Глава 7. завещание древнего старца

Коканд. Январь 1875 года. Холодный ветер проносится по улицам опустевшего города, поднимая тучи пыли. Аюдей не видно, лишь то там, то тут бродят голодные собаки. Пошел второй год смуты, разорившей некогда могу­щественное ханство.

В маленькой глинобитной хижине на ок­раине города умирает звездочет великого ко-кандского хана Мадали. В крошечное оконце заглядывает луна и словно любуется седым бла­городным стариком. Он лежит на одеялах, рас­стеленных на глиняном полу. Рядом горит свеча. У изголовья старца, поджав под себя ноги, си­дит юная девушка необыкновенной красоты. Глаза ее, черные и блестящие, как маслины, своим сиянием, кажется, могут соперничать с лунным светом.

— Фатима, девочка моя, — обращается умирающий звездочет к своей внучке, — я ухожу, ухожу навсегда и должен передать тебе секрет. Я не оставляю тебе никакого наследства, кроме этой жалкой лачуги. Но я расскажу тебе, как найти несметные богатства. Я составлял карту клада великого хана Мадали. Слушай ме­ня внимательно и запомни все, что я тебе скажу.

В одном из ущелий в горах Иссык-Куля, а ущелье называется Борскаун, есть небольшая горная терраса, которая обрывается в речку. Так вот, клад Мадали-хана находится там. За­помнила? Повтори!

Звездочет закрыл глаза и молча выслушал ответ девушки.

— Все правильно, — сказал он. — Это мес­то считается проклятым. Там стоят два камен­ных изваяния, напоминающие чудовищ. Мест­ные жители считают их злыми духами. Там действительно бывает страшно, когда с гор дует ветер. Ударяясь о скалы, он воет, как тысяча драконов. Страшно, очень страшно становится в этот момент. На карте, которую я составил для повелителя, указаны эти два каменных изва­яния и написан приказ: взять веревку, которой обвязываются тюки верблюжьих караванов, и протянуть ее между изваяниями. Ровно посере­дине этой веревки раскопать землю. Там будет кувшин с запиской. Повтори. Это очень просто.

Он снова закрыл глаза. Фатима уверенно повторила сказанное дедом.

— Действительно, просто! — сказала она. — А в кувшине — записка с указанием, где спрятан клад. Это, как в сказках, которые ты мне рассказывал в детстве.

Умирающий звездочет улыбнулся.

— Просто для тех, у кого нет ключа к тай­не. Никакого кувшина там никто не найдет. Потому что я нарисовал для великого хана кар­ту обмана.

— А что делать? — встрепенулась Фатима. — Как найти сокровища?

— Надо сделать все наоборот — не выпол­нить приказ, написанный на карте. Сбросить в обрыв сначала одно изваяние и раскопать землю под ним. Там будет кувшин с запиской. Потом сбросить второе изваяние и раскопать землю под ним, там тоже будет кувшин с запиской. Сложить две половинки и прочитать последний приказ. Навсегда очистится проклятое место от злых духов, постепенно уйдет страх у людей. Это повеление Аллаха.

Потрясенная рассказом дедушки, Фатима молчала.

— Теперь ты знаешь все.

— А что же будет в этой записке?

— Что будет в записке? Я тебе расскажу. История эта длинная. Хан снарядил большой караван с золотом, древними книгами и свит­ками: тридцать пять вьючных верблюдов, сто пятьдесят погонщиков, полторы тысячи человек войска для охраны сокровищ. Это была большая армия по тем временам. Мы двинулись через долины, пустыни, горы к заветному озеру, ко­торое спрятано высоко в горах. Много опаснос­тей встретили мы в пути. Но сокровища сохра­нили. На подходе к озеру я разделил все сокро­вища на три части: в одну часть я отделил зо­лото, во вторую часть — древние свитки, а в третью — древние книги. Все ценно в этом кладе, но самое дорогое для меня — это свитки, написанные мудрейшими из мудрейших. В этих свитках — секреты вечной молодости и бес­смертия. Все это было собрано за долгие годы правления Мадали-хана и его предков.

Ранним летним утром 1840 года, пройдя Боомский перевал, мы вышли в долину озера Иссык-Куль. Мне кажется, это самое красивое озеро в мире. В него впадает больше восьми­десяти рек. Вода в нем прозрачна, как слеза ребенка. При свете солнца поверхность озера меняет цвет от зеленого до кроваво-алого. Озе­ро окружает золотая цепь гор, и в этой цепи есть только один вход и один выход. Это Бо-омское ущелье, по которому я провел свой ка­раван. Озеро и окружающая местность полны тайн и загадок. Я надеюсь, что когда-нибудь ты увидишь все это сама. А теперь о том, куда я спрятал первую часть сокровищ, золото Ма­дали-хана. В специальных наглухо закрытых кувшинах я опустил его на дно Иссык-Куля.

— Где? Где? В каком месте? Ведь Иссык-Куль очень большой!

— Тихо, тихо, доченька, — погладил ста­рец ослабевшей рукой девушку по голове. — Я опустил его там, где под водой находится много тысячелетий назад затопленный город.

— Какой город под водой Иссык-Куля? Я никогда не слышала об этом!

— О нем мало кто знает. Аучше я расскажу тебе легенду. Когда-то много веков назад не было озера, а была цветущая долина и стоял прекрасный белоснежный город. В нем жили два племени, которые постоянно враждовали между собой, истребляя друг друга. И настало время, когда в одном племени вырос юноша — красавец Чингиз, а в другом племени — де­вушка — красавица Айгуль. Они полюбили друг друга. Их любовь была такой пламенной, что вожди племен были тронуты ее силой и заключили мир и союз, чтобы влюбленные смогли быть вместе. Но недолго длился этот мир и союз. Кровавая вражда разгорелась с новой силой. Айгуль видела, как под тяжелыми мечами погибают ее и ее возлюбленного родные и друзья. Отважная девушка решила остановить резню. Она бросилась на поле битвы и закри­чала: «Остановитесь!» Но никто не слушал Ай­гуль. Разгоряченные битвой, воины добивали друг друга. Тогда Айгуль разорвала себе грудь и вырвала сердце. Со страстной силой бросила она свое горячее сердце оземь, и в этом месте земля разверзлась, ударил мощный фонтан, затопивший всю цветущую долину, и город остался под водой. А прекрасное лицо Айгуль навечно запечатлелось на одной из вершин ок­ружающих гор как напоминание о том, что люди должны жить в мире. Вот такая легенда, до­ченька.

— Это правда?

— Правда это или вымысел, мне не дано знать. Но город под водой существует, и на одной горе, если действительно внимательно присмотреться, можно увидеть профиль Айгуль.

Фатима сидела завороженная.

— Ив этот подводный город, дедушка, ты опустил золото?

— Да.

— А куда ты дел книги и свитки?

Но этот вопрос старец уже не услышал. Он закрыл глаза и ушел из этого мира.

Наши рекомендации