Теория происхождения искусства.
Советская наука придерживается теории трудового происхождения языка и искусства. Она отвергает буржуазные теории — биологическую, игровую и религиозную.
Первая из этих теорий, т. е. биологическая, основана на мнении, что способность к искусству, к художественному творчеству—врожденная способность человека, что он получает ее от природы. Однако «законы красоты» складывались исторически, постепенно. Они стали зарождаться с того времени, как в труде, в общении с природой человек стал чувствовать красоту, затем воплощать ее в своих произведениях и, наконец, понимать законы красоты. В этом процессе художественного творчества возникло и развилось эстетическое чувство человека.
Вторая из теорий, игровая, основана на мнении, что искусство произошло из игры как подражания трудовым процессам. Но это утверждение несостоятельно, потому что искусство в известных нам формах связано не с игрой, а с трудом и та же игра ведет свое начало от труда.
Третья теория, религиозная, утверждает, что искусство происходит от религии и как бы представляет ее особую форму. Это утверждение, в частности, основывается на том, что почвой многих произведений фольклора служит мифы. Эта теория несостоятельна потому, что искусство и религия —две различные формы общественного сознания и не происходят друг от друга. Кроме того, религия начинает развиваться позже искусства. В этом нас убеждают разыскания археологов и этнографов. На ранних ступенях развития общества религии еще не существовало.
Искусство и труд. Возникновение и развитие искусства связано с трудовой деятельностью первобытного человека, а возникновение и развитие искусства слова связано с возникновением и развитием языка, который также возникает и развивается в связи с необходимостью общения людей в процессе труда. Все это целостный, единый процесс.
Первичные формы искусства связаны с трудом. Но, естественно, в них проявляются и те формы мышления, какие свойственны тому времени: анимизм, магия, тотемизм, а затем и мифология.
Древнейшие наскальные и пещерные рисунки изображают зверей, на которых охотился человек, а также и самого человека. Пляски воспроизводили трудовые действия, характерные для охоты, посева, молотьбы. Слово также сопровождало труд и облегчало его. Оно рождалось в общении людей, и чаще всего во время труда. Прежде чем появилась песня, должен был возникнуть язык. Точнее, в процессе возникновения и развития языка возникали и развивались его художественные элементы. Они приобретали все большую выразительность. Огромную роль в зарождении поэзии играл ритм. Сначала это был ритм трудовых действий, которому подчинялась речь. Восклицания и выкрики, сопровождавшие труд, соответствовали ритму труда. Согласуя действия работающих людей, ритм облегчал труд и поэтому доставлял известное удовольствие; здесь скрыты корни эстетического действия ритма, которое появилось и обогащалось в поэзии и музыке.
В человеческом языке все более и более развивались выразительные элементы, приобретавшие эстетический характер. Это были ритмические звуки, звукоподражания, эмоциональные восклицания, зачатки интонационной мелодии, повторения звуков и отрывков речи. Постепенно усложнялся словесный текст, обогащались выразительные средства языка. Слово приобретало все более богатые поэтические функции. Рядом с прямым его значением развивалось переносное значение. Вырабатывались приемы композиции, образные средства, обогащался ритм. Этот процесс, очевидно, уже совершался в так называемых трудовых песнях.
Трудовые песни вначале имели целью облегчить труд, объединить усилия работающих. Позже в них проникают отражения трудового процесса, картины быта, картины природы, складывается своеобразная образность. Весьма важной их задачей становится передача трудового опыта от поколения к поколению. Трудовые песни исполнялись во время работы. Но позже они стали исполняться и во время отдыха, однако связи с трудом не потеряли; только эта связь стала не такой прямой и непосредственной, а более сложной и опосредованной. Трудовые песни приобрели известную самостоятельность. Другие поэтические жанры, возникавшие позже, стали еще более самостоятельными. В фольклоре все более усиливалось эстетическое начало. Трудовые песни вошли затем в игру, в хоровод, в обряд, как песни «А мы просо сеяли, сеяли» и «Уж я сеяла, сеяла ленок» в русском фольклоре.
