Джозеф Кэмпбелл демонстрирует архетипы во всей мифологии
Как Голливуд достиг такого понимания? Все истории должны делиться на три акта – начало, середина и конец. Эта базовая структура была впервые изложена Аристотелем. В традиционных театральных постановках между актами опускается занавес, давая публике время встать и воспользоваться туалетом, позволяя расслабиться актерам, а рабочим сцены установить новые декорации. Однако более полно скрытая структура пересказа истории начала демонстрироваться в 1856 году, когда в своей классической книге Сравнительная мифология, впервые опубликованной в Oxford Essays, Макс Мюллер подметил сходства между античными эпическими историями. Другие исследователи последовательно изучали эту идею. Изучение сравнительной мифологии достигло пика в 1949 году, когда Джозеф Кэмпбелл впервые опубликовал книгу Тысячеликий герой[333] – замечательную научную работу. В книге автор исчерпывающе анализирует мифы всего мира, в разные периоды времени, и обнаруживает, что они демонстрируют заметные сходства. Кэмпбелл назвал всю историю Путешествием героя. Именно так мы работаем со своими страхами, слабостями и ограничениями, каждый и каждый день. Это шаблон нашей эволюции – и дорога в Золотой Век. Каждый, кто пишет захватывающий достоверный сценарий, неизменно попадает в ловушку структуры истории Путешествия героя, осознает он это или нет. Те же, кто знают, имеют намного больше шансов на успех.
Кэмпбелла сильно привлекал легендарный труд д-ра Карла Юнга, обнаружившего, что разные древние мифы продолжают повторяться в наших снах с определенными постоянными темами, которые он назвал архетипами.[334] Архетипы могут быть настолько специфическими, что люди будут писать картины о том, что видели во снах, не осознавая, что иллюстрируют древние мифологические произведения искусства. Хотя это очень сложное обсуждение и выходит за рамки данной книги, один читатель Amazon прекрасно подвел итог: “Представляется, самыми важными архетипами являются Тень (низшие аспекты я, которые мы скрываем от других), Анима (душа по Юнгу) (объект(ы) желания) и Мудрый Старый Человек [или Ментор] (например, учитель, медик). Также [Юнг] обсуждает архетип Матери и архетип Ребенка и указывает на существование многих других. Сильное отождествление с архетипом приводит к психозам”.
Еще один ключевой архетип, упущенный рецензентом, – это Блудный сын. Герой убегает из дома, думая, что не сможет вернуться, но, в конце концов, возвращается, боясь самого худшего… только чтобы обнаружить, что его всегда любили, полностью простили и встретили с распростертыми объятиями. Серии Закон Одного входят в намного большую специфику, раскрывая, что все 22 архетипа вместе – семь для эволюции ума, семь для эволюции тела и семь для эволюции духа и один отдельно стоящий архетип (представляющий Блудного сына), также известный как Дурак – это герой, начинающий свой поиск.[335] Этим 22-м архетипам были приданы символические изображения, и они стали Главными Арканами карт Таро. Со временем архетипы развивались, поскольку ум нашей галактики все больше и больше осознавал, как создавать для нас наилучшее духовное обучение.
“Архетипы развивались не одновременно, а постепенно, и не том порядке, как вы воспринимаете порядок в этом пространстве-времени, то есть, в других порядках”.[336]
Джордж Лукас весьма обязан Джозефу Кэмпбеллу вдохновением, которое помогло консолидировать мир, построенный Лукасом для Звездных войн: “Все тридцать лет, с тех пор, как я открыл книгу Тысячеликий герой, она не перестает восхищать и вдохновлять меня. Джозеф Кэмпбелл вглядывается в века и показывает, что всех нас связывает базовая потребность слушать истории и понимать себя. Как книгу, читать ее просто чудесно; в смысле толкования человеческого состояния – это откровение”.[337]
Что именно имел в виду Лукас, когда говорил, что книга Кэмпбелла – это “толкование человеческого состояния” и “откровение”? Сейчас мы будем цитировать Фредерика Л. Райса, хозяина сайта, иронически названного Скептический Танк. Статья Райса находится в подразделе, названном Атеист2, поэтому его взгляды предельно ясны. Тем не менее, даже такой прожженный скептик и атеист честно признает масштаб и важность работы Кэмпбелла и ее влияние на современное общество. Он делает ряд удивительно объективных признаний. Райс считает, что по прошествии времен Тысячеликий герой легко станет самой влияющей книгой XX века. Также он признает, что труд Кэмпбелла оказал огромное влияние на киноиндустрию в целом. Создатели фильмов, такие как Джордж Лукас, Стивен Спилберг и Фрэнсис Форд Коппола, в большом долгу перед древним историческим паттерном, открытым Джозефом Кэмпбеллом.
