Фольклор периода капитализма
Новые социально-исторические условия существования русского фольклора. Эпоха капитализма в России начинается с середины 60-х годов XIX в., хотя он и зарождается значительно раньше. Освобождение крестьян от крепостной зависимости было результатом разрушения феодально-крепостнического строя и развития капитализма и, в свою очередь, дало толчок его дальнейшему и быстрому развитию.
Важную роль в этом сыграла Крымская война 1853—1856 гг., показавшая гнилость самодержавно-крепостнической системы. Предреформенное время, как и послереформенное, характеризуется крестьянскими волнениями. Реформа обманула ожидания крестьян, которые были освобождены без земли (они должны были выкупать ее у помещиков). Несмотря на то что крестьяне стали независимы от помещика в правовом отношении, в экономическом они и теперь полностью от него зависели: в его руках была земля, по традиции они подчинялись его приказам.
Во второй половине XIX в. крестьянские волнения в России все более нарастают, как нарастает и вообще освободительное движение, втягивая в свой круг все более широкие народные массы.
В условиях капитализма значительно изменяется положение крестьянства. Оно разоряется, обезземеливается, попадает в долговую кабалу к сельским богачам. Крестьяне начинают уходить на зиму в город на заработки, а к весне возвращаются в деревню для земледельческих работ. В основном из крестьян формируется и рабочий класс.
Изменения экономического и правового положения крестьянства приводят к изменению его жизненного уклада и воззрений. В крестьянской среде выделяются два слоя: отсталое, темное, патриархальное крестьянство и крестьянство революционное, в среде которого рождаются настроения недовольства и протеста. В. И. Ленин отмечал влияние на русскую литературу двух основных слоев русского крестьянства. Так, Лев Толстой воспринял и отразил психологию патриархального крестьянства (см.: Ленин В.И. Поли, собр. соч., т. 20, с. 39). На этой почве родилось учение Толстого о непротивлении злу насилием. В творчестве революционных демократов во главе с Чернышевским отразились настроения революционного крестьянства, что послужило основой революционно-демократической идеологии с ее идеей крестьянской революции (см.: Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 20, с. 174—175). Понятно, что два слоя крестьянства с их различной психологией и настроениями оказали воздействие и на характер фольклора.
В среде патриархального крестьянства более устойчивыми были традиционные жанры фольклора, особенно жанры, для которых свойственны темы утопических мечтаний или мотивы религиозно-мистические, но и здесь накапливались горы ненависти к самодержавию, помещикам и богачам, поэтому и в его творчестве стали появляться недовольство и протест. Более сильно эти чувства выражались в творчестве революционно настроенного крестьянства.
Общие изменения в традиционных жанрах.
Во второй половине XIX — начале XX в., на которые приходится все более быстрое и широкое развитие капитализма в России, в фольклоре происходят изменения двух типов: с одной стороны, сильно изменялись жанры старого, традиционного фольклора, а с другой —возникали новые жанры, естественно, на основе старых или на общефольклорной основе.
Изменения традиционных жанров сводились к следующему:
а) хотя эти жанры еще сохранялись, область их распространения сужалась, а некоторые жанры, такие, как историческая песня,
выходили уже из употребления (последними историческими песнями были песни о Крымской войне и Русско-турецкой войне
1877—1878 гг.); более устойчивыми были сюжеты и стиль былин, сказок и лирических песен;
б) все жанры фольклора более живо и остро стали откликаться
на события и запросы жизни;
в) значительно обновлялась тематика фольклора; в ней находят отражение освобождение крестьян от крепостной зависимости, тяжелое их положение, отходничество, бедность и голод; в произведениях фольклора стали изображаться новые отношения людей, новое «обхождение», новые черты быта, костюма и т. д.;
в то же время уменьшается популярность темы крепостной неволи, столь характерной для фольклора предыдущего периода его истории;
г) усиливались сатирические мотивы и критическая направленность ряда фольклорных жанров, особенно сказки и песни; основой этого служило обострение социальных противоречий; целью сатиры все более становятся обличение власти денег и произвола властей;
д) во многих жанрах фольклора возросла роль импровизации,больше места заняли повествовательность и автобиографичность, особенно в сказках и песнях об уходе в город на заработки;
е) расширяются связи фольклора с литературой, в результате чего в фольклор входят многие литературные песни; фольклорные жанры испытывают влияние литературных приемов и форм,
ритмов и звуковой организации стиха (рифмы), книжной образности и фразеологии; возрастает значение литературы для эстетического развития крестьян.
