Iii структура и рубрикация научной работы
ТЕХНОЛОГИЯ НАПИСАНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ
Направление подготовки 46.03.01 История
Учебно-методическое пособие
Электронное издание
Красноярск
СФУ
УДК 378.245.2:94(7)
ББК 74.480.278я73+63.3(2я73)
К 20
Составитель: Карчаева Татьяна Геннадьевна,
Северьянов Михаил Дмитриевич.
М 20 Курсовая работа и бакалаврская работа: технология написания и оформления. Направление подготовки 46.03.01 История: учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] / сост. Т.Г. Карчаева, М.Д. Северьянов. – Электрон. дан. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2016. – Систем. требования: PC не ниже класса Pentium I; 128 Mb RAM; Windows 98/XP/7; Adobe Reader V8.0 и выше. – Загл. с экрана.
В пособии изложены основы проведения исторических исследований в форме курсовой работы и бакалаврской работы, даны рекомендации по работе над рукописью, ее оформлению, содержанию, процедуре защиты, представлены контрольно-измерительные материалы (вопросы и задания).
Предназначено для студентов-историков, обучающихся по направлению подготовки 46.03.01 История, программа 46.03.01.04 История постсоветской России.
УДК 378.245.2:94(7)
ББК 74.480.278я73+63.3(2я73)
© Сибирский
федеральный
университет, 2016
Учебное издание
Подготовлено к публикации Издательским центром БИК СФУ
Подписано в свет (дата) г. Заказ ____.
Тиражируется на машиночитаемых носителях.
Издательский центр Библиотечно-издательского комплекса
Сибирского федерального университета
660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 79
Тел/факс (391)206-21-49. E-mail [email protected]
http://rio.sfu-kras.ru
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………….…………..4
I ВЫБОР ТЕМЫ И ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ………………..….…....6
II СБОР И АНАЛИЗ МАТЕРИАЛОВ: ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………….8
III СТРУКТУРА И РУБРИКАЦИЯ НАУЧНОЙ РАБОТЫ……………....13
IV ОФОРМЛЕНИЕ ТЕКСТА………………………………………………..30
V ЗАЩИТА И ОЦЕНИВАНИЕ ВКР………………………………………43
РЮЗЕМЕ ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ………………………...46
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ…………………47
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………… ...48
ПРИЛОЖЕНИЕ А Рекомендованная литература и источники…...…50
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Рекомендованные интернет-ресурсы ……………..55
ПРИЛОЖЕНИЕ В Титульный лист бакалаврской работы…………..57
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Титульный листа курсовой работы………….…. …58
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Содержание курсовой работы………………...……59
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Содержание бакалаврской работы…………….…60
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Примеры библиографических записей документов в списке использованных источников и литературы……………….….61
ВВЕДЕНИЕ
Главный признак таланта – это когда человек знает, чего он хочет. П.Л. Капица, знаменитый русский физик |
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (далее также ФГОС ВО) и требованиями образовательных программ бакалавриата студент обязан заниматься научно-исследовательской деятельностью. Поиск необходимой информации в архивах и музеях, библиотечных, электронных каталогах и в сетевых ресурсах, написание курсовых работ, а в конце обучения подготовка и защита выпускной квалификационной работы (далее также ВКР) – необходимый перечень научно-исследовательских работ студента во время его обучения.
Учебно-методическое пособие учитывает многолетний накопленный опыт кафедры истории России, ее преподавателей по текущей и итоговой аттестации студентов, обучающихся по образовательной программе направления подготовки 46.03.01 «История», реализуемой на базе Гуманитарного института СФУ (далее также Университет, Организация).
Настоящее учебное издание представляет собой комплекс рекомендаций по подготовке, проведению, написанию, оформлению и защите научного исследования в необходимых для учебного процесса формах – курсовой работы и ВКР (бакалаврской работы).
Пособие содержит систематизированные материалы, поясняющие процесс самостоятельной работы студентов в ходе исторического исследования: выбор темы и планирование работы; сбор и анализ литературы и источников; составление композиции; написание структурных элементов рукописи (содержание, введение, основная часть, заключение, список источников и литературы, приложения); правила ее редактирования и оформления (язык и стиль изложения, ссылки и цитирования, заголовки, рубрикация текста, таблицы, иллюстрации, нумерация страниц).
