Трудоемкость: 4 зачетные единицы

Трудоемкость: 4 зачетные единицы

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная

Принята на заседании Ученого совета факультета

протокол № 4 от « 16 » декабря 2010 г.

Рассмотрена на заседании кафедры

протокол № 5 от « 10 » декабря 2010 г.

Заведующий кафедрой

___________________ Е.П. Мартынова

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цели освоения дисциплины

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

4.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

4.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины

5. Образовательные технологии

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

9. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

10. Анкета обучающегося

11. Аннотация


1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «История тульского края» является формирование у студентов теоретических знаний в области исторического регионоведения, умений поиска исторической информации, интерпретации и применения краеведческого знания в своей профессиональной деятельности, связанной как с преподаванием истории России, так и с их практической и научно-исследовательской деятельностью. Наряду с другими учебными курсами должен способствовать более углубленному изучению истории родной страны и формированию самостоятельных методологических и исследовательских навыков будущего специалиста.

2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «История тульского края» относится к дисциплинам блока ГСЭ (Б1.В.2). Изучение данной дисциплины базируется на освоении студентами дисциплины базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла «Культура речи», дисциплины базовой части математического и естественнонаучного цикла «Информационные технологии».

К началу изучения дисциплины студенты должны знать периодизацию истории России, социально-экономические и политические характеристики основных периодов, владеть методами анализа научной литературы и исторических источников на уровне выпускника полной школы. Освоение данной дисциплины необходимо для более глубокого понимания сущности исторического процесса, микро- и макроподходов в исторических исследованиях качественного выполнения выпускной квалификационной работы.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «История тульского края»

- готовностью к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

- способностью выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

· основные закономерности исторического процессы, события и явления в жизни истории тульского края (ОК-15);

· место человека в историческом процессе, биографии выдающихся земляков (ОК-15);

· возможности региональной культурной образовательной среды (ТОУНБ, ГАУТО, тульских музеев) для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11);

· основные источники и научную литературу по истории тульского края (СК-2)

Уметь:

· соотносить события и процессы регионального (тульского) и общероссийского уровней, правильно их взаимоувязывать и оценивать (ОК-15);

· работать с информационными ресурсами и систематизировать историческую информацию по истории тульского края (ПК-4);

· разрабатывать учебно-методические проекты краеведческой тематики для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11).

Владеть:

· навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах по истории тульского края (ПК-4);

· навыками исследовательской деятельности и получения достоверной информации из источников по проблемам истории тульского края (СК-2).

4. Структура и содержание дисциплины «История тульского края»

4.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов/зачетных единиц
Максимальная учебная нагрузка (всего) 144/4
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лекции с применением мультимедийных технологий и раздаточным материалом для студентов 16
семинарские занятия с использованием элементов дискуссий 6
практические занятия с использованием технологий case-study (анализ исторических текстов) 4
практические занятия по использованию современных информационных технологий и справочных систем по историческому регионоведению и краеведению 2
контрольные работы 4
Экскурсия (тульский музей изобразительных искусств, архив (ГАУТО), библиотека (ТОУНБ), музей «Тульские древности», музей ТГПУ им. Л.Н.Толстого) 10
Самостоятельная работа студента (всего)
в том числе:
внеаудиторная самостоятельная работа при подготовке к семинарским и практическим занятиям 32
подготовка учебного проекта 20
Выполнение заданий для самостоятельной работы в модульной объектно-ориентированной динамической учебной среде Moodle 12
Подготовка к экзамену
Промежуточная аттестация в форме:экзамена

4.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов/зачетных единиц Формируемые компетенции  
 
