ВОПРОС 1.Понятие об историческом источнике.

ВОПРОС 1.Понятие об историческом источнике.

Что такое – исторический источник:

1) Все, откуда можно получить информацию о развитии общества (старый взгляд);

2) Произведение созданное человеком, продукт культуры (современный взгляд);

Ключевое понятие здесь – культура, т.е. все, созданное людьми: предметный, вещный мир (орудия, сооружения, произведения искусства), создаваемый в процессе целенаправленной деятельности для разных целей, в разных формах и т.п.

Классификация исторических источников

Наиболее распространена классификация по видам источников.

Эрнст Бернгейм:

1. Известия (традиция)

· Речь – устная традиция (песнь, рассказ, сага, легенда, анекдот, крылатые слова, пословицы и поговорки).

· Письмо – письменная традиция (исторические надписи, генеалогические таблицы, биографии, мемуары, брошюры, газеты).

· Изображение – изобразительная традиция (иконография исторических личностей, карты, планы городов, рисунки, живопись, скульптура

2. Остатки (результаты самих событий)

· Непосредственные следы жизни древних времен.

· Существующие обычаи, нравы, учреждения.

· Произведения всех наук, искусств, ремесел как свидетельство о потребностях и способностях творцов.

· Деловые, законодательные акты и все прочие документы

· Монументы и надписи без всяких сведений (монеты, медали)

Шарль Самаран и школа Анналов выделяли науки, изучающие:

1. вещественные свидетельства (археология, нумизматика, сфрагистика)

2. письменные свидетельства (эпиграфика – изучает надписи, папирология – наука о папирусе чтение и перевод, палеография, криптография – наука о тайных словах и знаках, дипломатика – изучает историю воспроизведения текстовых документов правового характера, ономастика – имя, история возникновения собственных имён, генеалогия, геральдика)

3. технические (фотография, кинематография, звукозапись, видеозапись)

4. междисциплинарные (лингвистика, демография, статистика, социопсихология).

ВОПРОС 2.Источникоседческий анализ.

Цель интерпретации – установление смысла, который вкладывал автор в источник. Для этого нужно преодолеть культурную отдаленность автора и читателя, встать на один уровень с автором, понять ситуацию, в которой он находился, его замысел, проникнуть в его психологию.

Все это можно назвать сопереживанием. Примерно так переводятся иноязычные тексты. Используются такие категории, как здравый смысл, интуиция, симпатия, сопереживание.

Анализ- это взгляд уже современного человека. При этом источниковед одновременно филолог и историк в одном лице. Источник рассматривается как часть исторической реальности и часть реальности настоящей.

Здесь на первое место выходит логическое суждение и доказательство.

При анализе выявляется информация не только высказанная, но и невысказанная. Т.е. необходимо как бы «заглянуть за текст».

ВОПРОС 3.

ВОПРОС 4.

ВОПРОС 5.

ВОПРОС 6. Типы и виды ист. Источников.

· Речь – устная традиция (песнь, рассказ, сага, легенда, анекдот, крылатые слова, пословицы и поговорки).

· Письмо – письменная традиция (исторические надписи, генеалогические таблицы, биографии, мемуары, брошюры, газеты).

· Изображение – изобразительная традиция (иконография исторических личностей, карты, планы городов, рисунки, живопись, скульптура

2. Остатки (результаты самих событий)

· Непосредственные следы жизни древних времен.

· Существующие обычаи, нравы, учреждения.

· Произведения всех наук, искусств, ремесел как свидетельство о потребностях и способностях творцов.

· Деловые, законодательные акты и все прочие документы

· Монументы и надписи без всяких сведений (монеты, медали

семь типов исторических источников: вещественные, письменные, устные, этнографические, данные языка, кино-фотодокументы, фонодокументы.

Русская правда

Самые древние нормы права на Руси зафиксированы частично. В договорах с греками 907, 911, 945 гг. мы видим ссылки на Закон Русский. Они разрозненны и попытки на их основе реконструировать этот Закон пока не увенчались успехом. Считается что Закон Русский – это запись норм обычного права восточных славян. Они легли в основу первого письменно памятника права на Руси – Русской Правды.

