Ковчег в руках филистимлян и его возвращение (V – VI).
У филистимлян было 5 главных городов, три из которых перечислены в V-й главе: Азот, Геф, Аскалон. Помещение ковчега в храм Дагона означало, что Яхве, Бог Израиля, был пленником Дагона. Предполагалось, что превосходство Дагона доказано на поле сражения, и потому Яхве также должен принимать участие в поклонении Дагону. Такая практика выставлять в храмах перед своими богами чужих захваченных идолов с целью унижения последних была распространенной на Ближнем Востоке.
Но неожиданно филистимляне обнаружили, что идол Дагона сам падает пред ковчегом, что означало, что Яхве не побежден и не намерен терпеть унижение. Последовавшее же затем отсечение рук и головы Дагона (по тексту LXX еще и ног) означало уничтожение кумира. Тем более если учесть способ изготовления статуй в то время, следует признать, что голова и руки не могли просто отвалиться.
Но если крушение идола привело филистимлян лишь в недоумение, то собственные болезни быстро убедили в том, что Бог израильтян был могущественным Богом. Поэтому жители Азота, желая избавиться от ковчега, отправляют его в Геф, затем он был отправлен в Аскалон, но во всех городах результат пребывания ковчега был одинаковым.
Трудно идентифицировать болезнь, которой были поражены филистимляне. Полагают, что это была разновидность чумы, тем более что говорится об увеличении количества мышей (или крыс), которые являлись переносчиками инфекции. В любом случае наказания, постигшие филистимлян, напоминают египетские казни (VI, 6).
Когда филистимляне поняли, что Яхве и Его ковчег более могущественны, чем их боги, они обратились за советом к жрецам и прорицателям. Указанные религиозные деятели предложили следующие действия. Во-первых, была принесена жертва повинности, чем филистимляне засвидетельствовали признание того, что они совершили грех. Во-вторых, филистимляне изготовили изваяния того, от чего они хотели избавиться. Это изготовление золотых мышей и наростов было магическим действием, в основе которого лежала идея о способности изображений замещать реальные предметы и явления. Отсылая вместе с ковчегом символы постигших их бедствий, филистимляне надеялись от них избавиться.
В-третьих, филистимляне решили отправить ковчег обратно в Израиль, но таким образом, чтобы удостовериться в том, что действительно Яхве, Бог Израиля был Виновником постигшего их бедствия (очевидно, что жрецы сомневались в этом). Для ответа на этот вопрос была сделана новая колесница, в которую были впряжены две недавно отелившиеся коровы. Если бы ковчег Яхве не имел отношения к бедствиям, то поведение коров было бы обычным: они вернулись бы в хлев кормить телят или просто бродили бы по полю. В противном случае Бог Израиля заставит коров вести себя необычно: не обращая внимание на голод, переполненное вымя и мычание телят, они пойдут по дороге прямо к пограничному израильскому городу Вефсамису, причем пойдут в гору!
Идея, положенная в основу этого процесса, состояла в том, что если ответ будет исходить от Бога, то Он изменит обычный ход вещей, чтобы сообщить свою волю. И действительно, коровы ведут ковчег прямо в Вефсамис, причем все филистимские вожди следовали за ковчегом до самой границы.
Жители Вефсамиса искренне обрадовались возвращению ковчега, однако впоследствии их отношение к ковчегу как к заурядному объекту любопытства было признано актом осквернения и было поражено 57000 жителей (это нереальная цифра, население всего Вефсамиса было менее 1000 человек). Закон запрещал даже священникам смотреть на святыню (Чис. IV, 20), и потому жителей постигло страшное наказание, хотя способ исполнения казни не указан. Оказалось, что ковчег Божий для израильтян так же опасен, как и для филистимлян, если относиться к нему без должного почтения и благоговения. Вследствие этого ковчег был отправлен в Кириаф-Иарим, где он находился до времени царя Давида, перенесшего его в Иерусалим.
Краткий очерк правления Самуила (VII).
После смерти Илия Израиль подпал под власть филистимлян и в этом тяжелом положении израильтяне прямо обратились к Самуилу с просьбой руководить ими. К тому времени Самуил уже имел авторитет человека Божия, получая откровение от Бога и возвещая Его волю Израилю. Пережив разрушение Силома, Самуил переселяется в Раму, где сооружает жертвенник. Однако это не означало, что Рама стала религиозным центром, тем более что Самуил ежегодно ходил в Вефиль, Галгал и Массифу, где совершал богослужения и исполнял судейские обязанности. Стоит напомнить, что ковчег все это время находился в Кириаф-Иариме, так что израильтяне не использовали его в поклонении Богу.
