Девора, Варак и Иаиль (IV – V).

На этот раз действие происходит не в южной, а в центральной и северной Палестине. В этом эпизоде задача избавления Израиля поделена между тремя главными героями: Деворой, которая призывает Варака, затем Вараком, который ведет Израиль на битву, и Иаилью, от руки которой погибает начальник вражеского войска Сисара.

Однако именно вмешательство Господа становится решающим моментом в развитии событий (IV, 15). Хотя в библейском тексте нет точных указаний, экзегеты считают, что слова «привел в замешательство» следует объяснять так: из-за сильных дождей поток (река) Киссон, где состоялась битва, вышел из берегов, так что поле битвы превратилось в болото и колесницы стали увязать в грязи, превратившись из преимущества в ловушки.

Интересно, что Господь лишает Варака славы победителя, так как последний был недостоин этой славы из-за неверия (IV, 8 – 9), и отдает эту славу в руки Иаили, которая вообще не была израильтянкой.

IV, 18 – 21 «Гостеприимство» Иаили.Здесь совершенно нарушается обычная процедура приема гостя и это является следствием того, что в ту эпоху все вещи происходили ненормальным образом. Во-первых, гостя принимает не хозяин, а его жена. Затем Сисара просит воды и велит женщине постоять на страже, хотя по обычаю он не должен был ничего просить. И наконец, в нарушение всех законов гостеприимства Иаиль убивает своего гостя. Примечательно, как она это делает: ей не раз приходилось ставить шатер, и она берет в руки хорошо знакомые предметы и привычным ударом пробивает висок Сисары.

Гедеон (VI –VIII).

После победы Варака над хананеями израильтяне стали осваивать плодородные земли долины Изрееля, но тут появился новый враг – мадианитяне. Израиль вопиет к Господу, но вместо непосредственного ответа посылается безымянный пророк, который объясняет, что несчастье постигло людей за их непослушание. Однако Господь вновь намеревается спасти Израиль и инструментом избирает Гедеона. При этом можно отметить, что призвание Гедеона проходит по той же схеме, что и призвание Моисея (Исх. III). Как и Моисей, Гедеон получил призыв в то время, когда прятался от врага и выполнял черную работу (VI, 11). Как и Моисею, ему было сказано, что Господь посылает его спасти Израиль (14 ст.). Он, как и Моисей, возражает и говорит, что он не подходит для такой миссии (15 ст.). Но в ответ получает такое же обетование, что и Моисей: «Я буду с тобою». И как Моисей, Гедеон просит знамение в подтверждение своего призвания (17 ст.). Наконец, является чудесный огонь как знамение присутствия Бога (21 ст.). Итак, как Моисей спас Израиль от рабства египетского, так и Гедеон спасает от мадианитян. Таким образом, Бог Исхода опять приходит на помощь Израилю.

VI, 11 Ангел Господень: есть мнение, что это архистратиг Михаил (в день памяти Архистратига Михаила читается данный отрывок в качестве паремии), но наиболее убедительная версия – Сам Яхве в обличии Ангела, так как в Ветхом Завете выражение “Ангел Яхве” почти всегда обозначает Яхве в Своей деятельности среди избранного народа.

VI, 15 Самоуничижительные слова Гедеона означают, что он не обладает авторитетом, чтобы собрать ополчение, хотя по социальному статусу он не был беден (имел слуг), кроме того, его отец, по всей видимости, был начальником рода или клана, так как кумир Ваала стоял на принадлежащем им поле.

VI, 25 – 32 Разрушение жертвенника Ваала. Избавление начинается с борьбы против идолопоклонства. Господь повелевает поставить жертвенник Ему и уничтожить жертвенник Ваала, так как согласно первой заповеди оба жертвенника не могли находиться рядом: «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим».

При этом Господь повелевает взять другого тельца, семилетнего, который был, видимо, основным производителем и потому принесение его в жертву было серьезной потерей для хозяйства. Первый же телец – тягловый, с его помощью Гедеон должен был разрушить жертвенник Ваала.

Из страха перед последствиями Гедеон разрушает жертвенник ночью. Народ требует смерти Гедеона, но находчивый отец решает спасти своего сына. Гедеон получает новое имя, т. е. обретает новую сущность, как бы заново рождается, становится героем.

VI, 36 – 40 Чудо орошения шерсти. В древнем мире существовал обычай: непосредственно перед вступлением в битву искать помощи Бога. Но, учитывая, что Гедеон уже был призван Богом, его поступок является скорее выражением неверия, чем веры, в чем Гедеон сам и признается («Если Ты спасешь Израиля»; «Не прогневайся на меня»). Положительные ответы Господа в обоих случаях – уступки слабой вере Гедеона, а не указания на то, что Господь был доволен Гедеоном.

При этом второе знамение (сухая шерсть) было действительно чудом, так как, если роса выпала и на землю, и на руно, то твердая площадка гумна должна была высохнуть намного быстрее, чем шерсть.

VII, 1 – 8 Сокращение числа воинов до 300. Целью сокращения количества воинов было то, чтобы Израиль не имел повода хвалиться, будто спасся собственной силой (ст. 2). Кроме того, по повелению Господа Гедеон отбирает тех воинов, которые лакали по-собачьи, т. е. наименее достойных, лишенных человеческого достоинства. Впрочем, есть мнение, что Гедеон отбирает лежащих воинов, так как те могли передвигаться незаметно и могли потому проникнуть с большей легкостью в стан мадианитян. Но первое толкование предпочтительнее, так как настоящей битвы не было, и потому необходимость в искусстве воинов отсутствовала.

