Проблема милости и справедливости в Капитанской дочке, ее сюжетно-композиционное воплощение

Как дыхание необходимо для тела , как без него человек не может существовать , так и без милости, справедливости , любви , сострадания , добродетели не способен он жить настоящей, истинно христианской жизнью . Но что же должен сделать человек , чтобы в его душе , зародившись однажды , окрепли и развились эти ценнейшие ростки ? Как прожить, чтобы не оказаться «плевелами», «семенами сорных трав», то есть злыми людьми, ведущими недостойный ,нехристианский образ жизни? Как исправиться и из «плевелов» стать «пшеницей», человеком добрым и благочистивым?

Ответ прост : нужно жить честно , по- совести, по – справедливости , любовь к себе приносить в жертву любви к ближнему . «Нет больше той любви , как если кто положит душу свою за друзей своих.» Творить и проявлять милость и добро, жить по заповедям Божиим – вот истинный путь спасения грешной души человека.

«Блаженны» милостивые , ибо они помилованы будут»,-учит нас пятая заповедь блаженств.

Приобрести же блаженство, то есть высшую степень счастья, могут только люди милостивые , милосердные , те , которые сострадательны к другим, все сердцем жалеют людей, попавших в беду или несчастье, и стараются им помочь добрыми делами .

Это и накормить голодного , и напоить жаждущего , и одеть нагого или имеющего недостаток в одежде, и посетить больного или находящегося в тюрьме.

Это и помощи духовная :слову и примером оградить другого человека от неправильного поступка , научить истине и добру незнающего, подать ближнему хороший и своевременный совет в затруднении и опасности, утешить печального, никогда не отвечать злом на зло, от всего сердца прощать обиды.

Нравственные правила, которым необходимо следовать человеку, изложены в Евагелиевском учении в притчах, иносказательных рассказах, для которых Иисус Христос брал примеры из природы или жизни людей.

Это притчи о заблудшей овце, о блудном сыне, о немилосердном должнике, о милосердном самарянине , о безрассудном богаче , о мудром строителе, о судье неправедном и другие.

Христианские уроки милости и справедливости в художественной литературе преподносит нам А.С.Пушкин в романе «Капитанская дочка».

Всё произведение Пушкина проникнуто духом милости и справедливости , поэтому его можно назвать романом о справедливости и милости .

Главная сюжетная линия «Капитанской дочки» - история взаимоотношений Гринёва и Пугачёва . Четыре встречи героев –это четыре ярчайших примера милости, сочувствия , сострадания , жалости , человеколюбия , готовности помочь добрыми делами , глубокой признательности , справедливости . С милости и справедливости начинается эта история , ими и кончается.

Первая встреча Гринёва с будущим самозванцем происходит во время бурана, когда Пугачёв показывает ему и Савельичу дорогу к постоялому двору .

Вот замёрзший Гринёв входит в избу.

«- Где же вожатый?- спросил я у Савельича

«Здесь , ваше благородие»,- отвечал мне голос сверху. Я взглянул на полати и увидел чёрную бороду и два сверкающих глаза. «Что, брат, прозяб?» - «Как не прозябнуть в одном худеньком армячке! Был тулуп, да что греха таить ? заложил вечор у целовальника : мороз показался не велик.»

Дворянин обращается к босяку , голяку «брат»,тем самым нарушает социальные условности , барьер между «барским дитятей» и холопом . Гринёв ценит людей не по социальному положению , а по внутренним качествам , их поступкам.

Завязывается дружеская, братская беседа. Пугачёв раскрылся сразу, он почти исповедался : « …что греха таить ? заложил вечор у целовальника.» Есть грех, мол, по страсти к выпивке и последнее с себя снимешь, а потом сам страдаешь .

Гринёв предлагает Пугачёву чай , а после по просьбе последнего и стакан вина . Вот здесь и завязалась ниточка сочувствия , жалости, милости , благодарности . Но на этом она не обрывается. Наутро Гринёв ещё раз благодарит Пугачёва и хочет подарить ему полтину денег на водку . Савельич ропщет . Тогда Гринёв приказывает отдать Пугачёву свой заячий тулуп. Савельич изумлён , он открыто заявляет : «Зачем ему твой заячий тулуп ? Он его пропьёт, собака, в первом кабаке…» Да и не полезет этот юношеский тулуп на пугачёвские «окаянные плечища». И Савельич прав : тулуп трещит по швам , когда Пугачёв надевает его . Но Пушкин пишет : « Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком».