Возглавив народ, Самуил вдохновляет его на восстание против филистимского ига. Его успех объясняется тем, что «обратился весь дом Израилев к Господу» (VII, 2). Пророк потребовал, чтобы люди удалили «из среды себя богов иноземных и Астарт» и вернулись к почитанию единого Бога.
Разумеется, одному ему совершить этот религиозный поворот народного сознания было не по силу. В союзе с ним действуют группы пророков, на которых Самуил имел влияние и которые проповедовали борьбу против язычества и возвращение к вере Моисея. Их выступления сопровождались игрой на музыкальных инструментах (X, 5; XIX, 20). Весьма возможно, что Нафан, Гад и другие пророки времен Давида были учениками Самуила. Не случайно блаж. Августин считал, что эпоха пророков началась «с тех пор, как начал пророчествовать святой Самуил» (О Граде Божием, 17, 1).
Самуил и его ученики обходят страну, призывая народ к покаянию и готовя его к борьбе с филистимлянами. Около 1030 года под их влиянием происходит постепенная консолидация Израиля. Вокруг Самуила собирается все больше людей. В Массифе (евр. Мицпа), недалеко от Гаваона, был совершен общенародный обряд покаяния: «черпали воду и проливали пред Господом» в знак очищения от язычества и прежних грехов. Примечательно, что описываемый здесь покаянный обряд ритуального пролития воды нигде более в Ветхом Завете не встречается. Потому точный смысл этого действия выяснить трудно, однако есть основания полагать, что оно служило выражением скорби и символом глубокого сокрушения о грехах.[12]
Мы видим, что покаяние и молитва израильтян сопровождаются постом. В ветхом завете это – обычное явление. Сама идея поста заключается в том, что человек, осознавая важность обращения к Богу, настолько заботится о своем духовном состоянии, что физические потребности отступают на второй план. В этом смысле пост означает очищение и смирение пред Богом (Пс. LXVIII, 11). Израильтяне совершали покаяние и постились, надеясь избавиться от греха, приведшего к подчинению их филистимлянам.
Слух о большом собрании израильтян в Массифе доходит до филистимлян, и они посылают войска в Массифу. Возникает вопрос: почему филистимляне выбрали для нападения то время, когда израильтяне собрались для молитвы и покаяния. Дело в том, что на древнем Ближнем Востоке подобные ритуалы часто совершались накануне важных военных операций. Потому одним из признаков, по которым разведчики могли догадаться о подготовке военной акции, было подозрительное собрание народа, если оно не было связано с известными религиозными праздниками. В связи с этим филистимляне спешат подавить начинающееся восстание.
Приближение врага смущает израильтян, которые уже много лет не брали в руки оружия. Тем более что собрание не было хорошо подготовленной армией, и потому при обычном ходе вещей все кончилось бы массовым избиением израильтян. Они просят Самуила усердно молиться, чтобы Господь укрепил их перед лицом врага. Самуил приносит жертву на алтаре, и как раз в это время неприятель подступает к городу.
В 1 Цар. VII, 10-11 мы читаем: «Господь возгремел в тот день сильным громом над филистимлянами и навел на них ужас, и они были поражены пред Израилем. И выступили израильтяне из Массифы и преследовали филистимлян и поражали их до места под Вефхором». Толковники расходятся в объяснении этих строк. Большинство полагает, что в момент битвы разразилась гроза, которая привела филистимлян в замешательство. Но для боговдохновенного автора важно было прежде всего подчеркнуть, что победа была дарована свыше.
Самуилу удалось закрепить результаты победы. Часть городов, захваченных филистимлянами, были возвращены Израилю. Отметим тот факт, что Самуил никогда не был воином, но с помощью Божией привел Израиль к победе. Таким образом, Самуил стал человеком, которого Бог избрал для избавления народа, и в этом смысле он может быть назван судьей. Впоследствии же он становится судьей и в обычном смысле этого слова, т. е. ездит по городам и управляет народом. Таким образом, пророк Самуил после смерти Илия был прежде всего духовным вождем Израиля, затем стал освободителем, и, наконец, правителем народа. Главное значение Самуила в том, что он стал собирателем воедино Израильского народа.