Древнейший памятник светского права – это Краткая Правда (датируется 20-70-ми гг. XI в.). Это кодекс норм прецедентного права. Здесь видимо регламентируются отношения в пределах княжьего или боярского хозяйства, выходящие за рамки обычая по схеме: князь – дружинник – слуги – общинники. Остальные отношения регулировались нормами обычного права.

Краткая Правда сохранилась в двух списках XV в. Источник - Новгородская I летопись. И в 11 списках XVIII-XIX вв.

Следующий памятник - Пространная Правда (датируется 20-30-ми гг. XII в.) Некоторые историки связывают ее появление с восстанием Новгородцев в 1207-1208 гг. и относят к началу XIII в. Известно более 100 списков в составе различных юридических сборников. Самые ранние – Синодальный список Кормчей книги (1282 г.) и Троицкий список Мерила праведного (вторая половина XIV в.). Остальные списки относятся к XV-XVIII вв.

Пространная Правда – это цельный памятник созданный на основе Краткой Правды и Устава Владимира Всеволодовича Мономаха (1113 г.). Она в 5 раз больше Краткой Правды отсюда и название. Пространная Правда была распространена про все Руси, но при этом не известна её официальность.

Спорный памятник – Сокращенная Правда(датируют концом XV в.). Известна в двух списках XVII в. По официальным данным появилась в Пермской земле после присоединения. Она считается сокращением Пространной Правды соответственно отсюда и название.

Русская Правдатеряет значение как источник права с начала XIV в., а с начала XV в. перестает включаться в юридические сборники для практического применения. Она сохраняется только в летописных сводах, при этом её текст перестает развиваться. Памятники древнерусского канонического права

Канон (прямая палка) – это правило – правило веры в христианстве. В их основе лежат апостольские правила и решения Вселенских и местных соборов. Причина появления новых канонов - это стремление к установлению единообразия церкви. Там, где не было канона, оставался обычай. К моменту крещения Руси обычай был уже вытеснен каноном.

Отметим, что нормы канонического права изучает каноника.

б) Каноны святых Апостолов

в) Каноны вселенских соборов

г) Каноны поместных соборов

д) Каноны отцов церкви

Е) Юридические сборники

С XI в. на Руси юридические сборники это сборники Кононов. С XIII в. – это Кормчие книги. В которые входили нормы канонического права, комментарии к ним, постановления византийской власти по церковным вопросам. Известно до 180 списков датированных XII-XIX вв. Из них большая часть относится к XV-XVI вв. Самые известные – это Сборники 14 титулов (XI в.) В конце XIII в. возникает Мерило праведное. Известно 5 списков XIV-XVI вв. Оно являлось пособием для судей по каноническому праву.

Акты древнерусской истории

Отметим узкий комплекс древнерусских актов:

· XII в. – 8 актов

· XIIIв. – 15 актов

· XIVв. – 163 акта

· XV в. – 2084 акта.

Всего: 2234 акта.

Это намного меньше, чем на Западе.

В XVI в.– выходило по 50 грамот о жаловании земли в год. Всего – по 100 актов в год.

В XVII в. – Печатный приказ выпускает по 4 000 актов в год. Например, во Франции еще в XIV в. выходило до 60 000 актов с королевской печатью в год. В Арагонском королевстве всего вышло около 4 млн. актов.

Классификация актов:

Акты делятся:

· по источнику права основания акта (публично-правовые и частные, выгоды общественные и частные);

· по тематике:

· по виду

Выделяются:

I Публично- правовые акты

II Частные акты

Внутренняя документация

Просительные документы

Формы делопроизводственных материалов:

· В 1699 г. введена гербовая бумага;

· По указу 1700 г. столбцы заменены тетрадями (экономия – писалось на обеих сторонах);

· С 1830 г. введены бланки с напечатанными реквизитами.