Все это свидетельствует о том, что традиционные жанры фольклора в значительной степени начинают переживать процесс разрушения.
Новые явления в фольклоре. Изменения, совершавшиеся в фольклоре этого времени, касались не только традиционных жанров. Возникали и совершенно новые явления. К таким явлениям надо отнести:
а) формирование и быстрое распространение жанров, не существовавших ранее, например частушки;
б) широкое развитие рабочего фольклора, который вначале был тесно связан с традициями крестьянского творчества, а затем приобретает большую самостоятельность и своеобразие;
в) зарождение и развитие индивидуально-творческого начала,
появление поэтов-певцов, использование литературных форм творчества, что, с одной стороны, является результатом влияния литературы, а с другой —ведет к расширению связей фольклора
и литературы.
Все эти процессы изменяют общий характер русского фольклора второй половины XIX — начала XX в., что можно было бы определить как возрастание его реалистичности, которое сказалось как в содержании, так и в форме, художественных особенностях произведений различных жанров. Но, естественно, это яснее выразилось в произведениях тех жанров, которые были более подвижны и оперативны. Однако даже и в таких жанрах, как сказка, т. е. жанрах с устойчивой поэтикой, наблюдается несомненное усиление реалистичности, что проявляется в большей популярности бытовых сюжетов, в отражении новых особенностей быта, в большей степени детализации при изображении героев и событий.
Изменения в традиционных жанрах. Изменения традиционных жанров русского фольклора во второй половине XIX — начале XX в. сводилось к ряду особенностей. Для былин характерно следующее:
а) область бытования былин сильно сужается; теперь они исполняются лишь на севере России и почти выходят из употребления в Сибири;
б) еще живут талантливые сказители, как, например, Трофим
Рябинин, Василий Щеголенок, Григорий Якушев, но число их
становится все меньше, а репертуар все уже; искусство исполнения
былин начинает падать;
в) героические былины поются редко, более популярными становятся новеллистические сюжеты.
Сказки еще очень популярны. Н. Е. Онучков, Д. К. Зеленин, братья Б. М. и Ю. М. Соколовы записывают значительное число весьма ценных текстов на Севере. Однако для сказки этого времени характерны:
а) сужение области бытования;
б) относительная устойчивость поэтики, но изменение в соотношении разновидностей сказок; популярность волшебных сказок
сильно уменьшается, а возрастает популярность бытовых сказок,
особенно социально-бытовых;
в) изменения в тематике и героях сказки: менее популярными,
нежели ранее, становятся сказки о мужике и барине; еще очень
популярны сказки о мужике и попе; в сказки входит новый персонаж — купец, жадный, глупый, жестокий, которому противостоит крестьянин-бедняк;
г) популярными становятся мотив царской службы и образ
солдата;
д) обостряется сатирическая направленность сказки;
е) поэтика сказки хотя и устойчива, но постепенно упрощается,
сказки бытового характера приближаются к сказу или рассказу,
стиль волшебных сказок явно снижается.
Из других прозаических жанров важное идейно-эстетическое значение получают социально-утопические легенды. Почвой для их распространения служит недовольство народа как результат крестьянского разорения; характерно, что в конце XIX —начале XX в. усиливается переселенчество в Сибирь в Среднюю Азию. Если ранее популярны были легенды об избавителях народа, о народных царях, то теперь наиболее популярными становятся легенды о богатырях и счастливых землях. Это также старые легенды, но особую почву получают они в народе в связи с возможностью свободного переселения в другие края, в результате присоединения к России новых территорий, например Средней Азии.
Песенные жанры русского фольклора также переживают в это 314 время значительные изменения. Следует заметить, что песня в этот период была основным жанром. Это объясняется тем, что в ней запечатлены чувства, мысли и взаимоотношения, которые носят общечеловеческий характер, а поэтому близки многим и могут волновать людей разных поколений и разного времени. В конце XIX —начале XX в. появилось много сборников песен, что свидетельствовало о широком распространении и жизненности этого жанра. Песня как вид была еще устойчивой в своей поэтике, но в то же время она испытывала влияние ряда факторов, которые вызывали в ней изменения: одни группы песен были более популярны, другие — выходили из употребления. Иначе говоря, не все песни одинаково сохранялись в репертуаре деревни.
