Напишите тезисы на тему «Система вассально-ленных отношений
в средневековой Европе и удельная система во Владимирском княжестве. Сравнительный анализ», следуя предложенному плану:
1. Дайте определение понятию вассально-ленной системы, где:
1.1. Укажите ее основные элементы (поземельные и личные отношения между её субъектами).
1.2. Охарактеризуйте связь этих элементов друг с другом.
2. Дайте определение понятию «удельная система», где:
2.1. Укажите ее основные элементы (поземельные и личные отношения между субъектами).
2.2. Охарактеризуйте связь этих элементов друг с другом.
3. Сравните основные параметры вассально-ленной и удельной систем.
4. На основании сравнения ответьте на вопрос: является ли удельная система разновидностью вассально-ленной или это два совершенно разных явления.
4.Особенности централизации русского государства (конец XV – первая половина XVI вв.)
Исходные данные:
Перед вами 9 явлений, обусловивших самодержавный характер царской власти и ее противоречия:
1. Зависимость боярства от системы кормлений, то есть от княжеской (царской) власти.
2. Зависимость городов от княжеской (царской) власти.
3. Зависимость поместного класса от княжеской (царской) власти.
4. Отсутствие экономических условий для создания бюрократического аппарата управления. Сохранение в московском государстве кормлений.
5. Преобладание натурального хозяйства, слабое развитие товарно-денежных отношений.
6. Самодержавный характер российской государственности.
7. Сохранение в системе государственного управления пережитков удельной раздробленности (местничество и кормления).
8.
Рис. |
9. Экономическая и политическая слабость городов, заинтересованных в централизации.
Задание:
1. Опираясь на материалы лекции и рекомендованной литературы, уясните содержание каждого из данных явлений.
2. Восстановите их последовательность по принципу «причина-следствие» в блок-схеме (рис. ).
3. Сформулируйте особенности централизации русского государства.
4. Сформулируйте основное противоречие, заложенное в системе государственной власти.
Эволюция аппарата власти централизованного государства в XVII в. и его противоречия
Заполните таблицу « Эволюция аппарата власти централизованного государства в XVII в.»:
1. составьте схемы государственного устройства Российского государства конца XVI и конца XVII вв. (особое внимание обратите на условные обозначения!);
2. сформулируйте главную тенденцию, свойственную процессу становления абсолютизма.
Таблица. Эволюция аппарата власти централизованного государства
в XVII в.
Государственное устройство (схема) в конце XVI в. | Сословная структура | Государственное устройство (схема) в конце XVII в. |
6.Заполните таблицу.При создании «регулярного» государства Петр I уделял большое внимание органам контроля.
Органы государственного контроля | Год создания | Задачи |
Фискалы | ||
Генеральный ревизор и ревизорская служба | ||
Тайная канцелярия | ||
Генерал-прокурор | ||
Рекетмейстер | ||
Герольдмейстер |
В 60—80-е гг. XIX в. практически завершается процесс территориального формирования Российской империи. Назовите крупные регионы, которые вошли в состав Российского государства в этот период. Заполните таблицу.
Регион | Дата вхождения в состав России |
| |||
8. Заполните таблицуЦели участников Первой мировой войны
Государство | Цели в войне |
Великобритания | |
Франция | |
Россия | |
Япония | |
Германия | |
Австро-Венгрия |
9.Составьте таблицу «Сравнительная характеристика «белого» и «красного» движения в годы Гражданской войны.
«Белые» | «Красные» | |
Лидеры | ||
Социальная основа | ||
Партийный состав | ||
Вопрос о власти | ||
Аграрный вопрос | ||
Национальный вопрос | ||
Права и свободы граждан |
10. Составьте таблицу «Международные конференций глав держав СССР, США и Великобритании в годы Второй мировой войны».
