Маршрут рассчитан на два дня с одной ночевкой в гостинице.

Новый тур включает в себя автобусную поездку на место приземления первого космонавта Ю.А. Гагарина, посещение уникального археологического поселения и экскурсию по го­роду Энгельсу.

Первый день

Выезд на автобусе из Самары.

Приезд в город Энгельс.

12.30. Обед в столовой по предварительной договоренности.

Отъезд к месту приземления Ю.А. Гагарина.

Экскурсия на месте приземления Ю.А. Гагарина.

Осмотр археологического памятника эпохи бронзы.

Пикник на берегу Волги.

Отъезд в город Энгельс.

Размещение в гостинице.

18.30. Ужин в столовой по предварительной договоренности.

Прогулка по вечернему Энгельсу.

Второй день

Завтрак в столовой.

Посещение музея боевой авиации на Энгельсском аэродроме.

П.30. Экскурсия по Энгельсскому краеведческому музею.

Обед в столовой.

Участие в литературном театрализованном празднике «Кондуит

И Швамбрания» в доме-музее Льва Кассиля.

Отъезд в Самару.

Бизнес-планв туризме - это расчетный прогноз предприни­мательской деятельности туристской фирмы, представляю­щий собой подробное описание мероприятий, составленное на конкретный период времени, и включающий в себя опреде­ленное число участников. Бизнес-план включает в себя также определенные шаги по составлению стратегии и тактики дея­тельности турфирмы. В классическом варианте бизнес-план состоит из 12 пунктов.

Бизнес-план туристского проектавключает в себя:

1) титульный лист с названием турфирмы и экскурсионно­го маршрута;

2) резюме проекта с кратким изложением сущности нового маршрута, его целей и задач;

3) перечень участников проекта с описанием всех задейст­вованных в новом маршруте организаций и частных лиц — Му­зеев, транспортников, гостиниц, экскурсоводов, гидов-пере­водчиков и т.д.;

4) краткое поэтапное описание маршрута;

5) характеристика каждого этапа в подробностях;

6) потенциальные конкуренты, организующие подобные туры;

7) основная группа потенциальных клиентов;

8) юридический план;

9) оценка рынков сбыта;

10) оценка рисков и форс-мажорных обстоятельств;

11) финансовый план;

12) ожидаемый эффект от внедрения нового маршрута с учетом экономической прибыли.

На основе правильно составленного бизнес-плана можно в дальнейшем разрабатывать другие маршруты и поездки.

Экскурсионная деятельность

Экскурсия - распространенная форма кратко­срочных туристских путешествий как во внутреннем, так и в международном туризме, относящаяся к познавательно-куль­турным мероприятиям и выполняющая функции информиро­вания, расширения кругозора, организации культурного досу­га и отдыха.

Экскурсии классифицируются: по содержанию, составу участников, месту проведения, способу передвижения участ­ников, форме проведения.

1) По содержаниюэкскурсии делятся на две большие группы - обзорные и тематические.

Обзорные экскурсиичаще всего совершаются пешком или на автотранспорте (автобусные экскурсии). Во время обзор­ных экскурсий осматриваются целые города, небольшие на­селенные пункты, памятники истории или культуры, природ­ные заповедники, музеи, промышленные предприятия. Экс­курсовод сообщает основные факты, не останавливаясь на подробностях и не углубляясь в мелочи. В результате обзор­ной экскурсии туристы получают общее представление о рас­сматриваемом объекте, узнают основные факты и даты. Об­зорная экскурсия - самая распространенная форма внутрен­него туризма для местных и приезжих групп. Форма обзорной экскурсии подходит как для детских и молодежных групп, так и для взрослых и семейных групп. Обзорные экскурсии вклю­чаются в большинство программ внутреннего и въездного ту­ризма.

Например, обзорная экскурсия по городу предполагает осмотр его достопримечательностей в хронологическом по­рядке - от основания города до современных промышленных и других объектов; обзорная экскурсия по музею предполагает осмотр всей экспозиции, построенной по хронологическим принципам (в исторических, палеонтологических и археоло­гических музеях) или иным (в художественных, технологиче­ских, этнографических, естественно-научных музеях).

