Истоки современного туризма.
В 1905 г. было открыто принципиально новое туристское общество, организовывавшее путешествия туристов по России и за границей, религиозные туры и поездки с учебно-воспитательными целями. Кроме того, общество занималось издательской деятельностью и выпускало журналы «Русский турист», «Экскурсионный вестник», «Школьные экскурсии и школьные музеи», «Русский экскурсант», а также туристские и географические справочники. Комиссия, созданная при обществе, разрабатывала новые маршруты и экскурсии.
После Октябрьской революции коренным образом изменилась внутренняя политика страны, многое было разрушено, но туризму по-прежнему уделялось большое внимание. По замыслу нового правительства туризм должен был стать одним из важнейших направлений развития социалистического общества и чувства патриотизма. В 1918 г. при Наркомпросе была образована Опытно-показательная экскурсионная база для развития экскурсионного дела. В уездах начали создаваться экскурсионные станции, возглавляемые педагогами-методистами экскурсионного дела. К 1930-м гг. туризм постепенно превратился в массовое явление.
В 1925 г. в СССР оформился новый вид туризма - армейский. Тогда был совершен первый крупный конно-спортив-ный поход по маршруту Центр - Юг России. Вооруженные силы осуществляли строительство ряда туристских комплексов и объектов, в том числе такого известного сегодня, как туристский комплекс «Красная Поляна» недалеко от Сочи.
В 1929 г. была создана самая известная и популярная в нашей стране организация, специализирующаяся на туризме, - « Интурист», который успешно действует на туристском рынке уже свыше 80 лет - огромный срок для любой организации. На протяжении советского и затем постсоветского периода «Интурист» принимал гостей из-за рубежа, отправлял россиян »а рубеж, поддерживал связи с крупнейшими туристскими компаниями мира.
В 1930 г. в СССР начало функционировать Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий, ставившее перед собой в первую очередь просветительские задачи - знакомство широких масс населения с историческими и природными достопримечательностями страны.
В 1920 -1930-х гг. бурно развивались студенческий туризм и обмены, движение молодежных объединений. В середине XX в. приоритетной областью становится детский и подростковый туризм, создаются многочисленные лагеря отдыха.
В 1958 г. в СССР была создана национальная туристская молодежная организация «Спутник». Основными направлениями ее деятельности были: организация международного туристского обмена, расширение и развитие туристских связей с другими странами, осуществление мероприятий по развитию отечественного молодежного туризма. Несколько сотен тысяч молодых советских людей по путевкам «Спутника» побывало с туристскими целями в странах социалистического лагеря.
На конец 1950-х гг. приходится значительное развитие туризма. Чаще всего отдыхающие отправлялись в туристские походы в горы или вместе с детьми ехали к морю. К 1960 г. туризмом было охвачено около 10 млн. человек.
Начиная с 1960-х гг. в СССР и других странах мира закладываются основы современной индустрии гостеприимства, рассчитанной в основном на средний класс.
В 1963 г. для туристов и лыжников на горе Чегем была построена первая в нашей стране подъемная дорога. В результате многочисленных экспедиций на Саяны, в Прибайкалье, на Кавказ, Памир были разработаны более 60 пеших, горных, водных и комбинированных маршрутов. Особое внимание уделялось региональному туризму: строились базы, кемпинги, гостиницы, областные и городские туристские станции, открывались пункты проката туристского инвентаря.
В 1963 г. в Италии состоялась Первая всемирная конференция по туризму, где присутствовали представители 87 государств и нескольких организаций разного уровня. Главным результатом конференции стало принятие определений «посетитель», «турист», «экскурсант», что упростило дальнейшие статистические исследования в сфере туризма за 1970 - 1980 гг. свыше 30 млн. советских людей было вовлечено в активные формы туризма, в первую очередь туристские походы и познавательные экскурсии по регионам. Внедрялись новые виды услуг - маршруты для родителей с детьми, туры для автотуристов, лодочные и конные туры. По всей территории страны открывались пионерские лагеря, в которых летом ежегодно отдыхали миллионы школьников. На 1985 г. в СССР функционировали 925 бюро путешествий и экскурсий, которые разработали и реализовывали около 20 тыс. тематических экскурсий и маршрутов.
В 1975 г. создана Всемирная туристская организация (ВТО), членами которой сегодня являются 138 стран. Штаб-квартира организации находится в Мадриде. День создания организации - 27 сентября - отмечается как Всемирный день туризма.
