Тема 11. ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСОВ ПРАВА В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА
Современная концепция правового образования школьников
Новое содержание правового образования школьников, обучающихся как в общеобразовательных, так и в специальных (коррекционных) школах разных видов, определяется с учетом конкретных изменений, которые происходят в России с 1991 года. Н.И. Элиасберг к таким изменениям относит следующие:
1. изменение характера отношений между государством и личностью, положения гражданина России (получение демократических свобод, возможностей проявить себя в экономической и политической областях, реализовать себя как личность, и в то же время возрастание ответственности за свою судьбу, условия своей жизни);
2. развитие рыночных отношений, создающих условия обеспечения жизненного успеха и определяющих приоритет таких свойств личности, как предприимчивость, деловитость, умение быстро и правильно ориентироваться в системе социальных и экономических отношений, их правовом регулировании, действовать в соответствии со своими интересами не преступая Закон;
3. негативные явления, сопровождающие преобразования в России (рост преступности, ставящей под угрозу безопасность граждан и создающей в обществе атмосферу напряженности).
«Все указанные факторы определяют особую значимость решения задачи развития системы правового образования населения России как условия становления правовой культуры граждан и укрепления правопорядка», – подчеркивает Н.И. Элиасберг [6. С..]
Далее она пишет: «Компонентами правовой культуры являются:
§ систематизированные научные знания о праве, законодательстве Российской Федерации, о реально существующем в обществе правопорядке, мерах его укрепления и способах охраны;
§ ориентированное на социальную ценность права и строгого правопорядка отношение граждан к Закону, установка на законопослушное поведение и активное неприятие нарушений правопорядка;
§ социально-полезное поведение личности, проявляющееся в осознанном правомерном поведении, умелой реализации своих прав и свобод, ответственном отношении к выполнению обязанностей гражданина России, готовности в различных жизненных ситуациях в быстроменяющемся мире действовать юридически грамотно, целесообразно, ориентируясь на существующие законы» [6. С. 5–6].
По мнению Н.И. Элиасберг, решение задачи становления правовой культуры граждан России следует начинать со школьного возраста, создавая в школе целостную систему правового образования и нравственно-правового воспитания учащихся с 1 по 11 класс.
Такой подход не противоречит возможностям специальной (коррекционной) школы в организации правового образования и воспитания учащихся с нарушением интеллекта, наоборот, эта задача остается одной из приоритетных для специальной (коррекционной) школы, цель которой – социально-трудовая и правовая адаптация выпускников.
Несомненно, формирование правовой культуры учащихся с нарушением интеллекта – задача необычайно сложная, требующая длительного времени, использования специальных средств и методов, облегчающих усвоение элементов правовых знаний, понимание необходимости овладения ими и умения адекватно распорядиться в разнообразных жизненных ситуациях.
Задачи и содержание правового образования учащихся специальной (коррекционной) школы
Цель специальной (коррекционной) школы VIII вида – подготовить учащихся к самостоятельной жизни в обществе и производительному труду. На реализацию этой цели всегда было направлено изучение вопросов права на доступном уровне для учеников с нарушением интеллекта.
Правовой материал отдельной темой включался в программу по истории и изучался все второе полугодие 9 класса (32 часа), органично сочетаясь с историческим материалом и на нем основываясь, а отдельные элементы правовых знаний изучались и в других предметах (чтение, естествознание, география, СБО, трудовое обучение).
В условиях специальной (коррекционной) школы изучение вопросов права имеет не только образовательное, но и коррекционно-воспитательное значение, т. к. направлено на выработку навыков адекватного поведения в различных жизненных ситуациях. Ученики специальной (коррекционной) школы ежедневно выступают в различные взаимоотношения с другими людьми; круг их контактов расширяется после окончания школы. Но часто они не подозревают, что вступают в определенные правовые отношения, в основе которых лежат устойчивые и обязательные для всех правила поведения. Для соблюдения этих правил поведения необходима правовая подготовка, которая дает возможность принимать правильные нравственные и правовые решения, выполнять гражданские обязанности, избегать конфликтов, асоциальных поступков.
Исследованиями Б.П. Пузанова установлено, «что учащиеся старших классов специальной (коррекционной) школы обладают определенным запасом правовых знаний, но их значения стихийны и разрозненны» [5. С. 54–60].
Большую роль в формировании пассивного запаса правовых знаний играет весь предшествующий период обучения и воспитания: общеобразовательные предметы, профессионально-трудовое обучение, внеклассная работа. Поступив в школу, дети знакомятся с «Правилами для учащихся» и учатся их выполнять, соблюдать распорядок жизни школы (интерната); у них формируется отношение к людям, природе, труду; они приучаются к охране окружающей среды, заботе о здоровье, приобретают навыки ориентировки в окружающей жизни, у них воспитывается дисциплина труда. Все эти полезные знания, умения и навыки являются положительной основой для формирования правовых знаний в старших классах.
Правовой материал, традиционно включавшийся в программу по истории самостоятельной темой «Наше Советское государство. Права и обязанности советских граждан», перестал соответствовать действительности после событий 1991 года. Поэтому в течение 10 лет учителям приходилось его корректировать с учетом происшедших изменений. В ряде специальных (коррекциднных) школ (в соответствии с возможностями учебного плана) правовой материал стал изучаться самостоятельным курсом, имевшим разные названия: «Правоведение», «Граждановедение», «Обществоведение» и т. п.
В изданных в 2000 г. «Программах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида» представлена программа по обществоведению (авторы Б.В. Кузнецов и В.М. Мозговой), рассчитанная на два года изучения в 8 и 9 классах [4. С. 99–102]. Основу этого курса по-прежнему составляют правовые вопросы.
В пояснительной записке к программе указывается, что « в школе для детей с нарушениями интеллекта преподавание обществоведческого курса должно носить характер морально-эстетической и политико-правовой пропедевтики. Курс дает и закрепляет лишь основы знаний в этих областях, уделяя преобладающее внимание практикоориентированной составляющей содержания... Несмотря на то, что содержание курса носит элементарный характер, оно все же сохраняет структурную целостность, присущую данным областям обществоведческих знаний.
Курс призван способствовать возможно большей самореализации личностного потенциала детей с нарушением интеллекта. Цель данного курса – создание условий для социальной адаптации учащихся путем повышения их правовой и этической грамотности, создающей основу для безболезненной интеграции в современное общество ребенка через знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами» [4. С. 99].
Авторы программы отмечают, что отбор содержания проведен с учетом психологических, познавательных возможностей и социально-возрастных потребностей учащихся специальной (коррекционной) школы.
Курс рассчитан на 68 учебных часов (по 34 часа в каждом классе), из которых, «в соответствии с деятельным подходом программы курса, от половины до двух третей материала должно быть предназначено для сознательного освоения и закрепления» [4. С. 99]. Указаны приемы, методы и формы изучения обществоведческого материала (беседы, ролевые игры, выполнение практических заданий, уроки-экскурсии, уроки-встречи, лабораторные и практические занятия). За 2 года обучения изучаются всего три темы (две – в 8 классе и одна – в 9), отводятся часы на введение, повторение и заключение.
Введение (2 ч.). Формируются представления учащихся о том, кто такой гражданин и как от его гражданской позиции зависит состояние страны.
Тема I. Государство, право, мораль (15 ч). Предполагает общее знакомство учащихся с морально-этической проблематикой и взаимосвязью нравственности и права, дает общие представления о праве и государстве.
Тема II. Конституция Российской Федерации (15 ч). Знакомит с основами Конституционного устройства РФ, дает представление о Российском государстве как о целостной политико-правовой системе, готовит учеников к следующей теме, являющейся основой для всего курса.
Тема III. Права и обязанности граждан России (28 ч). Посвящена основным правам и обязанностям гражданина России в областях, которые являются базисными в процессе социальной адаптации и общественной жизни. Тема носит практический характер и должна быть адаптирована к социальным и психологическим потребностям учащихся специальной (коррекционной) школы.
Заключение. Подводит учащихся к осознанию того, что активная, свободная и инициативная позиция – основа полноценной жизни человека и общества.
В программе по обществоведению содержатся требования к знаниям и умениям учащихся. Они должны знать: что такое государство, право, правонарушение, виды правовой ответственности, основные конституционные права и обязанности граждан РФ, что собой представляет законодательная, исполнительная и судебная власти РФ; должны уметь составлять деловые бумаги, оформлять стандартные бланки, при необходимости обращаться с просьбой в органы исполнительной власти и правовые учреждения.