Примеры обзорных экскурсий:

- обзорная автобусная экскурсия по Москве;

- обзорная теплоходная экскурсия по Санкт-Петербургу;

- обзорная экскурсия по Самарскому историческому музею;

- обзорная автобусная или пешая экскурсия по монастырям Пскова;

- обзорная пешая экскурсия по Астраханскому кремлю;

- обзорная пешая экскурсия по Балаковской атомной станции.

Тематические экскурсииимеют узкую специализацию и ча­ще всего предназначены для школьных или студенческих групп. В настоящее время в России разработано приблизитель­но 30 тыс. экскурсионных тематик. Некоторые уникальные объекты включены в экскурсии различных тематик, например Казанский собор в Санкт-Петербурге включен в архитек­турные, религиозные и обзорные экскурсии по городу. Самые распространенные тематические экскурсии:

- историческая - основой может быть памятник истории, знаме­нательное событие, жизнь и деятельность известного человека;

- археологическая - основана на конкретном историческом па­мятнике, группе памятников или специализированном отделе экспозиции музея;

- литературная - по местам жизни и деятельности великого по­эта или писателя, по улицам города, связанным с периодом в развитии русской или другой национальной литературы, по литературному музею;

- архитектурная - по выдающимся памятникам архитектуры од­ного или нескольких городов, по группе уникальных архитек­турных ансамблей;

- этнографическая - с посещением национальных деревень или экспозиции этнографического музея;

- театральная - с наружным и внутренним осмотром зданий те­атра, знакомством с деятельностью актеров, с посещением спектаклей;

- производственная - с посещением интересных промышлен­ных предприятий, выставок, музеев при них;

- прикладная - с посещением центров народного творчества.

Примеры тематических экскурсий:

- «Древний Изборск» — историческая;

- «Путешествие по Танаису» — археологическая;

- «По лермонтовским местам Пензенской области» - литературная;

- «Деревянное зодчество Суздаля» — архитектурная;

- «В гостях у якутов» — этнографическая;

- «Московский кукольный театр» — театральная;

- «Как рождаются троллейбусы» (по Энгельсскому заводу троллейбу­сов) - производственная;

- «Дымковская игрушка» — прикладная;

- почти каждый российский город предлагает своим гостям и жите­лям такие туры, как «Город купеческий», «Город музыкальный», «Город театральный», «Памятники города», «Музеи города», «Зна­комство с городом».

2) По составу участниковэкскурсии делятся на 11 основных групп:

- взрослые;

- студенческие;

- школьные;

- детские;

- семейные;

- групповые;

- индивидуальные;

- городские;

- сельские;

- местные;

- иностран­ные.

В последнее время появились так называемые VIP-экскур-сии для особо состоятельных и требовательных туристов.

Для каждой из групп туристов разрабатываются отдельные экскурсии по особой, адаптированной программе и методике. Только в этом случае экскурсия может называться профессио­нальной.

3) По месту проведения экскурсии делятся на следующие:

-городские - обзорные и тематические по достопримечатель­ностям города и отдельным знаменательным местам;

- загородные - походы и поездки на природу, к археологиче­ским, архитектурным и геологическим памятникам, к памят­ным местам;

- производственные - поездки на промышленные предприятия и технические объекты;

- музейные - по экспозиции музея.

Все эти экскурсии могут различаться по тематике и составу группы и проходить в разных местах.

4) По способу передвижения экскурсии делятся на две основные группы:

- пешеходные - отдельные и являющиеся частью транспортных. Самые распространенные пешеходные экскурсии - по исто­рическому центру города, музейной экспозиции, промышлен­ному предприятию. Более длительные пешие экскурсии разра­батываются для загородных туров;

- транспортные - автомобильные, автобусные, велосипедные, железнодорожные, теплоходные, конные. Реже встречаются экскурсии на трамваях, троллейбусах, поездах метро, яхтах, ка­терах.

