ТЕМА 7. Исторические источники ХI – ХVII вв.

План.

1.Летописи.

2.Законодательные акты.

3.Актовые материалы.

4.Документы делопроизводства.

5.Нарративные источники.

Летописи – специфический корпус источников. Чем определяется эта специфика?

· Материал излагается в виде погодных записей событий.

· Как правило, летопись представлена несколькими списками.

· Наименования существующих летописей случайны и условны. Они могут быть названы по имени монастыря, где были обнаружены, или по имени писца, переписывавшего летопись гораздо позднее. В условных названиях летописей встречаются и цифровые обозначения. Но эти цифры обозначают не порядок происхождения (написания), а порядок обнаружения (открытия) исследователями (например, Новгородская первая, вторая, третья и т.д.).

· Летописи – это произведения со сложной структурой, поэтому их критика затруднена. Большинство сохранившихся летописей является сводами. Это означает, что они соединяют целый ряд предшествующих летописей. Сводчик летописей, как правило, компилировал, т.е. в основном цитировал прежние тексты, практически не перерабатывая их. Именно благодаря этому до нас дошла Повесть Временных Лет, которая, в свою очередь, была сводом ещё более древних летописей. Летописный свод часто завершался местной летописью.

· Кроме летописей, сводчик часто использовал хронографические компиляции византийского и южнославянского происхождения, произведения русской и византийской агиографии (жития святых и праведников, которые не были канонизированы); светские повести, актовые и законодательные материалы; устные легенды и предания и т.д.

· В летописях содержится и оригинальный, «авторский» текст о событиях, участником или очевидцем которых был составитель. Здесь индивидуальный опыт автора мог вступать в противоречие с общественной памятью. Но это явное противоречие исчезало, когда автору удавалось различить в происходящем черты высшего для христианского сознания исторического опыта. Для летописца Священная история – вневременная и постоянно заново переживаемая в реальных событиях ценность. Отсюда и способ описания – через прямое или опосредованное цитирование Библии. Священное Писание для летописца и его современников являлось семантическим (смысловым) фондом, из которого оставалось выбрать готовые клише (шаблоны) для восприятия, описания и одновременной оценки происходившего.

· Летописи, как правило, имеют громадный временной и пространственный охват и большой объём.

· Летописи относят к повествовательным источникам, потому что, как правило, они были заказными и выражали интересы определённых лиц, групп и правителей. Отсюда – темперамент, публицистичность, пристрастность. Этим объясняется и отбор фактов. Летописец фиксировал далеко не все события, даже несомненно важные; некоторые события отмечены в летописях одних княжеств и опущены в других. И эта избирательность не случайна.

Объектом внимания историков и словесников летописи стали с начала ХVIII века, а объектом источниковедческого анализа – сравнительно недавно – с последних десятилетий ХIХ века. Выдающимся исследователем летописей был Алексей Александрович Шахматов (1864-1920). Он разработал метод комплексного сравнительно-исторического текстологического анализа летописей. Этот метод предполагает постепенное восхождение от известных памятников к неизвестным, от реально существующих к тем, которые реконструируются, от позднейших списков – к более древним. Шахматовский метод предполагает сравнение, сличение всех сохранившихся сходных текстов для того, чтобы выявить протограф (текст, послуживший источником дошедшего до нас списка). Отсюда можно последовательно восстановить все звенья данной летописной традиции.

Шахматовский метод определил приёмы анализа летописных текстов на многие десятилетия вперёд. Историки много внимания уделяли классификации летописных текстов, установлению личности самих летописцев, их политических, религиозных, этических и прочих взглядов, симпатий и антипатий, пристрастий и неприятий. Но при этом за пределами интересов исследователей оставался большой комплекс проблем, связанных с историей значений и смыслов, которые бытовали в период создания летописных сводов.

Современные историки, воздавая должное заслугам А.А. Шахматова и его последователей, расширили поле исследования летописей, от формально-текстологического анализа – к пониманию замысла, которым руководствовался летописец, причин, которые побуждали летописцев создавать новые своды, отбирать материал, определять форму его подачи, подбирать источники. Источниковеды стремятся восстановить актуальное для летописца содержание летописных сообщений и летописного свода в целом и на этом основании пытаются вычленить базовую идею, вызвавшую к жизни данное произведение (И.Н. Данилевский и др. Источниковедение. Теория. История. Метод. М., 1998. С. 178-184). Таким образом, в настоящее время наиболее перспективным методом источниковедческого исследования признаётся историко-антропологический подход.

