Тема 2: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.ПОЗНАНИЕ.ИСТИНА

Тема 2: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.ПОЗНАНИЕ.ИСТИНА

Часть 1

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Одиннадцатиклассники завершают изучение нового материала и начинают подготовку к экзаменам. Какие признаки характеризуют осуществляемую ими деятельность? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)она направлена на преобразованиереально существующих предметов природы

2)она способствует освоению накопленных человечеством культурныхценностей

3)объектом деятельности является новое, неизвестное никому ранеезнание

4)средством деятельности являются учебники и учебныепособия

5)деятельность имеет как индивидуальный, так и коллективныйхарактер

6)её мотивом является желание удовлетворить материальныепотребности

Верны ли следующие суждения о деятельности человека?

А. Цели и результаты деятельности человека могут не совпадать.

Б. Все поступки человека по своей природе рациональны, сообразуются с разумом.

1)верно толькоА

2)верно толькоБ

3)верны обасуждения

4)оба сужденияневерны

ПОЗНАНИЕ

Установите соответствие между особенностями и видами познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОСОБЕННОСТИ

А)теоретическое обобщение фактов

Б)обогащение повседневного опыта

В)образность и оригинальность отражения объективной реальности

Г)стремление к достоверному, обоснованному знанию

ВИДЫ ПОЗНАНИЯ

1)житейское

2)научное

3)художественное

Установите соответствие между формами и этапами (ступенями) познания:к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФОРМЫ

А)ощущение Б)суждение В)понятие Г)восприятие Д)представление

ЭТАПЫ (СТУПЕНИ)ПОЗНАНИЯ

1)чувственноепознание

2)рациональноепознание

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Вфилософииподотражением объективной действительности в сознании человека понимаетсяпроцесс__(А). Учёные выделяют две его ступени. Одна из ступеней –__(Б) – характеризуется получением информации о предметах и явленияхокружающего мира с помощью органов чувств и проявляется в форме ощущений,восприятияи_____(В).Онаявляетсяисходнымпунктомосвоениямира,врезультатекоторого создаётся _____ (Г). Другая ступень познавательного процесса– __(Д) – обеспечивает постижение сущности предметов и явлений. Эту ступень отличает понятийный, абстрактно-теоретический (связанный толькос мыслительной деятельностью) характер. К основным мыслительным операциям относятся анализ, синтез, сравнение, уподобление. В результате этих операций формируются понятия,____(Е),умозаключения».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Список терминов:

1)образ

2)рациональноепознание

3)эмоциональное

4)представление

5)познание

6)суждение

7)теоретическое

8)чувственноепознание

9)смысл

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

Какой метод используется преимущественно на эмпирическом уровне научного познания?

1)анализ

2)наблюдение

3)абстрагирование

4)выдвижениегипотезы

Запишите слово, пропущенное в приведенной ниже схеме.

 
  Тема 2: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.ПОЗНАНИЕ.ИСТИНА - student2.ru

Установите соответствие между формой познания и ее особенностью: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

ОСОБЕННОСТИ

А)знание является побочным продуктом практической деятельности

Б)знание существует в форме художественных образов

В)знание раскрывается в процессе повествования

Г)знание является результатом целенаправленной деятельности

ФОРМЫПОЗНАНИЯ

1)миф

2)наука

3)обыденное знание

4)искусство

ИСТИНА

Абсолютная истина, в отличие от относительной, представляет собой

1)обоснованнуюгипотезу

2)исчерпывающеезнание

3)объективноезнание

4)конкретноезнание

Часть 2

Человек не может существовать в мире, не научившись в нем ориентироваться. Ориентация зависит от способности людей адекватно постигать мир, соотнося знания о мире и знания о себе. Поэтому вопрос познания является одним из самых философских.

Познание в первом приближении можно определить как совокупность процессов, обеспечивающих человеку возможность получать, перерабатывать и использовать информацию о мире и о себе.

Те явления или процессы, на которые направлена познавательная активность людей, принято называть объектом познания. Тот, кто осуществляет познавательную деятельность, обретает статус субъекта познания. Субъектом познания может быть индивид, группа, общество в целом.

Таким образом, познание - это специфическая форма взаимодействия субъекта и объекта познания, конечной целью которого является получение истины, обеспечивающей освоение объекта с учётом потребностей субъекта…

Отсюда необходимость исследовать механизм взаимосвязи, который возникает между получающим знание субъектом и объектом как источником знания, между субъектом и знанием, между знанием и объектом…

При рассмотрении проблемы взаимосвязи между субъектом и знанием возникает комплекс вопросов. Отчасти они возникают в связи с освоением субъектом уже наработанного знания (монографии, схемы, формулы, таблицы и т.п.). Освоение готового знания имеет свою специфику, и последняя задаёт субъекту познания свои правил игры.

Кроме того, в отношении между субъектом и знанием возникает проблема оценки знаний со стороны субъекта, определения их адекватности, полноты, достаточности для решения конкретной проблемной ситуации.

И наконец, есть свои проблемы и в отношении между знанием и объектом как источником этого знания. Это вопросы истины знания, ее критерия. Всякое знание всегда есть точное знание о конкретном объекте. В связи с этим возникает вопрос о достаточности оснований для осуществления перехода от смутного восприятия объекта к рациональным выводам относительно объекта, переход от субъективного к объективному. (И.И. Кальной, Ю.А. Сандулов)

Какие два определения познания дают авторы?

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию o специфике знаний, получаемых с помощью чувственного познания, и одно предложение, раскрывающее различие между ощущением и восприятием как формами чувственного познания.

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об истине.

ИЛЛЮСТРАЦИИ

Долгое время люди считали, что Земля плоская. Чем это представление является с точки зрения современных научных взглядов: относительной истиной или заблуждением? Поясните свой ответ и приведите по одному примеру заблуждения и относительной истины в познании мира.

Раскройте на двух примерах теоретическое положение о сущности творческой деятельности.

ПЛАН

Вам предстоит подготовить развёрнутый ответ по теме «Научное познание как один из видов познания». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Вам предстоит подготовить развёрнутый ответ по теме «Проблема познаваемости мира». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Деятельность человека». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

ЭССЕ

«Познание и жизнь неотделимы» (Л. Фейхтвангер).

«Познавать – значит сопоставлять восприятие извне с внутренними идеями и выносить суждение о том, насколько то и другое совпадает» (И. Кеплер).

«В спорах забывается истина. Прекращает спор умнейший»(Л.Н. Толстой).

Тема 2: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.ПОЗНАНИЕ.ИСТИНА

Часть 1

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Одиннадцатиклассники завершают изучение нового материала и начинают подготовку к экзаменам. Какие признаки характеризуют осуществляемую ими деятельность? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)она направлена на преобразованиереально существующих предметов природы

2)она способствует освоению накопленных человечеством культурныхценностей

3)объектом деятельности является новое, неизвестное никому ранеезнание

4)средством деятельности являются учебники и учебныепособия

5)деятельность имеет как индивидуальный, так и коллективныйхарактер

6)её мотивом является желание удовлетворить материальныепотребности

Наши рекомендации