Вопрос №7. Функции и классификации словесных методов (монологическая и диалогическая формы). Проблемы устного сообщения исторического материала.

В обучении истории устное слово учителя играет ведущую роль. С его помощью учащимся сообщаются исторические знания и осуществляется руководство познавательной деятельностью. Устное слово является из наиболее экономных способов передачи обобщённого и систематизированного опыта человечества. Живая речь учителя позволяет оперативно включать в учебный процесс новейшие данные исторической науки, проблемы современности. Функции словесных методов: 1). Информационная – воссоздание целостных картин прошлого и современности; 2). Логическая функция – позволяет делать выводы, оценки, понять закономерности исторического процесса; 3). Воспитывающая.

С помощью словесных методов в первую очередь достигается решение задач обучения истории с учётом специфики данного класса, а также и отдельных групп учеников.

Классификация словесных методов (разработана А. А. Вагиным).Основными видами монологической формы устного изложения являются повествование, описание, характеристика, объяснение,школьная лекция.

Повествование в преподавании истории выступает в виде рассказа или сжатого сообщения об исторических событиях.

Рассказ – это последовательное сюжетное повествование об исторических событиях или процессах в их развитии. В сжатом сообщении содержится только информация об историческом событии. Особенности сюжетного рассказа – динамичность действия, конкретность события и достоверность в описании действующих лиц. Детализация места действия возбуждает воображение школьников. В виде рассказа учитель излагает материал при изучении исторических событий, имеющих большое образовательное и воспитательное значение (например, Куликовская битва); когда необходимо сформировать конкретное, точное, образное представление о новом для учащихся явлении (например, источники рабства); рассказ учителя вооружает учащихся историческими фактами, анализ которых подводит к важным выводам и обобщениям. Рассказ учителя чаще всего применяется в 5-8 классах. В изложении он сочетается с описанием, характеристикой, объяснением. Соотношение между ними в разных классах различно. В среднем звене значительное время в изложении нового материала занимает рассказ. В старших возрастает удельный вес объяснения.

Описание – изложение существенных черт, признаков, состояния, вида, характера исторических явлений. Показываются условия жизни людей, их занятия, быт, орудия труда, памятники культуры и т. д. Описание может быть картинным и аналитическим. Картинное описание способствует созданию образных представлений о событиях и явлениях прошлого. Аналитическое описание применяется при ознакомлении учащихся с предметами быта, орудиями труда, военной организацией общества и т. д. Аналитическое описание часто приближается к объяснению. Источники описательного исторического материала многообразны, т. к. в описании важны яркость, эмоциональность. Нередко они заимствуются из мемуарной и художественной литературы.

Разновидность описания – характеристика. В отличие от описания она включает только точно сформулированное перечисление существенных черт и особенностей исторического явления. Характеристика может быть краткой и развёрнутой. В изложении материала характеристика вводится с целью конкретизации, информации.

Объяснение – объясняет сущность и значение сложных явлений, понятий, закономерностей. Объяснение в той или иной мере присутствует в изложении учителя на каждом уроке. Устное объяснение имеет целью разъяснение сложных положений, понятий, терминов, приведённых в учебнике.

Школьная лекция применяется в старших классах. Это обусловлено задачами обучения, содержанием и характером изучаемого материала, возрастными возможностями школьников. В лекции преобладает теоретическое рассуждение, научный анализ, обобщения. Основой, объектом рассмотрений, источником для выводов служит конкретный материал. Поэтому в большинстве случаев там присутствует и повествование, и описание, и характеристика. К лекционной форме учитель обращается тогда, когда надо раскрыть закономерность исторических событий, дать им научное объяснение, подвести учащихся к важным мировоззренческим выводам, дать целостное представление по какой-то проблеме, теме разделу, изложить программный материал, в котором значительное место занимают теоретические вопросы. В школьной лекции используются различные наглядные пособия. Лекция часто занимает весь урок. Поэтому учащиеся должны чётко воспринимать членение лекции на логически завершенные части. Для этого перед началом её сообщается план или даётся задание учащимся самим по ходу лекции составить его. Не менее важно устанавливать и легко просматриваемые учениками связи между вопросами, вынесенными на лекцию. Для облегчения восприятия лекции важно правильно расставлять не только смысловые, но и интонационные акценты, излагать её содержание хорошим литературным языком, заинтересованно, эмоционально.

Требование к уроку с использованием словесных методов.

