Ведические мифы об утренних божествах

В предыдущих главах уже пояснена неадекватность "теории грозы" содержанию легенды об Индре и Вритре и показано как при помощи арктической теории могут быть объяснены многие непонятные моменты, связанные с представлениями о циркуляции мировых

вод в верхнем и нижнем мирах. Остановимся теперь на легендах, обычно разъясняемых в связи с периодом весны, и поясним как это недостаточно, подобно "теории грозы", для удовлетворительного понимания ряда черт этих легенд, а именно тех, что говорят о подвигах Ашвинов — врачей богов. Подвиги этих божественных близнецов описаны в ряде гимнов Ригведы... Исследователи считают их то утренними звездами, предваряющими появление зари и солнца, то полагают, что эти близнецы представлены двумя звездами в созвездии Джамини, и их подвиги соотносят с восстановлением утраченных за зиму сил солнца...

В памятниках о правилах жертвоприношений их четко связывают с зарей... Возжигание жертвенного костра, заря и восход солнца описываются в Ригведе как совпадающие с появлением Ашвинов (I, 157, 1, VII, 72, 4), или говорится, что они появляются вместе с разгорающейся зарей, когда "тьма еще таится меж красных коров" (X, 61, 4)... Мы не можем игнорировать факт, что они являются утренними божествами, приводящими вместе с собою зарю или свет утра...

Им же приписываются эпитеты Индры, такие, как убийца Вритры (VIII, 8, 22), и о них выразительно говорится, что им заметно свойственны качества и Индры и Марутов (богов ветров), бывших помощников Индры в борьбе с Вритрой... О них говорится, что океан — это их мать, что их колесница появляется из океана (IV, 43, 5), что она "кружит вокруг солнца в далекой области" (I, 112, 13), что они подвигают вперед "медовые воды" океана и насытили небесную реку потоками, подвигнув

к победе "колесницу без коней" (I, 112, 12)... Из многих подобных строк видно, что к Ашвинам обращались так, как к Ангирасам, и что они двинулись, чтобы освободить молочные токи, и что они живут в небесном океане (VIII, 26, 17). Отсюда приходим к выводу, что они

были помощниками Индры в его битве за воды и за свет, т.е. в битве света с мраком, выступая при этом и как врачи богов и помогая ему, а после победы возглавили ход утренних божеств. Эту суть трудно объяснить и "теорией весны" и ежедневной битвой тьмы

и света, так как особый гимн Ашвинам ("Ашвин-шастра") должен быть весь прочитан на протяжении зари... Они должны были омолодить, излечить и спасти ослепших, охромевших и пострадавших (в битве) — так говорится о них во многих гимнах...

Я не смогу согласиться с тем, что все это можно объяснить "теорией весны", протекающей в южных широтах...

Солнце, конечно, "слабеет" за зиму, но все же его "слепота" особенно означает глубокий мрак... а не ежесуточную ночь, с которой подвиги Ашвинов просто не сочетаются... не соотносятся с долгим исчезновением солнца в арктической ночи. "Теория весны" не может

объяснить факт длительных страданий разных "пациентов" Ашвинов... да и Ашвины сами пребывают, как описывается, три дня и три ночи в дальнем краю...

Важно учесть и места, где страдали те, кого спасали Ашвины... — Это и воды, лишенные света лучей солнца (I, 182, 6), что подобно описанию темных вод океана (II, 23, 18) — это все относится к нижнему миру..., который солнцем в Ригведе пересекается на лодке, подобно Гелиосу греков. Это не может быть простым описанием зимы, и только с помощью арктической теории можно объяснить каким образом "пациенты" Ашвинов были ими спасаемы от

потопления в темном бездомном океане... Есть ряд описаний их дел, где ясно видны реалии того мира ("вверх ногами")... и я думаю, что дер Уоррен правильно понял это как древнюю мысль о подземном мире

антиподов... темном и полном вод, почему и говорится, что Ашвины перевернули там колодец вверх дном, чтобы пустить воду оттуда кверху, к небу, где она станет дождем (I, 116, 9)...

