Теоретические проблемы источниковедения.
Теоретические проблемы источниковедения.
Формирование научных знаний об источниках обусловлено общим процессом эволюции исторической науки и совпадает с основными этапами ее истории. Развитие и обобщение научных представлений об источниках и методах их анализа происходило первоначально в ходе исследовательской практики установления подлинности источника, определения степени достоверности обобщаемых им фактов. Только к концу 19 – началу 20в.в. относится появление в зарубежной и русской историографии специальных работ, содержащих теоретическое осмысление накопленного опыта изучения источников.
Исторический источник – все памятники прошлого, созданные в процессе деятельности человека, вовлеченные в исторические исследования и свидетельствующие об истории общества.
Источниковедение– специальная историческая наука, разрабатывающая теорию и методику выявления и анализа исторических источников.
Предметом источниковедения являются закономерности возникновения исторических источников и объективного отражения в них исторического процесса.
Задачами источниковедения является разработка на основе его теоретико-методологических принципов изучения степени адекватности источников в отношении исторической действительности, а также выработка методов выявления, отбора и последующей обработки содержащейся в нем информации.
Существуют различные подходы к классификации источников:
1. Одной из первых классификаций было деление источников на остатки, т.е. реликты исторической действительности (документально-юридические материалы), и предания, т.е. отражение этой действительности в сознании творца источника (летописи, мемуары);
2. Наиболее распространенной является классификация источников по видам и типам.
1. Тип объединяет источники, отличающиеся способом кодирования информации и ее хранения. Выделяют 7 типов источников: письменные, вещественные, этнографические, устные, лингвистические, фотокинодокументы, фонодокументы.
2. Под видом понимается исторически сложившаяся совокупность источников, которая характеризуется одинаковостью внутренней формы источника (структурой), вытекающей из единства происхождения, содержания, назначения источника при его создании. Письменные источники делятся на такие виды: летописи, законодательные акты, делопроизводственная документация, частные акты, статистические источники, периодическая печать, документы личного происхождения (мемуары, дневники, письма), литературные памятники, научные труды.
3. Классификация по содержанию (по внутренней, внешней, социально-экономической политике).
4. Деление на массовые и уникальные источники.
К основным методологическим принципам исторического познания относятся:
· принцип объективности – предполагает всесторонность изучения исторических явлений во всей их сложности, разносторонности и противоречивости;
· принцип историзма – необходимость конкретно-исторического подхода к источнику, т.е. исследования тех событий, процессов, которые обусловили появление данного источника;
· принцип партийности – ставит в центр изучения источника его социальный анализ: выявление того, интересам какого класса служил данный источник;
· принцип дополнительности.
Общая характеристика основных групп источников периода средневековья.
Политические сочинения 18в.
На различных этапах исторического процесса России роль и место политических сочинений и публицистики среди других источников были весьма различными. В 18в., а тем более в 19в. их число значительно увеличивается, резко возрастает их значение в общественно-политической жизни и идейной борьбе. Одновременно с этим они постепенно теряют роль самостоятельного вида источников и превращаются в одну из разновидностей документов, связанных с деятельностью политических организаций, а затем партий, с прессой того времени.
Политические сочинения первой четверти 18в. были порождены острой политической борьбой, которая развернулась вокруг реформ и проводимой Петром 1 внешней и внутренней политики. В написанном с участием Петра 1 вице-канцлером П.П.Шафировым «Рассуждении, какие законные причины его величество Петр Великий … к началу войны против короля Карла 12 шведского 1700г. имел» не только раскрывается значение Северной войны и активной внешней политики России, но подчеркивается значение петровских преобразований, в т.ч. создание регулярных армии и флота.
С позиций другого сословия подходит к этим же вопросам И.Т.Посошков, автор наиболее серьезного и интересного произведения пер. чет. 18в. – «Книги о скудости и богатстве». Выражая интересы купечества, Посошков видит главное средство обогащения страны в развитии ремесла и торговли, улучшении положения ремесленников и в создании мануфактур.
Работая с политическими произведениями, необходимо помнить, что их содержание, форма, аргументация, формулировка выводов, направление критики во многом предопределялись назначением произведения. Одно дело, если автор писал его для себя или для узкого круга читателей. Другое, если это произведение должно было пройти цензуру.
Много сложных вопросов порождает интерпретация политических и публицистических произведений русских просветителей 18в. Так, например, большинство из них отличается самой острой критикой крепостного произвола помещиков, их невежества, пренебрежения национальными интересами, показом того, что крепостное «рабство и нищета» крестьян ведут страну к гибели. В то же время их практические предложения отличаются крайней умеренностью и осуществление их связывается с преобразованиями, которые должен сделать монарх, принявший концепции просветителей и ставший «мудрецом на троне». Показательны в этом отношении произведения А.Я.Поленова и С.Е.Десницкого.
При работе с политическими сочинениями как историческими источниками важно выяснить, что нового вносит данный автор и его произведение в общественно-политическую мысль того времени. А.Н.Радищев дал ниболее ярковые изображение жизни и обличение крепостных порядков в стране. Более того, в своих статьях «О самодержавстве», «Письмо другу, жительствующему в Тобольске», «Беседа о том, что есть сын отечества» он показал, что крепостное право и положение крепостных крестьян обусловлено существованием самодержавия. В каждой из глав своего «Путешествия из Петербурга в Москву» он показывает одну из страшных сторон крепостного строя. Радищев первым в России выдвинул требование полной ликвидации крепостного права.