5) По форме проведения экскурсии делятся на 8 основных групп:

-экскурсия-поездка - поездка, организованная на нескольких транспортных средствах, например на трех автобусах, в каж­дом из которых работает экскурсовод. Как правило, такая экс­курсия длится не менее 2 ч;

-экскурсия-прогулка - осмотр городских или загородных дос­топримечательностей с получением небольшого объема ин­формации;

-экскурсия-лекция - осмотр одного или нескольких залов му­зея с подробным рассказом обо всех экспонатах;

-экскурсия-беседа - более простой вариант экскурсии-лекции, предполагающий участие в рассказе экскурсантов и более лег­кую подачу информации;

-экскурсия-спектакль - разновидность театрализованного ту­ризма, предполагающая участие экскурсантов в праздничном шоу, фестивале, фольклорном концерте;

-экскурсия-пикник - вид экскурсии, получивший особенное раз­витие в последнее время и предполагающий сочетание познава­тельной и развлекательной частей во время выезда на природу;

-экскурсия-концерт - обычно посвящается какой-либо опре­деленной музыкальной теме с прослушиванием записей или непосредственным присутствием на концерте;

-экскурсия-игра - предназначена в первую очередь для детских групп, в процессе игровой экскурсии дети в адаптированной форме получают новую информацию, знакомятся с достопри­мечательностями, получают положительные впечатления и эмоции.

Для каждой из форм проведения экскурсий разрабатывает­ся специальная методика и используются различные нагляд­ные средства. Часто в одной экскурсии сочетается несколько форм. Например, экскурсия-поездка включает в себя экс­курсию-беседу и экскурсию-спектакль.

Любая экскурсия должна отвечать таким требованиям, как достоверность информации, познавательная значимость, дос­тупная форма изложения, логичность в построении рассказа.

Первый этап экскурсии - ее разработка, осуществляемая методистами-экскурсоводами, состоит из двух основных эта­пов:

-подбор материалов, отбор объектов, на которых будет строить­ся рассказ;

-составление экскурсионного маршрута, написание содержа­тельной части, разработка методических приемов.

При профессиональном подходе к организации экскурсии составляется технологическая карта- документ, определяю­щий технологию применения методических приемов в соот­ветствии с особенностями экскурсионного маршрута. В техно­логической карте указаны время проведения экскурсии, точ­ный маршрут, объекты показа, перечень основных возможных вопросов, методические указания по проведению.

Второй этап экскурсии - ее проведение. Каждая экскур­сия, включая экскурсии по музейным экспозициям, имеет оп­ределенный заданный и специально разработанный экскурси­онный маршрут, представляющий собой оптимальный путь следования экскурсионной группы.

Экскурсии могут строиться по принципам: хронологии, те­матике, комбинированно по тематике и хронологии.

По принципу хронологиистроятся экскурсии, посвященные известному человеку.

Например, в городе Хвалынске Сара­товской области так построена экскурсия, посвященная из­вестному художнику К.С. Петрову-Водкину. Сначала экскур­совод показывает дом-музей, в котором родился и вырос художник, затем проводит по памятным местам города, свя­занным с именем художника, и заканчивает в художественной галерее, где находится большинство его картин.

По тематическому принципупостроены экскурсии, посвя­щенные какой-либо узкой проблеме в истории города. На­пример, по тематическому плану строятся следующие экс­курсии: «Афанасий Никитин в Твери», «Ростов казачий», «Ар­хитектура Архангельска», «Храмы Углича».

По тематико-хронологическому принципустроятся все об­зорные экскурсии по городам и историко-краеведческим музе­ям. В музее экскурсия начинается с рассказа о далеком про­шлом края и последовательно движется до залов экспозиции, посвященных современности. Обзорные экскурсии по городу также продвигаются от наиболее старых архитектурных по­строек и исторических центров к современным памятникам и зданиям.