В данном эпизоде мы видим два отношения к человеку. Для одного -«собака» , «пьяница оголтелый», для другого- «брат». Две правды : одна по - хамски тычет пальцем в греховную душу другого, другая как бы говорит: но ведь и он человек . Здесь проявляется не просто благодарность Гринёва , желание поступить по - справедливости , а больше жалость , милость , уважение . Какой бы он ни был, но это человек , ему холодно , ему надо помочь , нельзя пройти мимо того , кто нуждается в помощи. И это почувствовал Пугачёв. Вот почему он так радуется подарку и тепло напутствует Гринёва : « Спасибо , ваше благородие ! Награди вас Господь за вашу добродетель . Век не забуду ваших милостей».

Так завязались между героями понимание , чувства взаимной благодарности , симпатии.

Тема милости и справедливости ярко раскрывается во время встречи Гринёва и Пугачёва в Белогорской крепости .

При занятии крепости Пугачёв должен был повесить Гринёва , как и других офицеров , но , узнав Савельича, сохраняет ему жизнь. Вечером в беседе наедине он говорит : « … я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принуждён я был скрываться от своих недругов».

Неужели равны стакан вина, заячий тулуп и жизнь , подаренная офицеру противного войска? Конечно, нет! Поведением Пугачёва управляет благородный закон милости , выше которого нет ничего в этом мире .Он благодарен Гринёву за то , что тот разглядел однажды в нём человека, его душу .

Не может этого забыть Пугачёв. Он просто обязан помиловать Гринёва . А если забудет , то перечеркнёт, собственноручно убьёт в себе самое святое и дорогое, что заметил в нём Гринёв в первой встрече.

Вот почему так примирительно звучит финал их диалога: «Так и быть , - сказал он , ударяя меня по плечу.- Казнить так казнить , миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь».В бунтаре и разбойнике побеждает человек со свойственными ему добром , милостью , справедливостью , а в Гринёве – человек долга, присяги , чести.

Напряжённо , драматично звучит мотив милости и справедливости в эпизоде, когда Гринёв обращается к Пугачёву с просьбой помочь дочери коменданта Белогорской крепости Маше Мироновой .

Откровенный и рискованный диалог вновь убеждает героя в благосклонности, милосердии , доброте Пугачёва.

«-О чём , ваше благородие , изволил задуматься?

- Как ни задуматься , - отвечал я ему .-Я офицер и дворянин; вчера ещё дрался против тебя , а сегодня еду с тобой в одной кибитке , и счастие всей моей жизни зависит от тебя.

- Что же ? – спросил Пугачёв . – Страшно тебе

Я отвечал , что , быв однажды уже им помилован , я надеялся не только на его пощаду , но даже и на помощь.

- И ты прав , ей- богу прав!- сказал самозванец .

- …Ты видишь , что я не такой ещё кровопийца, как говорит обо мне ваша братья».

Молодой человек надеется не только на пощаду , но и на помощь . Гринёв верит , что в душе Пугачёва живут добрые начала « Ты мой благодетель. Доверши как начал: отпусти меня с бедной сиротою ,куда нам Бог путь укажет . А мы , где бы ты ни был и что бы с тобой не случилось , каждый день будем Бога молить о спасении грешной твоей души…»

Не мог устоять Пугачёв перед такою мольбой. Как верующий человек , он рад вернуться к себе истинному , умеющему миловать, сострадать , делать добро , поступать по – справедливости «Казалось, суровая душа Пугачёва была тронута . «Ин быть по- твоему !-сказал он.- Казнить так казнить, жаловать так жаловать : таков мой обычай. Возьми себе свою красавицу ; вези её куда хочешь и дай вам Бог любовь да совет !»»

Да, на совести Пугачёва много крови, зла , но в нём сильны и вера в добро, в справедливость , желание поступать по заповедям Божиим .