Синкретизм. Связь всех видов искусства с трудом обусловила своеобразную слитность их существования, так называемый синкретизм. В древнем искусстве отдельные его виды — музыка, танец, поэзия, живопись (татуировка, костюм) — часто существовали вместе в одном произведении. Наиболее самостоятельным, особым видом искусства были живопись и скульптура (резьба по дереву и кости), что объясняется тем, что эти виды искусства пространственные и отличаются от временных — музыки, танца, поэзии, произведения которых располагаются не в пространстве, а во времени. Эти однотипные, временные искусства и существовали слитно в древнейший период жизни общества. Впоследствии они разделяются на самостоятельные виды и развиваются сообразно своим особенностям. Но синкретизм древнего искусства сохранился в некоторых видах народного творчества — в играх, хороводах, обрядах, где существуют слово, напев и движение, взаимно увеличивая выразительность друг друга.
Общие особенности древнейших форм фольклора. Фольклор доклассового, первобытно общинного строя у многих народов имел общие черты в силу того, что народы мира в основном проходили сходные ступени исторического развития. Фольклор этой общественной формации характеризуется следующими особенностями:
в нем еще ясно сохраняются связи с трудовыми процессами;
проявляются следы мышления древней эпохи — анимизма, магических воззрений, тотемизма, мифологии;
реальные явления переплетаются с вымышленными, фантастическими;
развиваются некоторые черты реалистичности: конкретность изображения природы и человека; верность действительности в содержании и формах (условность изображения появляется позже);
постепенно складываются роды, виды и жанры, из которых наиболее древние — пословицы, сказки, загадки, заговоры, легенды; на последнем этапе этой формации зарождаются героический эпос и предания;
господствует коллективное, хоровое начало творчества, одна- 296 ко начинают выделяться певец или запевала;
произведения еще не существуют в устойчивой традиционной форме, как на поздних ступенях развития фольклора, а имеют форму импровизации, т. е. текст, создаваемый в ходе исполнения;
постепенно обогащаются сюжеты, образность, выразительные средства, художественные формы, которые становятся все более традиционными.
Древнейшие формы русского фольклора. Древнерусские племена в своем общественном и культурном развитии прошли такие же ступени, как и племена других европейских народов. Они занимали среднерусскую равнину, территории по Днепру, жили поселениями, расположенными по берегам рек и холмам, строили города, развивали торговлю, ремесла и промыслы. Основой их хозяйства становился земледельческий труд, хотя они занимались также охотой, скотоводством и собиранием грибов, диких плодов и меда. Основой общественного строя был род, роды объединялись в племена, племена в союзы племен, на почве которых и возникла древнерусская народность.
Земледельческий труд и родовой строй определили отличительные особенности их материальной и духовной культуры. У них существовал парный брак. Браки совершались путем «умыкания», похищения или путем купли-продажи за выкуп («вено»). Но у некоторых племен долго еще держались групповые браки, которые по древним обычаям совершались у рек, где встречались представители разных племен и родов. Род был устойчивой общественной единицей, в основе которой лежали общий труд и общее владение имуществом.
Земледелие и родовой строй наложили и свой отпечаток на устно-поэтическое творчество этого времени, прежде всего на трудовые и обрядовые песни. И те и другие были связаны с земледелием, и в тех и в других сказывался родовой строй. Уже в этот период, очевидно, сложились обряды, обусловленные распорядком земледельческих работ в течение года, и песни, сопровождавшие работу, например жнивные.
В жанрах фольклора этого времени, в их темах, сюжетах, героях, образности, ритмике отразились древние - формы труда и всего уклада жизни. В устно-поэтическом творчестве древнерусских племен ясно сказывались особенности мировоззрения того времени —анимизм, магизм, тотемизм, мифология. Они долго затем сохранялись в обрядовой и необрядовой поэзии, в сказках, пословицах и загадках. Но все это искусство было подчинено земледелию, необходимости получить урожай и приплод скота; все это регулировалось родовой организацией жизни.
