Разработка и выбор туристских программ

Одна из основных задач, стоящих перед рос­сийским туризмом, - разработка новых направлений во внут­реннем туризме общей стратегии культурного туризма, охва­тывающей максимум различных по характеру и уровню вос­приятия туристских объектов.

При разработке выездных туров и внутренних экскурсий следует применять комплексный подход, т.е. проводить предва­рительный качественный сбор информации, ее анализ и прак­тически применять полученные данные с учетом как имеюще­гося спроса, так и реальных предложений туроператоров, опи­раясь на представление о том, какие виды отдыха существуют и в чем каждый из них заключается.

Основные виды отдыха:

- климатические курорты - купание в море или бассейне, воз­душные ванны, солнечные ванны, терренкур, оздоровитель­ные души и ванны;

- бальнеологические курорты - лечебные программы, включая минеральные воды, грязелечение, обертывания;

- подвижные игры в помещении - игровая гимнастика, танцы, аэробика;

- пассивные занятия в помещении - игры в шахматы, шашки, нарды, карты, чтение, просмотр кинофильмов, вязание, вы­шивание, плетение, рисование, компьютерные игры, участие в беседах и лекциях;

- рыболовство, охота;

- спортивный туризм - водные, пешие, автомобильные и другие виды туризма, включая экстремальный;

- экскурсии - пешеходные, автобусные, познавательные, тема­тические, обзорные;

- любительские занятия на открытом воздухе — садоводство, пчеловодство, сбор ягод, цветов и грибов, уход за домашними животными, сбор растений для гербария, участие в геологиче­ских и ботанических походах;

- театральные спектакли - театрализованные шоу, событийный туризм, ролевые игры.

Учитывая особенности различных видов отдыха, можно на их основе разрабатывать экскурсионные программы и дли­тельные туры.

Одним из самых популярных видов комплексного активно­го отдыха является маршрут, или тур.

Маршрут- заранее спланированный путь передвижения ту­ристов по географическим точкам. На современном турист­ском рынке маршрут часто заменяется термином «тур». Туры разрабатывают заранее, предлагают туристам, затем корректи­руют в соответствии с их запросами. Туры предусматривают размещение, питание, развлечения, экскурсии.

В отечественном туризме маршруты разделяют на 6 групп:

1) по типам - тематический, походный, спортивно-оздоро­вительный, комплексный;

2) по сезонности - круглогодичный, сезонный;

3) по виду трассы - линейный, радиальный, кольцевой;

4) по длительности - выходного дня, короткий, многоднев­ный;

5) по виду транспорта - собственный турфирмы, арендо­ванный, общественный, личный;

6) по способу передвижения - пеший, верховой, велоси­педный, теплоходный, авиационный, автобусный, железнодо­рожный, комплексный.

Линейный маршрут - это поход или поездка в одном на­правлении через несколько пунктов. Например, туристская группа начинает маршрут в Ростове-на-Дону и доезжает до Но­вочеркасска. Такие маршруты популярны среди различных по возрасту и образованию групп.

Кольцевой маршрут - путешествие по символическому кру­гу, которое начинается и заканчивается в одном пункте. Самый известный маршрут - по Золотому кольцу России. Эти мар­шруты популярны среди школьных групп.

Радиальный маршрут- путешествие до пункта назначения и обратно по прямой линии. Например, поездка на теплоходе от Москвы до Нижнего Новгорода и обратно. Данные маршру­ты востребованы в деловом и семейном туризме.

Маршрут выходного дня- небольшие по протяженности и несложные двух-трехдневные туристские маршруты с посеще­нием исторических мест, музеев, природных достопримеча­тельностей. Этот маршрут востребован супружескими парами или семьями с детьми.

Виды экскурсионных поездок:

-индивидуальная - туристское путешествие или по личному приглашению, или по личной договоренности, или по самосамо­стоятельно приобретенному туру;

-информационно-рекламная - путешествие, организованное туроператором для представителей средств массовой инфор­мации с целью их ознакомления с достопримечательностями маршрута для последующей публикации достоверной реклам­ной информации;

-культурно-образовательная - путешествие с целью знакомства с культурными ценностями страны или региона, с участием в фестивалях и театрализованных шоу.