Каждый тематический раздел пособия заканчивается комплексом контрольно-измерительных материалов (вопросов и заданий), предназначенных для закрепления теоретической части на практике.
Текстовая часть пособия подкреплена семью приложениями, включающими в себя рекомендованные списки исторической и методической литературы, Интернет-ресурсов, формы и примеры оформления структурных элементов курсовой и бакалаврской работы.
Настоящее пособие может быть использовано в качестве дополнительного учебного издания по дисциплине «Основы научно-исследовательской работы» для студентов направления 46.03.01 История, реализуемой ФГАОУ ВО Сибирским федеральным университетом. Содержание пособия соответствует учебной программе дисциплины и времени, отводимому федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования соответствующего направления на самостоятельную работу студентов.
Пособие разработано с учетом требований федерального законодательства в сфере высшего образования и локальных нормативно-правовых актов СФУ:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 23.07.2013);
- Федеральный закон Российской Федерации от 10.02.2009 г. № 18-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов» (ред. от 29.12.2012);
- Приказ Минобрнауки РФ от 3.11.2015 г. № 1300 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 46.03.01 История»;
- Стандарт СФУ № СТО 4.2–07–2014 «Система менеджмента качества. Общие требования к построению, изложению и оформлению документов учебной деятельности»;
- Положение СФУ № ПВД ООП ВО–2015 «Об основной образовательной программе высшего образования – программе бакалавриата, программе специалитета, программе магистратуры».
I ВЫБОР ТЕМЫ И ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ
Лучше в совершенстве выполнить небольшую часть дела, чем сделать плохо в несколько раз более. Аристотель, великий древнегреческий философ |
Научно-исследовательская работа студентов обязательна на протяжении всего срока обучения в университете.
Согласно стандарту организации «Система менеджмента качества. Общие требования к построению, изложению и оформлению документов учебной деятельности» термины «курсовая работа», «ВКР», «бакалаврская работа» имеют следующее содержание:
- курсовая работа– самостоятельная работа, целью которой является развитие у студента творческих навыков, ознакомление с основами научных изысканий и детальное изучение одного из вопросов, связанных с изучаемым предметом, выполняется в виде текстового документа;
- бакалаврская работа– выпускная квалификационная работа, которая подготавливается выпускником в завершающий период теоретического обучения и может выполняться как самостоятельное исследование или обобщение ранее выполненных курсовых работ;
- выпускная квалификационная работа–работа, которая выполняется выпускником по завершению периода теоретического и практического обучения, представляемая к защите в форме соответствующей уровню высшего профессионального образования[1].
Примерная тематика курсовых работ и ВКР в форме бакалаврской работы по направлению подготовки 46.03.01 «История» разрабатывается преподавательским коллективом, выпускающей кафедрой и ежегодно утверждаются в установленном в институте порядке. Студент может предложить собственную тему исторического исследования, которая в обязательно согласуется с научным руководителем и соответствует нижеуказанным требованиям:
- тема научной работы должна быть актуальной и отвечать современному состоянию и перспективам развития исторической науки;
- при выборе темы необходимо учитывать степень ее разработанности и освещенности в научной отечественной и зарубежной литературе;
- тема должна предусматривать возможность продолжения исследования в данном направлении.
Технология научного исследования реализуется в следующей последовательности:
1. выбор направления исследования, закрепление темы и научного руководителя;
2. составление рабочего плана подготовки исследования;
3. обоснование актуальности, определение теоретического и практического значения темы, выдвижение гипотезы исследования;
4. формулировка целей и задач, объекта и предмета, конкретизация методов и методик исследования;
5. анализ литературы и теоретических основ по теме исследования, составление библиографического списка;
6. сбор и изучение исторических источников;
7. подтверждение гипотезы с обработкой научно-практической информации, формулировка чётких выводов по работе;
8. генерирование идей и предложений (возможна апробация полученных результатов через подготовку докладов, тезисов на научно-практические конференции и пр.);
9. работа над рукописью исследования, оформление текста, библиографического списка и приложений в соответствии с требованиями;
10. представление курсовой работы научному руководителю для ее оценивания (окончательный этап для курсовой работы);
11. представление ВКР научному руководителю для ее предварительного рассмотрения перед предзащитой и, в случае необходимости ее доработка;
12. подготовка выпускником необходимых документов, решение о допуске бакалаврской работы к защите;
13. подготовка доклада на защиту, презентации (по желанию – раздаточного материала);
14. предварительная защита ВКР;
15. публичная защита ВКР на заседании ГЭК.