Образность и конкретность – обязательные требования к изложению материала учителем и важнейшие условия его эффективности. Они необходимы для точности и яркости формируемых у учащихся исторических представлений, понятий, для более сильного эмоционального воздействия, прочности запоминания. Делает рассказ более образным конкретизация моментов, характеризующих место исторических событий. Важным средством конкретизации является использование бытового материала, который даёт представления об образе жизни разных социальных групп в конкретную историческую эпоху. Одним из средств конкретизации является использование в изложении количественных показателей. Создание ярких образов прошлого, конкретизация исторических событий, явлений достигаются использованием в изложении художественной литературы, исторических документов и мемуаров. Изложение исторического материала учителем должно быть доступным, наглядным, конкретным. Немаловажны требования к языку учителя. Он должен быть ярким, образным и простым, свободным от слов-паразитов.

Недостатки словесного метода:

1. Принудительно по темпу восприятия;

2. Необратимость устного изложения;

3. Нерасчлененность материала; (нужно иметь чёткий план)

Важно возбудить интерес к изложению материала учителем. Этому способствует проблемный метод обучения. Результат самостоятельной работы учащихся обязательно обсуждается на данном уроке, чтобы они могли проверить правильность своих действий и сделанных выводов.

Диалогическим устным методом обучения является беседа. Она предполагает активное, самостоятельное участие школьников в обсуждении, осмыслении исторического материала, служит углублению и расширению исторических знаний, выступает как метод проверки усвоения исторического материала, как приём мобилизации знаний, активизации познавательной деятельности школьников на уроке.

Классификация видов беседы.

Вводная беседа. Имеет целью подвести учащихся к изучению нового материала и направлена на актуализацию ранее приобретённых знаний, их систематизацию и обобщение. Она способствует осознанию учащимися учебных проблем, выдвигаемых учителем, т. к. выявляет разрыв между имеющимися у школьников знаниями и недостающими для решения познавательной задачи. Вводная беседа позволяет выявит объём реальных знаний учащихся, на которые можно опереться при изучении нового материала.

Аналитическая и обобщающая беседа служит осмыслению изложенного материала, углублению и расширению знаний учащихся.

Эвристическая беседа используется для организации познавательной деятельности учащихся при решении сложной учебной задачи. Эвристическая беседа организует поэтапное усвоение знаний (для поиска ученика решения какой-либо проблемы учитель выстаивает серию взаимосвязанных и вытекающих один из другого вопросов). Все эти вопросы представляют собой небольшие подпроблемы, решение которых ведёт к решению основной проблемы. Особенно возрастает роль эвристической беседы в старших классах.

Заключительная беседа проводится с целью подведения итогов по материалу, изученному на уроке. Разновидностью заключительной беседы является повторительно-обобщающая беседа. Она используется, когда нужно обобщить ранее изученные факты, показать развитие явления, охватить его в целом, провести сравнении и т. д.

Контрольная или проверочная беседа преследует цель проверки уровня усвоения излагаемого материала, степени его понимания. Результатов самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Она проводится на разных этапах процесса обучения.

Вопросы для любой беседы надо подумать заранее, причём не только главные, но и дополнительные. Вопросы должны касаться главного, существенного в изученном материале. Они должны выполнять стимулирующую, развивающую и побуждающую функцию. Вопрос должен быть доступным, дидактически прост и точен. Учитель подводит итог в конце беседы или по ходу её.

Вопрос №8. Характеристика лекционно-семинарской системы в обучении истории и обществоведению. Планирование материала крупным блоком в рамках лекционно-зачётной системы.

Лекционно-семинарская система имитирует вузовскую.

Чтоб ее использовать учитель должен:

1. подготовиться к лекции, семинару, зачету, дискуссии, консультации, коллоквиуму;

2. уметь организовать учеб. деятельность;

3. уметь управлять учеб. деят-ю;

4. умение самоанализа результатов обучения.

ЛСС – комплекс дидактических условий, который включает формы, методы и средства, обеспечивающие рациональное обучение. Применение ее позволяет быстрыми темпами, качественно, на уровне осмысления изучить большие блоки материала, используя сдвоенные уроки.

Школьная лекция (ШЛ) – форма организации учебного процесса, кот. ориентирует учащихся на изучение конкретной темы, на усвоение основных событий, связей, гл. идей, т.е. всех видов исторических знаний.

Лекция обеспечивает демонстрацию личного отношения учителя и учащихся к учебному материалу. Главное – правильно расставить акценты. Это – содержание учеб. материала, гл. мыслей, идей, это м.б. формы работы, т.к. ШЛ предполагает активные методы работы детей.

Можно использовать элементы групповой работы, практикума, дискуссии. Выбор акцентов определяется особенностями классов (гуманитар. класс, ест-научный).

ШЛ позволяет: обобщить те явления, в основе которых лежат события, описанные в тексте учебника. ШЛ должна носить проблемный характер.

Цель лекций – создать целостное представление о проблеме или теме.

Условия организации данного урока-лекции:

1. Если учебный материал сложный для самостоятельного обучения.

