Историография второй половины XIX века
Философские основы историографии второй половины XIX века. Предпосылки возникновения «позитивной» науки. Развитие сциентистской и нарративной традиции гуманитарного познания в эпоху позитивизма.
О. Конт и разработка основ позитивистской философии как общенаучной методологии познания. Конт об основных тенденциях общественного развития, принципе детерминированности и идее исторического прогресса. Различие предмета исторической науки и «социальной физики» в концепции Конта. Категории «социальной статики» и «социальной динамики» в социологии Конта. Социологическая концепция цивилизационного развития: доминирующие формы познания, социальной философии и организации общества на теологической, метафизической, позитивной стадиях. Понятие «индустриального общества» в социологии Конта. Принцип эволюционизма в социологической философии Г. Спенсера. Разработка Спенсером цивилизационной концепции на основе эволюциониетской теории. Характеристики «нецивилизованного общества», «начального состояния цивилизации» и «современной развитой цивилизации». Принципы структурно-динамического анализа развития общества в позитивистекой теории Г. Спенсера. Соотношение понятий «эволюция» и «прогресс».
Марксистская историческая концепция. Формационная теория Маркса. Исторический материализм как составная часть философии марксизма. Категории общественного бытия и общественного сознания в концепции К. Маркса и Ф. Энгельса, их методологическое значение. Категория общественно-исторической практики, диалектика объективного и субъективного в общественном развитии. Проблема закономерности исторического процесса. Концепция развития общества как естественно-исторического процесса смены общественно-экономических формаций. Понятие «способ производства» в формационной концепции. Диалектика производительных сил и производственных отношений. Базис и надстройка. Механизм смены формаций. Проблема периодизации всемирной истории в формационной концепции. Энгельс о генезисе общественных форм («Происхождение семьи, частной собственности и государства»). Понятие цивилиаации в работах Энгельса, марксистская трактовка триады «дикость - варварство - цивилизация». Доминирующая проблематика марксистских исторических исследований.
Консервативная историография вт.п. XIX в. в Германии: Г.фон Зибель, Малогерманская историческая школа и ее политические тенденции, евангелические религиозные убеждения (И.-Г. Дройзен, Г. фон Зибель, Г. фон Трейчке, Т.Моммзен). Великогерманское католическое направление в историографии (Ю. Фиккер, Г. Онкен И. Янсен). Новая историческая школа (Ф.Брентано, Г. фон Шмоллер). Школа неокантианства (В.Виндельбандт, Г.Риккерт) М.Вебер, В.Дильтей. Пангерманская историография (Г. фон Белов, Д. Шеффер).
Консервативная историография второй половины XIX века во Франции: Н.Д.Фюстель де Куланж, И.Кастилль, И.Тэн, Э. Лависс, Ш. Сеньобос. Проблемы внешней политики в трудах А. Сореля, А. Дебидура.
Консервативная историография второй половины XIX в. Англии: Оксфордская и Кэмбриджская исторические школы, История колониальной политики (Дж. Сили, Ч.Дилк. Дж. Э. Фруд).
Либеральная историография второй половины XIX в. в Германии: Я.Бурхкгардт. Э. Готхайн, М. Леман. Г. Дельбрюк, Ф. Мейнеке, Э. Трёльч.
Либеральная историография второй половины XIX в. в Англии: Т.Бокль, История Английской революции в трудах С.Гардинера. Экономическая история (Т. Роджерс, У. Кеннингем, У. Эшли, А. Тойнби)..
Либеральная историография второй половины XIX в. во Франции: А. де Токвиль. Историография Великой французской революции (А. Олар).
Радикальная историография второй половины XIX в. во Франции: А.Матьез, А.Бужар, Ж.Вейль. Школа экономической истории (Э.Лавассер).
Радикальная историография второй половины XIX в. в Англии: Д.Актон. Социальные проблемы и история рабочего движения (С. и Б. Вебб)
Социалистическое направление во Франции. А.Тома, Ж.Жорес.
Социал-демократическая историография Германии: А. Бебель, В. Либкнехт, В. Блос, К. Каутский, Э. Бернштейн.
Марксистская историография второй половины XIX века: Т.Бакс, Ж.Гед, П.Лафарг.
Американская историография второй половины XIX века. Становление исторических знаний в североамериканских Соединенных Штатах. Война за независимость и социально-исторические воззрения североамериканских просветителей.
«Ранняя школа». Источники, публикации документов. Историография Войны за независимость. Романтизм в американской общественной мысли и историографии. Идейная борьба по вопросу о рабстве в историографии. Крупнейшие американские историки и проблематика их исследований (Дж. Бэнкрофт, Ф. Паркмен, Дж. Л. Мотли, У. Х. Прескотт, Р. Хилдрет).
Историография США в период Гражданской войны и Реконструкции: сторонники рабовладения, либеральное направление, радикально-аболиционистская публицистика. Состояние исторической науки, публикация источников, профессиональная подготовка историков. Крупнейшие историки и проблематика их работ (Дж. Скулерс, Дж. Ф. Родс, англосаксонская школа (Г.Б.Адамс, Дж. Фиске), Дж. Мак Мастер, культурная и дипломатическая история Г. Адамса, история рабочего движения).
Историография США в конце XIX – начале XX вв. Публикация источников, становление системы исторического образования в стране. Экономическое (прогрессистское) направление в историографии. Теория границ (фронтир) Ф. Дж. Тернера. Работы Ч. О. Бирда. «Имперская школа» в изучении колониальной истории США, историография внешней политики. Историография Гражданской войны и Реконструкции, усиление консервативных тенденций. Усиление антимонополистической критики в публицистике, социалистическая и негритянская историография.
Национальные аспекты осмысления тем государственности, революции, собственности, роли народных масс в истории в историиографии второй половины XIX века. Английская революция XVII века, Великая францзская революция в трудах европейских историков второй половины XIX века.