Задачи курса: история россии

Развитие знаний, умений и навыков личности:

1. понимание гражданственности и патриотизма как преданности своему Отечеству, стремления своими действиями служить его интересам, в том числе и защите национальных интересов России;

2. знание движущих сил и закономерностей исторического процесса;

3. знание места человека в историческом процессе, в политической организации общества;

4. воспитание нравственности, морали, толерантности;

5. понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса;

6. понимание места и роли области деятельности выпускника в общественном развитии, взаимосвязи с другими социальными институтами;

7. способность работы с разноплановыми источниками и к эффективному поиску информации и критике источников;

8. навыки исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи;

9. умение логически мыслить, вести научные споры и дискуссии;

10. творческое мышление, самостоятельность суждений, интерес к отечественному и мировому культурному и научному наследию.

Знать:

1. основные направления, проблемы, теории и методы истории;

2. движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества;

3. различные подходы к оценке и периодизации всемирной и отечественной истории;

4. основные этапы и ключевые события истории России и мира с древних времен до наших дней, выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

5. важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

6. базовые ценности мировой культуры и опираться на них в своем личном и общекультурном развитии;

7. основные законы развития природы, общества и мышления;

8. социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.

Уметь:

1. логически мыслить, вести научные споры и дискуссии;

2. работать с разноплановыми источниками;

3. осуществлять эффективный поиск информации и критики источников;

4. получать, обрабатывать и сохранять источники информации;

5. преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

6. формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории, логически верно и ясно строить свою устную и письменную речь;

7. соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

8. извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения;

9. анализировать социально значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем;

10. понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;

11. понимать, анализировать и оценивать движущие силы и закономерности исторического процесса, место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире;

12. работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах;

13. использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;

14. вести здоровый образ жизни и придерживаться основных этических ценностей;

15. критически оценивать личные достоинства и недостатки.

Место государства в обществе
(предпосылки для образования государства)

К IХ в. у восточных славян сложился комплекс социально- экономических и политических предпосылок для образования государства.

Социально-экономические - родовая община перестала быть экономической необходимостью и распалась, уступив место территориальной, "соседской" общине. Произошло отделение ремесла от других видов хозяйственной деятельности, рост городов и внешней торговли. Шёл процесс формирования социальных групп, выделились знать и дружина.

Политические - появились большие племенные союзы, которые стали заключать между собой временные политические союзы. С конца VI в. известен союз племён во главе с Кием; арабские и византийские источники сообщают, что в VI- VII вв. существовала "Держава волынян"; новгородские летописи сообщают о том, что в IХ в. вокруг Новгорода существовало славянское объединение во главе с Гостомыслом. Арабские источники утверждают, что накануне образования государства существовали союзы больших племён славян: Куяба - вокруг Киева, Славия - вокруг Новгорода, Артания - вокруг Рязани или Чернигова.

Внешнеполитические - важнейшим для образования и укрепления государств у всех народов было наличие внешней опасности. Проблема отражения внешней опасности у восточных славян стояла очень остро с самого появления славян на Восточно-европейской равнине. С VI в. славяне вели борьбу с многочисленными кочевыми племенами тюрок (скифы, сарматы, гунны, авары, хазары, печенеги, половцы и др.).

Вывод: К IХ в. восточные славяне своим внутренним развитием были готовы к образованию государства.

Но завершающий факт образование государства восточных славян связан с их северными соседями - жителями Скандинавии (современные Дания, Норвегия, Швеция).

1. В Западной Европе жителей Скандинавии называли норманами, викингами, а на Руси - варягами.

2. В Европе викинги занимались разбоем и торговлей. Вся Европа трепетала перед их набегами.

3. На Руси условий для морского разбоя не было, поэтому варяги в основном торговали и нанимались к славянам в военные дружины.

4. Славяне и варяги находились примерно на одной ступени общественного развития - у варягов также происходило разложение родоплеменного строя и складывание предпосылок для образования государства.

Исторические источники

Это комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлёкших за собой те или иные исторические события

Наши рекомендации