Приемы и средства формирования представлений о фактах прошлого в специальной (коррекционной) школе
О важности создания у детей конкретных представлений говорил еще К.Д. Ушинский, выступая за учение, «... которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком» [9. С. 265–266].
В методической науке проблема формирования исторических представлений исследовалась И.В. Гиттис, В.Г. Карцовым, Н.В. Андреевской, А.И. Стражевым, А.А. Вагиным, И.И. Сук-невичидр. В «Специальнойметодикепреподаванияистории» эти вопросы рассматривались И.И. Финкелыптейном, Ж.И. Шиф.
Одной из важнейших задач обучения истории в специальной (коррекционной) школе является создание у учащихся конкретных представлений о фактах прошлого, охватывающих все стороны жизни общества:
а) о материальной жизни (орудиях труда, занятиях людей, отраслях хозяйства);
б) о социально-политической жизни (представителях раз личных классов и слоев общества, формах классовой борьбы, устройстве государства и т. д.);
в) об исторических деятелях (полководцах, князьях, царях и т. д.);
г) о событиях военной истории (вооружении, построении войск, тактике ведения боя);
д) об историко-культурной жизни (быте народа, искусства, архитектурных памятниках).
В чем заключается познавательное значение исторических представлений, создаваемых у учащихся? А.А. Вагин отмечал следующее:
§ Конкретно-исторические представления служат основой формирования исторических понятий. Чем шире круг и богаче содержание образов и картин прошлого, тем содержательней и гибче система понятий, сформированных на основе и служащих орудием дальнейшего познания.
§ Исторические представления о прошлом сами обладают большой познавательной ценностью, т. к. познание исторического прошлого через образ – это иной, но также важный путь познания, как и познание через понятие.
§ Картины прошлого вызывают переживания, сочувствие, ненависть, восхищение учащихся; героические образы оказывают влияние на формирование их идеалов, поведение. В этом заключается воспитательное значение исторических представлений [1. С. 336–337].
Задача создания у учащихся конкретных исторических представлений приобретает особую сложность в связи со спецификой предмета изучения. События исторического прошлого не могут быть преподнесены учащимся как предмет непосредственного чувственного восприятия: они неповторимы и невоспроизводимы. Исторический материал преподносится учителем в опосредованной форме (в устном изложении учителя, в тексте учебника, в средствах наглядности).
Другая сложность создания исторических представлений учащихся связана с разнообразием исторических образов, заключенных в содержании школьного курса истории.
Учитель истории специальной (коррекционной) школы сталкивается еще с одной трудностью при формировании представлений о фактах прошлого – недостатками в чувственном познании учащихся с нарушением интеллекта (эти недостатки отмечены в работах Т.Н. Головиной, Л.В. Занкова, М.М. Нудельмана, И.М. Соловьева).
Восприятие учащимися специальной (коррекционной) школы характеризуется замедленностью, узостью, фрагментарностью, недифференцированностью, малой продуктивностью.
Представления их бедны из-за трудности установления связей между воспринимаемыми объектами и теми объектами, которые воспринимались раньше; претерпевают изменения, может иметь место уподобление представлений; с трудом формируются представления на словесной основе.
Многие факты исторического прошлого далеки от представлений и жизненного опыта учащихся специальной (коррекционной) школы. Задача учителя заключается в том, чтобы приблизить исторический факт к сознанию учащихся силой живого слова, с помощью различных приемов конкретизации, различных видов наглядности. Поскольку о многих фактах учащиеся с нарушением интеллекта узнают только на уроках истории, учитель отвечает за правильность формируемых представлений об этих фактах, продолжая работу, начатую на уроке, и во внеклассной деятельности.
Коррекционная работа учителя на уроках истории должна быть направлена на уточнение неполных и исправление неверных представлений о фактах прошлого, полученных из различных источников.