Тема 1. Источники и историография по изучению истории тульского края Содержание учебного материала ОК-14 ПК-10  
Предмет и задачи курса. Пути и подходы к изучению регионального компонента истории России. Диалектика понятий «империя» и «провинция», «столица» и «страна». Современные подходы к изучению регионоведения.  
  Источники по истории тульского края в контексте российской истории. Историография Тульского края. Обобщающие труды И.Ф. Афремова, И.П. Сахарова, А.П. Рудакова, В.Н. Ашуркова, Г.П. Присенко. Исследования по региональной проблематике Н.И. Троицкого, Р.Р. Лозинского, С.Ф. Рассаднева, В.И. Крутикова, А.П. Плотникова, Л.П. Фроловой, О.Е. Глаголевой, О.Г. Вронского, И.Н. Юркина, Е.В. Симоновой. Учебные пособия по истории тульского края, их сравнительная характеристика  
Лекция с применением мультимедийных технологий и раздаточным материалом для студентов 2  
Практическое занятие по использованию современных информационных технологий и справочных систем по историческому регионоведению и краеведению 2  
Практическое занятие с использованием технологий case-stady 2  
Самостоятельная работа студента по подготовке к практическому занятию 4  
Самостоятельная работа студента по подготовке учебного проекта 4  
Тема 2. Тульский край в X-ХV вв. Содержание учебного материала  
Памятники каменного века на территории области. Основные археологические культуры неолита и бронзового века. Памятники раннего железного века. Городища (Сатинка, Супруты и др.). Финно-угорские и балто-литовские племена на территории края. Земля вятичей. Летописные и археологические свидетельства о территории расселения союзов племен восточных славян в VIII-X вв. ОК-14 ПК-10  
Вхождение Земли вятичей в состав древнерусского государства. Археологические памятники. Происхождение городов. Дискуссия о времени основания и первоначальном расположении Тулы. Тульский край в период перехода к феодальной раздробленности и княжеских усобиц между Мономаховичами и Ольговичами. Тульские земли в составе Черниговского, Муромо-Рязанского и Владимиро-Суздальского княжеств.  
Монголо-татарское завоевание, его последствия. Тульская земля XIV-XV вв. на стыке территорий Золотой орды, Великого княжества Литовского, Рязанского и Московского княжеств. Судьба «верховых» княжеств. Первые достоверные упоминания о Туле.  
Куликовская битва 1380 г. в истории и культуре нашей Родины. Современные исследования по проблематике Куликовской битвы. История присоединения тульских земель к Московскому государству. Ликвидация ордынского владычества, его последствия. Оборона Алексина в 1472 г.  
Лекция с применением мультимедийных технологий и раздаточным материалом для студентов 2  
Экскурсия в музей «Тульские древности» (археология тульского края) 2  
Семинарские занятия с элементами дискуссии 2  
Самостоятельная работа студента по подготовке учебного проекта 4  
Самостоятельная работа студента по подготовке к семинарскому занятию 4  
Тема 3. Тульский край в XVI-XVII в. Содержание учебного материала    
Управление Тульским краем. Оборонительные сооружения Тулы и края. История строительства Тульского кремля, его архитектурные и фортификационные особенности. Тульские засеки: история создания, организация сторожевой службы, борьба с татарскими набегами. Оборона Тулы в июне 1552 г. от войск Девлет-Гирея. Тульские слободы. ОК-14 ПК-10    
  Тульский край в XVII в. Смутное время. Народные движения. Лжедмитрий I. Движение И.И. Болотникова. Оборона Тулы от войск Василия IV Шуйского в 1607 г. Последствия Смуты в Тульском крае.    
История создания тульского оружейного и металлургического производств. Городищенские и Каширские железоделательные заводы. Мануфактурное производство. Купечество. Развитие тульских земель и городов в середине и второй половине XVII в.    
Лекция с применением мультимедийных технологий и раздаточным материалом для студентов 2    
Самостоятельная работа студента по подготовке учебного проекта 4    
Самостоятельная работа студента по подготовке к семинарскому занятию 4    
Тема 4. Тульский край в XVIII в. Содержание учебного материала    
ОК-14 ПК-10    