Конференция | |||
Участники | |||
Хронологические рамки | |||
Основные решения |
Критерии оценки:
- полнота раскрытия темы и логика изложения при выполнении заданных условий – не более 4 баллов;
- наличие собственных выводов, обобщений, критического анализа – не более 7 баллов;
.
Составитель ________________________ И.О. Фамилия
(подпись)
«____»__________________20 г.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт истории и международных отношений
Кафедра Истории России
Темы эссе
(рефератов, докладов, сообщений)
по дисциплине «История»
1. Объясните высказывание немецкого философа Гегеля: «История учит лишь тому, что ничему не учит».
2. Объясните высказывание философа Д.Сантаяны: «Тот, кто забывает об истории, обречен на ее повторение».
3. Объясните высказывание Цицерона: «История - это свидетель эпох, луч правды, жизнь памяти, посланница минувшего».
4. Объясните высказывание русского историка В.О.Ключевского: «История - это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого».
5. Роль православной церкви в процессе «собирания русских земель (XIV – XV вв.)
6. Татаро-монгольское иго: исторический факт или вымысел?
7. Проанализируйте любую из повестей «куликовского цикла». В чем состоит их историческая значимость?
8. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской
государственности.
9. Взаимоотношения Московского княжества и русско-литовского государства ХIII–ХIV вв.
10. Основные черты эпохи средневековья в Западной Европе и России: экономика,
политика, социальный строй (XI – XV вв.)
11. «Смутное время»: ослабление государственных начал или время альтернатив в России.?
12. .Сравните особенности развития России и Европы в IX-XII. вв..
13. Выделите этапы закрепощения крестьян в России. В чем отличие процесса
закрепощения крестьян в России от аналогичных процессов в странах Центральной Европы?
14. Средневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе, на Востоке и в России: технологии, производственные отношения и способы эксплуатации, политические системы, идеология и социальная психология (сравнительный анализ).
15. Взаимоотношения Москвы и Казани в XV–XVI вв.
16. Кто из современников Ивана Грозного был Великолепным правителем? Чем известен этот человек? Встречался ли с ним русский царь?
17. В чем сходство и различия в становлении абсолютистских монархий Западной Европы и России?
18. «Новое время» в Европе как особая фаза всемирно-исторического процесса
19. "Петровская революция" в области культуры и быта.
20. Западноевропейское Просвещение и российская общественно-политическая мысль.
21. Священный союз как система общеевропейского порядка.
22. Французская революция и её влияние на политическое и социокультурное развитие стран Европы
23. Внешняя политика Российской империи в начале XIX века и приращение ее границ на западе и юге.
24.«Восточный вопрос» во внешней политике России в XIX веке.
25. Подавление польского восстания 1831 г. и участие Российской империи в борьбе против революции 1848-1849 гг. в Европе.
26. Российская модернизация второй половины XIX века в контексте развития мировых процессов индустриальной эпохи.
27. Внешняя политика России во второй половине XIX века и национальный вопрос в империи.
28. Формирование новой политической карты Европы после Первой мировой войны.
29. Альтернативы развития России после Февральской революции.
30. Какой исторический опыт имел ввиду Бисмарк, когда в одном из писем молодому кронпринцу, будущему германскому императору Вильгельму II (вступил на престол в 1888 г.), он внушал, что о нападении на Россию «...можно было бы спорить в том случае, если бы такая война действительно могла привести к тому, что Россия была бы разгромлена. Но подобный результат даже и после самых блестящих побед лежит вне всякого вероятия. Даже самый благоприятный исход войны никогда не приведет к разложению основной силы России, которая зиждется на миллионах русских..."?
31. Мюнхенское соглашение 1938 г. и его роль в эскалации войны.
32. Основные тенденции развития мировой экономики в межвоенные годы.
33. Внешняя политика СССР в Европе и на Дальнем Востоке в 1933–1939 гг. Попытки создания системы «коллективной безопасности».
34. Политические лидеры предвоенной Европы: биографические портреты (Муссолини, Гитлер, Чемберлен, Даладье).