Кроме того, ломка патриархального быта, разрушение патриархальной семьи подрывали почву традиционных семейно-бытовых и любовных песен. Их распространение сужалось. Этому способствует также появление в репертуаре деревни «жестокого» романса, который быстро вытеснял песню. В самих песнях нашли место новые образы и мотивы как отражение новых условий жизни. Так, в семейно-бытовых и любовных песнях новым явлением был образ самостоятельной в семье и личных отношениях женщины. Все чаще и чаще встречаются в песнях образы девушки и замужней женщины, не покоряющихся бессловесно родителям, мужу, свекру и свекрови.
Но все более в народных песнях звучат ноты недовольства и протеста, мотивы социальные. Они особенно ярки в рекрутских и солдатских песнях, весьма распространенных в это время. В них нередко подчеркивается, что в солдаты берут бедного, а богатый гуляет на воле. Тяжесть солдатской службы и жестокость начальства — частая тема солдатских песен.
Рекрутские и солдатские песни в связи с ростом классового сознания крестьян и с нарастанием социальных противоречий принимают все более обличительный характер. Трагизм крестьянской жизни и судьбы особенно ясно раскрывается в причитаниях. Крестьянские плачи, например плачи талантливой народной вопленицы Ирины Федосовой, о которой с восхищением писал М. Горький, раскрывают тяжесть положения русской деревни. Они и трагичны, и глубоко лиричны. В них переданы чувства и настроения русского северного крестьянства в конце XIX в.
Положение народных масс, пробудившихся к борьбе за свои человеческие права, ярко отразилось и в необычайно популярных с конца XIX в. тюремных песнях, которые все более и более принимали революционно-бунтарский характер. Это сделало популярными в народе и литературные песни на темы тюрьмы, каторги и ссылки. Так, в народ вошла и стала исключительно распространенной песня сибирского поэта Д. П. Давыдова «Славное море священный Байкал...».
В фольклоре в это время возник, быстро и широко распространялся новый жанр — частушка, самый подвижный, живой и многотемный. Разнообразие тем частушки со временем все более возрастало.
В истории развития народного сознания частушка сыграла 315 важную роль, так как быстро откликалась на общественно значимые темы. Она разоблачала произвол властей, сущность столыпинских реформ, преступность русско-японской войны, империалистический характер первой мировой войны, деятельность государственной думы. Своей многотемностькх бытовой детализацией, простотой стиля частушка усиливала общий реалистический характер фольклора того времени.
На частушке сказалось влияние литературной техники, литературной песни —в строфике, ритмике и частичном употреблении рифмы нового для фольклора типа.
Важную роль в тех изменениях, какие пережил фольклор конца XIX —начала XX в., сыграло расширение связей народной поэзии и литературы. Здесь надо отметить два явления: с одной стороны, широкое вхождение в народ литературных песен и их творческую переработку в народной среде, с другой — их влияние на народные песни и частушки, а также широкое распространение ! в народе так называемых «жестоких» романсов типа «Маруся отравилась», «Пускай могила меня накажет», «Сухой бы я корочкой питалась». Вместе с обогащением народной песни, которое несло с собой влияние литературных произведений, происходило и снижение художественного качества песен.
Рабочий фольклор
До сих пор предметом рассмотрения был преимущественно традиционный (досоветский) крестьянский фольклор, т. е. устная поэзия основного класса старой России. В той или иной мере затрагивался также фольклор выходцев из крестьянской среды—бурлаков, ямщиков, солдат и казаков. Однако особый интерес для нас представляет устная поэзия рабочих, которая со временем занимала все большее место в русском фольклоре. Особенности идейно-тематического содержания и функций рабочей поэзии всецело обусловлены особенностями возникновения и развития рабочего класса России, его общественной ролью в жизни страны.
Рабочий класс в России формируется в условиях феодально-крепостнических отношений. Первые рабочие появились на ткацких мануфактурах, которые возникли в России в XVII в. и довольно широкое развитие получили в XVIII в. Мануфактурное производство развивается преимущественно в центральных губерниях. В Сибири же и на Урале в XVIII в. возникает приисковое и горнорудное производство. Мануфактурный труд был ручным, малопродуктивным. Поэтому уже в XVIII в. в России появляются фабрики с их более производительным, машинным производством. Постепенно фабрика вытесняет мануфактуру.