Очень важна для нас легенда о том, как мудрец Атри Саптавадхри был вызволен Ашвинами... из мрака (VI, 50, 10)... и к нему же относится весь текст другого гимна (V, 78), где он зовет Ашвинов на помощь, так как он после 10 месяцев провалился в яму и попал в деревянный ящик...

Солнце сравнивается с пребывание плода в утробе матери 10 месяцев, и мы видели выше, что дашагвы именно в такой срок приносили жертвы. Затем солнце было утрачено, родилось там и очутилось в заброшенном

краю, где пребывало, как в ящике, 2 месяца. Это — образ Атри, который взывает к Ашвинам... о спасении его из провала...

294—296

Во многих гимнах говорится об этих 10 месяцах и о том, что найденный через два месяца после потери младенец вновь был принесен матери — зарей или Ашвинами... И во всех этих гимнах речь не может идти о

средних широтах, хотя и в

"теории весны" тоже имеется в виду солнце. Но арктическая теория говорит не только об ослаблении солнца зимой, но показывает, что природной основой многих подобных гимнов Ригведы является долгая полярная ночь, и такие объяснения необходимы для верного понимания...

Колесо солнца

Во многих гимнах Индра описывается как друг и помощник солнца. Но вдруг говорится, что он отнял у него одно из 10 колес его колесницы (I, 175, 4; IV, 30, 4; X, 43,5)... Колесница Сурьи (Солнца) описывается и как

одноколесная (I, 164, 2)..., и если это колесо похитить, то солнце прекратит свое движение. Вместе с тем, похоже, что само солнце именуется в этих случаях колесом (I, 175, 4), т.е, само солнце было похищено... Что делал Индра с этим колесом? Он использовал солнечные лучи как оружие для убийства или сжигания демонов (VIII, 12, 9). Похищение солнца и убийство демонов — это единовременные действия. Борьба Индры с демонами нацелена на восхождение света...

В Ригведе четко указано, что солнце пребывало во мраке (III, 39, 5; I, 117, 5)... а значит Индра мог там использовать его диск в битве с демонами за возгорание утреннего света...

Это совершилось в конце 10 месяцев (или в конце римского года), в миг завершения жертвоприношения дашагвов, о которых сказано, что они вместе с Индрой нашли солнце, пребывающее во мраке...

Такое объяснение гимнов выявляет истинную картину годового движения солнца глубокой древности на родине арьев...

Три шага Вишну

В этом разделе я намерен проанализировать вкратце еще те ведические легенды, которые указывают на арктические условия, отраженные в календаре и в описаниях климата. Один из них относится к трем длинным шагам Вишну, четко указанным в Ригведе (I, 22, 17—18; I., 154, 2). По старой трактовке они означали шаги по земле, по воздуху и по небу (объясняют и по-другому)...

В Ригведе (I, 155, 6) говорится, что Вишну приводит в движение подобно колесу своих 90 коней, носящих четыре имени. Это явно относится к 360 дням, разделенным на 4 группы,

т.е, на сезон по 90 дней. Это говорит о том, что основой всех дел Вишну надо считать годовой ход солнца... В Ригведе Вишну и Индра — друзья, они вместе победили Шамбару и воскресили солнце, зарю и Агни-

огонь (VII 9, 3-5)... Значит, один из его шагов следует поместить туда, где шла битва, т.е. в нижний мир... Вот почему его третий шаг не виден смертным и птицам (I, 155, 5)... Два других шага солнце делало над горизонтом, они были видны... Уже говорилось, что борьба Индры с Шамбарой начиналась на 40-й день осени, или на 8-й месяц после весны, а это значит, что в течение 8 месяцев солнце было видимо...

Легенда, изложенная в Пуранах (преданиях), говорит о том, что Вишну спал 4 месяца в году... Это иногда объясняют как отражение долгого сезона дождей, но ведь они видимы людьми. Это можно понять только

как долгий мрак арктической ночи (вблизи полюса). В Ригведе (VII 100, 6) говорится, что у Вишну есть "плохое имя — Шипивишта", что объясняли по-разному, иногда полагая, что это забытое и искаженное старое слово.