II СБОР И АНАЛИЗ МАТЕРИАЛОВ:
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
Сперва собирать факты и только после этого связывать их мыслью. Аристотель, древнегреческий философ |
Подбор и изучение литературы– первый шаг работы студента над темой исследования.
К литературе относятся:
- непериодические издания (книги, брошюры);
- периодические издания (научные и аналитические статьи из журналов и газет);
- продолжающиеся издания (бюллетени, труды, сборники, известия, ученые записки и пр.).
Работу с литературой следует начинать с просмотра публикаций по теме Вашего исследования в каталогах и картотеках библиотек, в информационных изданиях (библиографических, реферативных и пр.).
Организация деятельности студентов с литературой представлена в приведенной таблице (см. Таблица 1).
Таблица 1 – Организация работы с литературой
Вид / тип | Содержание деятельности студента |
Книги, журналы, газеты, сборники, материалы научных конференций, учебники и пр. | - изучении монографий, учебных изданий, научных статей и пр. по теме исследования; - анализ их библиографических списков (списков использованной литературы) с целью подбора других работ по схожей тематике |
Каталоги и картотеки библиотек, информационные издания | - посещение библиотек и обращение за справочной информацией к библиотечным работникам; - просмотр алфавитных и тематических каталогов и картотек; - анализ библиографических указателей, сборников, реферативных изданий; - составление перечня работ по теме исследования |
Для студентов-историков, обучающихся в СФУ, обязательным должно быть очное посещение библиотек:
1. библиотечно-издательский комплекс СФУ – один из основных подразделений Университета, обеспечивающий качественное информационное сопровождение учебного процесса и научных исследований. (адрес: гор. Красноярск, пр. Свободный, 79/10);
2. государственная универсальная научная библиотека Красноярского края (адрес: гор. Красноярск, ул. Карла Маркса, 114)[2].
При возможном затруднении работы над темой исследования возможно личное обращение за справочной информацией к работникам библиотеки, что позволит, во-первых, сохранить время на этапе поиска литературы, во-вторых, эффективно начать самостоятельную работу над курсовой или ВКР, ориентированную на положительный результат.
Представленные базы данных указанных библиотек содержат:
- описания на книги и их составные части (статьи из сборников);
- старые издания из редких фондов;
- тексты авторефератов и диссертаций;
- картографический и фотографический материал;
- статистические материалы;
- периодические издания федеральных, региональных, зарубежных СМИ, в том числе газеты, журналы, записи ТВ и радио-передач, Интернет-издания);
- электронные документы;
- разнообразные материалы краеведческой тематики.
Для проведения научного исследования студенту необходимо обратиться к ресурсам и библиотек всероссийского, международного уровня:
- российская научная библиотека (РНБ, гор. Санкт-Петербург);
- российская государственная библиотека (РГБ, гор. Москва).
Для удобства студент может воспользоваться удаленным доступом к электронным ресурсам библиотеки, путем входа в электронный читальный зал, содержащий сканированные материалы наиболее востребованных изданий.
Полный перечень библиотек, полезных для НИРС Интернет-ресурсов (с указанием их сайтов) приведен в приложении к данному пособию (см. ПРИЛОЖЕНИЕ Б)
Особо следует остановиться на специальных справочных библиографических изданиях, содержащих упорядоченную совокупность библиографических описаний, чаще всего без аннотаций и рефератов, извещающих специалистов о том, что издано по интересующему их вопросу.
Основным источником сведений о публикациях, издающихся на территории России, служат текущие библиографические указатели Российской книжной палаты (далее также РКП):
- «Книжная летопись» – выходит еженедельно, информирует о книгах и брошюрах всех видов и типов, изданных в России и Советском Союзе по интересующей тематике;
- «Летопись журнальных статей» – выходит еженедельно, информирует о статьях, документальных материалах, периодических, продолжающихся и непериодических тематических сборниках, выпускаемых Российской академией наук, ее отделениями, филиалами, институтами, научно-исследовательскими учреждениями, высшими учебными заведениями, крупнейшими библиотеками и музеями;
- «Летопись авторефератов диссертаций» – выходит ежемесячно (12 номеров в год), является единственным указателем, на 100% отражающим поток литературы данного вида по всему спектру наук независимо от их объема, тиража и способа печати.