Эпоха петровских преобразований. Превращение Тулы в центр оружейного производства. Петр I и тульские мастера. Деятельность Н. Демидова и его сыновей, Баташевых, Мосоловых. Строительство казенного оружейного завода. Влияние реформ Петра I на жизнь населения Тульского края. Перемены в быту и образе жизни.    
Демидовы и Тула. Роль тульских мастеров в освоении Урала. История строительства Ивановского (Волго-Донского) канала. Тульский край в годы правления Екатерины II. Секуляризация церковных земель. Тульский край и крестьянская война Е.И. Пугачева. Учреждение Тульской губернии и Тульской Епархии. Жалованная грамо­та городам. Уездные города. Гербы городов.    
Развитие русской культуры XVIII- нач. XIX вв. и Тульский край. Наука и техника. Просветительство и просветители. А.Т. Болотов – первый русский энциклопедист. И. Батурин – философ и просветитель. В.А. Левшин – ученый и писатель. А.И. Чириков – исследователь российского Дальнего Востока и Северной Америки.    
Архитектурные достопримечательности города Тулы и губернии. Храмовое и гражданское строительство в Туле. Успенский собор Тульского кремля. Творчество Растрелли и Федосеева на Тульской земле. Исследование Р.Р. Лозинского «Страницы минувшего». Богородицкий дворец графов Бобринских. Изобразительное искусство и скульптура, декоративно-прикладное искусство. Образование и книгопечатание.    
Лекция с применением мультимедийных технологий и раздаточным материалом для студентов 2    
Экскурсия в ТОУНБ 2    
Выполнение заданий для самостоятельной работы в модульной объектно-ориентированной динамической учебной среде MOODLe 2    
Самостоятельная работа студента по написанию отчета об экскурсии в ТОУНБ 4    
Самостоятельная работа студента по подготовке учебного проекта 4    
Тема 5. Тульский край в XIХ в. Содержание учебного материала    
Экономика Тульского края. Города и дороги. Промышленность. Развитие мануфактурного производства и купечества. Особенности Тульского края в контексте развития экономики России. Облик городов, их население и роль в экономической жизни страны. Ярмарки. Тульское дворянство. Туляки в Отечественной войне 1812-1814 гг. Тульское ополчение. Туляки – герои войны. Судьба Тульского оружейного завода в войне. В.Н. Ашурков – историк тульского оружейного производства. ОК-14 ПК-10    
  Развитие общественного движения и общественно-политической мысли в первой половине XIX в. Декабристы – туляки. Развитие общественного движения в 30-50-е гг. ХIX в. Западники и славянофилы. Славянофилы К. С. Аксаков, А. С. Хомяков, братья Киреевские о путях развития России.    
  Русская православная церковь и Тульский край в XIX в. Русские писатели и Тульский край. Н.А. Милонов – исследователь творчества литераторов Тульской земли.    
  Тульский край в середине и второй половине XIX в. Крымская война. Туляки- участники Крымской войны. Оборона Севастополя и Л.Н. Толстой.    
Лекция с применением мультимедийных технологий и раздаточным материалом для студентов 2    
Экскурсия в ГАУТО 2    
Самостоятельная работа студента по написанию отчета об экскурсии 4    
Выполнение заданий для самостоятельной работы в модульной объектно-ориентированной динамической учебной среде MOODLe 2    
Самостоятельная работа студента по подготовке учебного проекта 4    
Тема 6. Тульский край в XIХ в. Содержание учебного материала    
Управление и местное самоуправление в Тульской губернии в XIX в. Тульские губернаторы. Деятельность тульского земства и городского самоуправления. Городские головы. Деятельность банков ОК-14 ПК-10    
  Повседневная жизнь туляков в XIX в. Быт. Организация досуга. Благотворительные заведения. Известные тульские благотворители.    
Лекция с применением мультимедийных технологий и раздаточным материалом для студентов 2    
Практические занятия с использованием технологий case-study 2    
Контрольная работа №1 2    
Самостоятельная работа по подготовке практическому занятию 4    
Выполнение заданий для самостоятельной работы в модульной объектно-ориентированной динамической учебной среде MOODLe 2    
Тема 7. Тульский край в XIХ в. Содержание учебного материала    
  Либеральное, консервативное и революционное общественное движение. Влияние контрреформ Александра III на жизнь населения Тульского края. Земские начальники. ОК-14 ПК-10    
