Россия в конце XIX - начале XX века

(1894 – 1917 гг.)

Изучите тему по следующему плану:

1. Особенности социально-экономического и политического развития России в начале XX века.

2. Общественно-политическая жизнь в России.

3. Аграрная реформа Столыпина.

4. Революция 1905-1907 годов: причины, участники, основные события, итоги.

Ответь на вопросы для самопроверки:

Какими причинами была вызвана необходимость модернизации России в конце XIX - начале XX века?

В чем состояли особенности России как страны «второго эшелона» развития капитализма.

Каковы новые тенденции внешней политики России, наметившиеся в конце XIX в.?

Вокруг каких проблем общественного развития страны велась политическая борьба в конце XIX - начале XX века?

Задания и упражнения

(устно или письменно, по заданию преподавателя).

Представьте реформы С.Ю. Витте, П.Д. Святополка-Мирского и П.А. Столыпина в виде сравнительной таблицы.

На основании материалов учебника и документов составьте таблицу, показывающую специфику России как страны «второго эшелона» капиталистического развития.

Работа с понятиями.

Дайте развернутый ответ на следующие вопросы:

Как вы понимаете сущность понятия «индустриальная модернизация»? Подумайте над понятиями «многопартийная система», «многопартийность», «система политических партий». В чем заключается принципиальное различие между ними? Что в них общего?

Есть ли различие в понятиях «революция», «революционный кризис»? Если есть, то в чем она состоит?

Можно ли говорить о «царском самодержавии» применительно к политической системе Росси 1906-1917 г. Объясните свой ответ.

Политические партии России о перспективах развития страны в начале XX в.

Сущность политического кризиса в России в конце 1916-начале 1917 гг. и возможные пути его преодоления.

Экономика РОССИИ в 1894-1913 гг.: что это: расцвет? Кризис?

Подготовьтесь к дискуссии по вопросам:

Роль российской интеллигенции в подготовке революции 1905-1907гг.

Реформаторские планы П.А.Столыпина и их судьба.

Подготовьте сообщение:

Исторические деятели: Николай II, императрица Александра Федоровна, С. Ю. Витте, К. П. Победоносцев, П. Д. Святополк-Мирский, П. А. Столыпин, П. Н. Милюков, Г. В. Плеханов, В. И. Ульянов (Ленин), Л. Д. Бронштейн (Троцкий), Г. И. Новых (Распутин), М. Палеолог, Л. Б. Розенфельд (Каменев) и др.

Литература:

  1. Россия в XX веке: Учеб.для 10-11кл.общеобразоват. учреждений/А.А.Левандовский, Ю.А.Щетинов. – 9-е изд.-М.:Просвещение, 2010.- 368с.;16л.ил,карт.:ил. §1-15
  2. Авторы-составители: А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. Хрестоматия по истории Росси с древнейших времен до наших дней. Учебное пособие. – М. «Проспект», 2005. – 592с.: док. 18.2.9, 18.3.1
  3. Витте С.Ю. Воспоминания. М., 1991
  4. Зарянов П.Н.Петр Столыпин: политический портрет. М.: Мысль, 1992г.



Самостоятельная работа №9

Гражданская война и формирование большевистского режима в России.

Изучите тему по следующему плану:

1. Октябрьские события 1917 г. Становление новой власти.

2. Предпосылки гражданской войны. Основные этапы войны.

3. Белое движение в годы войны.

4. Проблема иностранного вмешательства в дела России в годы гражданской войны в исторической литературе.

5. Предпосылки победы "красных".

Ответь на вопросы для самопроверки:

В чем Вы видите объективные и субъективные причины гражданской войны в России? Можно ли было ее избежать?

Какую роль в гражданской войне в России сыграл внешний фактор?

Какую роль в начале гражданской войны сыграл роспуск Учредительного собрания?

В чем Вы видите причины победы большевиков в гражданской войне.

Задания и упражнения

(устно или письменно, по заданию преподавателя).

Найдите в тексте учебника материал, касающийся ситуации в Европе в 1917-1920 гг. и определите, в какой степени события в России в эти годы совпадали или расходились с общими тенденциями европейского развития.

На основе материала учебника и документов составьте таблицу "Основные этапы формирования большевистского режима в России".

Работа с понятиями.

Дайте развернутый ответ на следующие вопросы:

Есть ли, на Ваш взгляд, различие между понятиями "гражданская война" и "гражданский конфликт"? Если есть, в чем оно состоит?

Как Вы понимаете встречающееся в литературе о гражданской войне в России выражение "интервенция по приглашению"?

Что общего и в чем различие понятий "красный террор" и "белый террор"?

Какое определение больше соответствует характеру политического режима советской России в 1917-1922 гг.: "тоталитарный", "авторитарный", "демократический" (или другой - укажите)? Почему?

Подготовьтесь к дискуссии по вопросам:

Периодизация гражданской войны в России.

Иностранное вмешательство в дела России в 1917 - 1920 гг. Большевистская концепция государства и ее реализация в России.

Подготовьте сообщение:

Исторические деятели: В. И. Ульянов, Л. Д. Бронштейн, Л. Г. Корнилов, А. Ф. Керенский, П. Н. Краснов, А. И. Деникин, А. В. Колчак, Н.Н. Юденич, П. Н. Врангель, В. М. Чернов, И. В. Джугашвили (Сталин), М. Ф. Фрунзе, М. Н. Тухачевский, К. Е. Ворошилов, С. М. Буденный.

Литература:

1. Россия в XX веке: Учеб.для 10-11кл.общеобразоват. учреждений/А.А.Левандовский, Ю.А.Щетинов. – 9-е изд.-М.:Просвещение, 2010.- 368с.;16л.ил,карт.:ил. §24-39

2. История России1917-1940. Хрестоматия/Сост.В.А.Мазур и др.; под ред. М.Е.Главадского. Екатеринбург, 2000.- 368с. Док.: 10, 21, 37, 38, 50, 51.

3. Волкогонов Д.А. Ленин, М., 1994

Самостоятельная работа №10

Наши рекомендации