В свою очередь, реферативные издания содержат сокращенное содержание первичных документов (или их частей) с основными фактическими сведениями и выводами, т.е. рефераты (реферативные журналы и сборники, информационные листки). По общественным и гуманитарным наукам информационным ресурсом данной направленности являлется Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН).
Обязательным пунктом в работе над литературой по теме исследования является использование студентом учебных и справочных изданий (энциклопедий, словарей, справочников, справочных и учебных пособий, пр.), позволяющих проверить или уточнить различные данные, факты или термины, «осознать и понять» тему исследования, что также ускорит работу по его выполнению.
В целом, работу над литературойрекомендуется проводить в следующей последовательности:
1. изучение учебников и учебных пособий, справочников;
2. анализ монографий по близким темам.
3. изучение статей в журналах;
4. просмотр сборников научных трудов, научных статей и материалов научных конференций ВУЗовского, регионального, всероссийского и международного уровней.
Записи прочитанного могут быть сделаны в форме выписок, конспектов или в электронном виде (рекомендовано создать отдельную папку, а в избежание казусов с сохранностью документов – все сохранять в облачных сервисах Интернета, например, «Яндекс-диск»), или записывать всю информацию в специально предназначенной для этого тетради (48 листов и более).
Процесс изучения учебной, научной и другой литературы требует внимательного и обстоятельного осмысления и систематизации.
Конспекты (в том числе в электронном формате) бывают нескольких видов:
- плановый конспект – конспект книги по ее содержанию: разделам, главам и параграфам, отражает структуру книги;
- свободный конспект – конспект, сочетающий цитаты с собственным пересказом содержания отдельных разделов;
- текстуальный конспект – конспект в виде собрания цитат, которые передают основное содержание книги через авторские высказывания наиболее важных идей;
- тематический конспект – конспект, в котором цитаты из разных источников или пересказ авторских мыслей группируются по рубрикам, раскрывающим содержание темы.
Выписки из текста делают обычно дословно, в виде цитаты. При этом выбирают наиболее важные, весомые высказывания, основные идеи, которые необходимо процитировать в рукописи работы. После каждой цитаты, позаимствованного высказывания необходимо делать ссылку на автора и источник, включающую название, место и год издания, издательство и номер страницы.
Сбор исторических источников.Успешный поиск практического материала для курсовой работы и ВКР в значительной степени зависит от того, насколько четко студент представляет себе направление работы и какой материал необходимо получить.
Из курса по источниковедению мы знаем, что исторический источник – это объект, который содержит информацию о реальной жизни человеческого общества и включен в процесс исторического исследования.
В источниковедческой науке закреплено несколько видов классификации исторических источников. Например, их подразделяют на документальные и повествовательные источники, опубликованные и неопубликованные и т.д.[3]
Студент в ходе работы над своим исследованием, в частности, при написании структурного элемента работы «введения», может воспользоваться любым видом их классификации, но обязательно официально закрепленном в источниковедческой литературе.
Однако на этапе сбора исторических источников важен вопрос их поиска. Для этого студенту будет рекомендовано посетить государственные архивы, как в гор. Красноярске, так и в муниципалитетах, и получить консультацию специалистов по теме исследования:
- Государственный архив Красноярского края (гор. Красноярск, ул. Карла Маркса, д. 6; ул. Робеспьера, д. 4);
- Муниципальный архив гор. Красноярска (гор. Красноярск, пер. Якорный, д.14);
- Муниципальные архивные учреждения гор. Ачинска, Боготола, Дивногорска, Енисейска, Жлезногорска, Канска, Лесосибирска и т.д.
- Районные муниципальные архивные учреждения: Абанский, Балахтинский, Дзержинский, Енисейский, Канский, Каратузский и т.д.[4]
Для удобства студент может воспользоваться удаленным доступом к электронным ресурсам архивов. На официальных сайтах архивных учреждений в «Электронном каталоге» для исследователей выложены путеводитель по фондам, именной и географический указатели, тематические базы данных. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ Б ).