Особое место занимают справочники. В частности - адрес-календари. Они начали издаваться с 60-х гг. XVIII в. как информация об учете чиновников. По их подобию создаются памятные книжки в губерниях (с середины XIX в.).

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ВОПРОС 12.

ВОПРОС 13.Литературные памятники

В Древней Руси не писали произведения для удовлетворения эстетических чувств (удовольствия) читателя. В тексте был смысл буквальный, символический, аллегорический, нравственный. До конца XVII в. не могло быть конкретно светских произведений. Письменная культура допетровских времен по содержанию была христианской. Поэтому следы фольклора, нехристианских верований могли отразиться только косвенно.

Деление литературы на духовную и светскую было условным. Духовная являлась официальной литературой и была рассчитана на подготовленного читателя, светская же только на рядового. В настоящее время литература Древней Руси изучена плохо. Ей в основном занимаются литературоведы.

Переводная литература Древней Руси и ее источниковедческое значение

Письменная культура Руси была порождена проникшим сюда христианством. Поэтому и литература первоначально была только переводная (греческая и южнославянская). Отсюда трудность изучения ее без знания языка оригинала. Важно понять и место перевода. Чем ближе при сравнении список перевода и оригинал, тем легче выявить особенности перевода.

Рассмотрим по жанрам.

а) Поучения и послания

б) Житийная литература

в) «Хожения»

Хожения - это описания паломничеств в Святую землю. Самое раннее – Хожение игумена Даниила (датируется 1112-1115 гг.). Следующее произведение - О хождении в Иерусалим. Создано предположительно до начала XIII в. Ещё одно произведение - Хождение за три моря (1468-1475 гг.)

Воинские повести

Они возникли в рамках летописания. Это художественное произведение. Передает не содержание, а образ события, на которые особое влияние оказали переводы рыцарских романов.

Слово о полку Игореве. Список XVI в. сгорел в М. Датируется от XII до XVIII вв. Автор неизвестен.

Повесть о разорении Рязани Батыем. Середина XIII в.

Задонщина. 80-90-е гг. XIV в. Известно 6 списков XV-XVII вв.

Сказание о мамевом побоище. Первая четверть XV в. Известно 8 редакций. И множество списков.

Повесть о Темир-Аксаке. 1402-1408 гг. О походе Тамерлана на Русь.

Последняя повесть – Повесть об Азовском сидении. 1641 г.

--------------------------------------------

ВОПРОС 14.

Демографическая статистика

Её становление произошло в 60-70-х гг. XIX в. Первая всероссийская перепись населения проводилась в 1897 г. Здесь учитывалось наличное, постоянное и приписное население. Формы листов были отдельными для крестьянских, владельческих хозяйств, и городского населения.

Аграрная статистика

Статистика землевладения и землепользования. Проводилось так называемое Генеральное межевание с конца 60-х гг. XVIII в. и до середины XIX в. Впоследствии проводились Переписи поземельной собственности в 1877 г., 1887 г. и 1905 г.

1) Статистика сельскохозяйственного производства. Собиралась в 1882-1883 гг., 1887 г., а с 1893 г. – ежегодно.

2) Статистика скотоводства. Первая проведена в 1882 г.

3) Сельскохозяйственные переписи. Первая проведена в 1916 г., вторая в 1917 г.

г) Статистика промышленного производства

Появилась в 60-80-х гг. XIX в. с введением ценза промышленных предприятий. Акцизные предприятия здесь учитывались по отраслям. Горнозаводские предприятия исследовались отдельно.

д) Земская статистика

Началась в конце 60-х гг. XIX в. С 1871 г. вводятся земские статстолы или отделения. Позже – статбюро. Отметим виды земской статистики – 1) основная (подворные переписи, бюджетные обследования) и 2) текущая (динамические обследования групп хозяйств

Становление газетного дела

Первая русская газета называлась «Ведомости» и выходила с января 1703 г.

