Мастер Скорнякова Н. Украина, Киев.
Материал: сукно, лен, кожаные и нитяные завязки-пуаны с латунными наконечниками (мастер Антошин А., Украина, Киев).
Ординарный комплект носится как в строю, так и вне строя, и обязателен для всех лучников тела.
Ординарный пурпуан «немецкого образца» представляет собой короткополую куртку с рукавами и воротничком-стоечкой, сшит из черного сукна и подбит белым льном. Пурпуан имеет шнуровку нагрудной проймы, подмышечных вырезов и внешней стороны рукавов от локтя до манжет. На правой стороне груди украшен апплицированным маленьким белым крестом Св. Андрея. Например, бургундский рыцарь Жан д’Энен вспоминал, что во время одного из парадов видел на груди гвардейцев «маленький белый крест Святого Андрея».
Ординарные шоссы с открытой ступней сшиты из темно-красного сукна и имеют сзади на штанинах прямой шов. Фронтальная часть левого бедра шосс украшена «девизом Монсеньора» - аппликацией желтого цвета в виде двух скрещенных стрел, огнива и разлетающихся искр. В 1455 г. автор одного из бургундских бухгалтерских документов отметил, что однотипные чулки шоссы лучников тела «украшены девизом монсеньора», т.е. вышитым изображением огнива.
Экстраординарный комплект носится вне строя всеми лучниками тела. Капитан может его носить в строю.
Экстраординарный пурпуан представляет собой жилет, разделенный ми-парти на красную и синюю суконные половины. На левой стороне груди украшен монограмой Карла Смелого в виде литер “C”&”M”, т.е. «Карл» и «Маргарита». Монограмма появилась в 1468 г. после свадьбы Карла Смелого и Маргариты Йорк. Форма букв скопирована с основания реликвария «Карл Смелый и Святой Георгий» работы Жерара Лойе, 1467-1471 гг. (Льежский кафедральный собор Св. Павла).
Экстраординарные шоссы с открытой ступней сшиты ми-парти из красного и синего сукна и имеют сзади на штанах прямой шов, подтреуголенный в области крестца.
Изобразительные источники:
1. 2. 3. 4. 5.
1. Элитный лучник. Фрагмент миниатюры из «Исторической библии» Жерара де Мулена. Брюгге, 1479. Британская библиотека, Лондон. Черный пурпуэн под бело-синей ливреей и красные (розовые) шоссы.
2. Элитный лучник Филиппа Доброго. Фрагмент миниатюры из «Истории» Оливье Кастильского. Фландрия, 1472. Британская библиотека, Лондон. Черный пурпуэн под черной бригандиной и красные (розовые) шоссы.
3. Бургундские арбалетчики. Фрагмент миниатюры из «Хроник Англии» Жана де Ворена. Фландрия, 1480. Британская библиотека, Лондон. Изображение на колчане и шоссах.
4. Пример богатой вышивки на шоссах. Фрагмент гобелена «История Ксеркса и его народа», Фландрия, 1470-80. Музей гобеленов. Сарагоса.
5. Пример вышивки элитных бургундских лучников. Фрагмент картины «Фестиваль лучников и арбалетчиков» работы «Мастера из Франкфурта». Фландрия, 1480. Музей изящных искусств, Антверпен.
6. 7. 8.
6. «Девиз Монсеньора герцога Бургундского». Фрагмент гидона элитных лучников Карла Смелого. Бургундия-Фландрия, 1468-1476. Сен-Галленский Исторический музея (Коллекция флагов, инв. №10).
7. Воин в пурпуане «немецкого (швабского) образца».Фрагмент миниатюры из «Фехтовальной гниги» Ганса Талхоффера, Швабия, 1467.
8. Монограмма Карла Смелого. Фрагмент реликвария «Карл Смелый и Святой Георгий» работы Жерара Лойе, 1467-1471 гг. (Льежский кафедральный собор Св. Павла).
Куркин А. Миниатюра из «Ордонанса» ВИК «Рота Святого Андрея» с проектом экстраординарного костюма лоя лучников тела и офицеров.
Ординарная ливрея-хук.