Предмет, задачи и структура геральдики.
Название этой вспомогательной исторической дисциплины происходит от латинского «Геральдус» -- глашатай. Основным объектом геральдического исследования герб (от польского Herb, от немецкого Erbe – наследство). Гербы могли принадлежать отдельным лицам, городам, областям, государствам; в средние века – различным ремесленным корпорациям – цехам, купеческим гильдиям и т.д.
Термин геральдика в русском языке имеет три смысла. Во-первых, это практика создания и использования системы геральдических знаков, которая существует с момента появления общества, понятий «свой» — «чужой», различий семьи от семьи, рода от рода, племени от племени, и включает в себя создание, регистрацию и бытование геральдических знаков. В этнографии подобные геральдические знаки мы знаем под названием тотемов (у индейцев Северной Америки), тамг (у тюркских народов). В Японии с XII века складывается система геральдических знаков — монов.
Одновременно с процессом формирования социумов появляются знаки, выделяющие индивидуумов, занимающих особое место в социальной системе, которые могут быть названы ранговыми знаками. Эти знаки выполняют определенную функцию — обозначают социальный статус индивидуума или определенной социальной группы, являются различительными знаками.
Геральдика — это невербальная система знаков, которые сохраняют информацию и передают ее. Таким образом, геральдику можно назвать языком. Этот язык имеет свою грамматику, морфологию и синтаксис, имеет свои диалекты. Так же, как европейские языки отличаются от японского языка, так и европейская геральдика отличается от японской. Также как немецкий язык отличается от английского, французского, русского, так и немецкая геральдика отличается от английской, французской, русской. И эти различия не дают основания говорить, что где-то геральдика есть, а где-то нет.
Во-вторых, геральдика — это вспомогательная историческая дисциплина, предметом изучения которой являются геральдические системы. Предмет геральдики определяет не форма, а содержание. Важно видеть не различия в изображениях индейских тотемов, европейских гербов, знаков самураев, а то общее, что их объединяет, т.е. их функцию.
В третьих, это совокупность геральдических знаков. Например, родовая геральдика, земельная или территориальная геральдика, государственная геральдика, военная геральдика, наградная геральдика и т.д.
У народов всего мира с незапамятных времен существовали различительные знаки — религиозные символы, тотемы, различные изображения животных, — которые должны были охранять членов рода от всяческих напастей. В традиционном понимании этого слова гербы — наследственно передаваемые символические изображения, составленные на основе определенных правил, — появились в Европе лишь в средние века. Сначала это были личные знаки рыцарей, участников Крестовых походов, превратившиеся потом в наследственные, родовые. В дальнейшем они стали символами независимости (суверенитета) территорий, городов, государств. Со временем были выработаны правила составления гербов. Эти правила имели свои особенности в каждой стране, но в основном были общими для всех и строго соблюдались. За их соблюдением следили герольды. Слово это происходит от немецкого Herald (Heeralt), то есть ветеран, как назывались в Германии в средние века люди, известные своей доблестью и храбростью и назначавшиеся для почетного присутствия на торжествах, турнирах и боях; на них первоначально возлагались обязанности следить за соблюдением обычаев рыцарства. В современном мире тоже существуют геральдические службы.
Традиционно геральдика рассматривалась как «вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов — получивших широкое распространение в Средние века символических знаков отличия, составлявшихся по определенным правилам и присваивавшихся государствам, частям их территорий (княжествам, городам, областям), корпорациям (средневековым цехам, гильдиям, братствам), родам, фамилиям, отдельным лицам и т.д. Еще до появления гербов с глубокой древности существовали особые символы (тотемические изображения, рисунки на щитах, шлемах, знаменах, монетах, печатях, медалях, городские и государственные эмблемы), но они возникали произвольно и не имели преемственности. Определенная система, превратившая постепенно такие отличительные знаки в гербы, начала складываться в XI — XII вв. в среде европейского рыцарства. При этом сказывалось большое влияние восточных обычаев, проникновение которых усилилось в связи с крестовыми походами. Создателями геральдики как особой отрасли знаний, занимающейся происхождением, распознаванием и созданием гербов, правилами их получения и пользования ими, приемами изображения гербовых эмблем, являлись герольды (от них произошло и название «геральдика»).