35. Антифашистское движение в Европе и мире в 1930-1940е гг.
36. Феномен советского патриотизма в годы Великой Отечественной войны.
37. Оккупация и освобождение Ростовской области .
38. Герои Советского Союза - наши земляки.
39. Правозащитное движение в СССР: история вопроса.
40. «Бархатные революции» и крушение советского блока в Европе.
41. Раскройте основные направления во взаимоотношениях европейских стран и Российской Федерации в конце XX века.
42. Вступление России в ВТО: проблемы участия в международном разделении труда.
43. СНГ: современное состояние и перспективы.
Методические рекомендации по написанию эссе, требования к оформлению
Начинать эссе целесообразно с ясного и четкого определения личной позиции. В следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе.
Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной. Оно не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре.Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.Эссе должно содержать убедительную аргументацию заявленной по проблеме позиции. Излагать свою точку зрения необходимо в строгой последовательности. В конце должны быть сформулированы общие выводы работы.
Критерии оценки:
4-5 баллов– выполнено верно.
2-3 балла– обучающийся испытывает небольшие затруднения при выполнении задания.
1 балл – обучающийся испытывает существенные затруднения при выполнении задания.
0 баллов– не выполнено или выполнено неверно.
Методические рекомендации по написанию, требования к оформлению рефератов.
Реферат предполагает самостоятельную постановку и изложение проблемы, собственные выводы, сделанные на основе данных, содержащихся в изученной литературе.
Для написания реферата необходимо привлечение и изучение разнообразных по временным рамкам и теоретико-методологическим подходам источников по избранной проблеме (не менее пятнадцати).
При написании реферата необходимо соблюдать принципы объективности и избегать недостоверных фактов. Использовать только достоверные источники информации и проверенный Интернет-ресурсы (официальные сайты министерств, ведомств, учебные сайты, электронные учебные пособия). Недопустимо использовать банки рефератов и пр.
Выявляемые в ходе работы противоречия должны излагаться с дополнением необходимой аргументацией, отражающей собственную точку зрения автора.
Источниками информации для написания реферата являются: научная и учебно-методическая литература (учебники, учебные пособия, монографии, авторские статьи; официальные статистические и эмпирические данные , справочная литература.
Требования к оформлению реферата
Общий объем доклада не должен превышать 20 страниц печатного текста.
Поля страницы: левое - 2 см., правое - 2 см., нижнее 2 см., верхнее - 2 см., абзац должен соответствовать 1,25 см.; текст печатается через 1,5 интервала. Рекомендуется использовать шрифт: Times New Roman, размер шрифта - 14 пт.
Титульный лист доклада включается в общую нумерацию, но номер страницы на нем не проставляется.
Структура реферата
Содержание
Содержание реферата –
1. Титульный лист
2. Введение(постановка проблемы). Необходимо отразить – обоснование выбора проблемы и темы, актуальность проблемы, ее исследование в отечественной и зарубежной литературе, методологию исследования проблемы, научную, информационную, правовую и эмпирическую базу, степень новизны, теоретическую и практическую значимость.
3. Основная часть (характеристика проблемы, предлагаемые направления решения) предполагает последовательное раскрытие поставленной проблемы. Содержание основной части должно показать реализацию поставленной цели через решение задач, теоретические подходы к решению проблемы уже существующие в литературе, собственную позицию автора и ее аргументацию.
4. Заключение (основные выводы по проблеме, сделанные самостоятельно в ходе подготовки реферата). Выводы группируются по теоретической и практической значимости и должны содержать основные результаты, полученные лично автором.
5. Использованные источники (необходимо зафиксировать только реально использованные библиографические и нормативно-правовые источники, ссылки на которые есть в тексте реферата).