Формирующийся класс рабочих был очень пестрым по своему составу. Основную часть рабочих XVIII и первой Половины XIX в. составляли крепостные. Это были крепостные рабочие в усадебных барских заводах; «посессионные рабочие», т. е. крестьяне, прикрепляемые к купеческим фабрикам; «приписные» крестьяне, т. е. приписанные к государственным и частовладельческим предприятиям, ссыльные, каторжные и беглые, насильственно отданные на рудники и заводы, и, наконец, вольнонаемные рабочие из оброчных крестьян.
После Крестьянской реформы 1861 г. развитие капитализма в России усилилось. Идет быстрый рост числа рабочих. В последней трети XIX в. происходит бурный процесс «раскрестьянивания», в России окончательно складывается промышленный пролетариат. В формирующемся новом классе России постепенно создаются свои условия жизни, труда и быта, возникают своя психология и свое мировоззрение.
Уже с самого начала жизнь рабочих складывается очень тяжело. Изнурительный труд, крайне низкая заработная плата, бесчеловечные условия существования и бесконтрольное использование труда женщин, детей и подростков приводили к тому, что рабочие очень рано стали высказывать недовольство. Уже в 1737 г. произошли волнения рабочих московских и казанских мануфактур. Рабочие уральских заводов приняли активное участие в пугачевском движении (1773-1775). Волнения рабочих продолжались в конце XVIII и в первой половине XIX в. Еще более они усилились в пореформенное время. Наивысший подъем рабочее движение получило в период первой русской революции. История рабочего класса, его жизнь и труд, процесс формирования рабочей идеологии получили ярчайшее выражение в его устном поэтическом творчестве.
Собирание и изучение рабочего фольклора. Отдельные записи и публикации произведений рабочего фольклора, относящиеся к XVIII и первой половине XIX в., являются чисто случайными. К таким записям рабочего фольклора прежде всего следует отнести некоторые пословицы и поговорки, попавшие в сборники XVIII и первой половины XIX в., а также в сборник В. И. Даля «Пословицы русского народа», материалы которого собирались начиная с 30-х годов XIX в.
К числу таких же случайных записей можно отнести и те 317 немногие рабочие песни, которые впоследствии были обнаружены в рукописных и печатных песенниках XVIII в. Наиболее интересными являются песни «Как во городе во Санктпитере», «Ах, у нашего у сударя света батюшки» и «Близко, близко городочка».
Рабочий фольклор в пореформенный период получает все большее развитие, он становится заметным явлением, вызывает живой общественный интерес, а поэтому публикуется прежде всего и периодической печати. Так, в 60—80-е годы, в различных газетах и журналах (в журнале. «Современник», газетах «Томские губернские ведомости», «Сибирская газета», «Русские ведомости» и др.) были опубликованы рабочие песни «Лет семнадцати мальчишка», «Не последний был красильщик», «О, се горные работы», «Обещал Ваня жить в деревне», «Как рабочий Голубкова», «Что баклашински ребята», «Уж ты зимушка-зима», «Что шахтерска жизнь проклята», «На Донской земле привольной» и др. В газетах печатались также отдельные рабочие пословицы и поговорки. См., например., «Воло-гтодские губернские ведомости» (1888, № 11, 14, 15, 20).
В это же время произведения рабочего фольклора появляются н различных трудах и сборниках академического характера. Так, например, у С.Турбина в «Стране изгнания» (1872) приводится песня приискателей «Мы по собственной охоте», в сборнике В.Магниц-ского «Песни крестьян села Беловолжского...» (1877) печатается рабочая песня «Слава богу, наш хозяин», в «Записках Уральского общества любителей естествознания» (1881) публикуются посло-пицы и поговорки, записанные на одном каменном заводе Урала, и книге М. Огиевского «Новые элементы в южно-русском песенном пюрчестве» (1892) приводится рабочая песня «Ой, на горке на крутой» и т. д.
Однако пробудившееся всеобщее внимание к рабочему фольклору отнюдь не говорит об одинаково благосклонном к нему отношении. Как раз наоборот. Представители разных социальных групп, различных социологических направлений относились к рабочему фольклору по-разному.
