Рабочий фольклор эпохи капитализма.


В эпоху капитализма в рабочем фольклоре создаются сказы, пословицы и поговорки. Однако ведущее положение в устной поэзии рабочих этого времени занимают песенные жанры (собственно песни и частушки).
В рабочих песнях и частушках эпохи капитализма получили дальнейшее развитие основные темы и образы рабочих песен дореформенного времени, но в них появляются также новые темы и образы. Их главным источником и содержанием становятся современность, важнейшие общественные явления пореформенного времени.
После Крестьянской реформы 1861 г. развитие капитализма в России с каждым новым десятилетием принимало все больший и больший размах. «После падения крепостного права,— писал В. И. Ленин, —в России все быстрее и быстрее развивались города, росли фабрики и заводы, строились железные дороги. На смену крепостной России шла Россия капиталистическая» (Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 20, с. 141).
Все это получило яркое отражение в рабочих песнях пореформенного времени. Многие из этих песен посвящены рассказам о постройке новых фабрик и заводов. Так, одна из них начинается с рассказа о том, как «в Москве строили палаты на все стороны покаты» [27, 242]. В другой сообщается, как в Вологодской губернии, в «Устюгинском округе», «во Двинской трете», «на Синеге реке», «Синегодской волости», «на Грибановской земле» «распространился завод» [27, 242]. В третьей говорится о постройке «большой фабрики-прядильни» под Ярославлем [27, 242]. В четвертой описывается строительство новой большой фабрики капиталистами Морозовыми [27, 242]. Возникают также песни, в которых рассказывается о строительстве железных дорог в центральных районах России [27, 197-198].
В связи с ростом городов, промышленности, сети железных дорог значительно возрастает число рабочих. Источником попол-
нения рядов рабочего класса в этот период было классовое расслоение в деревне, вымирание когда-то более или менее единого сословия патриархального крестьянства, процесс так называемого раскрестьянивания: разделение крестьян на массу бедняков и горсточку кулаков-богатеев. «Все пореформенное сорокалетие,— писал В. И. Ленин,— есть один сплошной процесс этого раскрестьянивания, процесс медленного, мучительного вымирания» (Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 4, с. 431).
После реформы многие крестьяне, не имея средств на выкуп земли и на существование, покидали деревню и уходили в город на заработки. С уходом в город связывалась надежда заработать определенную сумму денег, поправить свое материальное положение. Однако этим мечтам беднейшей части крестьян-отходников не суждено было сбыться. Об этом красноречиво говорится в самой популярной песне отходников «Я с хозяином расчелся». Песня бытовала во множестве самых разнообразных вариантов. Но общий смысл всех этих вариантов одинаков: молодой деревенский парень вздумал в городе (на фабрике, на заводе, в руднике и т. п.) пожить, чтобы честным трудом заработать деньги. Но при расчете он ничего не получил и вынужден был возвратиться домой без гроша. Один из самых ранних вариантов этой песни сообщает, что обиженный таким расчетом деревенский парень «кулаком слезы отер» и отправился «в дальний путь».
Силы, зренье потерял, Нужду, горе я узнал И теперь иду домой Ходить по миру с сумой.
Получив широкое распространение не только среди сезонных рабочих-отходников, но и среди кадровых рабочих, песня наполнилась острым социальным содержанием. Так, среди рабочих известных морозовских фабрик в 80—90-е годы XIX в. эта песня, начинающаяся строкой «Я с Морозовым расчелся» имела следующее содержание. Ничего не получив при расчете, рабочий возвращается домой. Он думает о своих детях, жене, которые, по его предположению, теперь «голодают, под окном корки собирают». Песня заканчивается гневным проклятием фабриканту Морозову и горькими размышлениями уволенного рабочего о своей участи:
Провалися вы, машины, И с Морозовым купцом, Кровопивцем, подлецом. Лет пятнадцать проработал, Кукиш с маслом заработал.
Вернувшийся из города отходник во многом был уже не похож на своего соседа, забитого патриархального крестьянина. В этой связи В. И. Ленин писал: «На смену оседлому, забитому, приросшему к своей деревне, верившему попам, боявшемуся «начальства» крепостному крестьянину вырастало новое поколение крестьян, побывавших в отхожих промыслах, в городах, научившихся кой-чему из горького опыта бродячей жизни и наемной работы» (Ленин



Наши рекомендации