VII, 16 – 25 Бегство мадианитян. Обратим внимание на странный набор предметов (трубы, пустые кувшины и светильники), которые берут с собой воины Гедеона. Читая библейский текст, видим, что настоящего сражения и не было. Победа была дана Богом, хотя искусная военная тактика также сыграла свою роль. Гедеон с большим мастерством развернул свое маленькое войско так, что создал впечатление огромной и мощной армии, окружившей лагерь врага. Крики людей Гедеона «меч Господа и Гедеона» повергли в ужас перепуганных мадианитян. В панике и смятении они сначала повернули свои мечи друг на друга, а затем бежали в беспорядке к Иордану, где обнаружили, что пути отступления перекрыты людьми Гедеона, оставшимися в резерве (VII, 24 – 25). Последующий захват и казнь двух вождей мадианитян показывают, насколько полным было их поражение.

VIII, 22 – 27 Правление Гедеона. Израильтяне хотели видеть в Гедеоне больше, чем простого судью и вождя. Он должен был править как царь, а сыновья его – наследовать ему (22 ст.). Тем более что Гедеон вел себя подобно царю с тех пор, как перешел через Иордан, и потому его сторонникам казалось вполне справедливым, чтобы он стал царем. Они основывались на том, что он спас Израиль. Но это было заблуждение, так как не Гедеон, а Господь спас Израиль. Беда была в том, что люди не хотели и не смогли отдать всю честь и хвалу Господу за свое избавление. Гедеон же хорошо осознавал это и, несмотря на то, что он хотел стать царем (своего сына он назвал Авимелех, что означает «отец мой – царь») и вел себя в дальнейшем подобно царю (большое количество жен), все же Гедеон отвечает достойным и категорическим отказом. При этом он просит у народа часть захваченного у мадианитян золота и делает из него ефод. Не совсем ясно, что это был за предмет. Предполагают, что это был 1) идол или кумир, 2) памятник в честь победы, 3) подобие ефода первосвященника. Наиболее вероятно последнее предположение, тем более что в ефоде первосвященника хранились урим и туммим, т. е. средства для узнавания воли Бога. А так как Гедеон объявил, что единственным Владыкой Израиля является Господь, то нужно было иметь возможность обращаться к Яхве с вопросами и знать Его волю. Скорее всего, именно с таким намерением Гедеон положил ефод в Офре, т. е. там, где Господь впервые явился ему. Но этот акт благочестия оказался ошибочным поступком, так как со временем ефод стал фактически идолом и израильтяне начали поклоняться ему. Вскоре же после смерти Гедеона идолопоклонство, начавшееся с поклонения ефоду, быстро развилось в полномасштабное поклонение Ваалу (33 ст.).

История Авимелеха (IX гл.).

Авимелех – сын Гедеона от наложницы[7]. С помощью интриг он убивает всех своих братьев, и жители Сихема поставляют его своим царем. При этом он «убил братьев своих … на одном камне», что означает массовую публичную казнь. То, что хотел Гедеон тайно, Авимелех добивается явно.

Спасается только один сын Гедеона – Иофам, который обращается к народу с притчей. Притча Иофама о деревьях, которые решили избрать себе царя, имеет явно антимонархический характер и может быть объяснена только в применении к данной конкретной ситуации. Стоит обратить внимание на выражение «выйдет огонь из терновника». Терновник – колючий кустарник, который имеет тонкие листья и в сухом климате Палестины часто возгорается, вызывая лесные пожары, от которых погибают большие деревья.

На протяжении этой главы раскрывается тема воздаяния: Бог посылает злого духа между Авимелехом и жителями Сихема (22 ст.). Видимо, Авимелех был тираном, и потому жители Сихема отворачиваются от него. Сначала Авимелех уничтожает своих недавних союзников, а затем погибает сам, причем не в битве, а позорной смертью, от руки женщины. Образ гибели Авимелеха не вызывает сомнений, что здесь действовала рука Господня, так как Господь всегда вмешивается в ход истории самым неожиданным образом.

Иеффай (X, 6 – XII, 7).

Иеффай был сыном блудницы, и потому братья выгоняют его, не желая делить наследство. Возможно, как первенец Иеффай имел право на двойную долю (если отец признал его), или же он имел равные с остальными права. В любом случае исключение одного из претендентов увеличивало долю остальных.

Клятва Иеффая. В библейском повествовании о войне Иеффая против Аммонитян первостепенное внимание уделяется обету Иеффая и его исполнению, тогда как о битве говорится вскользь. Клятва была необычной по своему содержанию, так как Иеффай обещал принести во всесожжение то, что выйдет из ворот его дома навстречу ему. Вариант с собакой исключается: даже если в то время держали собак, все же они считались нечистыми животными и не годились для жертвоприношения. Любое другое животное (корова, овца) вряд ли могли выйти навстречу. Следовательно, уже при произнесении обета Иеффай предполагал возможность принесения человеческой жертвы.

И вот, к ужасу Иеффая навстречу выходит его единственная дочь. Приходит на память эпизод с жертвоприношением Авраама, но там Сам Господь потребовал принесения в жертву Исаака и Он же отменил требование. Здесь Господь молчит. Почему? Потому что сама клятва была грехом пред Богом. Иеффай попытался торговаться с Богом, и Господь наказывает его, так как в произнесении клятвы не было никакой необходимости.

Исполнение клятвы. Из библейского текста видно, что Иеффай исполнил обет (XI, 39). В принципе, любой обет следовало исполнить, даже если он был дан добровольно. Однако экзегеты указывают, что Иеффай мог и не исполнять его, принеся вместо этого жертву за грех (закон разрешал не исполнять безрассудно произнесенную клятву – Лев. V, 4 – 6).

Наши рекомендации