Вот почему Гринёв так хочет , чтобы совершилось чудо , в результате которого исчезли бы кровь , ужас , боль гражданской войны . И этот враг , предводитель врагов , навсегда был бы дорогим другом .

« Не могу изъяснить то , что я чувствовал , расставаясь с этим ужасным человеком , извергом , злодеем для всех , кроме одного меня . Зачем не сказать истины ? В эту минуту сильное сочувствие влекло меня к нему . Я пламенно желал вырвать его из среды злодеев , которыми он предводительствовал , и спасти его голову , пока ещё было время .»

Но одного желания Гринёва мало , надо , чтобы сам Пугачёв захотел и поверил в возможность милосердия .

Если же не возможно спасти от насильственной смерти врага – друга ,то пусть хотя бы смерть его будет лёгкой и быстрой : « Емеля , Емеля !- думал я с досадою , - зачем не наткнулся ты на штык или не подвернулся под картечь? Лучше ничего не мог бы ты придумать».

Гринёв думает о Пугачёве не как об атамане – бунтовщиков , не как о самозванце , а как о человеке , в душе которого живут добрые силы .

До последней минуты жизни Пугачёва обоюдная симпатия героев не угасала . Можно только догадываться, почему в повести нет сцены казни Пугачёва .Видимо , не мог Гринёв спокойно и равнодушно рассказывать о гибели человека , которому был обязан многим . Наверное , немало пришлось ему пережить во время казни. «Мы точно с ним увиделись, но в каких обстоятельствах ! ..»

Пугачёв увидел Гринёва « в толпе и кивнул ему головою , которая через минуту , мертвая и окровавленная , показана была народу».

Это последний штрих на героическую, трагическую и необыкновенную фигуру вождя крестьянской войны .

На примере взаимоотношений Гринёва и Пугачёва А.С. Пушкин раскрывает Божию правду о милости и справедливости. Встретились два совершенно разных человека : один переступил закон , другой сохранил честь и совесть, но как они оказались близки по духу! Главной связующей ниточкой в их отношениях оказались сострадание , милость , справедливость . На примере этих героев А.С. Пушкин хотел сказать , что основой отношений людей друг с другом всегда должна быть христианская добродетель.

Но всё ли так просто и однозначно в мире ? Всегда ли мы поступаем справедливо , милостиво ? Оказывается , нет. Вот почему в романе «Капитанская дочка» Пушкин Божией правде о милости и справедливости противопоставляет « мирскую правду» , где живёт зло , месть , ненависть .

Яркий пример тому – история Швабрина. Его поступки и поведение от начала и до конца пропитаны бессильной злобой , завистью , неспособностью простить .

Отвергнутый Марьей Ивановной , Швабрин не может смириться и вступает на путь насилия , предательства , мести .

Он не желает добра другим , думает и только печётся только лишь о себе. Зависть Швабрина рождает в нём ненависть и к Гринёву, и к любимой девушке . Забыв честь , совесть , он желает близким когда – то людям причинить только зло . Именно завистью продиктованы его самые мерзкие , злые поступки .

Так , Швабрин сознательно оклеветал Машу Миронову , на дуэли ранил Гринёва , воспользовавшись тем , что Петруша отвернулся , написал донос отцу Петра , перешёл на сторону мятежников только потому , что была «велика их сила», тем самым предал честь офицера .

Озлобленный и униженный отказом Марьи Ивановны выйти за него замуж , он выдал её Пугачёву .

В отличие от Швабрина, Гринёв проявляет милость к своему врагу . Так , после дуэли он прощает ему оскорбление , и они примиряются . Пётр Гринёв не радуется победе над уничтоженным врагом ,так как он не злопамятен. «Я слишком был счастлив , чтобы хранить в сердце чувство неприязненное . Я стал просить за Швабрина…Будучи от природы не злопамятен , я искренно простил ему и нашу ссору, и рану , мною от него полученную . В клевете его видел я досаду оскорблённого самолюбия и отвергнутой любви и великодушно извинял своего несчастного соперника .»