2. Промышленный переворот. Строительство железных дорог на территории губернии. Экономические последствия. Промыслы. Тульские гармони, пряники и самовары.    
Образование и медицина. Учебные заведения в Тульской губернии. Достижения культуры Тульского края во второй половине XIX в. библиотеки. Деятельность С.Д. Нечаева, Н.Ф. Андреева.    
Лекция с применением мультимедийных технологий 2    
Семинарские занятия с использованием элементов дискуссий 2    
Экскурсия в тульский музей изобразительных искусств 2    
Самостоятельная работа студента по написанию отчета об экскурсии в тульский музей изобразительных искусств 4    
Выполнение заданий для самостоятельной работы в модульной объектно-ориентированной динамической учебной среде MOODLe 2    
Тема 8. Тульский край на рубеже в первой половине XX вв. Содержание учебного материала    
Революция 1905-1907 гг. в Тульском крае. Революционное подполье. Деятельность ТЖУ. Выборы в Государственную Думу. Тульский край в период первой мировой войны. Промышленность - фронту. Деятельность политических партий (кадетов, меньшевиков, эсеров и большевиков) на территории губернии. Революционные события в Туле и губернии в 1917 г. Выборы в Учредительного собрания. Установление Советской власти в Туле и губернии. Структура управления. Деятельность Тульского Совета. ОК-14 ПК-10    
Тульский край в период гражданской войны. Продотряды. Комбеды. Восстания крестьян против политики «военного коммунизма». НЭП. Восстановление хозяйства и участие туляков в первых пятилетках. Индустриализация и коллективизация в Тульской крае. Борьба НКВД с инакомыслящими и врагами народа.    
Культурная жизнь Тульской губернии и области. Из­менения в системе образования. Открытие первых высших учебных заведений в Туле.    
Начало Великой Отечественной воины. Перестройка экономики Тульской области в условиях военного времени. Битва за Тулу. Партизанское движение на территории области. Туляки – герои Советского Союза.    
Лекция с применением мультимедийных технологий 2    
Экскурсия в музей ТГПУ им. Л.Н.Толстого (экспозиция, посвященная Великой Отечественной войне) 2    
Выполнение заданий для самостоятельной работы в модульной объектно-ориентированной динамической учебной среде MOODLe 2    
Самостоятельная работа студента по написанию отчета об экскурсии 2    
Тема 9. Тульская область во второй половине ХХ в. и на современном этапе Содержание учебного материала    
Послевоенное восстановление народного хозяйства. Промышленность и сельское хозяйство. Управление областью. Изменения в быту. Реорганизация системы государственного управле­ния, предоставление больших прав местным руково­дителям в 1953-1964 гг. Социально-эко­номическое развитие Тульской области в середине 50-х – 60- х гг. Духовная жизнь в Тульской области страны в середине 50-х — нач. 60-х гг. ОК-14 ПК-10    
Развитие военно-промышленного комплекса на территории Тульской области. Выдающиеся конструкторы тульского оружия. Уровень жизни населения. Быт. Медицинское обслуживание. Система образования.    
Тульский край в условиях «перестройки». Нарастание кризисных явлений в экономике и общественной жизни в стране на примере Тульского края. Падение промышленного и сель­скохозяйственного производства, ухудшение жизни населения. Начало инфляционного процесса. Мас­совые забастовки. Развитие культурной жизни в условиях перестройки. Реформа советской политической системы. Выборы на I Съезд народных депутатов СССР. Посещение Тулы Б.Н. Ельциным в 1991 г. Туляки – участники Августовского путча 1991 г.    
Тульская область как субъект Российской Федерации. Органы власти. Взаимоотношения с центром. Уровень социально-экономического развития Тульской области в начале XXI в. Новые черты в культурная жизнь в Тульской области. Тульские писатели, поэты, артисты, художники, скульпторы. Телевидение и кино.    
Семинарские занятия с элементами дискуссии 2    
Выполнение заданий для самостоятельной работы в модульной объектно-ориентированной динамической учебной среде MOODLe 2    
Самостоятельная работа студента по подготовке к семинарскому занятию 2    
Контрольная работа №2 2    
Всего: 144 часов/ 4 з.е.    
                     