В 1990-е гг. туризм в России претерпел качественные изменения: возрос спрос на кратковременные путешествия (не более 10 дней), появились частные туристские фирмы, начала развиваться современная инфраструктура туризма.
Падение «железного занавеса» повлекло за собой развитие как международного, так и внутреннего туризма; для размещения и организации отдыха иностранных гостей необходимо было создавать современные предприятия туристской индустрии или коренным образом перестраивать уже имеющиеся. Резко возрос спрос на профессиональные кадры в туристском сервисе.
1.2. Основные понятия и определения в туризме
Туризм - одна из сложнейших систем современного бизнеса, одна из ключевых отраслей экономики страны. В то же время туризм является природно-истори-ко-культурной сферой и сферой гостеприимства.
Согласно тексту Манильской декларации, принятой на Филиппинах в 1980 г., мировой туризм является существенным фактором обеспечения мира во всем мире, моральной и интеллектуальной основой для международного взаимопонимания и сотрудничества. Мировой туризм вносит значимый вклад в установление экономического порядка, в сокращение экономического неравенства между развитыми и развивающимися странами.
У понятия «туризм» несколько значений:
- временные путешествия граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства с оздоровительными, рекреационными, лечебными, деловыми, познавательными и другими целями без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания;
- деятельность путешествующих лиц за пределами обычной для них среды в течение периода, не превышающего одного года, с целью отдыха или с деловыми поездками;
- экономическое понятие, охватывающее спрос, предложение и турпродукт, на который направлен интерес туриста;
- проявление индустриализации общества;
- особая форма передвижения людей по маршруту с целью посещения конкретных объектов;
- вид путешествия, совершаемого для отдыха, образовательных, деловых, любительских или оздоровительных целей;
- движение, нахождение вне постоянного места жительства;
- форма физического, нравственного и интеллектуального воспитания и образования через любовь к истории «малой родины»;
- популярная форма проведения досуга;
- отрасль хозяйства по обслуживанию людей, находящихся временно вне места постоянного жительства.
Деятельность в области туризма в РФ осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (Принят Государственной Думой 4 октября 1996 года).
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
1) туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания;
2) туристская деятельность - туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий;
3) туризм внутренний - туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации;
4) туризм выездной - туризм лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну;
5) туризм въездной - туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации;
6) туризм международный - туризм выездной или въездной;
7) туризм социальный - туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей;
8) туризм самодеятельный - туризм, организуемый туристами самостоятельно;
турист - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания;
9) туристские ресурсы - природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил;
10) туристская индустрия - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников;
11) туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта;
12) тур - комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов - переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия;
13) туроператорская деятельность - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (далее - туроператор);
14) турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - турагент);
15) заказчик туристского продукта - турист или иное лицо, заказывающее туристский продукт от имени туриста, в том числе законный представитель несовершеннолетнего туриста;
16) формирование туристского продукта - деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и другие);
17) продвижение туристского продукта - комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров, издание каталогов, буклетов и другое);
18) реализация туристского продукта - деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором;
19) экскурсант - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика;
20) экскурсовод (гид) - профессионально подготовленное лицо, осуществляющее деятельность по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания;
21) гид-переводчик - профессионально подготовленное лицо, свободно владеющее иностранным языком, знание которого необходимо для перевода и осуществления деятельности по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания;
22) инструктор-проводник - профессионально подготовленное лицо, сопровождающее туристов и обеспечивающее их безопасность при прохождении туристских маршрутов;
23) туристская путевка - документ, подтверждающий факт передачи туристского продукта;
24) туристский ваучер - документ, устанавливающий право туриста на услуги, входящие в состав тура, и подтверждающий факт их оказания.
Главной целью туризма,по определению специалистов, является достойный отдых и получение туристом удовольствия и, кроме того, путешествие с познавательной целью.
Вспомогательными целямимогут выступать лечение, деловые контакты, получение экстремальных ощущений и т.д.
Туризм относится к периодическому виду миграций, т.е. перемещений людей с возвращением к месту жительства с цикличной повторяемостью в течение недели, месяца, года.
В настоящее время в мире насчитывается около 300 различных видов туризма, и постоянно разрабатываются новые направления.
Туристская сфера включает в себя организацию путешествий и экскурсий, объединяет разные слои населения, требует высокопрофессионального подхода.