Вырвав с помощью Пугачёва Марью Ивановну из рук Швабрина , Гринёв имеет все основания ненавидеть насильника и изменщика . Но совсем в ином духе заканчивается глава «Сирота» : «Мы поехали . У окошка комендантского дома я увидел стоявшего Швабрина . Лицо его изображало мрачную злобу . Я не хотел торжествовать над уничтоженным врагом и обратил глаза в другую сторону».

Вновь Гринёв поступает благородно, по Божиим заповедям . По христианской морали нельзя торжествовать даже над врагом , так как пока жив человек , Бог надеется на него , на его исправление .

На суде Швабрин сознательно клевещет на Гринёва , хотя знает , что от его показаний зависит жизнь последнего. Но тот спокойно реагирует на это .« Генерал велел нас вывести . Мы вышли вместе . Я спокойно взглянул на Швабрина , но не сказал ему ни слова . Он усмехнулся злобной усмешкой и , приподняв свои цепи , опередил меня и ускорил свои шаги».

Злобе , злодейству Швабрина Гринёв противопоставляет спокойствие , трезвый взгляд . Без всяких слов он укоряет и осуждает своего противника сдержанностью и благородством . Может быть , его спокойный взгляд поможет преступной душе остановиться и не упасть в бездну ада .

На примере столь отрицательного персонажа , как Швабрин , Пушкин вновь хочет сказать , что Божественное начало не умерло и в этом «злодее», в его мятущейся душе. Оклеветав Гринёва в глазах властей , Швабрин ни разу не упомянул Марью Ивановну Миронову.

Тема милости и справедливости в романе «Капитанская дочка» иллюстрируется и историей изувеченного башкирца . Он был пойман в Белогорской крепости за распространение листовок , подбивающих казаков к бунту. На допросе башкирец молчит.

«-«Якши ,-сказал комендант ,- ты у меня заговоришь . Ребята! Сымите с него дурацкий полосатый халат да выстрочите ему спину . Смотри ж ,Юлай :хорошенько его !

Два инвалида стали башкирцараздевать . Лицо несчастного изобразило беспокойство. Он оглядывался на все стороны, как зверёк , пойманный детьми . Когда ж один из инвалидов взял его за руки и , положив их себе около шеи , поднял старика на свои плечи , а Юлай взял плеть и замахнулся ,-тогда башкирец застонал слабым , умоляющим голосом и , кивая головою , открыл рот , в котором вместо языка шевелился короткий обрубок».

Эта сцена нужна была Пушкину не только для осуждения жестокости при допросе. Автор хотел сказать большее.

Вот крепость взята повстанцами Пугачёва , и башкирец уже среди тех , кто вершит суд над капитаном Мироновым. «Несколько казаков подхватили старого капитана и потащили к виселице.

На её перекладине очутился верхом изувеченный башкирец , которого допрашивали ещё накануне. Он держал в руке верёвку , и через минуту увидел я бедного Ивана Кузмича , вздёрнутого на воздух».

Эти две сцены , идущие одна за другой ,-яркий пример того , что нельзя совершать зло, потому что оно обязательно возвратится местью, немилостью.

Для выявления той же темы милости и справедливости служит и история урядника Максимыча.

Комендант Миронов не очень доверял ему ещё до приступа Белогорской крепости. Максимыч тайно встречался с Пугачёвым. После разоблачения его в Белогорской крепости сажают по арест, но он бежит и возвращается вместе с Пугачёвым. Именно Максимыч указывает Пугачёву, кто комендант крепости.

Когда отпущенные Гринёв и Савельич бредут по дороге, происходит первая личная встреча героя и Максимыча. «Он, подскакав, слез с своей лошади и сказал , отдавая мне поводья другой: Ваше благородие ! Отец наш вам жалует лошадь и шубу с своего плеча...Да ещё,- примолвил, запинаясь , урядник,- жалует он вам … полтину денег… да я растерял её дорогую; простите великодушно».

Гринёв простил Максимычу по своей милости украденную полтину денег. Смотря уряднику в глаза , он как бы говорит ему , что тот не прав . Но слабости есть у каждого человека , и он способен на хорошее . Милость Гринёва , его вера в человека задели Максимыча за душу, и бывший предатель, вор , хитрый и коварный , начинает носить любовные записки офицеру вражеской армии через линию фронта .