Критерии оценки:
• оценка «2-3 балла» выставляется студенту, если в ходе написания реферата он продемонстрировал знание основных положений теории и методологии региональной политики, нормативно-правовых документов, представил реферат как самостоятельную научно-исследовательскую работу, продемонстрировал навыки работать с источниками в соответствии с требованиями по содержанию и оформлению, конструктивностью и самостоятельностью выводов.
• оценка «0,5-1 балл» выставляется студенту, если в ходе подготовки реферата он продемонстрировал неполноту знания основных положений теории и методологии исследования проблем региональной экономической политики, нормативно-правовых документов, не достаточно раскрыл цель и задачи исследования.
Составитель ________________________ И.О. Фамилия
(подпись)
«____»__________________20 17 г.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт истории и международных отношений
Кафедра Истории России
Вопросы к зачету
По курсу «История»
1. Россия в первой половине ХIХ в. : социально-экономическое и политическое развитие.
2. Духовная жизнь российского общества в первой половине ХIХ в. «Золотой век» русской культуры.
3. Общественные движения и политические партии России в конце ХIХ –нач. ХХ вв.: лидеры, программные установки, роль в политической жизни.
4. Разработка конституционных проектов в ХIХ в..
5. «Великие реформы» 1860-х гг. и их последствия.
6. Правление Александра III.
7. Мир в ХIХ в.; политическое и социально-экономическое развитие.
8. Революционный процесс и изменение роли империй в мировой истории во второй половине ХIХ – нач. ХХ вв.
9. Россия и мир в ХIХ в.. Обострение геополитических проблем. Первая мировая война.
10. Николая II и царствующий дом. Политические традиции последнего императора.
11. Духовная жизнь российского общества в к. ХIХ - нач. ХХ вв.. «Серебряный век» русской культуры.
12. Революция 1905-07 гг. и ее социально-политические последствия.
13. Первый опыт российского парламентаризма. 1-1V Государственные Думы.
14. П.А.Столыпин и программа реформирования страны.
15. Государственно-политический кризис в конце 1916-17 гг. Февральская революция 1917 г..
16. Развитие русской революции весной-осенью 1917 г..Октябрьские события в Петрограде. П съезд Советов.
17. Гражданская война в России: причины, характер, основные противоборствующие силы.
18. Белое движение в гражданской войне.
19. Гражданская война в России и поиск «третьего пути»: движения, лидеры, программы.
20. Большевики – «воюющая партия». «Военный коммунизм».
21. Большевики и нэп.
22. Образование СССР.
23. Утверждение тоталитарного режима в СССР. СССР и мир в 1930-е гг.
24. Политика индустриализации: этапы, последствия.
25. Политика коллективизации и ее последствия.
26. Вторая мировая война: этапы, воюющие стороны, международные конференции, итоги.
27. Великая Отечественная война советского народа. Героизм масс и роль системы в годы войны. Цена победы.
28. Политические реалии послевоенного мира. СССР в 1945-53 гг.
29. ХХ сьезд КПСС. Начало десталинизации советского общества.
30. СССР в 1956-64гг. Н.С.Хрущев и его реформы.
31. Распад колониальной системы.
32. СССР во второй половине 1960-х –нач.1980-х гг. Л.И.Брежнев и его окружение.
33. «Холодная война» : причины, инициаторы, последствия.
34. М.С.Горбачев и «перестройка» в СССР. 1985-1991 гг.
35. Распад СССР.
36. Становление новой российской государственности в России в первой половине 1990-х гг..
37. Россия в процессе радикальной экономической модернизации и трансформации общества в 1990-е гг..
38. Культура советского общества в 1920-80-е гг.
39. Россия и мир в нач. ХХ1 вв. Геополитические проблемы современного общества. Начало новой «холодной войны»?
40. Россия в 2000-е гг.
Критерии оценки
Баллов – «отлично»
устный ответ - ответ полный и правильный; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный
Баллов – «хорошо»
устный ответ - ответ полный и правильный; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию преподавателя.