Работа над произведениями общественно-исторического содержания на уроках чтения во 2 – 6 классах
В специальной (коррекционной) школе на уроках чтения во 2–6 классах предусмотрено изучение общественно-исторического материала, представленного в сказках, рассказах, стихотворениях, деловых статьях. Тематика этих произведений разнообразна и расширяется с каждым годом обучения, но, с другой стороны, сохраняется тенденция постоянства ведущих тем в книгах для чтения со 2 по 6 класс: о роли труда в жизни людей и разных профессиях, об отношении людей друг к другу (дружба, товарищество, взаимопомощь), о прошлом нашей Родины и ее настоящем.
При подготовке к чтению текста, содержащего общественно-исторические сведения, учитель должен определить, как данная тема связана с предыдущим материалом, имеются ли у учащихся знания по данной теме или она новая. Необходимо учесть, дает ли изучаемое произведение новые знания или расширяет, подтверждает и закрепляет ранее полученные знания (в данном или предыдущем классе), так как от степени известности материала зависит доля самостоятельности работы детей. Они могут составить характеристику героев, дать оценку их поведения, описать бытовую или историческую обстановку.
Знакомство с отдельными фактами, описываемыми в произведении, должно быть наглядным с использованием исторических картин, портретов, рисунков, имеющихся в книгах для чтения.
В ходе подготовки к уроку учитель намечает виды чтения и продумывает приемы объяснения новых слов, которые в ходе работы над произведением должны войти в активный общественно-исторический словарь учащихся, подбирает дополнительный материал.
Урок чтения произведения общественно-исторического характера может включать следующие основные моменты (этапы):
I этап – предварительная работа. На этом этапе работы учитель сообщает заглавие произведения, называет его автора, готовит учащихся к усвоению содержания путем беседы или вводного рассказа, объясняет значение тех слов, без которых понимание текста будет затруднено (слова обязательно записываются на доске с ударением и прочитываются вслух).
II этап – громкое чтение текста по логическим законченным абзацам, сопровождаемое словарной работой, беседой о прочитанном по вопросам.
При этом во 2–3 классах вопросов, исчерпывающих содержание прочитанного, дается больше, чем в 4–6 классах. Кроме того, можно заметить нарастание трудностей в выполнении учащимися самостоятельных заданий: во 2–3 классах дети читают под руководством учителя и только после того, как он сам прочитал данную часть текста; в 4 классе легкие тексты читаются учащимися по частям самостоятельно, но учитель дает к ним предварительно вопросы, задания или готовый план; в 5–6 классах и легкие, и трудные тексты читаются учащимися самостоятельно, причем дополнительно к тем вопросам и заданиям, которые даются в книге для чтения, ученики готовят и свои вопросы к прочитанному.
III этап – повторное чтение текста детьми, сопровождающееся заданиями, которые углубляют и обобщают прочитанное. К ним относятся: составление плана (подбор заголовков для каждой логически законченной части текста); работа с деформированным планом, когда пункты плана не соответствуют содержанию читаемых и анализируемых учащимися частей; разграничение частей текста по готовому плану, данному учителем; составление в 4 классе плана под руководством учителя; составление в 5–б классах плана с помощью учителя и самостоятельно, если текст легкий по содержанию; выборочное чтение, в процессе которого восстанавливаются причинно-следственные связи событий или их последовательность; повторное громкое чтение с нахождением границ отдельных частей текста.
IV этап – обобщение материала прочитанного произведения, когда с помощью учителя дети объясняют заголовок или формулируют выводы.
V этап – беседа краеведческого характера или работа над дополнительно подобранным иллюстративным материалом.
VI этап – закрепление содержания текста путем пересказа по плану, по вопросам учителя. Во 2–3 классах учащиеся пересказывают каждую часть текста только подробно, а в 4–6 классах этот пересказ может быть и подробным, и кратким, и выборочным. Кроме пересказа для закрепления содержания прочитанного учитель может проводить и заключительную беседу по узловым вопросам текста.
Таким образом, не только содержание изучаемых на уроках чтения в специальной (коррекционной) школе произведений, но и умения и навыки работы с текстом способствуют лучшему усвоению истории в 7 классе учащимися с нарушением интеллекта. В этом и заключается важность пропедевтики изучения истории.
Вопросы и задания
1. В чем заключается сущность пропедевтики изучения истории? Каково ее значение в специальной (коррекционной) школе?
2. Проанализируйте одну из книг для чтения (2–6 классы) с точки зрения пропедевтики изучения истории.
3. Составьте фрагмент урока чтения произведения общественно-исторического содержания в специальной (коррекционной) школе (класс и произведение по выбору студента).
Литература
1. Долгобородова Н.П. Понимание сути некоторых общественно-исторических понятий учащимися вспомогательной школы. В сб.: Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников / Отв. ред. Г.И. Данилкина. Л., 1971. С. 3–15.
2. Капустин A.M. Исследование уровня сформированности исторических понятий у учащихся 2–5 классов вспомогательной школы // Дефектология. 1989. № 4. С. 33–37.
3. Книги для чтения. Учебники для 2–6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М., 2000, 2002.
4. Программы подготовительного и 1–4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Русский (родной) язык. М., 1999. С. 33–59.
5. Программы для 5–9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Сб. 1. – Русский (родной) язык. М., 2001. С. 5–28.
Тема 3. ЗАДАЧИ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ИСТОРИИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА