Историческая концепция К.Маркса и Ф.Энгельса

Это направление в известной мере помогало развитию исторической мысли, расширяло кругозор историков. Несомненной заслугой К.Маркса стал системный экономический анализ эпохи первоначального накопления капитала, начала индустриальной эпохи (XVIII-начало XIX вв.). Но в перспективе это направление привело к вымыванию из истории собственно человека.

Важнейшим постулатом марксистской методологии истории является идея, согласно которой экономические потребности людей независимо от их воли и желания определяют направление общественного развития – экономика детерминирует социально-исторический процесс. Для понимания сути свой концепции К.Маркс ввел 2 термина: производительные силы и производственные отношения.

Производительные силы включают предметы труда, средства труда или средства производства, технологии, организацию труда, научные знания, а также трудящихся, работников, обладающих определенными знаниями, навыками, опытом.

Производственные отношения – отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

Совокупность тех и других составляет способ производства.

По теории К.Маркса производительные силы развиваются до тех пор, пока производственные отношения соответствуют нуждам их развития. Когда это условие начинает нарушаться, развитие производительных сил затормаживается. Это вызывает переворот в производственных отношениях, и одна общественная эпоха сменяется другой.

К.Маркс различал азиатский, античный, феодальный, буржуазный (капиталистический) способы производства как «прогрессивные эпохи общественной формации» (это его термин!). Советские марксисты заменили понятие «эпохи общественной формации» термином «общественно-экономическая формация» (ОЭФ). Причем, этим термином обозначили не весь исторический процесс, а каждую отдельную его стадию. Таких стадий, т.е. формаций, теперь насчитывалось 5: доклассовая (первобытная), затем 3 классовые или антагонистические (рабовладельческая, феодальная, капиталистическая) и, наконец, «светлое будущее» – коммунистическая формация, начальным этапом которой является социализм.

Маркс применил к исследованию исторического процесса идею немецкого философа Г.В.Гегеля о движущих противоречиях (по Гегелю, «противоречия – источник развития»). Для трех антагонистических формаций это было противоречие между эксплуатируемым и эксплуатирующим классами.

Марксистская концепция в деформированном виде была сформулирована в «Истории ВКП(б)» (1938 г.). В максимально упрощенном виде она может быть представлена следующей схемой.

Общественно-экономическая формация
Надстройка   Историческая концепция К.Маркса и Ф.Энгельса - student2.ru Историческая концепция К.Маркса и Ф.Энгельса - student2.ru Антагонистические классы   Историческая концепция К.Маркса и Ф.Энгельса - student2.ru Классовая борьба
+  
Базис Историческая концепция К.Маркса и Ф.Энгельса - student2.ru Историческая концепция К.Маркса и Ф.Энгельса - student2.ru =     = Историческая концепция К.Маркса и Ф.Энгельса - student2.ru Производственные отношения  
  Историческая концепция К.Маркса и Ф.Энгельса - student2.ru +  
Способ производства Историческая концепция К.Маркса и Ф.Энгельса - student2.ru Производительные силы  
     
  Историческая концепция К.Маркса и Ф.Энгельса - student2.ru Смена одной общественно-экономической формации другой   Социальная революция
   
           

1. Структуру формации составляют базис и надстройка. Базис – основа формации – это совокупность общественных отношений, характерных для того или иного способа производства: отношения собственности, отношения, связанные в самим производством, распределением, обменом и потреблением.

Надстройка – отношения, выходящие за пределы экономических: совокупность политических, правовых, идеологических, религиозных и иных взглядов, учреждений и отношений.

2. Взаимодействие производительных сил и производственных отношений имеет характер определенного закона. Подвижно изменяющиеся производительные силы обгоняют относительно устойчивые производственные отношения. Их несоответствие приводит в конечном счете к конфликту, который является объективной основой социальных революций.

3. Социальная революция является высшей формой классовой борьбы в обществах, основанных на частной собственности и неравенстве классов. Ф.Энгельс называл теорию классовой борьбы и социальных революций «великим законом движения истории», «ключом к пониманию истории».

Из вышесказанного можно выделить две характеристики марксистского видения исторического процесса. Во-первых, это взгляд на общество как на сложную систему, систему подвижную, закономерно развивающуюся в пространстве и времени. Во-вторых, марксизм пытается на основе детерминистского принципа «вывести» все общественные отношения из отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Это не что иное, как попытка системного анализа общества. Но экономический детерминизм[*] ведет к упрощению реальной, сложной, многомерной действительности. «Не существует односторонней истории» (Ф.Бродель).

Кроме того, жесткий детерминизм отодвигает на второй план человека и человеческую деятельность. И, конечно, историческая концепция Маркса не может служить универсальной моделью изучения истории во всем многообразии ее проявлений.

Наши рекомендации