Туристская деятельность в каждой стране организована на государственном уровне.
Структура туризмав России выглядит следующим образом:
- верхнее звено — Департамент туризма Министерства экономического развития России и Федеральное агентство по туризму;
- средние звенья — управления, комитеты, департаменты, отделы по туризму при областных и краевых администрациях;
- нижние звенья — туристские фирмы, занимающиеся внедрением туристских программ в международном, въездном и внутреннем туризме.
Координаторамитуристской сферы являются:
- Совет по физической культуре и спорту при Президенте РФ;
- Национальная туристская ассоциация (НТА);
- Национальная туристская корпорация (НТК).
Департамент туризмаМинистерства экономического развития России - Федеральный орган исполнительной власти РФ — осуществляет государственное управление, межотраслевую и межрегиональную координацию в сфере туризма и выполняет следующие функции:
- участвует в формировании правовых основ туризма;
- включает туризм в единую хозяйственную систему общества;
- содействует созданию новых рабочих мест;
- обеспечивает право граждан на отдых и свободу передвижения;
- создает условия для приоритетного развития внутреннего и въездного туризма;
- сотрудничает с туристскими организациями разного уровня по вопросам разработки новых программ и внедрения их на туристский рынок;
- способствует развитию сферы отдыха в государственном и частном секторах.
Федеральное агентство по туризмукроме перечисленных выше функций осуществляет лицензирование и стандартизацию туристских организаций и туристского продукта.
Органы исполнительной власти в регионахРФ реализуют такие функции, как:
- участие в создании региональных и территориальных структур управления туризма;
- содействие разработке нормативных правовых актов и постановлений;
- установление статуса и подчиненности рекреационных зон (федерального или регионального значения);
- участие в реализации федеральных, региональных и краевых программ в области туризма;
- содействие сохранению и восстановлению культурного наследия региона;
- участие в деятельности высших и средних специальных учебных заведений в сфере туризма;
- взаимодействие с экологическими организациями;
- привлечение внебюджетных инвестиций в сферу туризма.
В целом в России вопросы развития туристской деятельности государства, как и в большинстве европейских стран, находятся в компетенции министерства, связанного с экономикой страны. Министерство разрабатывает законы и нормативные акты по туризму, контролирует положение туризма в регионах, следит за развитием въездного и международного туризма в целом. Кроме того, в ведомстве государственных органов в нашей стране находятся проведение ежегодных туристских выставок, обработка и оценка статистической информации, определение приоритетных направлений в туризме. Министерство занимается также лицензированием туристских организаций и выдает сертификаты на новые продукты туристского рынка.
В таких странах, как Франция, Великобритания, Испания, Италия, данная форма управления туризмом тесно связана с деятельностью частных компаний. В России сотрудничество между государственными и частными структурами в туризме находится в зачаточном состоянии. Главная задача в управлении туризмом - передача полноправной власти с правом принимать решения по развитию маршрутов как внутри, так и за рубежом небольшим туристским фирмам. Эта задача особенно остро встала после расформирования и перестройки базовых структур - здравкурорта и Интуриста.
Индустрия туризма — понятие, распространившееся в последнее время, — подразумевает:
-совокупность гостиниц, туристских баз, санаториев и пансионатов, средств транспорта, организаций общественного питания, игровых залов и комплексов, спортивных сооружений, достопримечательностей истории и природы;
-сотрудничество туристских фирм, экскурсионных бюро;
-межотраслевой комплекс по производству туристских товаров и услуг;
-самостоятельный сектор в экономике государства.
За вторую половину XX в. мировой оборот индустрии туризма вырос почти в 50 раз и стал равен общему годовому доходу такой развитой страны, как Япония. По объему услуг туризм занимает второе место после нефтепереработки среди отраслей мирового хозяйства. Туристская отрасль характеризуется самыми высокими темпами роста. На мировой арене туризм претендует на первое место в торговле и экспортно-импортных операциях. За последние годы в ряде стран Тихоокеанского региона, Европы и Малой Азии туризм стал значительной статьей национального дохода. В туристской отрасли задействовано 11% рабочей силы в Европе, а в Испании, Турции, Греции, Португалии, Франции туризм занимает ведущее положение. Такой рост туризма объясняется повсеместным повышением уровня жизни в период после окончания Второй мировой войны, увеличением доходов населения и ростом свободного времени за счет развития науки и техники.