Путешественников доставляют:

-к основному месту отдыха - городу или стране - обычным транспортом - самолетом, поездом, автобусом, теплоходом; специальным чартерным рейсом - транспортным средством, целиком арендованным туристской организацией;

-от места прибытия (из аэропорта, с пристани или от железно­дорожного вокзала) к месту размещения - отелю, гостинице, туристской базе - на автобусах различной вместимости и ком­фортабельности, реже - на легковых автомобилях.

Такая доставка туристов называется «трансфер». Иногда в трансфер входят поездки из гостиницы к месту отдыха - в театр или на экскурсию, но эта услуга не считается обязательной и обычно входит в путевку как дополнительная.

В зависимости от формы оплаты транспортных услуг раз­личают: транстур, когда к обычному туру добавляется проезд туристов от места начала путешествия до первого на маршруте пункта размещения и от последнего на маршруте пункта раз­мещения обратно.

Например: путешествие начинается в Санкт-Петербурге, группа приезжает в Кавказские Минераль­ные Воды, оттуда - в Ессентуки, отдыхает там 20 дней, совме­щая экскурсии с лечением минеральными водами, возвраща­ется в Кавказские Минеральные Воды, а оттуда — в Санкт-Пе­тербург;

-инклюзив-тур - групповое путешествие по определенному маршруту с предварительно оплаченными транспортными расходами. В стоимость некоторых инклюзив-туров включают также дополнительные виды услуг. Подробная характеристика инклюзив-туров содержится в туристских каталогах.

В России на протяжении многих десятилетий самыми востребован­ными являются туры по региональной программе «Золотое наследиеРуси», включающей в себя посещение уникальных природных и исто­рических памятников Новгородской, Псковской, Ленинградской, Тверской областей. «Золотое наследие Руси» разработано акционер­ным туристским обществом и широко использует природные и исто­рические богатства России.

Основными направлениями реализации программы «Золотое насле­дие Руси» являются:

-использование малых форм пригородной рекреации - дач, коттед­жей, парков, ферм;

-развитие инфраструктуры туризма - сооружение дорог, гостиниц, ресторанов, кафе, заправочных станций, бань, придорожных мага­зинов, мотелей, информационных агентств;

-рациональное использование существующих предприятий индуст­рии туризма - туристских баз, отелей, ресторанов, пансионатов, ла­герей отдыха;

-реконструкция предприятий индустрии туризма; о развитие программного туризма; о создание системы рекреационных зон;

-издательская, просветительская и краеведческая деятельность; о содействие развитию предприятий агротуризма - ферм, лесопар­ков, этнографических поселков; о производство экологически чистой продукции. В рамках этой программы организуются разные по продолжительно­сти и тематике туры — многодневные и короткие, познавательные, ре­лигиозные, исторические, рекреационные, экологические, агротуры.

Программы пребывания - особый подробный план меро­приятий - создаются для удовлетворения специализирован­ных или конкретных запросов и интересов туристов. Выделяют следующие виды программ пребывания:

-социальные - мероприятия, приуроченные к празднованию важ­ных дат в городе, регионе, стране, мире. В социальные програм­мы входят туры по обмену группами между городами-побрати­мами, участие в фестивалях, неделях солидарности, поездки по тематическим маршрутам (например, по местам боевой сла­вы определенного полка или армии);

-специализированные - обмен группами в рамках сотрудниче­ства промышленных предприятий, участие в тематических промышленных или сельскохозяйственных выставках;

- культурные - участие в фестивалях искусств, в кинофестива­лях, обмен художественными коллективами;

-научно-образовательные - участие в научно-практических конференциях, симпозиумах, конгрессах, курсах повышения квалификации;

-учебные - обмен группами школьников или студентов в рам­ках сотрудничества учебных заведений;

- обзорные - познавательные и экскурсионные поездки;

-спортивные - участие в региональных, областных, федераль­ных, международных, мировых соревнованиях, состязаниях, чемпионатах.