Цели возникновения газеты:

1) это проведение в общество государственной идеологии (в России – с начала XVIII в.);

2) это обслуживание экономических потребностей определённых социальных слоёв общества (в России – с середины XIX в.);

3) формирование общественного мнения в интересах какой-либо социальной группы (в России – в начале XX в. – газета «Искра»).

В 1728 г. на смену «Ведомостей» пришли «Санкт-Петербургские ведомости». Они выходили по вторникам и пятницам (в почтовые дни) в 4 страницах. С 1756 г. выходят «Московские ведомости» (до 600 экз.) Оба издания просуществовали до начала XX в.

Газеты пореформенной России

С начала 70-х гг. XIX в. газет выходит значительно больше, чем журналов. Так в 1870 г.– их было 36; в 1881 г. – 83, а в 90-е гг. XIX в. – выходит уже более 90 газет. В начале XX в. – только общероссийских газет более 100.

Формат у российских газет был, как правило, большой от 4 до 8 полос. Определилась структура в 6 колонок. Большинство газет выходило ежедневно, впоследствии некоторые стали выпускаться 2 раза в день, а затем появились и вечерние выпуски. Первая так называемая «вечерка» в России – это приложение к Биржевым ведомостям, выпускалось с 1865 г.

Во второй половине начинается социальная ориентация газет. Например, «Мирское слово» выходило для низшего духовенства. Появляется также бульварная пресса (Петербургская газета, Московский Листок). Партийные газеты (Искра, Речь, Русское знамя).

Газеты начинают приносить прибыль, большей частью за счет рекламы. С 1862 сняты все ограничения на печать объявлений, с 1865 г. – разрешена розница. Последнее ведет к росту публикаций сенсаций и острых материалов. Тиражи ведущих газет доходят до 10 тыс. экз. В начале XX в. самая популярная газета – это «Русское слово» Сытина – выпускается до 100 тыс.экз.

Также появляются губернские и городские газеты. С 1838 г. выходят Губернские ведомости, которые обычно курировал губернатор. Издавал ведомости чиновник для особых поручений. С 60-х гг. XIX в. начинается выпуск частных провинциальных периодических изданий.

ВОПРОС 18.Разновидности периодических изданий

Публицистика

Публицистики – это речь, обращенная к публике, всегда личностного характера.

Выделим жанры публицистики – памфлет, фельетон, пародия, открытое письмо, листовка и т.п.

Всплеск публицистики отмечается в 1917 г. Публикуются работы Ленина, Плеханова, Мартова, Суханова, Чернова, Милюкова и т.д.

В 20-е гг. XX в. социально-политическая проблематика в публицистике затухает. На первый план выступает публицистика бытовая. Это работы Булгакова, Зощенко, Ильфа и Петрова. В 30-е гг. получает развитие псевдопублицистика направленная против Запада, врагов народа и т.п. В годы ВОВ отдельно выделяется патриотическая публицистика (Толстой, Эренбург и др.). 50-70-е гг. отличаются от других десятилетий XX в. развитием на фоне официозной публицистики самиздата. Самиздат в это время не подвергался цензуре. Это главным образом машинописные тексты.

Всплеск публицистики наблюдается в период «перестройки». Получают развитие экономическая публицистика, философская, историческая и деревенская. Своеобразная направленность публицистики 80-х гг.– это раскрытие в истории так называемых белых пятен. Прослеживается тенденция отказа от прошлого, от социализма. Наблюдается идеализация прошлого, вплоть до возвеличивания монархизма. Отсюда рост популярности периодики. В это время появляется жанр устной периодики – это круглые столы, в том числе по телевидению.

Информативная

заметка– констатация факта без оценки и комментариев

отчет – описание подробностей, деталей

репортаж – оперативная информация с места события с выражением авторской позиции

интервью– отражение позиции двух сторон

Аналитическая

корреспонденция, рецензия, статья – передача главным образом личной позиции автора

Мемуары

Мемуары – специфический жанр литературы, особенностью которого является документальность. Документальность здесь основывается на свидетельских показаниях мемуаристов, очевидцев описываемых событий.

