Шкала оценивания уровня сформированности компетенций

Код и формулировка компетенции Этапы формирования компетенции критерии показатели
ОК-9 способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции знает (пороговый уровень) закономерности и этапы исторического процесса, основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей России; основные события и процессы отечественной истории в контексте мировой истории знание современных научных методов познания мира; знание основных тенденций развития мирового исторического процесса; знание основных этапов и процессов в истории России знание новейших достижений отечественной и зарубежной исторической науки, дискуссионных проблем российской истории. способность назвать основные тенденции развития мировой истории и истории России, особенные и общие черты в сравнении с мировыми тенденциями, основные исследовательские подходы к изучению истории России, основные дискуссионные проблемы истории России.
умеет (продвинутый) критически воспринимать, анализировать и оценивать историческую информацию, факторы и механизмы исторических изменений умение аналитически работать с литературой по курсу, систематизировать полученную информацию   способность последовательно, грамотно и оценочно изложить аргументы, приведенные в литературе
владеет (высокий) навыками анализа причинно-следственных связей в развитии российского государства и общества; места человека в историческом процессе и политической организации общества; навыками уважительного и бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям России владение общенаучными методами в изучении истории России; владение навыками ведения дискуссии, навыками публичного выступления способность сформулировать и аргументировать собственную позицию по рассматриваемым проблемам; способность объяснить значимость процессов и явлений истории России для современного развития России

Методические рекомендации, определяющие процедуры оценивания результатов освоения дисциплины

Промежуточная аттестация студентов. Промежуточная аттестация студентов по дисциплине «История» проводится в соответствии с локальными нормативными актами ДВФУ и является обязательной.

Оценочные средства для промежуточной аттестации

Вопросы к экзамену

1. Специфика исторического знания. Предмет и объект исторической науки.

2. Понятие «исторический источник». Его место в научном исследовании.

3. Формационный и цивилизационный подходы в изучении истории.

4. Особенности феодализма в средневековой Европе.

5. Основные теории происхождения древнерусского государства.

6. Древнерусское государство: особенности государственного устройства и социальной структуры.

7. Принятие христианства на Руси и его социокультурное значение.

8. Политическая раздробленность Руси. Удельный период русской истории.

9. Крестовые походы и их значение. Рыцарские ордена.

10. Русь и Золотая Орда.

11. Эпоха Возрождения в Европе и её значение.

12. Великие географические открытия и их роль в мировой истории.

13. Объединительные тенденции в русских землях. Факторы возвышения Москвы.

14. От Руси Киевской – к Руси Московской. Централизация земли и власти при Иване III.

15. Эпоха Ивана Грозного. Феномен российского самодержавия.

16. Смутное время в российской истории: причины, противоречия, последствия. Новые явления в политической жизни России в период Смуты.

17. Социально-экономическое развитие и политический строй России в XVII в. Роль Земских соборов.

18. Освоение Сибири и Дальнего Востока в XVII – XVIII вв.

19. Основные сословия в русском средневековом обществе. Этапы закрепощения крестьян.

20. Эпоха Просвещения в Европе.

21. Россия в период петровской модернизации.

22. Социокультурные последствия петровских реформ. Историки об эпохе Петра I.

23. Эпоха дворцовых переворотов в Росси и её особенности.

24. Просвещенный абсолютизм Екатерины II.

25. Основные тенденции развития Российской империи в первой половине XIX в.

26. Исторический спор о судьбе России в первой половине XIX в. Западники и славянофилы.

27. Европейские революции первой половины XIX в.

28. Отмена крепостного права в России, ее политические и социально-экономические последствия.

29. Особенности пореформенного развития России 1870-е - 1890-е гг.

30. Общественные движения пореформенной России: консервативное, либеральное и радикальное направления.

31. Россия в начале XX в. Нарастание противоречий. Столкновение основных политических сил в первой русской революции.

32. Эволюция политической системы России в начале XX в. Российский парламентаризм и его особенности.

33. Первая мировая война: причины и последствия. Становление Версальско-Вашингтонской системы международных отношений.

34. Россия в 1917 г. Выбор путей общественного развития.

35. Гражданская война в России: причины, этапы, итоги и уроки.

36. Политика «военного коммунизма» и новая экономическая политика – различные концепции построения социализма.

37. Установление режима личной власти в СССР. Противоречия в политической жизни страны в 1920-е – 1930-е гг.

38. СССР на пути форсированного строительства социализма.

39. Внешняя политика советского государства накануне Второй мировой войны.

40. Вторая мировая и Великая Отечественная война: причины, основные этапы и последствия. Фальсификация истории Второй мировой войны.

41. Послевоенное устройство мира. Становление биполярной мировой системы: СССР и США в «холодной войне».

42. Основные направления внешней политики СССР в 1945 – первой половине 1980-х гг.

43. «Великое десятилетие» Н.С.Хрущева. Попытки реформирования системы и причины неудач.

44. Советское общество в 1970-е - 1980-е гг. нарастание противоречий.

45. Основные тенденции развития мировой экономики во второй половине ХХ в.

46. Холодная война как основное содержание международных отношений второй половины ХХ в.

47. Мировые интеграционные процессы и глобализация во второй половине ХХ в.

48. Перестройка в СССР и распад страны.

49. Начало радикальных экономических реформ в стране в 1990-е гг. Переход к рынку.

50. Основные тенденции развития России в постсоветский период. (1990-е – 2010-е).

51. Россия в системе международных отношений в конце ХХ – начале XXI вв.

52. Роль России в решении современных проблем человечества.

Критерии выставления оценки студенту на экзамене

по дисциплине «История»

Баллы (рейтинговой оценки в %) Оценка экзамена (стандартная) Критерии
100-86 «отлично» Оценка «отлично» выставляется студенту, если он глубоко и прочно усвоил программный материал, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с задачами, вопросами и другими видами применения знаний, причем не затрудняется с ответом при видоизменении заданий, использует в ответе материал монографической литературы, правильно обосновывает принятое решение, владеет разносторонними навыками и приемами выполнения практических задач.
85-76 «хорошо» Оценка «хорошо» выставляется студенту, если он твердо знает материал, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения.
75-61 «удовлетворительно» Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, испытывает затруднения при выполнении практических работ.
60 и менее «неудовлетворительно» Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями выполняет практические работы.

Текущая аттестация студентов. Текущая аттестация студентов по дисциплине «История» проводится в соответствии с локальными нормативными актами ДВФУ и является обязательной. Текущая аттестация по дисциплине «История» проводится в форме контрольных мероприятий (тестирование (ПР-1), написания исторического эссе (ПР-3), собеседования (УО-1)по оцениванию фактических результатов обучения студентов и осуществляется ведущим преподавателем.

Объектами оценивания выступают:

- учебная дисциплина (активность на занятиях, своевременность выполнения различных видов заданий, посещаемость всех видов занятий по аттестуемой дисциплине);

- степень усвоения теоретических знаний;

- уровень овладения практическими умениями и навыками по всем

- видам учебной работы;

- результаты самостоятельной работы.

Наши рекомендации