В большинстве случаев менеджеры планируют по два меро­приятия в день, например спортивное соревнование утром и познавательная экскурсия после обеда или участие в работе выставки утром и встреча с зарубежными коллегами вечером. В каждой туристской организации, как правило, специаль­но разработано несколько местных или федеральных типовых программ пребывания, включающих в себя экскурсии, меро­приятия спортивного и оздоровительного характера, отдых исвободное время. На основе этих видов отдыха и знания осо­бенностей маршрутов можно составлять экскурсионные и рек­реационные программы для туристов.

Разработка региональной программы по туризмуначинается с маркетингового исследования. Далее следуют де­тальная разработка всех нюансов программы, ее поэтапное внедрение и расчет экономической рентабельности.

Первый шаг.

Оценка месторасположения памятника исто­рии и культуры. Для удобства рассмотрим конкретный пример.

Один из туристских брендов Саратовской области - место приземления первого космонавта Ю.А. Гагарина. При разра­ботке экскурсионного тура к этому месту в первую очередь оп­ределяется его местоположение по отношению к близлежа­щим городам и Москве. Место приземления Ю.А. Гагарина на­ходится в 30 км от ближайшего районного центра — города Энгельса Саратовской области, до Саратова 40 км, до Москвы 850 км.

Второй шаг.

Потенциальными посетителями памятника являются школьники и студенты Саратовской области, а также все гости саратовской земли - туристы на отдыхе, специали­сты, совершающие деловые поездки. Большая часть отдыхающих - путешествующие по Волге на теплоходе. За 5-6 ч стоян­ки в Саратове посещение места приземления Гагарина вполне возможно по времени (поездка от пристани до памятника и об­ратно занимает около 2 ч. при небольших транспортных затра­тах. Кроме того, в данном случае клиентами могут быть любые туристы, интересующиеся страницами истории нашей страны и мира, в частности историей освоения космоса.

Третийшаг.

Оценка близко расположенных к рассматри­ваемому бренду памятников природы и старины. Исследова­ния показали, что в 2 км от места расположения памятника Га­гарину, около села Смеловка на берегу Волги, находится уни­кальное археологическое поселение эпохи бронзы. Кроме того, город Энгельс является исторической столицей Автоном­ной Республики Немцев Поволжья; в городе расположены краеведческий музей с интересными экспонатами, дом-музей, в котором жил известный писатель Л .А. Кассиль. На террито­рии города на военном аэродроме открыт для посещения музей боевой российской авиации; на этом аэродроме в 1950-х гг. Га­гарин тренировался в составе первого отряда советских космо­навтов. Других природных и исторических памятников побли­зости нет. Соответственно в туры к месту приземления Гагари­на можно включать осмотр древнего поселения, обзорную экскурсию по краеведческому музею и тематические экскур­сии по дому-музею Л.А. Кассиля и военному аэродрому.

Четвертый шаг.

Определение возможностей приема ту­ристов из других регионов,например из соседней Волгоград­ской и Самарской областей. В Энгельсе, недалеко от места приземления Гагарина, имеются гостиницы с уровнем ком­фортности не выше одной звезды, но с приличным обслужива­нием и невысокими ценами за расселение и питание.

Пятый шаг.

Расчет стоимости тура к месту приземления Ю.А. Гагарина. Само посещение комплекса под открытым не­бом бесплатное. Следовательно, стоимость экскурсии будет складываться из затрат на транспорт, расселение, питание и экскурсионное обслуживание в музеях. На основе полученных данных несложно составить подробную смету.

Шестой шаг.

Конкретная разработка программы с со­ставлением бизнес-плана, включая рекламу по распростране­нию информации относительно нового тура.

Составление туристско-экскурсионного маршрута. После про­ведения подготовительной работы специалист турфирмы пи­шет подробную разработку регионального маршрута. В дан­ном случае -маршрута от города Энгельса к месту призем­ления Гагарина с посещением дополнительных туристских объектов.

Данный туристско-экскурсионный план рассчитан на экс­курсионную группу из 40 школьников с двумя сопровождаю­щими, приехавших из Самары на автобусе.

Наши рекомендации