Но оно было забыто и встречается в более поздних памятниках в значениях: "человек с выпавшими волосами" и "тот, кто поражен неизлечимой кожной болезнью", — словом, оно имеет смысл осуждения...

Позднее в Пуранах Вишну представал спящим в плохой период, но это тоже как бы обозначает его болезнь, т.к. говорится о Вишну потемневшем, или больном, чтобы своим третьим шагом подавить асуров и в своем темном обличье помочь Индре в борьбе за воды

и свет... Это подтверждается и сравнением с другими ведическими божествами, которые тоже, как и Вишну, обходят всю вселенную. Один из них — Савитар (солнце), и о нем сказано, что из его трех небес два близки, а третье — это мир бога Ямы (царя мертвых), т.е. нижний мир (I, 35, 6). Другой бог, пересекающий вселенную, это Агни (VI, 7, 7)... Его свет троичен (III, 26, 7), у него три головы (I, 146,1), три силы, прибежища и языка (III, 20, 2; VIII, 39, 8)... Одно из этих прибежищ может быть четко определено как третий шаг Вишну — говорится, что его знает только Вишну (X, 1, 3)... Агни часто выступает как солнце, и то, что он

скрывается под водами и появляется из них как "дитя вод" — это просто варианты описания солнца, ушедшего под горизонт, а затем после долгой арктической ночи появившегося из "нижнего океана". Вишну — это солнце под другим именем... Есть и еще божества, пересекающие вселенную — это Ашвины, их в Ригведе зовут "ходящими вокруг" (I, 46, 14; I, 117, 6). У них три прибежища (VIII, 8, 23), и их колесница, ходящая над обоими мирами, имеет три колеса, причем одно из них скрыто в пещере, в тайном месте, как третий шаг Вишну, невидимый для смертных (VIII, 8, 23; I, 30, 18; X, 85, 14).Это совпадение трех прибежищ у трех разных пересекающих вселенную богов не случайно, и общий результат всего процитированного приводит к четкому выводу — третье, скрытое, место следует видеть в "нижнем мире", в "мире питри" (душ предков) и бога Ямы, в водах и мраке.

Третий водный (Трита Аптья)

Уже говорилось, что год, разделенный на три части по 4 месяца — это три шага Вишну: первые были видимы, а третий скрыт, т.е. на древней родине арьев солнце было над горизонтом только около 8 месяцев. Эти

три части мы могли бы увидеть в облике трех легендарных братьев, два из которых бросили третьего в яму мрака. Это точная история Ригведы о Трита Аптья,...

а также легенда о трех братьях Эката, Двита и Трита — Первый, Второй и Третий. Два первых бросили третьего в колодец... Но в Ригведе нет брата Эката, а Двита и Трита есть (V, 18,2; VIII, 47, 13—16), причем в последнем гимне он именуется и Аптья, т.е. "водный", или рожденный водами". Этот Аптья упоминается не раз в связи с Марутами и Индрой, убивающим демона, или силу мрака, т.е. с Вритру. Кроме того, Трита, поощряемый Индрой, убивает "трехголового" и освобождает коров (X, 8, 8)... Есть гимны, где Трита падает в колодец (I, 105) или яму (X, 8, 7), умоляет богов о помощи, и его освобождает Брихаспати (I, 105 17) (1)

(1)Брахаспати — имя обожествленного в Ригведе жреца, "владыки молитв".

Трита в этом гимне говорит о своем родстве с семью лучами (I, 105,

9), т.е. о своей световой природе,... а его тайное местонахождение аналогично третьему шагу Вишну. Такая же история есть и в Авесте,

где Траэтаона, носящий патрономическое имя Атхвья (на санскрите Аптья) описывается как убийца враждебного змея Ази Дахака, имеющего три пасти и шесть глаз (2).

(2) Об этом змее, как и о других материалах Авесты, см.: Авеста, Санкт Петербург, 1997.

И особенно примечательно то, что этот Траэтаона идет на битву со змеем в сопровождении двух братьев, которые замышляют убить его по дороге...

Глава III

Значение наших результатов

Наши рекомендации