Анимизм проявился в одухотворении сил и явлений природы, например солнца и месяца, в песнях об их женитьбе, в одухотворении земли («мать сыра земля»), воды, растений, в образах водяного и лешего, в олицетворении Мороза, Весны, Масленицы, Коляды, Овсеня, Костромы. В заговорах обычно обращение к заре-зарнице. В сказках действуют Морской царь, Месяц, Ветер Мороз.
Магия сказалась в заговорах и заклинаниях, в гаданиях о 297 погоде и урожае, в рассказах о колдунах, в превращениях гребешка в лес, а полотенца в реку, в таких чудесных предметах, как скатерть-самобранка и ковер-самолет.
Тотемизм выразился в культе медведя и в образе медведя-помощника, в сюжетах о превращении людей в зверей, животных и птиц в людей. Древнерусские племена почитали птиц —лебедя, сокола, петуха, кукушку; петуха, вероятно, потому, что он извещал О наступлении рассвета, а кукушку потому, что она возвещала приход весны. В сказках и былинах есть сюжеты о чудесном происхождении героев от животных, от змея. В песнях балладного типа есть сюжеты о говорящих растениях, вырастающих На могилах людей. В сказках, особенно в сказках о животных, по и не только в них, нередки образы животных, говорящих и действующих, как люди.
Мифология древнерусских племен уже приняла форму определенной системы представлений. Она включала в себя существа Двух типов: богов и духов. В древнерусских летописях и других памятниках письменности и в некоторых жанрах фольклора есть упоминания богов Сварога, Дажьбога, Перуна, Стрибога, Ярилы, Пелеса. Каждый из них воплощал в себе определенное начало или стихию природы, хотя не все еще уточнено наукой в значении древнерусских богов. Сварог был богом солнца, Дажьбог — богом-подателем жизни, Перун —богом грома, Стрибог — богом метра, Ярило — богом света и тепла, Белее — богом — покровителем скота. Одухотворениями сил и явлений природы были водяной пеший, полевик.
У древнерусских племен широко был развит культ предков, Связанный с родовым строем. Он сказался в олицетворении рода
и рожениц, которым приносились жертвы, в похоронных обрядах и поминании предков (радуница, русалии, семик).
Славянская мифология не была столь законченной системой, как греческая. Это объясняется тем, что славяне в своем историческом развитии миновали рабовладельческий строй. В мифологии славян есть только зачатки деления богов на старших и младших соответственно общественному строю государства. Между тем пример Древней Греции и Древнего Рима свидетельствует о том, что мифология особенно богато расцветает в пору рабовладельческого строя.
Памятники фольклора древнерусских племен до нас не дошли. Летописи и памятники других жанров древней литературы сохранили лишь некоторые свидетельства об устно-поэтическом творчестве того времени. В произведениях же фольклора более позднего времени сохранились остатки древнего творчества и древних представлений, так называемые пережитки. Эти пережитки более ясны в календарных обрядовых песнях-колядных, весенних, в заговорах, загадках, причитаниях по мертвым, в сказках и в некоторой мере — в былинах.
Понятно, что в древнерусском фольклоре были не только жанры, в которых отразились анимизм, магия, тотемизм и мифология,но жанры семейно-бытового характера, так как существовали личные отношения внутри рода, парный брак. Наконец, накапливался трудовой и жизненный опыт, который запечатлевался в пословицах. Пока трудно выделить с уверенностью те произведения, которые относятся ко времени доклассового, дофеодального общества; но несомненно, что развитие фольклористики в будущем даст возможность решить эту задачу более основательно. Восстановление картины древнерусского народного творчества - важная научная проблема, требующая обстоятельного изучения.