Установление монархии и помазание Саула на царство (VIII – XII).
С точки зрения современного историка, возникновение монархии в Израиле было неизбежным явлением. Филистимляне представляли собой серьезную угрозу, они были хорошо вооружены и организованы. Израильтяне, хотя имели численное преимущество, были разобщены и не имели обученной постоянно действующей армии. Поэтому альтернатива была такова: если Израиль не сумеет найти способ и создать армию, он исчезнет как нация. В древнем мире для достижения этой цели единственно возможной структурой была монархия. Так что в исторической перспективе настоятельная просьба старейшин о поставлении царя (VIII, 5) была вполне оправданной. Тем более следует учитывать, что победа израильтян при Самуиле, о которой рассказывается в главе VII, не изменила в принципе соотношения сил в Палестине и не уменьшила захватнических амбиций филистимлян.
Но библейский автор на все смотрит совершенно иначе. С его точки зрения, Израиль уже имел царя – Самого Господа. В Библии часто Бог именуется Царем Израиля. Первый раз это наименование используется в песни Моисея, воспетой после исхода из Египта (Исх. XV, 18), т. е. когда Израиль только родился как народ. Поэтому в исторических книгах ясно прослеживается двойственное отношение к монархической власти. С одной стороны, она признается как политическая необходимость (ввиду борьбы с внешними врагами и для установления внутреннего порядка); но с другой – идеалом остается свободный союз колен и подчинение всех воле Божией, выражаемой через пророков. Этот второй подход определяет отрицательное отношение к царской власти, которое преобладает в библейском повествовании.
История воцарения Саула, как она описана в Священном Писании, отражает обе концепции. Этот факт позволяет говорить о наличии двух преданий о начале монархии, которые соединены в одно целое. В качестве аргумента в пользу существования двух преданий также можно привести тот факт, что говорится 3 раза об избрании царем Саула в разных местах и в разное время (X, 1; 17-25; XI, 14-15). Видимо, автор хотел отразить сложность исторического момента, а также бережно относился к источникам.
Древнейший рассказ об установлении монархии (IX, 1 – X , 16; XI) изображает события следующим образом: некий израильтянин знатного рода по имени Саул, «молодой и красивый», отправляется на поиски пропавших ослиц. За помощью он обращается к «человеку Божиему», «прозорливцу» Самуилу. Бог же повелевает пророку помазать Саула, которого пророк ранее не знал, священным елеем в знак того, что он призывается быть "правителем" наследия Господня. После этого неожиданного помазания Саул встречает Сынов Пророческих, и Дух Господень сходит на него.
Некоторое время Саул хранит свое посвящение в тайне, но когда город его соплеменников-вениамитов Иавис осаждает аммонитский царь, Саул становится инициатором борьбы с врагом. По его призыву собираются воины и освобождают Иавис. После этого Самуил созывает народное собрание в Галгале, чтобы торжественно провозгласить Саула царем.
Согласно другому рассказу (VIII, 1-22; X, 17-25; XII), когда Самуил состарился, народ выразил недовольство его сыновьями и потребовал, чтобы пророк помазал для Израиля царя, который будет править «как у прочих народов». Это требование вызвало гнев Самуила. Он увидел в нем отказ от духа теократии. «И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтобы Я не царствовал над ними. Как они поступали с того дня, в который Я вывел их из Египта, и до сего дня оставляли Меня и служили иным богам, так поступают они и с тобою. Итак, послушай голоса их, только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними» (VIII, 7-9).
Таким образом, принятие монархического строя приравнивается здесь к греху идолопоклонства. Права царя, которые объявил пророк, вполне соответствуют законам, существовавшим на древнем Востоке. Хотя царь будет судить народ и возглавлять его войны с врагами, он наложит на Израиль тяжкое бремя поборов и угнетения.
Созвав собрание в Массифе, Самуил заявляет, что народ «отверг» своего Бога, требуя царя как земного избавителя. Но, уступая требованию, он готов помазать избранного человека. Называют Саула, сына Киса, вениамитянина. Он скрывается от толпы, но его находят и ставят перед собранием. Над Саулом совершают обряд помазания, и права его торжественно провозглашаются и записываются в свиток. После этого Самуил слагает с себя звание судьи и удаляется в Раму. Когда он уходит, люди просят его молиться, чтобы гнев Господень, павший на них из-за греха монархии, был отвращен.
Ряд историков-библеистов утверждают, что реальным событиям соответствует лишь первый рассказ, а второй отражает антимонархические тенденции более поздних времен. Однако есть все основания считать, что Самуил действительно был противником нового порядка и согласился помазать царя с трудом, лишь уступая народу. Светская монархия была изменой духу Моисеевой веры, которая ставила в основу правопорядка только Закон Бога.
Теперь перейдем к более подробному анализу библейского повествования.
VIII гл. Требование царя и ответ Самуила.Израильские старейшины видят, что Самуил состарился и у него не было достойного преемника, чтобы возглавить Израиль и продолжить борьбу против филистимлян. Сыновья Самуила исполняли судейские обязанности на южной окраине Израиля – Вирсавии и судили превратно, брали взятки. В отличии от Илия, Самуил не обвиняется в грехах сыновей, так как они не были под его непосредственным наблюдением, однако они признаются недостойными и народ требует царя. Причем люди требуют царя, зная заранее, что монархия имеет наследственный характер, и пред своим взором в то же время они имеют исторические примеры Илия и Самуила, на основании которых могли убедиться, что даже великие и благочестивые мужи могут иметь недостойных сыновей.
В ответ на требование старейшин автор подчеркивает, что они тем самым не только отвергли Самуила, но и отвергли власть Самого Господа. И это отвержение Господа приравнивается к идолопоклонству, которое было свойственно Израилю на протяжении всей его истории (8 ст.).
Прежде чем решить вопрос об избрании царя, израильтяне должны были осознать, что это значит для них. Потому Самуил нарисовал им безрадостную картину последствий принятия монархической власти. В своем описании царского правления Самуил обращает внимание на то, что появится труд по принуждению, обязательная воинская повинность, тяжелые налоги и, наконец, неминуемая тирания со стороны царя. Итак, если Израиль выберет царя, то он неизбежно начнет платить громадную цену за фактически небольшие военные преимущества. Израильтяне надеялись, что царь обеспечит им безопасность, стабильность и успех. Самуил же предупредил, что цари, скорее всего, будут брать, а не давать (обратим внимание на то, как часто используется глагол «возьмет» в VIII, 11-17). Таким образом, если израильтяне избирают монархию, то впоследствии они будут жалеть об этом, но изменить уже ничего не смогут. Однако они так и не услышали предупреждений Самуила (19 ст.).
В VIII, 20 указана еще одна, глубинная причина требования царя: израильтяне хотели жить, как живут другие народы. Таким образом, они добровольно отказываются от статуса особого, богоизбранного народа, управляемого непосредственно Богом, и желают уподобиться языческим народам. Этим желанием усиливается греховность требования царя.
IX гл. Встреча Саула и Самуила. В этой главе мы впервые встречаем Саула, которому предназначено стать первым царем Израиля. Автор сообщает, что Саул был высокий и красивый, а в древности внешности царя придавали большое значение. Все легендарные цари Древнего мира наделялись могучим телосложением и редкой красотой.
Семья Саула была небольшой, а его колено, колено Вениаминово, было одним из малочисленных и наименее влиятельных в Израиле, тем более что в эпоху судей оно едва не было уничтожено.
Главная цель этого рассказа – показать, что Бог избрал Саула и все устроил таким образом, чтобы Саул был помазан царем. При этом показано отсутствие честолюбия у Саула. Он не искал царства, но Бог нашел его и сделал его царем.
Господь открыл Самуилу, что Саул – Его избранник. Самуил, не сообщая Саулу сразу воли Бога, постепенно дает понять Саулу, что у Бога особые намерения относительно его. В частности, он дает ему одну из лучших частей мяса – плечо, которое по Закону предназначалось священнику. Также он дает ему первое место среди званных и потом долго беседует с ним на кровле (излюбленное место отдыха на Востоке в древности, так как там лучше проветривалось).
Важно отметить, что в стихах 16-17 данной главы в словах Господа определяются функции царя: он должен спасти Израиль от филистимлян и управлять народом. Таким образом, через Саула должны быть разрешены две самые важные проблемы израильского общества. Первая – поражение врага, который угрожал уничтожить Израиль в ином случае. Вторая – внутренняя потребность Израиля в едином и сильном руководстве.
Х, 1-16. Помазание Саула. Помазание было совершено в атмосфере полной тайны, так что даже слуга Саула не знал об этом. Обряд помазания описан в 1-м стихе данной главы. В целом помазание было хорошо известно на Древнем Востоке, однако в Месопотамии царей не помазывали. В Египте этот ритуал совершался не над самим фараоном, а над его царедворцами и зависимыми правителями. Возможно, эта концепция была известна в Израиле, и в таком случае помазание делало Саула вассальным царем по отношению к Яхве, Который был Великим Царем. К тому же Израиль в X, 1 характеризуется как «наследие Господа», Его вечная собственность. Это определение, которое подразумевает и землю, и народ, очень важно для понимания статуса царя в Израиле: царь не являлся ни в коем случае господином Израиля, поскольку Израиль всегда оставался собственностью Господа.
Так как монархия была новым явлением в Израиле, то неудивительно, что Саул имел сомнения. Ему нужны были знамения в подтверждение того, что он действительно будет царем и что он способен выполнить эту миссию. Поэтому Самуил обещает ему три знамения. 1-е знамение (2 ст.) давало Саулу уверенность, что он может оставить свое прошлое, так как он не предназначен для земледелия. 2-е знамение (X, 3-4) подтверждало, что израильтяне признают его царем. Два хлеба были частью жертвоприношения Богу и потому люди, приготовившие эти жертвы, не стали отдавать бы их первому встречному. 3-е знамение (X, 5-6) убеждало Саула в том, что у него будут те дары и таланты, которые необходимы вождю народа. В частности, все судьи наделялись даром Духа Господня, и Саул также должен был получить этот дар.
При описании сонма пророков, встретившихся Саулу, автор сообщает, что эти люди играли на музыкальных инструментах. В древности считалось, что с помощью музыки человек мог достичь особого состояния экстаза (исступления), в котором он более был восприимчив к божественным откровениям. В древнем Израиле подобная практика была распространена, и, в частности, пророк Елисей прибегал к помощи музыки (4 Цар. III, 15-19). Это состояние пророческого экстаза было заразительным, и оно передается Саулу, тем более что музыка вообще оказывала на него сильное воздействие. Сторонним наблюдателям даже показалось, что под влиянием религиозного энтузиазма Саул превратился в другого человека (следует вопрос «Неужто и Саул во пророках?»).[13]
X, 17-27. Церемония избрания Саула в Массифе. Этот отрывок продолжает повествование VIII-й главы. Самуил повторяет свои упреки от имени Господа, а затем с помощью жребия избирает Саула. Таким образом, показано, что Израиль одобряет избрание Саула, так что ни Господь, ни Самуил не навязывают Саула Израилю. Противники Саула здесь названы «негодными людьми», так как они отвергли выбор Самого Господа.
Х, 25 –говорится о документе, который Самуил положил перед Господом (перед ковчегом). Этот документ был своего рода конституцией, так как в нем были изложены права царя. Нам не сообщают подробностей его содержания, но, скорее всего, этот документ определял, что царь может требовать от граждан и какие у него обязанности перед Богом. Полагают, что это было расширенное толкование Втор. XVII, 14-20.
XI гл. Победа над аммонитянами. Отметим, что на Саула, на древних судей, сходит Дух Божий и потому ему удается собрать ополчение. Битва заканчивается полной победой войск Саула, следствием которой является его венчание на царство. Народ хотел иметь царя, который способен освободить его от гнета филистимлян, и потому Саул, проявивший себя в бою, получает подтверждение своего избрания и всеобщее признание. Жители Иависа впоследствии никогда не забывали своего долга перед Саулом.
XII гл. Прощальная речь Самуила. Данная речь – анализ настоящей ситуации и исследование прошлого с целью использовать полученные уроки в будущем. В ней ясно сказано, что будущее зависит не от наличия царя, не от его способностей, а от воли Божией. Воля же Бога будет определяться верностью народа Ему.
В первую очередь Самуил потребовал, чтобы народ выразил свое мнение о его служении теперь, когда его деятельность как судьи закончилась (1-5). Его слушатели подтвердили, что он руководил ими верно и справедливо в течение всех этих долгих лет. Особо подчеркнут тот факт, что Самуил ничего ни у кого не взял несправедливо. Такой акцент представляет собой резкий контраст с его собственным предупреждением о том, что цари будут забирать у своих подданных все, что посчитают нужным (VIII, 11-18).
Стихи 8-11 напомнили израильтянам о некоторых важных фактах из их истории. Во-первых, Бог постоянно удовлетворял их нужды, спасал от множества врагов. Во-вторых, Бог избирал и давал им вождей, которые приводили народ к победам. В-третьих, поражения происходили по их греховности, поскольку они постоянно отворачивались от Господа и склонялись к идолопоклонству.
В стихе 12 еще раз повторяется обвинение, высказанное в VIII, 1-8, что, потребовав себе царя, израильтяне отвергли Божью власть над собой. Однако они все же обратились к Богу с просьбой избрать им человека на царство, и, возможно, по этой причине Бог, прежде чем наказать их за неверность, готов дать им еще один шанс. Все зависело от них и от послушания Господу их царя.
16-25 стт. Кое-кто из слушателей Самуила мог сомневаться, правильно ли он интерпретирует историю Израиля. Однако всякого рода сомнения мгновенно рассеялись, когда с небес прогремело Божье знамение. Ранним летом во время жатвы пшеницы ни грома, ни дождя на земле Израиля не бывает (в книге Притч (XXVI, 1) говорится о том, что дождь в это время так же странен, как снег летом), и это чудо доказало истинность того, что через Самуила говорил Сам Бог. В этом отрывке Самуил представлен пророком в полном смысле этого слова. Он анализирует настоящее и прошлое, он предсказывает будущее, он напоминает Израилю о Божьей благости и милости, обещает ходатайствовать за израильтян в молитвах и наставить их на путь добрый и прямой (23 ст.).
Войны царя Саула и его отвержение Богом (XIII – XV).
Большая часть царствования Саула пришлась на войны. Главными врагами были филистимляне, и в главах XIII и XIV рассказывается об успехах Саула в борьбе против них. В главе XV отмечены подробности победы над более мелким врагом, амаликитянами. Другие военные кампании упомянуты в XIV, 47, но подробного описания их не дано. Из этих глав мы узнаем об очень успешном начале царствования Саула, о том, что он «освободил» Израиль от его врагов (XIV, 48).
И все же они заканчиваются мрачной и грозной нотой: Господь раскаялся, что воцарил Саула над Израилем (XV, 35). В главах XIII – XV мы читаем не только о противостоянии врагу, но и о личном конфликте между Саулом и другими израильтянами. В главе XIV Саул готов был убить собственного сына, затем рассорился со своим войском. Более серьезная ситуация возникает в главах XIII и XV, когда Саул допустил прегрешение против Самуила, который говорил от имени Бога. В результате становится ясно, что хотя Саул и выигрывал битвы с врагами, но не был подходящим человеком на роль правителя.
Конечно, среди причин падения авторитета Саула можно выделить и естественные. Библейский рассказ изображает царя, поступавшего так, как любой правитель: он организовал армию и хотел установить в стране что-то вроде централизованной власти, но именно поэтому лишился популярности, первоначально приведшей его к власти. Преобразование свободной конфедерации племен в единое государство – отнюдь не легкая задача, а Саул не обладал необходимыми для этого навыками дипломата. Хотя Саул и не соблазнился теми проявлениями роскоши, на которые претендовали другие цари его времени, хотя его штаб-квартира в Гиве отнюдь не напоминала дворец, он все же отдалился от своего народа. Профессиональная армия хранила верность не союзу племен, а своему главнокомандующему – Саулу. Поскольку у Саула не было личных средств для содержания армии, эти расходы ложились на самих израильтян. В Ветхом Завете не содержится сведений о налоге, введенном Саулом, но историки предполагают, что какую-то дань он вынужден был потребовать с народа. Вероятно, именно из-за финансовых затруднений Саул пренебрег указанием Самуила относительно того, как следовало поступить с имуществом разбитых им амаликитян (см. 1 Цар. XV, 1-35).
В то же время в Библии представлена духовная причина отвержения Саула. Главы XIII – XV ясно показывают, что с Божьей точки зрения Саул не был верен своему призванию, ибо Сам Бог избрал его на царство. Основная причина заключается в отказе Саула подчиниться повелениям Бога, переданным через пророка Самуила. Бог не будет благословлять царя Израиля, который ставит себя выше пророков, поставленных Богом.
XIII, 1-7. Подготовка к битве с филистимлянами. Саул выбрал себе людей, чтобы организовать постоянную армию, готовую к военным действиям. У израильтян не было хорошего вооружения (см.: ст. 22), поэтому нет ничего удивительного в том, что армия стала разбегаться. Из 2 тысяч человек с Саулом остались всего 600 (15). Но у Саула было одно преимущество: ему нужно было выполнить повеление Господа и его послушание могло полностью изменить безнадежную ситуацию. Согласно этому повелению, он должен был пойти в Галгал и ждать там Самуила (X, 8). Поэтому Саул отправился в Галгал (4) и находился еще там в полной готовности к действию (7).