2. Если учитель использует методику укрупнённых дидактических единиц, т.е. лекционно-зачётную систему на основе крупного блочного планирования.

3. Если необходимо организовать введение в сложную тему (новый материал или совсем не связан с предыдущим материалом).

4. Целесообразно проводить как по одной теме, так и по целому разделу.

5. Проводится как заключительный урок по всему курсу.

6. В форме лекции сообщается система знаний необходимых для решения практических задач (например, проект).

7. При изучении тем на основе межпредметных связей.

8. При изучении материала проблемного характера, когда необходимо установить сложные закономерности изучаемых событий (например, причины распада СССР).

Методические условия проведения лекций:

1). У учителя должен быть чёткий план, он должен быть написан на доске;

2). Изложение учебного материала должно соответствовать пунктам этого плана;

3). В процессе лекций дети должны быть активны. Для этого можно использовать проблемное изложение материала, средства наглядности и технические средства обучения, групповую работу;

4) Учитель должен обучить учащихся умению фиксировать главное содержание лекции в соответствии с планом;

5). У каждой лекции должен быть вывод.

Особенности школьной лекции:

· Учёт возрастных особенностей учащихся, т. е. интерактивная форма работы;

· Лимит времени – 2 урока по 45 минут, либо 1;

· Психологическая атмосфера, педагогическая атмосфера проведения лекции (сотрудничества, взаимного уважения, деловой стиль общения).

Способы создания проблемной ситуации в школе:

1. Постановка перед учащимися теоретических проблем, которые всегда включают в себя противоречия. Построено на фактах, наблюдениях, доказательствах;

§ Создание проблемы путем изложения каких-либо теоретических понятий (Например, модернизация).

2. Путём анализа или обобщения ранее освоенных знаний и умений;

3. Постановка учебных задач и превращение их в противоречия.

Структура урока-лекции с проблемной ситуацией соответствует 4 этапам:

1) Актуализация прошлых ЗУН;

2) Формирование новых ЗУН;

3) Применение новых ЗУН;

4) Домашнее задание;

Особенности организации учебной работы учителя:

1. Содержание лекции ученики в какой-то форме получают: при работе с рабочей тетрадью и с учебным материалом;

Формы содержания лекции:

· Текст с пропущенными фрагментами материала;

· Детям предлагается текст, который является второстепенный по значимости.

· На его основе дети получают домашнее задание;

· Учебный материал может быть предложен в виде таблицы, дети в ходе лекций её заполняют;

· Ученики получают опорный конспект: в нём можно использовать символические знаки, взаимосвязь с прошлыми лекциями и будущими. По нему он восстановит содержание лекции (методика Шаталова).

Типы лекций:

1. Проблемные. В ней моделируются противоречия реальной жизни на основе их представительности в теоретических концепциях. Дети приобретают знания как бы самостоятельно:

2. Лекция-визуализация. Содержит в образной форме рисунки, графики, схемы, презентации. Подача информации с помощью разных знаковых систем;

3. Лекция – вдвоём. Работа двух учителей. 1 учитель историк, другой может быть ученик, коллега, психолог. Основная идея: 2 учителя взаимодействуют между собой на проблемно организованном материале, в это взаимодействие включаются учащиеся. Проблема ставится как за счёт формы, так и содержания;

4. Лекция-пресс-конференция. Её содержание создаётся ситуативно, известна только проблема, а ситуация – вопросы, которые задают ученики, либо учитель, либо ученикам;

5. Лекция-консультация. Близка к лекции-конференции, отвечает на вопросы детей, которые не владеют педагогическими приемами;

6. Лекция-провакация. (с запланированными ошибками). Живая ситуация, которую учитель оперативно оценивает, анализирует и ориентируется в информации;

7. Лекция-диалог. Это лекция, содержание которой подаётся через серию вопросов, на которые они отвечают в ходе лекции. Дети не умеют вести диалог, поэтому мы учим их слышать друг друга. Это дефект восприятия;

8. Лекция с применением игровых методов. Может быть мозговой атаки, ситуационного моделирования, дебаты. Дети сами ставят проблему и сами её пытаются решить.

Семинар – форма занятия, которая предполагает собой групповое сотрудничество учеников и учителя; творческое изучение программы.

На С. знания закрепляются, дети осуществляют самоконтроль.

Условие успеха – домашняя подготовка, самостоятельность мышления ученика.

Недостатки: механическое прослушивание докладов.

Типы С.:

1. изучения нового материала

2. интегрированный

3. комбинированный

4. повторительно-обобщающий

5. контролирующий.

Это форма учебно-познавательной деятельности, которая направлена на то, чтобы дети стали самостоятельным, научились работать с литературой, активно творчески мыслить и действовать.