Особенности советских мемуаров:

1) это идеологическая заданность и выдержанность

2) выбор тем и сюжетов

3) объект воспоминаний не переживания автора, а события

4) ощущение сопричастности к событиям

5) стандартизация в характеристиках людей и ситуаций

6) формирование образа врага

7) недоговоренность в мемуарах

Критический анализ мемуаров:

1) личность автора, время и место описываемых событий

2) источники осведомленности автора – память (с учетом времени), письменные (документы), устные (рассказы третьих лиц)

3) сопоставление с другими источниками.

Мемуары – не дневник, а литературное произведение где автор пытается придать черты занимательности тексту, порой в ущерб содержательности.

Мемуары группируются по тематико-хронологическому принципу (периоды, военные).

Так же они группируются по разновидностям:

1) собственно классические воспоминания

2) тематические очерки (о ком-то или о чем-то)

3) сюжетные или путевые записи, похожие на очерки

4) воспоминания с помощью анкет (устная история)

5) Мемуары, в которых оказывали помощь (50-70-е, Жуков)

6) Мемуары, создаваемые помощниками (обработка диктовок Хрущева)

7) воспоминания по рассказам других людей

8) Мемуары, подготовленные к изданию после смерти автора

9) воспоминания детей (Берия)

10) написанные другими людьми за автора полностью (Брежнев).

В ХХ в. появились новые формы мемуаров:

1) мини-мемуары для периодической печати (воспоминания о событии)

2) лагерная проза

3) устные рассказы

4) исторические интервью с магнитофоном

5) устная история

6) записи слухов

К виду мемуаров относятся также автобиографии:

1) написанные для публикации

1) служебные в личных делах

2) ответы на анкеты на съездах

3) автобиографические повести.

К виду мемуаров относятся дневники

Письма

Самый массовый исторический источник личного происхождения. Отмечается плохая сохранность писем.

Жанры письма:

· газетные: в газетах часто публиковались жалобы, отклики на юбилеи и важные события и др.

· письма в учреждения как разновидность делопроизводственных документов: жалобы, претензии, предложения, доносы и др.

· письма известным деятелям культуры, политикам.

· частная переписка – т.е. так называемый эпистолярный жанр.

Сейчас вырождается из-за развития средств коммуникации.

Документы КПСС

Документы лидеров КПСС

· Произведения Ленина: материалы собранные к 1920 г. были опубликованы в 1-м издании к 1926 г. в 20 томах. Здесь было освещено 1500 работ В.И. Ленина. До ВОВ было издано ещё два сборника ленинских трудов. В 1946-1950 гг. выпускается 4-е издание в 35 томах, а в 1957-1965 гг. появляется 5-е собрание сочинений Ленина уже в 55 томах, где публиковалось 9000 его работ.

· произведения других лидеров КПСС: В 20-е гг. XX в. лидеры партии писали свои сочинения сами. Известны сочинения Бухарина, Троцкого и др. Издаётся многотомник сочинений Сталина (13 томов). С 30-х гг. XX в.– теряется авторство в этом направлении, то есть начинают считаться «сочинениями» выступления лидеров партии, которые писались не ими лично. Так публикуется сборник работ Хрущева в 8 томах по вопросам сельского хозяйства, Брежнева в 9 томах под названием «Ленинским курсом». Последний сборник такого плана выходит у последнего президента СССР М.С. Горбачева.

ВОПРОС 1.Понятие об историческом источнике.

Что такое – исторический источник:

1) Все, откуда можно получить информацию о развитии общества (старый взгляд);

2) Произведение созданное человеком, продукт культуры (современный взгляд);

Ключевое понятие здесь – культура, т.е. все, созданное людьми: предметный, вещный мир (орудия, сооружения, произведения искусства), создаваемый в процессе целенаправленной деятельности для разных целей, в разных формах и т.п.

Наши рекомендации