XIII, 8-14.Самуил упрекает Саула, так как в последнюю минуту Саул нарушил предписания Самуила. С одной стороны, действия Саула можно объяснить тем, что военная обстановка была слишком критической (воины разбегались), а Самуил запаздывал. Однако ясно, что Самуил задержался лишь ненамного, придя чуть позже того времени, на которое рассчитывал Саул. Важно отметить, что Самуил упрекал Саула не столько за то, что тот взял на себя священнические обязанности, сколько за то, что он не подчинился воле Божией. Самуил обещал принести жертвы, что было необходимо перед предстоящей битвой, а также дать Саулу определенные повеления относительно ведения боя. Но Саул решил, что он сам может справиться с обеими задачами. Его преступление может показаться нам незначительным, но суть его заключалась в испытании: подчинится ли новый царь пророку или станет превозноситься над ним? Пророк говорил и действовал от имени Бога, и Саул одним необдуманным своим действием доказал, что не считает себя связанным Божьими повелениями и предписаниями. Это непослушание стоило дому Саула потери царства (14). Теперь Бог передает его право престолонаследия другому человеку, мужу по сердцу Своему, т. е. «такому человеку, которого Он выберет Сам». Здесь имеется в виду Давид, который появится в нашей истории в 16 главе. Нельзя сказать, что Давид был безгрешнее Саула, но он всегда повиновался повелениям пророков, сказанным от лица Господа.
XIV. Битва с филистимлянами и подвиг Ионафана. Никто не надеялся на победу Израиля, учитывая все те трудности, о которых уже было сказано в предыдущей главе. Однако ситуация изменилась коренным образом. Две причины послужили этому: во-первых, смелость и дерзновение Ионафана, а во-вторых, воля Божья даровать Израилю победу. Как заметил сам Ионафан, для Господа нетрудно спасти Израиль. В стихах 15-19 описывается ужас, охвативший филистимлян. Эта паника в стане врага последовала за внезапным появлением Ионафана. В лагере же Саула все пребывали в недоумении. Наконец Саул решил обратиться к Богу (18), но, поскольку обстановка менялась очень быстро, он тут же изменил свое решение. Таким образом библейский автор подчеркивает тот факт, что победа была одержана Самим Богом (15, 23). Саул принял участие в преследовании бегущих филистимлян, хотя мало понимал, что происходит вокруг него.
XV, 1-35. Война с амаликитянами и окончательное отвержение Саула.В этой главе автор стремится подтвердить непослушание Саула гласу Бога и засвидетельствовать отвержение его Богом. Саул через Самуила получил совершенно ясные предписания. Он выполнил их лишь отчасти и не видел большого преступления в непослушании. Из стиха 24 видно, что Саул прекрасно осознавал, что делал (объясняются мотивы его поступка). Но он дважды солгал (13, 20), притворившись, что точно выполнил полученные указания. Наконец, он был вынужден признаться в содеянном и покаяться в том, что согрешил, ибо преступил повеление Господа. В итоге последовало окончательное отвержение Саула Богом и бесповоротный разрыв его с Самуилом.
Пророк от имени Господа повелел поразить Амалика и истребить все, что у него (3), то есть предать заклятию. Такая религиозная клятва о полном уничтожении использовалась не часто даже во время войны, для ее применения всегда имелись особые причины. Нечестивые люди должны были быть уничтожены как угроза вместе со всем своим имуществом и как «заклятие» отданы Богу; в определенном смысле убийство людей и животных считалось посвящением их Богу. Причиной нарушения такого «заклятия» всегда была жадность и корысть, а не доброта (9, 19).
Здесь очень важно понять, что у Саула не было никакого сострадания к поверженному врагу. Захваченный в качестве добычи скот явно возбудил корысть воинов и, вероятно, самого Саула. Не совсем ясно, почему Саул пощадил Агага; возможно, он видел в этом определенную политическую или финансовую выгоду и надеялся пойти на какую-то сделку с другими амаликитянами. Таким образом, дело в том (так видит это библейский автор), что царь израильский не повиновался Божьей воле и Его приказу, отданному через пророка. Послушание – главная добродетель (22), Саул же проявил непокорность (23).
Помазание Давида на царство (XVI).
