить (осн., корень, -суф., осн., корень)

3. При одинаковой формальной сложности мотивированным является то слово, которые сложнее по семантике (методика – методист; ученик – ученица (основы, суф. у производных)

4. Независимо от форм. сложности в словообразовательной паре мотивирующим является то слово, которое соответствует категориальному значению части речи (петь – пениj’э –процесс, но принадл. глаголу; косить – косьба; зелёный – зелень-опредм. признак; синий – синь; выходить – выход.)

5. В словах стилистически отмеченных мотивирующим является слово, нейтральное, общеупотребительное. (магнитофон – маг; интимный – интим; неформальный – неформал.)

6. Слова со связанными корнями находятся в отношениях взаимной производности. (свергнуть <-> отвергнуть; обуть <-> разуть.)

7. В некоторых случаях возможна множественная мотивация, т.е. для одного и того же слова 2 и реже больше производных (познакомиться -> знакомиться + познакомить; премило -> премилый + мило.

18. Словообразовательный анализ

Словообразовательный анализ. Цели, задачи.

Предметом словообразовательного анализа является слово.

Цель: определить способ образования слова, определить словообразовательный тип. Достижение поставленной цели предполагает решение задач:

1. Определить, к какой части речи относится слово + измен.\неизм.

2. Если слово изменяемо, определить окончание. Выделить основу.

3. Определить характер основы: производная/непроизводная.

4. Если основа производная, найти производящую, принимая во внимание правила определения направления производности.

5. Определить словообразовательный формант, сравнивая основу производящей с производной.

6. Определить способ образования слова.

7. Определить словообразовательное значениет форманта.

8. Определить, к какому словообразовательному типу относится данное слово. Определить его продуктивность/непродуктивность.

Этимологический анализ определяет происхождение слова, его бывшее строение, его прошлые словообразовательные связи, поэтому для его проведения необходимо знание истории языка, знание родственных языков. Для синхронного словообразования этимологический анализ носит более прикладной характер. С помощью этимологического анализа определяются исторические изменения в структуре слова.

Существуют специальные этимологические словари:

- 1ый вышел в свет в 1842. Автор: Ф.Шинкевич. "Корнеслов РЯ".

- словарь Изюмова 1880

- 1892 словарь Горяева (сравнительный этимологичский словарь РЯ)

- наиболее научный - словарь Преображенского 1910-1916. Окончательно - 1949.

- в 50е гг в Германии вышел 3х-томный этимологический словарь Фасмера. Переведён и дополнен. Оч. авторитетен.

- 1961 Краткий этим.словарь Шанского, Ивановой и Шанской

- в настоящее время ведётся издание многотомного этимологического словаря славянских языков под редакцией Трубачева.

19. Способы словообразования.

Основные способы словообразования в русском языке. Префиксация.

Префиксация. Новое слово образуется путём присоединения приставки. Она присоединяется к слову, а не к основе => с помощью приставки образуются слова т. 1ой части речи! (правда – неправда, группа – подгруппа, вредный – безвредный, обедать – отобедать, всегда – навсегда, кто – никто). С помощью 2х приставок слово образовать нельзя (единовременно)!.

Префиксация занимает скромное место в образовании имен. 16 приставок имеют заимствованный характер (а-, анти-, архи-, дез-, контр-, ре-…). 20 приставок являются общими для существительных и прилагательных (анти-, архи-, псевдо-). Некоторые приставки имеют яркую стилистическую отмеч-ть (ультразвук, контрудар, псевдоискусство, архиглупый, развесёлый, предобрый).

Глагольная префиксация представлена 28 приставками. Большинство из них продуктивны (от-, под-, в-, с-) Приставки диз, ре – книжные (дисквалифицировать, реорганизовать). Разговорный стиль: высудить.

Способом префиксации образованы отрицательные и неопределенные местоимения. Они мотивированны относительными местоимениями. (никто, ничто, никакой, ничей, некто, нечто, некоторый). Среди наречий префиксальных образований мало. (ныне – доныне, даром – задаром, ранее – заранее, выше - свыше).

19. Основные способы словообразования в русском языке. Суффиксация.

Суффиксация – это основной способ словообразования в настоящий момент. Новое слово образуется путём присоединения к основе суффикса. (трава -> травяной, рыбак -> рыбач-и-ть, смелый -> смело).

В редких случаях суффикс присоединяется к целому слову (женить – женитьба; блюсти – блюститель).

При суффиксации распространены морфонол. явления:

1.усечение производящей основы (Кузен -> кузина, юбилей -> юбиляр).

2.чередование фонем (холст -> холщевый, кричать -> крикнуть)

3.наложение морфов (манго -> манговый)

4.интерфиксы (шоссе -> шоссейный, Ялта -> ялтинский).

С помощью суффикса можно образовать слова разных частей речи (дикий -> дичать, кричать -> крик, открыть -> открытие) + суффиксация д-т в сфере одной части речи (бок – бочок, кричать – крикнуть).