Особенности семинаров:

· Он предполагает самостоятельную подготовку по заранее известной теме, при этом тема семинара даётся за 2 недели до его проведения;

· Меняются способы организации этапов обучения: домашнее задание может носить опережающий характер и его проверка совпадает с изучением нового материала;

· Изменение функций: дети–информаторы, учитель организатор и регулятор.

Функции семинарского занятия:

  1. Систематизация знаний;
  2. Углубление знаний;
  3. Закрепление умений и навыков;
  4. Контроль за знаниями;
  5. Развитие у учащихся их индивидуальной и групповой работы с целью решения проблемных задач;

6. Применение полученных знаний и приобретение навыков на практике.

Классификация семинаров:

1. По форме организации:

· Групповые;

· Коллективные;

· Фронтальные.

2. По характеру деятельности:

· Научно-познавательные;

· Игровые.

3. По содержанию материала:

· Специализированные;

· Интегрированные.

Методика подготовки и проведения семинаров:

1. Тема даётся за 2 недели. Своевременность информации для детей в плане проведения семинарских занятий. Должны быть известны: срок, тема, цель, план семинара, чтобы дети могли высказать свои предложения.

2. Система подготовки учащихся: подбор основной и дополнительной литературы, проведение консультации, выбор творческой группы, презентация всей информации: «Готовимся к семинару», дети получают инструкцию по алгоритму учебной деятельности (реферат, тезисы, как провести).

3. Дети получают дифференцированное задание, иногда с ролевым компонентом (содержание: докладчик, рецензент, оппонент), группа обеспечивает информационную поддержку.

Проведение семинара:

· Четкость определённой темы и цели семинара;

· Психологическая поддержка учащихся к обсуждению вопросов (настройка на коллективную работу);

· Учитель должен предусмотреть формы и способы поддержания познавательной активности у детей: оценка, рефлексия.

· Деятельность детей и учителя должны быть целесообразной. Функция учителя: коррекция. Учитель краток, его видно быть не должно. Есть дети, которые могут выполнять дублирующую функцию.

· Групповая работа: либо самостоятельно, либо с учителем. Вопросы делятся по группам на разных основаниях. Все вопросы должны быть охвачены. У учителя должен быть список литературы и 50% требуемой информации. Договариваются по оцениванию. В процессе подготовки организуются консультации.

Практикумы.

Задача П. – углубление и расширение полученных на лекции знаний при работе с историческим источником. Используем хрестоматии, учебно-методические комплексы.

У историков это работа с текстами документов или научно-популярной литературой. От учителя требуется подготовка раздаточного материала, вопросы и задания дифференцированного характера.

Проведение самого урока:

1. Тема, цель, задана учебная задача.

2. Работа 20-25 мин.

3. Обсуждение.

4. Оценивание (тетради собираются и тоже оцениваются).

Урок-зачёт.

З. – форма проверки знаний и навыков, полученных на лекциях, семинарах и практикумах. Предусмотрены программой.

По содержанию м.б. классифицированы:

1. развивающие (исследовательский характер)

2. корректирующие

3. контролирующие

По форме организации:

1. устные

2. письменные

3. письменно-устные

4. компьютерные

5. дифференцированные

Методика проведения:

1. ориентированность на ЕГ;

2. при составлении зачетной работы самим учителем необходимо учитывать уровень подготовленности учащихся класса-учет профиля класса;

3. учет лимита времени.

Варианты проведения зачетного урока в зависимости от типа зачета:

Устный:

А) групповая работа

Б) индивидуальный зачет – есть время урока, либо внеурочное время;

На уроке: только фронтальная работа – индивид. ответ учеников (не менее 3 раз каждый).

Это урок-дискуссия. После урока не допускается(нарушение).

Письменный:

  1. тесты – критерии оценки – 50% правил. ответов – 2; 60-70 % - 3; 80 % - 4; 90 % - 5.

Потом анализ ошибок.

  1. творческие задания. Спец. Сборники: задачники по истории Смирнова; интернет; задания для самостоятельной работы в 2 частях Королькова О.С.

Устный зачет на основе групповой работы (класс делится на группы, назначаются ассистенты, дается список вопросов, ассистенты - от 1 группы к др, ставят оценки)

Главное – какую коррекцию провели после зачета. Пробелы д.б. устранены.

Урок-консультация – дополнительная помощь преподавателя в усвоении предмета, перед итоговым контролем. Цель – разъяснение сложных вопросов темы.

Урок-коллоквиум – беседа преподавателя с учащимися с целью активизации знаний. Особенности в школе – 1. ограниченность по времени; 2. возрастные особенности учащ-ся. Занятия в плотном темпе, быстрая смена видов деят-ти, творческие задания.

Наши рекомендации