Положительно оценивали новый (в том числе и рабочий) фольклор, видели в нем отражение нового этапа в историческом развитии России прогрессивные деятели русской культуры. Примером могут служить очерк Г. И. Успенского «Новые народные песни» (Русские ведомости, 1889, № 100) и статья публициста В Арефьева «К вопросу о собирской песне» («Сибирский сборник, 1889, вып. 1). Об историческом значении новой народной поэзии говорил и представитель прогрессивной части академической филологической науки В. Н. Перетц («Современная русская народная песня», 1893).
Резко отрицательно отнеслись к рабочему фольклору представители либерально-народнического направления в русской социологии и фольклористике конца XIX в. В новом фольклоре эпохи капитализма, в том числе и в рабочей поэзии, они видели крах, деградацию, гибель национального народного творчества (А. Раздольский, И. Львов, В. Михневич, П. Тиховский).
Идейный разгром либеральному народничеству нанес В. И. Ленин в работе «Что такое «друзья • народа» и как они воюют против "социал-демократов?» (1894). Громадное значение для уяснения особенностей развития капитализма в России, положения рабочих при капитализме, осмысления общественной роли рабочего класса, его мировоззрения, культуры, в том числе и фольклора, имел и имеет гениальный труд В. И. Ленина «Развитие капитализма в России» (1896—1899).
С середины 90-х годов XIX в. фольклор начинает играть большую роль в политической борьбе рабочих. Среди рабочих все шире распространяются революционные песни. Под влиянием ленинских идей в начале XX в. значительно активизируется работа по пропаганде революционной пролетарской поэзии. В большевистских газетах «Искра», «Вперед», «Пролетарий», «Звезда» и «Правда», в подпольных листовках и прокламациях систематически печатаются революционные песни и стихотворения.
.В.И.Ленин в статьях «Евгений Потье» и «Развитие рабочих хоров в Германии», напечатанных в 1913 г., показал большую роль пролетарской песни в международном революционном движении. Эти статьи В. И. Ленина, а также его знаменитая работа «Партийная организация и партийная литература» явились для советской фольклористики идейной и методологической основой в изучении рабочего фольклора.
В советское время проводится большая работа по изучению рабочего фольклора. Прежде всего поднимается вопрос о необходимости организации работы по сбору самого материала. Дело в том, что в дореволюционное время было записано очень мало произведений рабочего фольклора. Собранного материала было совершенно недостаточно для научного решения многих важных вопросов, связанных с изучением рабочего фольклора. Поэтому уже в 1921 г. в одном из своих докладов Ю. М. Соколов ставит вопрос о необходимости организации широкой работы по собиранию рабочего фольклора. В 1924 г. Ю. М. Соколов организует студенческую экспедицию на фарфоро-фаянсовую фабрику им. Калинина Тверской губернии. Под его руководством московские фольклористы в 1927—1928 гг. ведут запись рабочего фольклора на предприятиях Орехово-Зуева (П. М. Соболев), в 1929 г. —на тульских заводах (Ф.П.Филин), в 1930 г. на заводах Москвы и Орехова-Зуева (Э. В. Гофман, Р. С. Липец, С. И. Минц) и в Нижнем Новгороде (Ю. А. Самарин).
В начале 30-х годов от кадровых рабочих ленинградских заводов записывают старые рабочие песни А. М. Астахова, 3. В. Эвальд, П. Г. Ширяева, А. Н. Лозанова и другие фольклористы. В это же время начинается сбор произведений рабочего фольклора во Владимирской и Ивано-Вознесенской губерниях. Появляются новые публикации рабочего фольклора [33, № 1230—1236].
В 1935 г. под редакцией А. М. Горького вышел сборник «Были горы Высокой. Рассказы рабочих Высокогорского железного рудника о старой и новой жизни». Издание сборника положило начало активному собиранию устных сказов (рассказов) рабочих.
Во второй половине 30-х годов широко развернулась работа по записи рабочего фольклора в районах Урала, Сибири и Донбасса. Печатаются сборники, содержащие ценные материалы старого рабочего фольклора. Наиболее значительны из них следующие: Бирюков В. П. «Дореволюционный фольклор на Урале» (1936) Блинова Е.М. «Сказы, песни и частушки» (1937); Мисюрев А. А «Легенды и были. Сказания алтайских мастеровых» (1938) Гуревич А. «Фольклор Восточной Сибири» (1938); его же. «Песни и устные рассказы рабочих старой Сибири» (1940); Ионов А. В. «Песни и сказы шахтеров» (1940) и др. Названные сборники содержали произведения старого рабочего фольклора, сохранившиеся в народной памяти.