Конкретные сведения о летописании разных периодов истории Руси (России) можно почерпнуть в учебных пособиях (см. список литературы).

Законодательные акты

В данном разделе речь идёт о правовых документах средневековья.

ПРАВО – совокупность общеобязательных правил поведения, норм, установленных или санкционированных государством. Соблюдение этих норм обеспечивается принудительной силой государства.

При изучении законодательных материалов следует учитывать некоторые особенности и черты средневекового уклада жизни и условий развития государства.

· В средневековой Руси была велика роль традиции – обычного права, поэтому в древнерусском законодательстве нормы обычного права часто служили источником письменных правовых норм.

· При изучении законодательных материалов надо помнить, что закон формулировал «желательные» стандарты поведения. Из этого следует, что, пока действует данный закон, соблюдение зафиксированных в нём норм не стало общим правилом. В то же время законы всегда запаздывали относительно самих причин, породивших необходимость формулирования новых правовых отношений.

· Нельзя забывать также, что до середины ХVII века российский государственный аппарат был достаточно слабым, к тому же в его структуре не было учреждений, которые могли бы контролировать выполнение законов. Поэтому ни один закон никогда полностью не выполнялся.

В развитии законодательных актов ХI – ХVII вв. можно выделить три периода:

1) древнерусская государственность – нормы обычного права постепенно заменяются нормами государственного права, которые возникали на основе судебного решения (прецедента), принятого по конкретному делу; затем, постепенно эти судебные решения сводились в общие законодательные установления;

2) для периода феодальной раздробленности характерны акты с более ограниченными функциями – судные грамоты;

3) в условиях развивающейся централизации начинается кодификация норм русского права.

Первый памятник – «Русская Правда» - формировался на протяжении ХI – ХII вв. По содержанию многочисленные списки памятника делятся на 3 редакции: Краткую, Пространную и Сокращённую.

В составе «Краткой Правды» явственно выделяется несколько частей: 1) Правда Ярослава; 2) Правда (Устав) Ярославичей; 3) Покон вирный; 4) Урок мостникам. К Правде Ярослава относят первые 17 статей. В самих списках нумерации нет, – её дали исследователи. Они учитывали некоторые сигнальные моменты: красная строка, буква, логическое завершение мысли и др. Правда Ярослава датируется 30-ми годами ХI века. Название второй части – Правда Ярославичей – связано с упоминанием в заголовке о встрече сыновей Ярослава. Отсюда возможна датировка – между 1054 г. (смерть Ярослава) и 1076 г. (смерть второго сына – Святослава). По ПВЛ исследователи установили, что встреча произошла в 1072 г. в Вышгороде (под Киевом) для перенесения мощей Бориса и Глеба в связи с их канонизацией. Именно тогда братья обсудили эту часть норм. Покон вирный – устав для вирников, сборщиков пошлин в пользу князя. Урок мостникам большинство исследователей рассматривает как правила для мостовщиков, строителей и ремонтников деревянных мостовых. Другое толкование этого устава подразумевает мосты на реках.

Пространная Правда больше Краткой по объёму и составу. Во всех списках она разделена киноварными заголовками на 2 части: «Суд Ярослава. Правда Русская» и «Устав Владимира Всеволодовича». В этих частях явственно просматриваются 2 источника – Краткая Правда и Устав Владимира Мономаха. В тексте памятника заметны изменения в правовых нормах на протяжении ХI – ХII вв. Это было связано с дифференциацией русского общества в целом и феодального сословия, в частности. В Правде содержатся сведения о хозяйстве, о всех категориях феодально-зависимых людей, о том, как юридически оформлялась личная зависимость; отражён быт городской верхушки и купечества, есть свидетельства об оживлённой торговле.

В период феодальной раздробленности тексты Русской Правды подвергались переработке в соответствии с конкретными потребностями. Законодательство дополнялось многочисленными руководствами для церковных и гражданских судей. Это привело к широкому распространению списков Русской Правды в состав Кормчих книг – сборников церковных законов, известных с ХIII века.