Суффиксация – главное средство образования существительных и прилагательных (ок. 400 суффиксов).

Наиболее употребительные:

чик – щик (летчик – резчик), ость – есть (вязкость – текучесть), ок: дубок, ств – еств: геройство, землячество, тель: писатель.

Есть уникальные суффиксы: -ень- (лить -> ливень); -ей- (богатый -> богатей); -арус- (стекло -> стеклярус); адиj (поп -> попадья).

Суффиксы прилагательных менее разнообразны (ок. 70).

Наиболее употребительные:

-н- (лес – лесной), -ск- (герой – геройский), -ов-ев- (воля – волевой), ин (мама – мамин), ий (лиса – лисий). ов-ин-ий – принадлежность.

Глаголы образуются с помощью семи суффиксов:

-е- (белый-белеть); -и- (черный – чернить); -ова- (устой – устовать); -ирова- (мина – минировать).

Среди глагольных суффиксов следует отметить видовые суффиксы: ива-ыва, ва, а. перечитать – перечитывать.

Для наречений наиболее распространены: е, о, и.

В СРЯ наречия мотивированны именами прилагательными (певучий -> певуче, весёлый -> весело, дружеский -> дружески). Остальные наречия образованны от других частей речи, в том числе и от имен существительных, но их суффиксы представляют собой застывшие окончания. От парадигмы существительного отрывается 1 форма (Т.п.) и начинает функционировать сама по себе (летом) = лексикализация.

Нулевая суффиксация

При ней мы имеем дело с материально не выраженным суффиксом. Он не воплощается звуком. При этом говорят о значимом отсутствии. нулевой суффикс восстанавливается путём логических рассуждений.

1. нулев. суффикс имеет словообразовательное значение; он может обозначать отвлеченное действие, процесс, признак, которые предстают как предмет, явление.

2. эти значения признака, действия, процесса для имен существительных вторичны. => они являются мотивированными. И если мы обнаружили, что данное слово мотивированное, то оно должно быть образованно с помощью определенного форм. средства. Если это средство не выражено звуком => данное слово образовано с помощью нулевого суффикса. расход <- расходовать; разрыв <- разрывать; помол<-помолоть; сушь<-сухой; гладь<-гладкий; ширь<-широкий;

В некоторых случаях нул. суффикс можно подтвердить обнар-м синонимичного суффикса (синий -> синь + синева; закалить -> закалка + закал).

С помощью нулевого суффикса образуются в основном абстрактные существительные + конкретные существительные, которые обозначают лиц женского пола. (супруг -> супруга; кум -> кума; маркиз -> маркиза; раб -> раба). Ср.: артист -> артистка. Это явление довольно распространено (нулевая связка в сост. им. сказ.).

19. Основные способы словообразования в русской языке. Суффиксально-префиксальный способ.

Суффиксально-префиксальный способ. В результате этого способа новое слово образуется путём одновременного присоединения приставки и суффикса, которые едины по значению. Приставка + суффикс = конфикс (стакан – подстаканник, зеркало – подзеркальник, земля – подземный; берег – прибрежный).

Существуют определенные способы ограничения этого способа от других.

1. мысленно опускаем приставку. При этом получаем не слово (земный, брежный) => не приставочный способ.

2. мысленно опускаем суффикс. Получаем не слово. (подзем, прибреж). => не суффиксальный способ.

Префиксально-суффиксальным способом образованы почти все наречия, которые содержат данные морфы (другой – по-другому, втайне, влево, заново, поутру).

(пасынок <– сын, подножка <– нога, заоблачный, надводный, внеспортивный).

В данном способе действует и нулевая суффиксация (удой, улов, изморось, проседь).

Постфиксация может сочетаться с суффиксацией и префиксацией (бежать – разбежаться, гулять – нагуляться, гордый – гордиться, нужда – нуждаться).

нулевая суффиксация = безаффиксный способ (термин устарел © Голицына).

Сложение основ.

Сложение основ – это такой способ словообразования, при котором новое слово образуется от двух или более основ (лесостепь, засухоустойчивый). В большинстве случаев при сложении основ используется т.н. соединительные гласные = интерфиксы. Они не морфы, т.к. не имеют значения. Наиболее частотные: О, Е + другие, употребление которых локально: и (шестипалый, пятиконечный), я (себялюбец), ух (двухлетка). В большинстве случаев значение сложного слова складывается из значения составляющих основ (взаимовлияние, лесозаготовка).

Среди сложных слов можно выделить значение которых не равно сумме составляющих. Их прямая расшифровка выглядит искуственно. Семантические связи компонентов явно не выражены.

(первоисточник <- первый+источник, но значение не = это нечто главное основопологающее; общеизвестный <- общий + известный. известный всем; самопроверка <- сам + проверка. Проверка себя. Вертолёт <- вертеть + лететь – летящий при помощи верчения.) Т.о. интерпретация некоторых слов не типизируется.

