Вопрос 36. Происхождение и основные этапы развития письма.
Письмо возниклоиз-за необходимости передать мысль другому племени и потомкам. По своей функции древнейшие виды письма — это послания и надгробные надписи. С развитием человеческого общества развивались и совершенствовались уже возникшие виды письма, возникали новые виды письма, расширялись его функции.
Письмо как вторичное, дополнительное средство общения может развиваться лишь на базе языка и возникнуть только позже звуковой речи, т. е. тогда, когда в результате развития общества звуковая речь перестала удовлетворять возросшим и усложнившимся потребностям людей в общении.
Вероятнее всего, возникновение письма как важнейшего дополнительного средства общения людей относится к тому времени, когда в обществе появляется насущная потребность в передаче информации на дальние расстояния и в закреплении и сохранении ее во времени.
Такая потребность особенно остро ощущается в позднейший период каменного века, т. е. в эпоху неолита (VI/V—II тысячелетия до н. э.). В это время возникают племена и союзы племен, которые нередко располагаются на больших отдаленных пространствах.
Внутри племен выделяются племенные жрецы и вожди, совершенствуется разделение труда, разграничивается личная и коллективная (родо-племенная) собственность, начинается обмен продуктами труда. Развиваются также обменно-торговые отношения, военные и иные связи между племенами. Со временем формируются обычаи и традиции, появляется устное народное творчество. В этих условиях возникает крайняя необходимость в письменной форме общения.
Начертательное письмо зарождается как пиктография, т.е. письмо рисунками. Образцы пиктографического письма обнаружены как археологами, так и этнографами. Обозначаемым в пиктографии служит жизненная ситуация (охота, поездка), вещи (весло, лодка), существа (люди, животные); словесное оформление всего этого для пиктографии несущественно (т. е. пиктограмму можно «читать» и именами, и глаголами и др.).
С развитием понятий и абстрактного мышления возникают такие потребности письма, которые пиктография уже не может выполнять, и тогда возникает идеография, т. е. «письмо понятиями», когда обозначаемым является не сам жизненный факт в его непосредственной данности, а те понятия, которые возникают в сознании человека и требуют своего выражения на письме. Переход от пиктографии к идеографии связан с потребностью графической передачи того, что не обладает наглядностьюи не поддается рисуночному изображению. Таким образом, обозначающее на первых шагах идеографического письма остается тем же рисунком, но обозначаемое меняется: рисунок глаза как пиктограмма обозначает «глаз», а как идеограмма –«зоркость», «бодрствование», т. е. функцию данной вещи или результат ее использования.
Технический прогресс письма, т. е. изыскание более подходящего материала, на чем пишут, и инструментов письма, привел к тому, что от камней и кусков дерева или коры перешли к надписям на специальных материалах. В Египте были придуманы свитки из папируса, клетчатки нильского тростника, в других местах – разного рода обработка кожи (пергамент) и, наконец в Китае была изобретена бумага. Вместо насекательных по камню и царапающих по дереву орудий при новых материалах появились пишущие орудия: тушь и кисточка, которыми можно было гораздо быстрее изображать нужные знаки. В результате эволюции пиктограммы, идеограммы и силлабограммы возникает буква — знак вокально-звукового письма. Затем появились различные алфавиты.
Вопрос 37. Графика и орфография. Орфографические принципы.
Графика. В теории письма графикой называют буквы алфавита и диакритические знаки вих
отношении к звуковому строю языка. Графика изучает соотношение букв и звуков языка.
Связь между буквой и звуком создается исторически, причем звуковое значение букв, как и их
начертание, весьма различно в разных языках, обладающих разными графическими системами.
Орфографией называется:1) система правил,способов передачи речи на письме, правил написания слов данного языка; 2) раздел языкознания, занимающийся разработкой и изучением этих правил.
Орфографические принципы.
Согласнофонетическому принципу орфографии,буквами алфавита «изображаются реально произносимые звуки», т. е. на письме обозначается тот звук, который реально произносится. Данный принцип орфографии выражается формулой: «как слышится, так и пишется».
Фонетический принцип орфографии широко используется в том или ином буквенном письме в момент его возникновения, когда написание слов в максимальной степени отражает их произношение. В процессе развития в языке происходят различные фонетические изменения, которые орфография не в состоянии отразить, и фонетический принцип орфографии постепенно нарушается.
Морфологический принцип орфографии заключается в единообразном написании одной и той же морфемы, как бы при этом ни изменялось ее произношение.
Исторический принцип.В разных системах письма в большей или меньшей степени распространено написание слов, отражающее не современное их состояние, а прошлое, т. е. написание слов в соответствии со сложившейся традицией, с учетом особенностей давнего их произношения и написания. Такой принцип орфографии, когда «пишут так, как писали предки». Исторический принцип орфографии преобладает во французском, испанском, но особенно в английском письме.
Идеографический (или символический) принципорфографии отличается от других тем, что он опирается на смысловое различие схожих написаний, например: компания икампания, ожог и ожег, плач и плачь, надежда и Надежда. Символический смысл имеет употребление прописных букв.
В орфографии применяется такжепринцип написания заимствованных слов,отражающих иноязычные правила графики и орфографии.Принцип заимствованных слов играет большую роль при написании заимствованных географических названий и собственных имен.