В настоящей главе появляется новое действующее лицо, которое является главным героем книги Царств – сын Иессея Давид. Указание на Давида имеются в предыдущих главах (особенно характерно XIII, 14, где Господь называет Давида «мужем по сердцу Своему»), которые как бы подводят нас к его появлению на исторической сцене. С этого момента вся остальная часть повествования 1 книги Царств посвящена истории взаимоотношений Саула и Давида. Главы XVI – XXXI рассказывают о том, как Бог подготовил Давида для будущей деятельности, провел его через все испытания и представил Израилю как человека, Им Самим избранного.
Прежде всего, в стихах 2, 4 и 5 говорится о том, что Саул был еще правителем Израиля и даже Самуил должен был остерегаться его. С чисто политической точки зрения помазание Давида Самуилом можно рассматривать как акт государственной измены, поэтому Самуил вынужден был делать это в атмосфере полной тайны. Его опасения понятны: во-первых, он боялся преждевременного насильственного прекращения своей жизни и пророческой деятельности, во-вторых, боялся тех печальных последствий, которые могли быть вызваны действиями Саула. Очевидно, что импульсивный Саул, скорее всего, убил бы Самуила, но это убийство могло бы вызвать взрыв народного негодования, восстание против Саула, что, в конечном счете, привело бы к анархии.
«Возьми в руку твою телицу…» Эти слова не следует воспринимать как указание на способ обмануть Саула, но здесь говорится о действительно необходимом деле: великое событие помазания нового избранника Божия должно непременно быть ознаменовано религиозным обрядом. Пророк действительно совершил жертвоприношение и потому он мог говорить о нем как об одной из целей своего прихода в Вифлеем.
4 ст. «Мирен ли приход твой?» Вопрос старейшин объясняется тем, что неожиданные посещения пророка почти всегда обуславливались необычайными событиями. Кроме того, многие израильтяне чувствовали, что отношения между Саулом и Самуилом были напряженными.
В 7 ст. излагаются общие принципы Божественного избрания. Видно, что люди желали видеть своих вождей высокими и красивыми, в то время как Господь в первую очередь смотрит на внутренние качества, на сердце.
В целом же цель данного отрывка – показать, что Давид был избранником Бога. Он не был корыстным или честолюбивым человеком, жаждавшим захватить власть в свои руки. Но Бог избрал его еще с самого юного возраста, когда он смиренно выполнял свой нелегкий труд. Интересно, что даже выбор Самуила был бы иным (6 ст.). Также очень важно, что именно Самуил помазал Давида как царя: тем самым старый вождь подготовил нового вождя к воцарению над Израилем, чем обеспечил преемственность правления в Израиле. Кроме того, это стало свидетельством, хотя и для маленькой группы родственников Давида, что он избран на царство.
13 ст. Происходит обряд помазания, который означает, что Давид стал ставленником, наместником Яхве в Израиле (по аналогии со значением этого обряда в Египте). Давиду дается Дух Господень, что было очень важно для вождя нации (судьи, Саул). Дух от Бога сообщал человеку дары, необходимые для мудрого управления государством.
14-23 ст. Рассказывается о том, что благодаря своим музыкальным дарованиям Давид стал придворным Саула. Библейский автор подчеркивает, что Саул, отверженный Богом царь, потерял Дух Божий, в то время как Давид, будущий царь, приобрел его. Эта потеря Духа Божия стала причиной серьезной душевной проблемы Саула. Его положение как царя никогда не было легким, учитывая постоянную угрозу со стороны филистимлян и разрыв с Самуилом. И вот, Саула стал возмущать злой дух от Господа. Некоторые считают, что это указание на дьявола, но есть иное понимание – этим выражением обозначается смятенное состояние ума и отсутствие душевного равновесия. Вследствие этого обострилась потребность Саула в музыке, и потому один из слуг привел к нему Давида.
Бой с Голиафом и возвышение Давида (XVII – XVIII).
При толковании этих двух глав необходимо учитывать, что текст перевода LXX намного короче, чем масоретский. В греческой версии отсутствуют 39 стихов: XVII, 12-31, 41, 48b, 50, 55-58; XVIII, 1-6, 10-11, 12b, 17-19, 21b, 29b-30. Библеисты считают, что краткая версия LXX выступает как самостоятельная художественная единица и отражает определенный древний источник, тогда как те добавления, которые присутствуют в МТ, взяты из другого источника, причем редактор МТ,