Во время проведения экскурсии используются такие мето­дические приемы, сочетающие правила рассказа и показа, как: о четкое объявление темы и цели экскурсии, а также ее маршрута; о краткие ясные характеристики всего увиденного экскурсантами; о ассоциации со временем; о включение элементов беседы; о акцентирование внимания путем изменения силы и тона голоса.

При проведении экскурсии используются два основных элемента — показ, рассказ, которые должны правильно соче­таться: показ должен занимать примерно 2/з всей экскурсии, а рассказ - 1

Рассказ экскурсовода отличается от рассказа лектора тем, что постоянно прерывается показом каких-либо объектов. При переходе от одного объекта к другому экскурсовод должен использовать особые логические переходы (подчиненные, тож­дественные, противоположные и т.д.).

Например: экскурсовод в обзорной экскурсии по городу переходит от рассказа об одной из главных улиц к рассказу о кафедральном собо­ре. Переход может быть следующим: «Еще при основании нашего го­рода на этом самом месте, в исторической части улицы, был построен храм, остававшийся религиозным центром города на протяжении трех веков». Или: «Улица Ильинская, о которой я вам рассказала, носит на­звание старинного храма нашего города, который вы видите перед со­бой, храма Святого Ильи-пророка».

Структура экскурсии:

-введение в тему - обязательное представление экскурсовода, объявление темы, маршрута экскурсии, времени проведения и окончания, инструкция по технике безопасности;

- основная часть - рассказ и показ самых интересных культур­но-исторических достопримечательностей города или опреде­ленного места;

-заключение - итоги экскурсии и информация по другим экс­курсиям, которые могут заинтересовать группу.

Например: обзорная экскурсия «Тверь историческая». Во введении в тему экскурсовод должен представиться, сообщить, что экскурсия автобусная, будет продолжаться 4 ч и включает в себя осмотр памят­ников культуры и истории города Твери.

В основной части экскурсанты познакомятся с храмами города, осмот­рят несколько самых интересных памятников, включая памятник Афа­насию Никитину, тверскому купцу, совершившему знаменитое путе­шествие за три моря, проедут по двум старинным мостам через Волгу, увидят дворец Екатерины Великой, осмотрят парки и фонтаны Твери. В заключение экскурсовод подведет краткие итоги рассказанному, повторит даты основания города, численность населения на сего­дняшний день и предложит на перспективу другие экскурсии, связан­ные с тверской землей, например посещение исторического места -истока Волги или путешествие в старинный городок Торжок.

Живая экскурсия имеет огромные преимущества перед та­кими формами получения информации, как лекция, радиорас сказ, письменные источники, поскольку около 94 % информа­ции люди воспринимают визуально, т.е. глазами.

Экскурсии строятся на показе экскурсионных объектов.В России на государственном учете находится более 100 тыс. памятников истории, археологии, архитектуры, фонды музеев располагают около 50 млн. экспонатов, являющихся потенци­альными объектами экскурсий.

Экскурсионные объекты классифицируются по несколь­ким основаниям:

- по видам - памятники (исторические, архитектурные, литера­турные, археологические, искусства, документальные), объек­ты природы (реки, озера, водохранилища, моря, леса, поля, ро­щи, заповедники, заказники, урочища, горы, ландшафты);

- по содержанию - одноплановые (памятник В.И. Ленину), многоплановые (Московский Кремль);

- по функциональному значению - основные, дополнительные, сопутствующие;

- по степени сохранности - сохранившиеся, реконструирован­ные, перестроенные, восстановленные.

Все интересные культурно-познавательные объекты пас­портизируются, т.е. на них составляются особые списки, кото­рые включают: точный адрес объекта, сохранность, историче­скую или иную значимость, сведения об охране памятника, ис­торию объекта, возможные способы доставки экскурсантов, необычность и уникальность, фотографию.

При подготовке новых туров менеджер может пользоваться паспортами историко-культурных объектов, хранящимися в региональном отделении по охране памятников культурного наследия или в областном/городском архиве.

Наши рекомендации