Важным свойством сложного существительного является морфологическая природа первого компонента (ч. речи?). В качестве 1го мотивирующего слово могут выступать:

1. и. сущ. с полной производящей основой (хлебозавод, теплоотдача)

2. и. сущ. с неполной производящей основой (энергоснабжение, бензозаправка, электопередача).

3. и. прил. с полной производящей основой (сухофрукты, новостройка)

4. и. прил. с усеченной производящей основой (взаимовлияние, авиалиния)

5. местоимение «сам» (самодисциплина, самоотдача)

6. числительные (двуокись, пятикратный)

7. связанные компоненты интернационального характера: они не употребляются как самостоятельные слова, не сокращаются, но не могут быть охарактеризованы как приставки: (аэро-флот, лейт-мотив, микро-климат, нео-реализм, поли-витамины, деци-метр и т.п.)

Сложные имена прилагательные имеют в качестве первого компонента те же части речи: 1. трудоёмкий, любвеобильный, водонепроницаемый. 2. энергоёмкий, электомагнитный.

Сложные глаголы в русском языке крайне редки (самоопределиться, самозатачиваться)

Сложение + суф-ция. Это тот случай, когда слово образуется путём соединения основ и присоединением суффикса. (мореплаватель <- море + плавать + тель; себялюбец <- себя + любить + ец. )

Этот способ легко ограничить от простого сложения основ:

1. мы опускаем первую часть => не слово; 2. опускаем суффикс -> не слово.

Сложение основ может сопровождаться нулевой суффиксацией (книголюб, маслодел, пароход, паровоз). Проверка: подобрать 1стр. слова с суффиксом.

В некоторых учебных пос-х в качестве сложных слов рассматриваются: платье-костюм, вагон-ресторан, диван-кровать и т.п. По времени образования – это новые слова. Свидетельства: дефис. Основы не срослись ещё + при склонении изменяются оба компонента (в сложном слове это невозможно).

Сложные слова без интерфиксов: Новгород, Ленинград.

Сращение.

Сращение. Так образуются слова на базе бывшей синтаксической единицы - словосочетания, реже – предложения. (Скоропортящийся, умалишенный, сумасшедший). Слова-сращения обладают дифференциальными признаками.

1.мысленно мы можем определить главный компонент и зависимый (вечно-зелёный)

2.мысленно мы можем от главного компонента поставить вопрос к зависимому слову (трудно-воспринимаемый.)

3.мысленно мы можем поменять местами компоненты сращения (вышеуказанный = указанный выше)

4.мысленно можем разделить слово пополам => 2 слова (быстро/действующий)

5. Морфологическая природа компонентов: 1ый компонент – наречие или существительное в падежной форме (долгоиграющий, форсфорсодержащий, умалишенный). 2ой компонент – всегда причастие или прилагательное.

6.Способом сращения образуются только прилагательные.

7.Сочетаемость (долгоиграющая пластинка, долго играющие дети).

Академическая грамматика: (глаголы – редкие) заблагорассудится, злоумышлять, благотворить.

Грань между словосочетанием и словом-сращением подвижна. (тяжело()раненный)

Аббревиация.

Аббревиация – это способ, при котором новое слово образуется от нескольких мотивирующих. Однако при аббревиации соединяются не основы, не морфы, а произвольно взятые части слов (техред, линкор, прораб).

Разновидности:

1. Сочетания начальных частей слов, т.е. слоговая аббревиатура (спецназ, физтех, полпред).

2. Сочетания начальной части с целым словом (подлодка, стройматериалы).

3. Сочетания начальной части слова с формой косвенного падежа другого слова (завкафедрой, начштаба).

4. Сочетание начала слова с началом и концом другого слова. (полпредво – политическое представительство, эсминец – эскадронный миноносец, бионика).

5. инициальный: от каждого производящего слова начальный буквы. (ЦДЛ – центральный дом литераторов; РАПРЯЛ – российская ассоциация преподавателей русского языка и литературы).

Так образуютсяся только существительные.

Конверсия.

Транспозиция/конверсия. В её результате новое слово образуется путём перехода одной части речи в другую. При ней изменяется лексическое значение слова, его морфологические признаки и синтаксические свойства. Так, имя прилагательное и причастие, ранее обозначавшие признак, при транспозиции склонны обозначать лицо (Дежурный солдат – дежурный по классу), предметы (мороженные фрукты – клубничное мороженное), место (пирожковая тарелка – пирожковая на углу).

При транспозиции бывшие прилагательные приобретают, становясь существительными, самостоятельные категории: род, число, падеж. Бывшие прилагательные и причастия функционируют не как определения, а как подлежащие и дополнения.

Т.о. изменяется словоизменительная парадигма и синтаксические функции.

В словообразовании транспозиция представлена субстантивацией = переход прилагательного и причастия в существительное. М.б. полной и частичной. При полной существительное порывает связи с исходной частью речи и функционирует только как существительное (пирожное, лесничий, вожатый, портной, булочная). При частичной – 1 и то же слово употребляется и как причастие/прилагательное, и как существительное (учащийся – учащаяся молодежь, ванная комната – новая ванная).

Наши рекомендации