В эти годы проводится обследование архивов и различных печатных источников. Особенно ценные материалы дало обследование дореволюционных изданий большевистской печати. Выходят сборники, в которых публикуются революционные стихотворения и песни рабочих. Наиболее значительными из них являются: Песни уральского революционного подполья (1935); Песни и сказки на Онежском заводе (1937). Революционные стихотворения и песни помещаются также в вышедшем в серии «Библиотека поэта» трехтомнике «Пролетарские поэты» (1935, т. 1; 1936, т. 2; 1939, т. 3).
Работа по собиранию и публикации произведений старого рибочего фольклора продолжается и в послевоенные годы. В это иремя выходят следующие сборники: КитайникМ. Г. «Устные рассказы уральских рабочих» (1953); Бирюков В. П. «Урал в его живом слове» (1953); Мисюрев А. А. «Предания и сказы Западной Сибири» (1954); Ионов А. В. «Песни и сказы Донбасса» (1960) и др.
Одновременно с собиранием и публикацией рабочего фольклора и советской фольклористике идет и его изучение. Исследование осуществляется в двух основных направлениях: а) раскрытие
современного состояния рабочего фольклора и б) изучение его истории.
Для первого направления показательны статьи Ю. М. Соколова «Песни фабрики и деревни» [33, № 3000], А. М. Смирнова-Кутачевского «В щелочах и кислотах» [33, № 3002], П. М. Соболева «О песенном репертуаре современной фабрики» [33, № 3005], Р. С. Липец «Изучение фольклора подмосковных мастеров» [33, № 3019].
Для второго направления характерны статьи П. М. Соболева «Образ фабрично-заводского рабочего в песенном фольклоре XIX в.» [33, № ЗОЮ], А. Н. Лозановой «Фа&рично-заводские песни крепостной России» [33, № 3029], С. Дмитриева «Рабочий фольклор XVIII века» [33, № 3037], Г. Владимирского «Рабочие песни XIX века» [33, № 3039], П. Г. Ширяевой «Фольклор фабричнозаводских рабочих в революции 1905 года» [33, № 3077].
Очень рано в советской фольклористике обнаруживается интерес к книжной революционной поэзии, бытующей среди рабочих. Примером . могут служит статьи П. Н. Лепешинского «Старые песни революции» [33, № 3001], К. Боголюбова и М. Кашеварова «Песни уральского революционного подполья» [33, № 3023], В. Чичерова «Революционные песни 1905 года» [33, № 3032], А. Л. Дымшица «О рабочих марсельезах» [33, № 3050] и др.
Интерес к революционной поэзии пролетариата остается устойчивым на протяжении всей истории советской фольклористики.
В советской фольклористике довоенного периода в центре внимания стоят следующие вопросы: 1) происхождение и условия 320 формирования рабочего фольклора; 2) связь рабочего фольклора с традиционными жанрами крестьянского и солдатского фольклора; 3) новаторский характер, устной рабочей поэзии; 4) общественные функции произведений рабочего фольклора и 5) связь рабочего фольклора с книжной поэзией пролетариата.
Эти вопросы находятся в центре внимания советских фольклористов и в послевоенные годы. Однако в это время в изучении рабочего фольклора выдвигаются и новые проблемы. Поднимается важная теоретическая проблема жанровой классификации рабочего фольклора [34, № 1719]. Особое внимание исследователей привлекают прозаические жанры (до этого- исследовались главным образом рабочие песни), например в работе А. И. Лазарева «Предания рабочих Урала как художественное явление» (1970). Появились обобщающие работы по истории рабочего фольклора (см., например: О. Б. Алексеева. Устная поэзия русских рабочих, 1971). Всесторонне исследуется проблема взаимовлияния рабочего фольклора и литературы. С одной стороны, раскрывается значение литературы в формировании рабочего фольклора [34, № 1745], а с другой — рассматривается использование рабочего фольклора в литературном творчестве [32, № 2329].
Из сказанного можно заключить, что собирание и изучение старого рабочего фольклора имеет большую, более чем двухсотлетнюю историю. Без преувеличения можно сказать, что собирание и изучение рабочего фольклора в советской фольклористике выделилось в специальное направление. Советскими учеными собран значительный материал по рабочему фольклору, поставлены важные проблемы в его изучении.