Следующая группа законодательных актов – судные и уставные грамоты. Это памятники местного законодательства периода феодальной раздробленности. Эти памятники имеют свои особенности и с точки зрения форм, и содержания. Наиболее известными являются Псковская, Новгородская, Двинская и Белозерская уставные грамоты. Псковская грамота имеет несколько редакций, датируемых ХIV – ХV веками. Она охватывает значительный круг вопросов, и, в отличие от Русской Правды, в ней больше внимания уделяется гражданско-правовым отношениям (в том числе в ней впервые упоминается единый срок крестьянского перехода от одного владельца к другому). Новгородская судная грамота датируется списком ХV в. В ней сохранились в основном статьи по судоустройству и судопроизводству. Грамота обращает внимание на суд архиепископа (новгородского владыки), посадника, тысяцкого; грамота фиксирует и вмешательство Московского князя в новгородские дела. Обе грамоты, с одной стороны, основывались на Русской Правде, а с другой – разрабатывали новые нормы и тем самым готовили основу для нового общерусского законодательства.

Новое русское законодательство складывалось уже в Москве, постепенно, на протяжении ХIV – ХV вв. Важную его основу составил комплекс уставных грамот, которые составлялись для наместников с середины ХV века. В них описывались функции наместников, таможенной службы, повинности местного населения. До настоящего времени дошло 16 уставных грамот, 2 из которых наиболее интересуют источниковедов – Двинская (конец ХIV в.) и Белозерская (конец ХV в.).

Следующую группу законодательных памятников составляют Судебники 1497 и 1550 гг. Судебник 1497 г. – первый кодекс Московского великого княжества. Текст его сохранился в единственном списке, который по палеографическим признакам относят к концу ХV – началу ХVI в. В этом списке текст Судебника имеет внутреннее деление: киноварные заголовки, названия отдельных разделов, инициалы (выделенные первые буквы). Таким образом, у составителей были определённые представления о группировке отдельных вопросов и статей. Но деление на статьи осуществили, конечно, учёные. Из 68 статей (в принятом делении) 25 восходят к Русской Правде, Псковской судной грамоте, уставным грамотам. Большинство статей, возможно, возникло из норм судебной практики, обычного права того времени или было составлено заново. В Судебнике содержатся все наиболее важные вопросы защиты существующего правопорядка. Одно из главных направлений – установление центрального и местного суда. Другое направление – защита права земельной собственности феодалов, ограничение интересов крестьянской общины, ограничение права перехода крестьян от одного владельца к другому. Статья Судебника «О христианском отказе» распространила на всё Московское государство правило крестьянского выхода только в Юрьев день осенний (неделя до и после 26 ноября старого стиля) с уплатой «пожилого за двор».

Судебник 1550 г., в отличие от великокняжеского, называют иногда царским. Сохранялось несколько десятков списков, и во многих перед основным текстом есть оглавление. Исследователи указывают 99 или 100 статей. В Судебнике 1550 г. развиты те тенденции, которые намечены в предшествующем законодательстве:

1) дальнейшая централизация управления и судопроизводства (власть наместников сохранялась, но ограничивалась; часть судебных функций наместников передана местным выборным органам – губным старостам);

2) закреплены интересы формирующегося служилого сословия – дворянства (запрещён переход служилых людей в кабальное холопство), поскольку государство было заинтересовано в том, чтобы сохранить дворян для государевой службы.

В последующие сто лет законодательство развивалось достаточно интенсивно. Указы и грамоты записывались в специальные указные книги, которые велись при центральных учреждениях. Попыткам создать новое законодательство помешали трагические обстоятельства начала ХVII в., послесмутный кризис, и только в 1649 г., и то под влиянием городских восстаний 1648 г., было обсуждено и принято Соборное Уложение.

Оригинал Соборного Уложения 1649 г. представляет собой столбец (свиток) длиной в 309 метров, который соединён почти из тысячи сставов. На лицевой стороне написан текст, на обороте – 315 подписей участников Земского Собора. В судебной практике столбцом не пользовались. С подлинника сделали рукописную книгу-копию «слово в слово», а с неё уже изготовили печатные экземпляры. Соборное Уложение значительно отличается от предшествующего законодательства. Оно имеет большой объём (25 глав, 967 статей) и сложную структуру. Во введении излагаются мотивы и история составления уложения.

Главы построены не по отраслям права, а по рассматриваемому объекту правонарушения (церковь, государь и государство, посадские люди, холопы и т.д.). Такая схема построения позволяла составителям придерживаться обычной для того времени последовательности изложения: от возбуждения дела до исполнения судебного решения. Но это затрудняет анализ Уложения по отраслям права. Например, статьи, посвящённые помещикам, поместным землям, содержатся в специальной 16-й главе, но, кроме того, разбросаны по 15-ти другим главам.

