Итак, мы можем аккуратно изъять из слоя 4 пласты «хранителя», «продолжателя» и «апологета», «подсыпанные» после 1015 г., но включённые поздним «хронологом» всё в тот же 980 г.
«Летописец Ярополка».
Мы пришли к выводу, что древнейшей основой свода являлась рукопись, кончавшаяся изложением событий 980 г. и завершённая вскоре после того, возможно, рассказом о выдворении из Киева возомнивших о себе варягов. Но возможно присоединить к её тексту и следующее за этим краткое сообщение о начале княжения Владимира в Киеве и о посылке Добрыни в Новгород. При этом, судя по объёму событий, приписанных к 980 г., они заняли не один год, а сама запись могла быть сделана несколько позднее, так что обозначенный год не есть год совершения записи.
Часть текста 980 г., оставшаяся после снятия позднейших пластов, несомненно, составляет одно целое с хроникой княжения Ярополка, начиная с 973 г. Непрерывность повествования, единство жанра, языка и стиля этой статьи показывает, что она принадлежит одному автору. Данная статья мало подверглась правке. Явно позднему редактору из духовного сословия принадлежит вставка «О, злая лесть человеческая…» с библейскими цитатами. Вероятно, «хранитель» вставил первое упоминание о «грекине» и примечание о Рогволоде и Туре. Но Лаврентий «потерял» сохранившиеся в других списках ПВЛ сообщения от 979 г. о приходе на службу к Ярополку печенежского князя и о посетивших Киев греческих послах, подтвердивших прежние договоры. Рассматриваемая статья первоначально не была расчленена на ежегодные записи и не сопровождалась датами, а являлась непрерывным изложением событий, записанным уже после смерти Ярополка.
Судя по приводимым в рассказе подробностям, обилию имён, точным топографическим указаниям, приводимым речам и диалогам действующих лиц, основа этой статьи написана современником и свидетелем событий, который был хорошо осведомлен. Скорее всего, и сам он принимал участие в некоторых делах и беседах, описанных в тексте. При отсутствии комментариев и морально-этических оценок, столь характерных для последующих редакторов из духовного сословия, само содержание и тон первоначальной статьи выражает вполне явную неприязнь к братоубийце Владимиру и предателю Блуду. Первоавтор статьи, видимо, был сторонником Ярополка.
К какому кругу принадлежал летописец Ярополка?
Из текста статьи мы можем получить представление об источниках летописца, а тем самым и о нём самом. Для этого разберём основные сообщения статьи и укажем их вероятные источники.
1) Рассказ о ссоре князя Олега (брата Ярополка) с Лютом Свеналдичем и убийстве последнего.
Возможные источники: дружинники Олега или Люта.
Сообщение о подстрекательстве Свеналда.
Возможные источники: Ярополк, Свеналд или близкие к ним люди.
Рассказ о походе Ярополка на Олега, о гибели оного и об укоре Ярополка Свеналду.
Возможные источники: Ярополк, Свеналд, близкие к ним люди, упомянутый безымянный древлянин. Возможно личное присутствие рассказчика при событиях.
Сообщение о бегстве Владимира из Новгорода и о посылке Ярополком туда посадников.
Возможные источники: сообщения из Новгорода, Ярополк, его приближённые.
Сообщение о приёме Ярополком на службу печенежского князя.
Возможные источники: Ярополк, его приближённые. Возможно личное присутствие рассказчика.
Сообщение о приходе в Киев греческих послов и об их переговорах с князем.
Возможные источники: Ярополк, его приближённые. Возможно личное присутствие рассказчика.
Сообщение о возвращении Владимира в Новгород с варягами.
Возможные источники: прибывшие из Новгорода посадники Ярополка.
Сообщение о взятии Владимиром Полоцка и о Рогнеде.
Возможные источники: вести из Полоцка от людей, близких князю Рогволоду, сама Рогнеда.
9) Сообщение о приходе Владимира к Киеву (с точным указанием места его стана).
Общеизвестно всем современникам-киевлянам.
Сообщение о тайных сношениях Владимира с воеводой Блудом (ставших известными позже).
Возможные источники: Владимир, Блуд, посредники между ними.
Рассказ о предательстве Блуда, о бегстве Ярополка в Родню и о его намерении сдаться.
Возможные источники: Владимир, Блуд, их приспешники, оставшиеся сторонники Ярополка. Возможно личное участие рассказчика в событиях.
Рассказ о попытке Варяжко отговорить Ярополка от сдачи.
Возможный источник: Варяжко, либо сам летописец присутствовал при разговоре.
Рассказ об убийстве Ярополка.