«- Здравствуйте , Пётр Андреич! Как вас Бог милует ?

Я взглянул и узнал нашего урядника . Я несказанно ему обрадовался .

- Здравствуй , Максимыч , - сказал я ему . – Давно ли из Белогорской ?

- Не давно , батюшка Пётр Андреич ; только вчера воротился . У меня есть к вам письмецо …» .

Наконец , реабилитация Гринёва – это тоже следствие милости.

Не закон , не решение суда спасают его от позора и смертной казни , а именно повеление императрицы , её милость . Но ведь Екатерина II простила по сути дела невинного человека , выполнявшего свой долг и никогда не нарушавшего присяги . И прощение это произошло , как видно , случайно . Прочитав первые строки прошения Марьи Ивановны , она сразу сказала : «Вы просите за Гринёва ?..Императрица не может его простить …»

Если бы вторая встреча с царицей состоялась в официальной обстановке , вряд ли Маша сумела бы так непосредственно и убедительно рассказать историю Гринёва , как это произошло в саду . Акт милосердия , наверное , не совершился бы . Нужна была встреча с «незнакомой дамой» и не во дворце , а в саду , как со случайной собеседницей , чтобы справедливость наконец восторжествовала.

Реабилитация Гринёва- это заслуга Марьи Ивановны . Ей удалось спасти его будущее , его честь , его семью . Милость императрицы – прощение невиновного. Не проявила она своих «щедрот» и по отношению к дочери капитана, отдавшего жизнь за спасение её власти . Обещание императрицы : «Я беру на себя устроить ваше состояние»- в повести ничем не подтверждается . «Благоденствие» Петра Андреевича – село , принадлежащее десятерым помещикам, в одном из барских флигелей которого есть «собственноручное письмо Екатерины второй за стеклом и в рамках». Письмо адресовано отцу Петра Гринёва , оно содержит оправдание его сына и похвалы уму и сердцу дочери капитана Миронова.

Читая эти страницы романа , невольно сопоставляешь « щедроты» императрицы с великодушием Пугачёва. Он щадит офицера , своего врага из чувства благодарности за сделанное добро .

Широко , всесторонне решает А.С. Пушкин тему милости и справедливости в романе «Капитанская дочка». Он предстаёт перед нами как мудрый человек с глубоким нравственным опытом . Главное внимание автор романа направляет на открытие внутренненего человека в человеке перед лицом Бога и другого человека.

А.С.Пушкинутверждает , что главными качествами души истинного христианина являются доброта , человеколюбие, милость , справедливость. Они облагораживают , преображают человека, помогают ему жить в ожесточённом мире , преодолевать зло , зависть и несправедливость, бушующие страсти и вокруг , и в собственном сердце.

Как актуальна и злободневна тема , поднятая Пушкиным в «Капитанской дочке» , для нашего времени . Писатель помогает нам выбрать правильный ориентир в жизни , найти ответ на главный вечный вопрос : « Как жить в этом грешном мире, как спасти свои души?»

Всем содержанием романа Пушкин даёт однозначный ответ: спасти и мир , и наши души может только милость , жизнь по – справедливости , по заповедям Божиим.

Из далёкого 18 века А.С. Пушкин призывает нас , живущих в 21 веке , не оказаться «плевелами», «сорняками» , то есть ненужными и никчёмными людьми , растерявшими честь и совесть, человеколюбие и справедливость , сохранить в себе эти непреходящие ценности, постоянно думать о «чистоте» своей души и всего нашего грешного мира , раздираемого сегодня противостоянием политических систем, войнами , разгулом международного терроризма , расовой и религиозной ненавистью.

Автор « Капитанской дочки» зовет нас духовно расти, развиваться , любить людей, заботиться о счастье других .

«…во всём , как хотите , чтобы с вами поступали люди , так поступайте и вы с ними …»

«Пойдите , научитесь , что значит : «милости хочу, а не жертвы» ? Ибо я пришёл призвать не праведников , но грешников к покаянию».

Вопрос 10

Наши рекомендации