Положительное воздействие туризма на людей проявляется в том, что он:
-восстанавливает трудоспособность человека;
-благотворно влияет на настроение благодаря смене обстановки;
-помогает рационально использовать свободное время;
-создает новые рабочие места;
-повышает уровень жизни населения;
-повышает уровень знаний;
-улучшает общее отношение к природным и иным богатствам планеты.
В настоящее время в индустрии туризма выделяют следующие направления деятельности:
-исследование туристского рынка с целью грамотного планирования его развития - выявление ближайших целей туризма, особенностей землепользования, проведение инвентаризации ресурсов, контроль за развитием инфраструктуры, состоянием транспортных средств, определение общего туристского потенциала на региональном и национальном уровнях;
-определение экологических последствий развития туризма — сотрудничество с экологическими организациями, выработка способов и методов защиты экологических ценностей, контроль за соблюдением правил поведения в природных заповедниках, изыскание новых инвестиций в охрану окружающей среды;
-регулирование социальных последствий туризма - согласование интересов туристов, обслуживающего персонала и местных жителей, оценка социальной жизнеспособности региона, привлечение к сезонным работам школьников и студентов, развитие социальной инфраструктуры региона, помощь в возрождении местных традиций, обрядов и ремесел, оценка степени разрушения культурных и природных ценностей;
-определение экономических последствий развития туризма - влияние на развитие региональной и национальной экономики, грамотное использование трудовых ресурсов и инвестиций, оценка возможностей для включения предприятий туризма в мировую хозяйственную систему;
-менеджмент развития туризма - определение основных целей и задач, выработка тактики и стратегии работы, развитие информационных систем;
-определение общей стратегии развития туризма - выявление культурных, экономических и социальных приоритетов для вложения средств и рабочих сил, выработка долгосрочных программ развития, разработка новых программ, в том числе инновационных.
Организация туристской деятельностиосуществляется путем следующих действий:
- профессиональное изучение состояния туристского рынка услуг и создание маркетинговых программ по его исследованию;
- определение соотношения въездного и внутреннего туризма в стране;
- организация всевозможных туров во всех областях туризма;
- разработка и внедрение новых туристских программ, включая инновационные;
- поддержка региональных программ развития туристской сферы;
- разработка финансовых программ по привлечению новых ресурсов в туристскую сферу.
Туристская документация
Основной документ в туристской сфере - договор, с его помощью заключается 90 % всех сделок. Договор заключается между туроператорами и турагентствами, между туроператорами и клиентами, между турагентами и клиентами, между туроператорами и транспортными компаниями, между туроператорами и гостиницами, между туроператорами и банками, между туроператорами и страховыми компаниями и т.д.
Самые важные документы - агентский договор, договор купли-продажи, генеральный договор, договор франшизы.
Агентский договор - это соглашение, по которому одна сторона обязуется за определенное вознаграждение выполнять по поручению другой стороны торговые и юридические сделки от своего имени либо от имени другой стороны. Такая форма договора характерна для заключения сделки между туроператором и турагентом.
Договор купли-продажи(договор-тур) - основной документ, который составляется туроператором или турагентом при продаже тура клиенту. В договоре указываются конкретное направление путешествия, условия и сроки его реализации, права, обязанности и ответственность сторон, цена продукта, действия сторон при форс-мажорных обстоятельствах. Турист имеет право предъявить туристской фирме претензию к качеству турпродукта в течение 20 дней с момента окончания действующего договора; претензия должна быть удовлетворена в течение 10 дней после ее получения.
Генеральный договор- соглашение между ведущими туристскими, транспортными, гостиничными предприятиями, экскурсионными бюро о принципах сотрудничества.
Договор франшизыстал распространен в последнее время. На основе такого договора фирма-туроператор передает все права и привилегии на продажу туров с возможностью пользоваться своей торговой маркой другому туроператору или турагентам. В Западной Европе и США эту систему широко используют гостиничные и ресторанные ассоциации. Благодаря договору франшизы появляется возможность ускорить внедрение туристских продуктов на рынок, повысить качество обслуживания клиентов и получить максимальную прибыль.
Туристский ваучер - индивидуальный или групповой документ, выдаваемый туристской организацией и представляющий собой договор между поставщиками и потребителями, устанавливающий права туриста на услуги, входящие в состав тура. Более привычное название ваучера в туризме - «туристская путевка», т.е. документ, предусматривающий обязательную программу путешествия.