В фондах государственных архивов студент найдет документы законодательства (памятники права), актовые источники (договорного характера); материалы делопроизводства (в результате деятельности канцелярий и других учреждений по созданию документов); статистические материалы (выросшие из массива делопроизводства как реализации обратной связи в управлении); экономико-географические, хозяйственные описания, материалы фискального учета; фото-, аудио-, видео- документы и пр. Полученные в ходе архивной работы данные затем должны будут подвергнуться качественной и количественной обработке.
Титульный лист
«Титульный лист» является первой страницей текстового документа и должен соответствовать требованиями стандарта оформления документов учебной деятельности СФУ (см. ПРИЛОЖЕНИЕ В, Г)[7].
.
Содержание
«Содержание» курсовой, бакалаврской работы – это перечень глав, параграфов или разделов, составленный в той последовательности, в какой они даны в текстовой части работы. Примерный объем – 1 страница.
В «содержании» последовательно перечисляют заголовки глав, параграфов, пунктов (кроме подзаголовков, даваемых в подбор с текстом), а также приложений (при их наличии). При этом нумерация строится по нисходящей: I… II… III…, 1… 2… 3… , Разделы обозначается римскими цифрами, а главы – арабскими[8].
Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности – запрещается. Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещены на три-пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинают с прописной буквы без точки на конце.
Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления. В «содержании» указывают номер страницы, на которой напечатано начало главы и параграфа или раздела. Использование системы нумерации позволяет не использовать слова «раздел», «глава», «параграф»[9].
Пример –
II Мероприятия советской власти по ликвидации детской массовой беспризорности в Енисейской губернии (1921–1925 гг.)……………………………..
III Изменения общественной политики советского государства по ликвидации детской беспризорности (1926–1935 гг.)………………………………
или
2 Мероприятия советской власти по ликвидации детской массовой беспризорности в Енисейской губернии (1921–25 гг.)………………..........................
2.1 Деятельность государственных органов власти………………………
Примеры оформления приведены в соответствующих приложениях данного учебно-методического пособия (см. ПРИЛОЖЕНИЯ Д, Е).
Введение
Во введении обычно обосновывается актуальность выбранной темы, указывается степень разработанность проблемы, цель исследования и содержание поставленных задач, формулируется объект и предмет исследования, приводится методология исследования, сообщается, в чем заключается теоретическая значимость и прикладная ценность, новизна полученных результатов[10].
Данный раздел курсовой работы и ВКР пишется по особым правилам, так как на его основе читатель должен составить полное и ясное впечатление о проведенном историческом исследовании.
Примерный объем «введения» – 10–15 % текстового объема работы.
По направлению подготовки 46.03.01 «История» рекомендованы следующие структурные элементы «введения», схожие как для курсовой, так и бакалаврской работы:
· актуальность темы исследования;
· обзор литературы (историографический анализ проблемы);
· цель и задачи работы;
· объект и предмет исследования;
· территориальные рамки;
· хронологические рамки;
· обзор источников (источниковая база исследования);
· методы и принципы исследования;
· научная новизна исследования;
· практическая значимость работы.
Актуальность (от позднелат. actualis – настоящий, современный) —важность, значительность чего-либо на данный момент и в данной ситуации, злободневность. Актуальность исследования – это востребованность её изучения в общественной теории и практике. Актуальность темы – основное требование к научному исследованию.
Обосновать актуальность работы – значит объяснить необходимость изучения данной темы и проведения исследования в процессе общего познания в настоящее время.
Основные аспекты актуальности темы исторического исследования:
· теоретический;
· познавательный;
· воспитательный;
· практический.
Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами:
· восполнение каких-либо пробелов в науке;
· дальнейшее развитие проблемы в современных условиях;
· своя точка зрения в вопросе, по которому нет единого мнения;
· обобщение накопленного опыта;
· суммирование и продвижение знаний по основному вопросу;
· постановка новых проблем с целью привлечения внимания общественности.
Обзор литературы или, по-другому, историографический анализ по теме исследования служит средством изучения истории и причин возникновения проблемы, ее современного состояния, показывает, что уже сделано другими авторами в этом вопросе или что еще неясно и, соответственно, требует дальнейшего исследования.
Повторим, литература – это аналитические работы по определенной тематике: монографии, научные статьи, учебные пособия, рецензии, диссертации, аналитические статьи в периодической печати и пр.