Вопросы источниковедческого анализа законодательных актов советской эпохи.
Законодательные и правительственные акты, как и всякий исторический источник, являются продуктом соответствующей исторической обстановки. Исследование происхождения законодательных актов складывается из 4 основных этапов: законодательная инициатива – почин; процесс разработки и обсуждения законопроекта; обсуждение законопроекта законодательными органами и его утверждение; опубликование закона.
Возникновение законодательной инициативы свидетельствует о появлении новых задач, которые не могут быть решены в рамках существующих законодательных актов. По Конституции РСФСР 1918г. право законодательной инициативы предоставлялось Всероссийскому съезду Советов, ВЦИК, Совнаркому и наркоматам РСФСР. По Конституции 1977г. таким правом пользуются палаты Верховного Совета СССР, его Президиум и постоянные комиссии, Совет Министров СССР, союзные республики в лице их высших органов государственной власти, центральные органы общесоюзных общественных организаций.
Стадия законодательной инициативы завершается принятием полномочным органом решения о необходимости разработки соответствующего законопроекта, составление которого часто поручается специальной комиссии. Второй этап происхождения законопроекта включает в себя образование комиссии для разработки проекта закона, составление проекта с его вариантами, публикацию проекта. По публикации проекта законодательного акта происходит широкое гласное его обсуждение.
Следующий этап прохождения закона связан с обсуждением его проекта высшим органом власти. Для обеспечения заинтересованного и компетентного обсуждения проектов законодательные органы привлекают множество учреждений, ведомств, организаций и отдельных лиц. Такая практика законодательной деятельности приводит к формированию в процессе создания законодательного акта громадных массивов документов, что усложняет источниковедческий анализ происхождения актового материала.
В процессе источниковедческого анализа законодательных актов следует сопоставить публикации законодательного акт и его архивный подлинник. При анализе законодательных актов исследователь устанавливает название и разновидность акта, оценивает так называемый заключительный протокол (наличие необходимых подписей, дата утверждения). Сведения, полученные при изучении происхождения законодательного акта, дают обширный материал для анализа содержания источника. Для этой стадии изучения можно наметить несколько основных вопросов: историческое место закона и его значение; что нового дает он в сравнении с предыдущими актами; какова роль изучаемого закона в социалистическом строительстве.
Анализ законодательных актов можно подразделить на 2 взаимосвязные части: историческая интерпретация и грамматическое толкование терминологии. Историческое истолкование предполагает выяснение соответствия закона объективным закономерностям развития общества, установление классовой направленности закона, причин его появления, результатов применения. Грамматическое истолкование, изучение терминологии законов должно происходить в тесной связи с историческим толкованием законов. Применение закона может порождать и различные толкования. При изучении терминологии закона нужно принимать за основу то значение слова, которое оно имело в момент принятия закона. Различные термины по мере общественного развития наполняются новым содержанием.
Теоретические проблемы источниковедения.
Формирование научных знаний об источниках обусловлено общим процессом эволюции исторической науки и совпадает с основными этапами ее истории. Развитие и обобщение научных представлений об источниках и методах их анализа происходило первоначально в ходе исследовательской практики установления подлинности источника, определения степени достоверности обобщаемых им фактов. Только к концу 19 – началу 20в.в. относится появление в зарубежной и русской историографии специальных работ, содержащих теоретическое осмысление накопленного опыта изучения источников.
Исторический источник – все памятники прошлого, созданные в процессе деятельности человека, вовлеченные в исторические исследования и свидетельствующие об истории общества.
Источниковедение– специальная историческая наука, разрабатывающая теорию и методику выявления и анализа исторических источников.
Предметом источниковедения являются закономерности возникновения исторических источников и объективного отражения в них исторического процесса.
Задачами источниковедения является разработка на основе его теоретико-методологических принципов изучения степени адекватности источников в отношении исторической действительности, а также выработка методов выявления, отбора и последующей обработки содержащейся в нем информации.
Существуют различные подходы к классификации источников:
1. Одной из первых классификаций было деление источников на остатки, т.е. реликты исторической действительности (документально-юридические материалы), и предания, т.е. отражение этой действительности в сознании творца источника (летописи, мемуары);
2. Наиболее распространенной является классификация источников по видам и типам.
1. Тип объединяет источники, отличающиеся способом кодирования информации и ее хранения. Выделяют 7 типов источников: письменные, вещественные, этнографические, устные, лингвистические, фотокинодокументы, фонодокументы.
2. Под видом понимается исторически сложившаяся совокупность источников, которая характеризуется одинаковостью внутренней формы источника (структурой), вытекающей из единства происхождения, содержания, назначения источника при его создании. Письменные источники делятся на такие виды: летописи, законодательные акты, делопроизводственная документация, частные акты, статистические источники, периодическая печать, документы личного происхождения (мемуары, дневники, письма), литературные памятники, научные труды.
3. Классификация по содержанию (по внутренней, внешней, социально-экономической политике).
4. Деление на массовые и уникальные источники.
К основным методологическим принципам исторического познания относятся:
· принцип объективности – предполагает всесторонность изучения исторических явлений во всей их сложности, разносторонности и противоречивости;
· принцип историзма – необходимость конкретно-исторического подхода к источнику, т.е. исследования тех событий, процессов, которые обусловили появление данного источника;
· принцип партийности – ставит в центр изучения источника его социальный анализ: выявление того, интересам какого класса служил данный источник;
· принцип дополнительности.