Туристская организация обязана выдавать туристский ваучер, подтверждающий заключение договора, с подписью ответственного лица и приложением круглой печати. Договор считается заключенным, если туристская организация выдает ваучер, а клиент вносит соответствующую оплату согласно оговоренным условиям.
Туристский ваучер содержит следующую информацию:
- место выдачи;
- название, полный адрес и контактный телефон организатора тура;
- данные по лицензии предприятия;
- фамилию, имя, отчество и паспортные данные клиента;
- характеристику оказываемых услуг;
- условия доставки, размещения, питания;
- перечень дополнительных услуг;
- наличие и условия страховки;
- описание программы тура;
- характеристику мероприятий по дням;
- общую стоимость тура;
- условия оплаты стоимости клиентом;
- описание условий, при которых клиент может отказаться от поездки;
- порядок возмещения ущерба с обеих сторон в случае невыполнения обязательств;
- описание формы и размера компенсации туристу за нарушение условий тура;
- другие условия (прокат, пользование телефоном, дополнительные экскурсии или банкеты, бытовое обслуживание, почта, обмен валюты, дополнительное питание, общественный транспорт, хранение вещей, развлечения, бронирование билетов или номеров, кабельное телевидение, пользование мини-баром).
Групповой ваучерзаполняется дополнительно на группу туристов и выдается руководителю группы. Ваучер можно продать другому лицу при условии, если документ не именной.
Туристский групповой ваучер, согласно единым для Европейского Союза требованиям, должен содержать такие сведения:
- информацию о стране, городе или месте, куда направляется турист;
- описание средств транспорта для перевозки туриста;
- условия размещения с указанием категории гостиницы и предлагаемого номера;
- перечень обязательных услуг, включенных в стоимость тура;
- описание условий питания;
- даты начала и окончания тура;
- программы пребывания с разбивкой по дням с описанием всех экскурсий и мероприятий;
- перечень паспортно-визовых формальностей;
- номер медицинской страховки и место ее выдачи;
- указание минимально допустимого числа участников тура;
- четкие сроки для аннулирования тура;
- комплексную цену тура;
- компенсацию за несоблюдение сроков;
- название и реквизиты туроператора и турагента.
Все договоры, заключенные между двумя сторонами или более, обязаны учитывать форс-мажорные обстоятельства - условия непреодолимой силы, возникновение которых невозможно планировать заранее, а именно: наводнения, пожары, землетрясения, цунами, забастовки на транспорте, эпидемии, террористические акты. В договорах оговариваются действия туроператора и клиента в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств. Турфирма может оставить за собой право возмещать или не возмещать убытки, нанесенные клиенту из-за форс-мажорных обстоятельств.
Группе выдаются также проездные документы- деловые транспортные бумаги на официальном бланке, дающие право группе на проезд на каком-либо виде транспорта или на нескольких видах. Руководителю, гиду-переводчику выдаются туристские документы - книжка-подтверждение, маршрутный лист, путевка с отрывными талонами на транспорт, проживание и питание, проездные документы.
Государственную лицензию должна иметь каждая туристская организация. Это официальный документ, позволяющий осуществлять туристскую деятельность на территории России. Как правило, лицензия выдается на 5 лет. Государственный орган, выдающий лицензию, имеет право отозвать ее из-за неправомерных действий турфирмы или продлить ее при благоприятных результатах ее работы.
В России туроператорам и турагентам с 2002 г. выдаются различные по статусу лицензии, в том числе международные с правом осуществления международной туристской деятельности. Данные о туроператорах и турагентах, получивших лицензии, вносятся в Федеральный реестр согласно основному Закону о туризме.
Для получения лицензии турфирме необходимо представить в Федеральное агентство по туризму или в региональный орган государственной власти следующие документы:
- заявление;
- копию свидетельства о государственной регистрации;
- копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
- копии учредительных документов;
- копию штатного списка работников турфирмы;
- копии трудовой книжки и диплома руководителя турфирмы и ее работников, подтверждающие, что не менее 20 % работников имеют высшее или среднее профильное образование. Лицензия выдается турфирме только в том случае, если ее сотрудники имеют специальное образование и определенный стаж работы;
- справку об аренде или приобретении помещения офиса в собственность;
- опись документов в 2 экземплярах;
- подлинник документа об оплате лицензионного сбора;
- два почтовых конверта;
- реестровую карточку.
Работники лицензированной турфирмы обязаны не реже одного раза в 5 лет повышать квалификацию по туристскому профилю на соответствующих курсах.