Образовательные технологии

Преподавание дисциплины должно включать в себя следующие образовательные технологии:

1) Организация лекций с использованием презентаций, выполненных с использованием мультимедийных технологий;

2) Обеспечение студентов сопутствующими раздаточными материалами – опорными конспектами с целью активизации работы студентов по усвоению материалов учебного курса;

3) Использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода

4) Использование методов, основанных на изучении практики деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в сфере образования и культурно-просветительской деятельности;

5) проведение мастер-классов по практико-ориентированной тематике с приглашением специалистов в области археологии тульского края, организации хранения информации в архивах и библиотеках Тульской области;

6) создание и использование электронных пособий, аудио-, видео-, мультимедийных материалов по истории тульского края в рамках реализации проектной деятельности студентов

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Семинарские занятия проводятся с целью лучшего усвоения студентами знаний по изучаемому курсу, позволяют расширить возможности индивидуальной работы и консультирования по необходимым вопросам студента и преподавателя.

При подготовке к семинару студент должен внимательно изучить литературу, рекомендуемую по данной теме, подготовить вопросы для консультации с преподавателем.

Планы

Тульский край в X-ХV вв.

1.Основные события истории тульского края Х-XV вв.в контексте общероссийского исторического процесса

2.Современные исследованияпо истории тульского края Х-XV вв.

Литература к семинару:

Горский А.А. Москва и Орда. М., 2000.

Каргалов В.В. На границах Руси стоять крепко! Великая Русь и Дикое поле. Противостояние XIII-XVIII вв. Л., 1998.

Шеков А.В. Верховские княжества: Краткий очерк политической истории XIII- середины XVI вв. Тула, 1993.

Афремов И.История Тульского края (Историческое обозрение Тульской губернии). Тула, 2002.

АШУРКОВ В. Н. Страницы Тульской старины: Очерки по исто­рии Тулы. 1146—1917 гг. Тула, 1988.

Ашурков В.Н. На поле Куликовом. (Любое издание).

Ашурков В.Н. Избранное. Тула, 2003.

БОГУСЛАВСКИЙ В.В. Тульские древности: Энцикл. Словарь. Тула, 1995.

Древняя и новая Россия. В 3 т. СПб. 1876,1877, 1878 гг.

История Тульского края: Библ. Указ. Тула, 1991.

Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины. Сб. статей. М., 1980.

Куликовское поле: Вопросы историко-культурного наследия. Тула, 2000.

Памятники Куликовской битвы. СПб., 1998.

Слава предков – потомкам пример (Дедославль, Дедилов). Выпуск 1. /Сост. Лепихин А.Н. М., 1997.

Тула // Энцикл. слов. Брокгауза и Ефрона. Спб., 1902. Т. 34. — С. 38—39.

Задание для самостоятельной работы

Составьте кроссворд на тему «Важнейшие события в истории тульского края Х-XV вв.»

Тульский край в XVI-XVII в.

1.Основные события истории тульского края XVI-XVIIвв. в контексте общероссийского исторического процесса.

2.Современные исследованияпо истории тульского края XVI-XVIIвв.

Литература к семинарскому занятию

Афремов И. Историческое обозрение Тульской губернии. М. , 1850.

Горский Москва и Орда. М., 2000.

Ашурков В.Н. Тульские оружейники и их классовая борьба в XVII- первой четверти XIX вв. Тула, 1947;

Ашурков В.Н. Город мастеров: Очерки по истории Тулы с XVI века до установления власти Советов. Тула, 1958.;

Ашурков В.Н. Страницы тульской старины: очерки по истории г. Тулы. 1146-1917. Тула, 1988;

Древняя и новая Россия. В 3 т. СПб. 1876,1877, 1878 гг.

История Тульского края: Библ. Указ. Тула, 1991.

Муравьева А.Ф. Тульский кремль. Тула, 2002.

Памятники Куликовской битвы. СПб., 1998.

