Проблема использования статистики

В 70-е гг. информационность статистики уменьшилась по сравнению с 20-ми гг. в 50 раз. Итоги статистики политизировались. Отсюда необходимость критического использования материалов статистики как исторического источника и даже периода перестройки. Официальный рост зарплаты не показывал падения реальной из-за роста цен и переплаты из-за дефицита. Не указывались в статистике поставки оружия за рубеж. Фальсифицировались объемы строительства школ и т.д.

4. Материалы планирования как исторический источник

Материалы планирования– этоновый комплекс исторических источников. Он возникает в начале 20-х гг. XX в. Первый советский перспективный план – это ГОЭЛРО. Известны советские годовые планы 1923-1924 гг., 1924-1925 гг. Перспективные план развития сельского хозяйства и лесного хозяйства с 1923-1924 гг. по 1927-1928 гг. План 1 пятилетки 1928-1933 гг. и т.д.

ВОПРОС 16. . Возникновение Публицистики

Публицистика создается в общественной сфере и призвана выражать мнение социальной группы об общественно-значимом явлении. Это авторское произведение, но оно отражает мнение определённого социального слоя общества. Поэтому при изучении публицистики необходимо знать социальную стратификацию того времени.

Выделяются следующие группы публицистики:

1) Авторская публицистика.Она появляется в петровские времена. Активизация в этой области приходится на правление Екатерине II (это журналы «Трутень», «Живописец», «Зритель» и др.). В XIX в. проявляются публицистика – западников, славянофилов и народников, а в начале XX в. – публицистика лидеров политических партий.

2) Публицистика массовых народных движений. Это так называемые «прелестные письма» Степана Разина. Манифесты Пугачева и др.

3) Проекты государственных преобразований. Это дворянские проекты 1730 г. Русская правда П.Пестеля и Конституция Н.Муравьева. Проекты перед реформами 60-х гг. XIX в.

Периодическая печать как исторический источник

Периодическая печать – это вид исторического источника, представленный долговременными изданиями периодического характера, задачами которых является организация:

1) общественного мнения;

2) идеологического воздействия;

3) информационного обслуживания;

4) установления обратной связи в управлении.

Виды периодической печати:

1) газеты

2) журналы (часто - вестники, записки)

3) повременные издания научных обществ.

На западе периодическая печать существует с XVI в.

Характеристики периодической печати:

1) её долговечность;

2) тираж (Ведомости Петра I – до 4000). (В Лондоне – несколько сотен, но изданий – 10-20);

3) носила частный или официальный характер.

Этапы развития периодической печати в России:

1. XVIII в. – медленное становление;

2. первая половина XIX в. – рост периодической печати при этом преобладал выпуск журналов;

3. с 70-х гг. XIX в. – отмечается преобладание газет.

Газеты как разновидность периодической печати

Становление газетного дела

Первая русская газета называлась «Ведомости» и выходила с января 1703 г.

Цели возникновения газеты:

1) это проведение в общество государственной идеологии (в России – с начала XVIII в.);

2) это обслуживание экономических потребностей определённых социальных слоёв общества (в России – с середины XIX в.);

3) формирование общественного мнения в интересах какой-либо социальной группы (в России – в начале XX в. – газета «Искра»).

В 1728 г. на смену «Ведомостей» пришли «Санкт-Петербургские ведомости». Они выходили по вторникам и пятницам (в почтовые дни) в 4 страницах. С 1756 г. выходят «Московские ведомости» (до 600 экз.) Оба издания просуществовали до начала XX в.

Газеты в первой половине XIX в. (до 60-х гг. XIX в.)

В первое десятилетие XIX в. появилось до 10 новых газет. Но они в большинстве своём оказались недолговечны. Первая частная газета вышла в 1825 г. под названием «Северная пчела». В ней содержалось много зарубежной информации, особо выделялся литературный отдел. Тираж 2-2,5 тыс. экз.

В 30-е гг. XIX в. – выходят коммерческие газеты. Среди них одна из первых – «Земледельческая газета». Также налаживается выпуск литературных газет – одна из них «Литературная газета Дельвига».

Все газеты этого периода распространялись только по подписке. Дохода они не приносили. Объявления печатали только две старейшие газеты. Авторы, как правило, не указывались. Часто ссылались на слухи.

Наши рекомендации