Соборное Уложение является важнейшим источником по социально-экономической и политической истории России ХVII века. В нём юридически оформлены положение, права, привилегии и обязанности всех сословий русского общества, в том числе крепостное состояние крестьян; зафиксированы понятия государственного суверенитета (в терминах ХVII в.), подданства, военного долга, государственно-политических преступлений; разработаны вопросы судопроизводства. Соборное Уложение почти 200 лет оставалось основным кодексом. За это время оно, естественно, обросло большим количеством изменений, уточнений, дополнений.

Актовые материалы

Актовыми материалами источниковеды именуют комплекс документов, которые устанавливают определённые правовые отношения между участниками сделки, либо между автором и адресатом. В отличие от законов, которые устанавливают правовые нормы, акты лишь используют их. Это означает, что отношения, которые закрепляются актами, не должны нарушать законодательные нормы.

Изучением актов занимается дипломатика – специальная конкретно-источниковедческая дисциплина (от греч. слова «диплоос» – двойной, которое использовалось для определения документов).

Классификация актов – дело сложное, во-первых, потому, что огромно число их разновидностей (не менее 150); во-вторых, каждый акт многосторонен, в нём тесно переплетаются разные аспекты истории – экономический, социальный, политический и др. Существует несколько видов классификаций:

1) публично-правовые акты (светские и духовные) и частно-правовые договоры;

2) распоряжения и постановления различных органов власти, имеющие индивидуальный или коллективный адрес;

3) распоряжения владельцев собственности (в том числе судебные постановления и завещания).

Со временем сложилась устойчивая структура акта (формуляр). В нём выделяются три основные части:

1) протокол (начальный протокол);

2) основной текст;

3) конечный протокол.

В начальном протоколе выделяются:

2.религиозное посвящение (инвокация) – «во имя отца, и сына, и святого духа»;

3.имя и титул лица, от которого исходит документ (интитуляция);

4.определение лиц, которым адресуется документ (инскрипция);

5.приветствие (салютация).

Основной текст включает:

· преамбулу, в которой определяется цель составления акта;

· изложение обстоятельств дела, распоряжения по существу дела;

· удостоверение о скреплении документа подписью, печатью и пр.

Конечный протокол содержит указание места и времени выдачи документа и религиозную формулу удовлетворения по поводу совершения действия – «аминь». Подписи и печати примыкают непосредственно к конечному протоколу.

Зарождение актового материала связано с формированием государства. В период ранней государственности частных актов не было, – господствовало обычное право. Зато достаточно много было публично-правовых актов, которые фиксировали отношения между светской и церковной властями, жалованные грамоты на землю и т.д. Появление частных актов специалисты датируют по разному – от ХIII до ХIV века. Памятников ХII – ХIII вв. – считанные страницы, но с конца ХIV века актовый материал становится массовым.

К древнейшим русским актам относятся первые международные договоры Руси с Византией 911, 944 и 971 гг. (содержатся в тексте Повести Временных лет). К наиболее древним относятся также церковные уставы князей Владимира Святославовича и Ярослава Мудрого, – в них характеризуется правовое положение церкви. Следующую группу актов представляют жалованные грамоты. Они сохранились, начиная с ХII века, но получили широкое развитие в ХIV – ХVII вв., когда появились их многочисленные разновидности. Жалованные грамоты содержат распоряжения княжеской (царской) власти о пожаловании земель, крестьян, угодий, податных и судебных льгот светским и духовным феодалам. Позднее, в ХVI, особенно в ХVII веке появились новые разновидности актов, которые охватывали практически все стороны жизни. Широко распространились грамоты, оформлявшие различные частные сделки – данные, купчие, меновые, закладные, оброчные (отдача в аренду земель). Своеобразными были рядно-сговорные грамоты – брачные сделки. Они возникли в среде феодалов и определяли приданое (имущество, скот, зависимые люди). В ХVII веке появляются складные записи – договоры хозяйственного предпринимательства, в которых стороны фиксировали доли капитала или имущества, вкладываемого в дело. Представленный перечень позволяет сделать вывод, что все стороны государственной, церковной, социально-экономической и политической истории отражены в актовом материале.

Наши рекомендации