На узость источниковедческой базы при подобной постановке вопроса указывает тот факт, что геральдику часто отождествляют с гербоведением, т.е. «предметом изучения геральдики являются гербы». Подобного традиционного мнения придерживались и придерживаются до сих пор многие исследователи. Однако, определенный таким образом круг рассматриваемых памятников ограничивает возможности развития геральдики как научной дисциплины, т.к. за бортом геральдики оказываются целые комплексы знаков: тотемные знаки и тамги, эмблемы самураев, многие государственные гербы новейшего времени. Хотя стихийно большинство из них все же стали предметом изучения геральдики. Ко второй половине XIX в. относятся работы Адальберта де Бомона и Уильяма Смита Эллиса, в которых уже делались попытки расширить формальные рамки геральдики
Потребность в новом подходе к этой дисциплине ощущали и советские историки. Так, В.К. Лукомский в своих статьях отмечал двойственность предмета изучения геральдики. В своей последней работе он писал: «Под гербом, в более широком толковании этого слова, разумеют всякое графическое изображение, так или иначе символизирующее отдельную территорию, страну или поселение, юридическую организацию, целый род или отдельное лицо, как члена его, а также и собственность, принадлежавшую названным субъектам владения. При таком понимании слова «герб» многие историки склонны видеть прототипы гербов во всякого рода отличительных знаках, появляющихся на заре человеческой культуры и имеющих отчасти культовое, отчасти правовое имущественное значение: тотемах, тамгах и т.д.».
Геральдика изучает гербы — «особые фигуры или символические изображения — эмблемы, составленные на основании точно определенных правил служащие постоянным отличительным знаком определенного лица, рода, общества, учреждения, города, области и целого государства. Характерной особенностью герба является его наследственность. Индивидуальная печать того или иного лица еще не является гербом. Изображение на печати может считаться гербом только тогда, когда оно переходит по наследству от отца к сыну, из поколения в поколение». А совокупностью эмблем занимается эмблематика. Как вспомогательная историческая дисциплина эмблематика изучает происхождение и историю эмблем».
Но ведь, отрывая от геральдики эмблематику, мы лишаем первую генезиса, истоков, т.е. рассматриваем уже сформировавшееся дерево, не проследив его корней и процесса роста; вторая же представляет собой лишь корневую систему, сложную, запутанную, но делающую изучение ее абсолютно бесплодным, так как отсекается ствол с ветвями и листьями, т.е. то, чему дает жизнь эта система.
Уже Ю.В. Арсеньев писал, что предметом изучения геральдики являются не только гербы: «Научное понятие о гербе включает в себя не только геральдический щит и шлем с его атрибутами, то также и геральдическое знамя… Таким образом, в область геральдики вводится изучение всевозможных знамен, значков, хоругвей и прапоров, которые носят на себе какие-либо геральдические цвета или эмблемы, служа при этом символами государства, отдельной территории, или же рода, фамилии, корпорации и т.п.».
В.И. Стрельский подробно рассматривает геральдику и ее место в системе современной исторической науки. Он пишет о двояком понимании термина «геральдика»: «Геральдика в широком смысле слова — это научная дисциплина, имеющая целью установление генезиса и этапов развития всякого рода знаков, принятых на разных ступенях развития культуры классового общества и служащих вначале отражением совокупности материальных предметов рода, семьи, отдельного человека и его собственности, а затем — различных корпораций, обществ и организаций как эксплуататоров, так и трудящихся классов; геральдика в узком смысле слова занимается изучением традиционных форм гербов и различных элементов их, характерных своим однообразным типом, возникших в определенных социальных условиях, преимущественно в условиях феодального общества. Сюда должно включаться изучение гербов государственных, территориальных и городских, гербов частных лиц, принадлежащих, главным образом, феодальной знати». Далее В.И. Стрельский предлагает заменить термин «геральдика» термином «эмблематика», включив в предмет ее изучения гербы, различные символы и эмблемы, флаги, знамена, ордена, филиграни, экслибрисы, поскольку эти последние до сих пор не стали предметом изучения какой-либо специальной дисциплины».
Геральдика тесно связана с нумизматикой, археологией и рядом других исторических дисциплин, но в первую очередь со сфрагистикой.