При изучении очередной темы школьного курса истории учитель должен помочь систематизировать представления учащихся, упорядочить их хронологически, отнести к определенным историческим событиям. Посредством беседы и внимательного отношения к ответам учащихся необходимо исправлять неверные представления, привлекая к этому самих учеников. Правильные же исторические представления учащихся учитель может использовать в качестве опоры при изложении нового материала.
Ж.И. Шиф рекомендовала изменять форму повторного изложения материала и форму задаваемых вопросов, варьировать наглядность в целях создания у учащихся специальной школы правильных исторических представлений и лучшего усвоения материала. По ее мнению, необходимо закрепление не единичных впечатлений, а образование правильных устойчивых представлений и их накопление. «Однократный рассказ или показ для умственно отсталых детей недостаточен: многое забывается, недостаточно осмысливается. И тут на помощь приходит повторение. Но вторичное и всякое последующее повторение не должно быть дословным... при модифицированном повторении учебного материала учащиеся лучше овладевают основным содержанием излагаемого материала. Показывая им разные картины, иллюстрирующие одни и те же события, учитель добивается лучшего обобщения. В результате единичное и случайное не рассматривается учащимися как всеобщее и обязательное, и их представления о прошлом становятся более гибкими и подвижными», – писала Ж.И. Шиф [6. С. 27].
Учителю специальной (коррекционной) школы полезно обращаться к рекомендациям методистов начального обучения истории в общеобразовательной школе, направленных на формирование исторических представлений учащихся. Например, И.В. Гиттис предложила прием объединения отдельных деталей явления в целую жизненную картину. Этот прием поможет учителю простое разъяснение типичного исторического явления превратить в конкретную картину. Для показа образа жизни и борьбы народа эффективен прием выделения из массы отдельного человека – типичного представителя интересов этой массы. Организация исторического сопереживания, когда детям предлагают представить себе, что они вошли в дворянскую усадьбу, крестьянскую избу и т. п., обостряет восприятие и способствует созданию ярких представлений [2].
В специальной (коррекционной) школе наглядные образы играют большую роль, чем в общеобразовательной школе, особенно в 7 классе, когда только начинается изучение истории и у учащихся небольшой запас знаний. Учитель должен стремиться создавать образы, адекватные эпохе, чтобы предотвратить такую особенность, как модернизация истории. С этой целью необходимо использовать разнообразный наглядный материал в сочетании с устным изложением или чтением текста:
1. Иллюстрации учебника создают представления об орудиях труда, занятиях, внешнем облике людей, их жилище, сражениях, памятниках культуры и т. п.
2. Аппликации помогают раскрыть сложные факты и явления (например, повинности крестьян, распад Киевской Руси).
3. Учебные картины дают возможность яркого показа исторических сюжетов (например, штурма русского города монголо-татарами, битвы на Чудском озере и т. д.).
4. Технические средства обучения (ТСО) дают возможность показать историческое событие в динамике.
5. Живое слово учителя – яркий эмоциональный повествовательный рассказ или картинное описание, лучше с опорой на наглядность (создаются образные представления о прошлом – «внутренняя наглядность»).
6. Цифровой материал дает количественные показатели, которые могут сложиться в определенный образ, но должно быть соотнесение с количественными показателями, уже известными учащимся (например, высота Петропавловского собора вместе со шпилем – 122,5 метров, это примерно 40-этажный дом; самые высокие дома в Санкт-Петербурге в 22 этажа, образ громады воздействует на чувства учащихся и запоминается).
7. Дополнительная литература помогает расширять и обогащать круг представлений.
8. Экскурсии – основной источник познания (памятники истории и культуры, помогающие формировать и уточнять исторические представления).
9. Внеклассная работа дополняет учебную деятельность на уроках истории (ее разнообразные средства, методы, формы также обогащают исторические представления учащихся, дополняя их краеведческими сведениями).
Таковы основные пути, средства, приемы и методы формирования исторических представлений учащихся с интеллектуальным недоразвитием.