Образ Данте как человека и поэта эпохи Предвозрождения

Для понимания идейного содержания всей поэмы огромное значение имеет образ главного героя произведения - самого Данте, в котором раскрывается типический характер человека эпохи Проторенессанса с его религиозностью и преклонением перед ортодоксальной теологией с одной стороны, и с его человеколюбием и одновременно с непримиримостью к определённым недостаткам и порокам общества, с его презрением к равнодушию и пассивности, с его преклонением перед античностью – с другой. Именно поэтому так противоречиво отношение Данте ко многим героям «Ада»: к Франческе, Фаринате, Капанею, Улиссу, графу Уголино и др. Понять противоречия Данте – значит, во многом понять и противоречия идейного содержания всей поэмы как типичного памятника литературы Предвозрождения.

Примерный план работы:

1. Данте и его понимание смысла жизни человека. Образ «ничтожных» («равнодушных») и символический смысл их наказания.

2. Гражданская позиция и политическая программа Данте. Образ Фаринаты дельи Уберти и отношение к нему Данте.

3. Концепция земной любви и противоречия её решения у Данте. Образ Франчески да Римини.

4. Отношение Данте к церкви и религии и его противоречия. Образы обитателей 4-го круга ада. Образ папы римского Николая III и символический смысл его наказания.

5. Гуманистические идеи Данте и формы их проявления. Образ Капанея и противоречивое отношение к нему Данте. Образ Улисса, его переосмысление у Данте (по сравнению с Гомером) и идейное содержание.

6. Общие выводы по теме.

Текст

и

Рекомендуемая литература

Те же, что и к Контрольной работе №1.

Контрольная работа № 5

Особенности мировоззрения Франческо Петрарки как первого гуманиста и его книга «Канцоньере»

Примерный план работы:

1. Особенности гуманистической идеологии эпохи Треченто.

2. Особенности мироощущения Петрарки и образ лирического героя в книге. Тема любви и её значение в раскрытии внутреннего мира героя (LVII, LXI, LXII, LXVIII, LXXXV, CXXXII, CXXXIII, CXXXIV, CC, CCI, CCV, CCXI, CCXCII и др.).

3. Образ возлюбленной поэта в книге и его особенности (LXXVII, LXXVIII, CLVII, CLX, CLXV, CCXIII, CCXV, CCXVIII, CCXX и др.). Сравните образ Лауры с образом Прекрасной Дамы в рыцарской лирике и с образом Беатриче в книге Данте «Новая жизнь».

4. Образы природы в книге и их значение в раскрытии мироощущения Петрарки как человека «нового времени» (CLXII, LXVI, CCVIII, CCXXXVII, CCLXXXVIII и др.).

5. Тема смерти в книге и особенности противоречий Петрарки как первого гуманиста (CCLXXII – CCLXXIV и др.).

Текст

Петрарка Ф. Книга песен / Сост., предисл. и примеч. Б. Пуришева. / М., 1963

или

Петрарка Ф. Лирика / Вступ ст. Н. Томашевского. / М.,1980

или

Петрарка Ф. Лирика.Автобиографическая проза / Сост. и предисл. Н.Томашевского. / М., 1989.

Рекомендуемая литература

1. Пуришев Б.И. Литература эпохи Возрождения. Курс лекций / М., 1996. - С.16 – 33.

2. Ревякина Н.В. Проблема человека в итальянском гуманизмевторойполовины XIV –первой половины XV в. / М., 1977.

3. Хлодовский Р.И. Франческо Петрарка: Поэзия гуманизма / М., 1974.

4. Абрамсон М.Л. От Данте к Альберти / М., Наука, 1979. – С. 3 – 65.

Контрольная работа № 6

Идеология гуманизма и её воплощение в книге Джованни Боккаччо «Декамерон».

1. Основные идейно-эстетические принципы гуманизма. Особенности гуманистической концепции человека.

2. Антицерковная направленность романа «Декамерон» (рассмотреть на примере анализа конкретных новелл, например: день I, 1, 2, 3; день III, 4, день IV, 2; день VI, 10; день VIII, новеллы 2, 4, 7).

3. Проблема религии в романе и особенности её решения писателем (день I, новеллы 2, 3).

4. Проблема новой морали в романе и борьба с аскетизмом (день II, новелла 4; день III, 2; день IV, новеллы 1. 9; день V,1,2,3).

5. Демократизм романа и его антисословная направленность (особенности языка, жанра, сюжетов и образов, идейного содержания романа). (Проблему рассмотреть на примере анализа конкретных новелл, например: день III, новеллы 2, 9 и др.).

6. Особенности гуманистической концепции человека и её отражение в романе (анализ новелл: день II, 3, 4, 5, 7; день III, 9; день VI , 2 и др.).

7. Общие выводы по теме.

Текст

Боккаччо Дж. Декамерон. / Вступ.ст. Р.Хлодовского / М., 1970, БВЛ. Т.29

или

Боккаччо Дж. Декамерон. / Вступ. Ст. Б.И. Пуришева / М., 1989.

Рекомендуемая литература

1. Пуришев Б. И.Литература эпохи Возрождения. Курс лекций / М., 1996. - С.33 –60.

2. Пуришев Б.И. Зарубежная литература. Эпоха Возрождения / М., 1976. - С. 38 – 52.

3. Ревякина Н.В. Проблема человека в итальянском гуманизме второй половины XIV – первой половины XV в. / М., 1977.

4. Хлодовский Р.И. Декамерон: Поэтика и стиль / М., 1982.

5. Шишмарёв В.Ф. Избранные статьи. История итальянской литературы и итальянского языка / Л., 1972.

6. Абрамсон М.Л. От Данте к Альберти / М., Наука, 1979. – С. 7 – 65.

Контрольная работа № 7

Наши рекомендации