Слава предков – потомкам пример (Дедославль, Дедилов). Выпуск 1. /Сост. Лепихин А.Н. М., 1997.

Троицкий Н.И. Тульские древности. Тула, 2002.

Тула // Энцикл. слов. Брокгауза и Ефрона. Спб., 1902. Т. 34. — С. 38—39.

Шеков А.В. Верховские княжества: Краткий очерк политической истории XIII- середины XVI вв. Тула, 1993.

Задание для самостоятельной работы:

Нарисуйте схему «Оборонительные сооружения Тулы»

Практическое занятие № 2

Семинарское занятие № 4

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

СТУДЕНТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ НА ЗАЧЕТЕ

При оценке учитывается глубина знаний, осознанность и самостоятельность при­менения знаний и способов учебно-научной деятельности, логичность изло­жения материала, включая обобщения и выводы. Обязательным условием яв­ляется соблюдение норм литературной речи и свободное владение терминологией.

Оценка знаний учитывает индивидуальные особенности студента, его участие в научной работе, работа по написанию реферата, активность на семинарских занятиях.

Зачет ставится, если материал усвоен глубоко, изложен без замет­ных ошибок, свидетельствует о самостоятельности мышления.

Зачет не ставится, если в усвоении материала имеются пробелы, изложение несистематизированное, аргументация не достаточно убедительная, имеются ошибки фактического характера.

ВОПРОСЫ к экзамену по «Истории тульского края»

1. Тульская историография XVIII в.

2. Тульская историография XIХ в.

3. Тульская историография XХ в.

4. Древняя история Тульского края. VI-XII вв.

5. История края в XIII-XV вв. Куликовская битва 1380 г.

6. Тульские земли в XVI в. Оборонительные сооружения Тулы и края.

7. Тульский край в XVII в. Смутное время.

8. История создания тульского оружейного и металлургического производств.

9. Развитие тульских земель и городов в середине и второй половине XVII в.

10. Тульский край в XVIII в. Превращение Тулы в центр оружейного производства.

11. Деятельность Демидовых, Баташевых, Мосоловых.

12. Тульский край в годы правления Екатерины II. Учреждение Тульской губернии и Тульской Епархии.

13. Жалованная грамо­та городам. Уездные города. Гербы городов.

14. Развитие русской культуры XVIII- нач. XIX вв. и Тульский край.

15. Архитектурные достопримечательности города Тулы и губернии. Храмовое и гражданское строительство в Туле.

16. Особенности Тульского края в контексте развития экономики России в XIX в.

17. Туляки в Отечественной войне 1812-1814 гг. и Крымской войне 1853-1855 гг.

18. Развитие общественного движения и общественно-политической мысли в первой половине XIX в. Декабристы – туляки. Западники и славянофилы.

19. Отмена крепостного права на территории Тульского края. Деятельность тульского земства.

20. Городское самоуправление на территории Тульской губернии.

21. Экономическое развитие губернии на рубеже XIX-XX вв. Промышленный переворот и строительство железных дорог.

22. Образование, книгопечатание и достижения культуры Тульского края во второй половине XIX в.

23. Революции начала ХХ в. и Тульская губерния.

24. Советский период в истории Тульской губернии и области. (20-30-е гг.).

25. Тульская область в годы Великой Отечественной войны.

26. Тульская область в 50-80- е гг.

27. Тульский край в условиях «перестройки». Туляки – участники Августовского путча 1991 г.

28. Уровень социально-экономического развития Тульской области в начале XXI в.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

Пеньков В.В. История Тульской области. Тула, 2008.

б) дополнительная литература:

Ашурков В.Н. Избранное. Тула, 2003.

БОГУСЛАВСКИЙ В.В. Тульские древности: Энцикл. Словарь. Тула, 1995.

Вронский О.Г. Государственная власть России и крестьянская община в годы «великих потрясений» (1905-1917), Тула, 2000.

ГЛАГОЛЕВА О.Е. Русская провинциальная старина. Очерки культуры и быта Тульской губернии XVIII- первой половины XIХ в., Тула, 1993.