“Идеи [в книге Кэмпбелла] старше, чем Пирамиды, старше, чем Стоунхендж, старше, чем самая ранняя наскальная живопись. Вклад Кэмпбелла состоит в том, что он собрал идеи, осознал их, сформулировал и назвал. Он первым показал паттерн, стоящий за каждой когда-либо рассказанной историей. В результате изучения мифов мира он открыл, что ВСЕ ОНИ ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ ОДНУ И ТУ ЖЕ ИСТОРИЮ, бесконечно пересказываемую в разных вариантах…
Кэмпбелл был учеником швейцарского психолога Карла Юнга, и идеи в книге Тысячеликий герой часто описывались как юнговские. Книга основана на юнговской идее “Архетипов” – постоянно повторяющихся персонажах, появляющихся во снах всех людей и мифах всех культур. Юнг верил, что архетипы являются отражениями человеческого ума, и что сами умы делятся на этих персонажей, чтобы сыграть драму наших жизней. Повторяющиеся персонажи в мифах о герое, такие как молодой герой, мудрый старый человек, женщина-оборотень и теневые соперники, идентичны человеческому уму, как показано во снах… [Определение “оборотень” относится к внезапно меняющимся эмоциональным состояниям, которые в мистической истории изображаются как физические изменения формы.]
Истории, построенные на модели ТЫСЯЧЕЛИКОГО ГЕРОЯ, притягательны тем, что могут переживаться каждым, поскольку бьют ключом из универсального источника коллективного бессознательного и отражают универсальные проблемы. Они имеют дело с такими универсальными вопросами как: “Зачем я родился?”, “Что случится, когда я умру?” и “Как справиться с жизненными проблемами и стать счастливым?”[338]
Удивительно видеть, как прожженный скептик и атеист описывает “универсальный источник коллективного бессознательного”, вынуждающий каждое человеческое существо обожать и видеть во снах одну и ту же историю. Хотя он объясняет это как биологический феномен – результат наличия человеческого тела и ума – тем не менее, это революционная идея. Подсознательные умы влияют на нас достаточно сильно для того, чтобы мы продолжали ожидать одну и ту же историю, вновь и вновь. Использование труда Кэмпбелла как скрытой структуры в написании голливудских сценариев можно проследить, по крайней мере, до 26 сентября 1964 года, когда Стэнли Кубрик посоветовал Артуру Кларку изучить Тысячеликого героя, когда последний работал над сценарием фильма 2001 Космическая Одиссея. Кларк нашел книгу Кэмпбелла “очень стимулирующей”.[339] Чтобы далее исследовать труд Джозефа Кэмпбелла, и как он влияет на нас, Кристен Бреннан подводит итоги многолетнего исследования на сайте Star Wars Origins (История создания Звездных войн).
“В 1949 году своей книгой Тысячеликий герой Джозеф Кэмпбелл (1904-1987) произвел большую сенсацию в сфере мифологии. Книга построена на новаторской работе немецкого антрополога Адольфа Бастиана (1826-1905), первым выдвинувшего идею, что мифы всего мира строились на одних и тех же “элементарных идеях”. Швейцарский психиатр Карл Юнг (1875-1961) назвал элементарные идеи “архетипами”. Он считал, что они являются строительными блоками не только подсознательного ума, но и коллективного бессознательного. Иными словами, Юнг верил, что каждый человек в мире рождается с одной и той же базовой подсознательной моделью “героя”, “ментора” или “поиска”. Вот почему люди, даже не говорящие на одном языке, могут наслаждаться одними и теми же историями.
Юнг развивал идею архетипов как способа нахождения значения снов и видений ментально больных: если человек верит, что за ним гонится огромный яблочный пирог, ему трудно осмысленно помочь. Но если понимать, что гигантский яблочный пирог представляет теневое я человека, воплощение всех его страхов, тогда психиатр может помочь провести через этот страх, как Йода руководил Люком на Дагобе. Если вы думаете о человеке как о компьютере, а о наших телах как о “железках”, тогда язык и культура были бы “программным обеспечением”. Внутреннее безмолвие, по-видимому, общее для всех homo sapiens, – это вид встроенной “операционной системы”, которая интерпретирует мир, относя людей, места, объекты и опыты к определенным архетипам”.[340]
Большинство людей не осознают, что у нас имеется встроенная “операционная система” и глубокая неумирающая потребность слышать одну и ту же историю, повторяющуюся вновь и вновь. Сами того не ведая, мы хотим слышать одну и ту же историю в бесконечных вариантах, часто каждый день, пока рутинно смотрим телевизор или ходим в кинотеатр. Именно великий вклад Кэмпбелла привел скептика Фредерика Л. Райса к выводу, что книга Тысячеликий герой со временем будет рассматриваться как самая влиятельная книга XX века.