ГЛАГОЛЕВА О.Е. Тульская книжная старина: Очерки культурной жизни XVIII- первой половины XIХ в., Тула, 1992.

КОХАНОВА Р.Г. История сберегательного дела в Тульской губернии. Тула, 999.

Плотников А.П. Рассекреченная правда войны, Тула, 1995.

ПРИСЕНКО Г.П. Достопримечательности Тульского края в исторической литературе XVIII-XX вв. Тула, 2001.

СИМОНОВА Е.В. Города Тульской губернии во второй половине XIX века: население и экономика. Тула, ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2002.

СИМОНОВА Е.В. Провинциальные города Тульской губернии во второй половине XIX веке.Тула, 2005.

Фролова Л.П. Тульское земство (1860-1890 гг.). Тула, 2004.

Шеков А.В. Верховские княжества: Краткий очерк политической истории XIII- середины XVI вв. Тула, 1993.

ШУЛЬМИН С.А. Города Тульской области: Экономические, исторические, географические очерки. М., 1998.

Энциклопедия городов и районов Тульской области. Тула, 2000.

Юркин И.Н. Демидовы в Туле: из истории становления и развития промышленной династии, Тула, 1998.

Юркин И.Н. Тульский завод Демидовых: Из истории становления и развития доменной металлургии России, 1695-1782 , М., 1996.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

Российское образование [Электронный ресурс]: федеральный портал / ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика". - М. : [б. и.], 2002. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц.

URL: www.edu.ru

Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс] : информационная система / ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика". - М. : [б. и.], 2005. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц.

URL: http://window.edu.ru

Университетская библиотека Online [Электронный ресурс] : электронная библиотечная система / ООО "Директ-Медиа" . - М. : [б. и.], 2006. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц.

URL: www.biblioclub.ru

Универсальные базы данных East View [Электронный ресурс] : информационный ресурс / East View . - М. : [б. и.], 2012. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц.

URL: www.ebiblioteka.ru

Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU [Электронный ресурс] : информационный портал / ООО "РУНЭБ" ; Санкт-Петербургский государственный университет. - М. : [б. и.], 2005. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц.

URL: www.eLibrary.ru

История России[Электронный ресурс] : сайт / ООО "Клио Софт". - М. : [б. и.], 2008. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц.

URL: http://www.history.ru

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

· Компьютер

· Мультимедийная установка

· Принтер

· Наборы открыток

· Доступ к интернет-ресурсам через класс открытого доступа в Интернет (ауд.13 уч. корп. № 1 ТГПУ им. Л.Н. Толстого)

9. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и семинарских занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
основные закономерности исторического процессы, события и явления в жизни истории тульского края (ОК-15);   Контрольная работа №1 и №2, выполнение письменных заданий в системе MOODLE, экзамен
место человека в историческом процессе, биографии выдающихся земляков (ОК-15); Контрольная работа №1 и №2, выполнение письменных заданий в системе MOODLE, экзамен
возможности региональной культурной образовательной среды (ТОУНБ, ГАУТО, тульских музеев) для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11); Отчеты по экскурсиям, экзамен
основные источники и научную литературу по истории тульского края (СК-2) Устные выступления на практических занятиях, выполнение письменных заданий в системе MOODLE, экзамен
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
соотносить события и процессы регионального (тульского) и общероссийского уровней, правильно их взаимоувязывать и оценивать (ОК-15); Устный контроль на семинарских и практических занятиях, выполнение письменных заданий в системе MOODLE учебный проект
работать с информационными ресурсами и систематизировать историческую информацию по истории тульского края (ПК-4); Устный контроль на семинарских и практических занятиях, контрольная работа №1, учебный проект
разрабатывать учебно-методические проекты краеведческой тематики для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11). Учебный проект
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен владеть:
навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах (ПК-4); Устный контроль на семинарских и практических занятиях, учебный проект
навыками исследовательской деятельности и получения достоверной информации из источников по проблемам истории тульского края (СК-2). Выступления на семинарских и практических занятиях, участие в дискуссиях, учебный проект, защита учебного проекта

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по на

Наши рекомендации