Важно помнить, что историография должна быть подготовлена в форме аналитического обзора литературы, сгруппированного по проблемному или проблемно-хронологическому принципу, и, ни в коем случае, не представлять собой библиографический перечень работ по теме исследования.
Не допускается буквальное переписывание аннотации или содержания публикаций. После осмысления прочитанного студентом «своими словами» формулируются важные и интересные положения и факты с обязательной ссылкой на источник. Если в литературе встречаются идентичные результаты и выводы нескольких ученых, то их следует сгруппировать общей формулировкой со ссылкой на все источники.
Следует заметить, что совершенно недопустимо ограничиваться информацией из учебной литературы или Интернет-ресурсов. Наравне с классическими трудами должны быть проанализированы и современные исследования (монографии, научные статьи и прочие издания), опубликованные в последние годы.
Источники – памятники материальной и духовной культуры, которые являются результатом определенных событий, явлений и процессов, несущие определенную информацию (например, архивные материалы, летописи, актовые, канцелярские документы, статистика, мемуары, личные письма, информационные материалы периодической печати, публицистика, художественная литература, результаты социологических опросов, программные документы партий и организаций и др.).
В источниковедческой науке закреплено несколько классификаций исторических источников, которые зависят от предмета исследования и исторической эпохи.
Источниковую базу научно-исследовательской работы студентов составляет комплекс опубликованных и неопубликованных материалов, сгруппированных с учетом их формы и содержания.
Относительно тематике научных исследований студентов по образовательной программе «История постсоветской России» к числу опубликованных материалов, которые необходимы для выполнения научной работы, относятся:
- законодательные документы (собрания законодательных и подзаконных актов);
- делопроизводственные и приобщенные к материалам официального делопроизводства документы государственных, центральных отраслевых и местных органов власти, хозяйственных и общественных организаций; включая законы и, программные документы, резолюции, отчеты, протоколы и т.п.;
- статистические материалы (официальные базы данных Федеральной службы государственной статистики – переписи и микропереписи населения, статистические данные по предпринимательству, эффективности экономики России, ценам, финансам, технологическому развитию отраслей экономики, рынку труда, занятости, заработной плате, государственному устройству, общественным объединениям, религиозным организациям, численности и кадровому составу государственных органов и органов местного самоуправления РФ, показатели реализации государственных и федеральных целевых программ, включая науку, образование, здравоохранение, культуру и т.п.),
- всероссийские, региональные и местные периодические издания (газеты, журналы и т.п.);
- официальные сайты государственных ведомств и общественных организаций;
- фото-, аудио-, видео- документы и пр.
В свою очередь, неопубликованными историческими источниками, которыми необходимо воспользоваться при подготовке научных исследований по истории постсоветской России, являются:
- материалы государственных архивов (фонды музеев);
- рукописи мемуаров и воспоминаний;
- предметы материальной и духовной культуры и др.
В источниковедческой науке закреплено и другое деление, которое давно присутствует в реальных классификациях историков[11]:
1. документальные источники:
а) документы законодательства (памятники права);
б) актовые источники (договорного характера);
в) материалы делопроизводства (в результате деятельности канцелярий и других учреждений по созданию документов);
г) статистические материалы (выросшие из массива делопроизводства как реализация обратной связи в управлении),. в качестве подвида: экономико-географические, хозяйственные описания, а также материалы фискального учета, которые часто приобретают характерные черты массовых источников.
2. повествовательные источники:
а) летописи и хроники;
б) мемуарная литература и эпистолярные источники (источники личного происхождения);
в) литературные и публицистические произведения (в том числе переводная и агиографическая литература);
г) периодическая печать (аналитический жанр – корреспонденции, статьи, рецензии; художественно-публицистический: очерки, фельетоны, памфлеты; периодика содержит и законодательные документы, и мемуарные произведения и т. д.).
Студент может воспользоваться и другой классификацией исторических источников, закрепленной в официальной источниковедческой литературе.
Цель исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы.
Цель исследования должна быть конкретной и повторять смысл названия курсовой или бакалаврской работы.
Формулировка цели исторических исследований обычно начинается с преамбулы: «выявить..», «определить…», «установить…», «обосновать…», «выяснить…», «изучить…», «исследовать…», «проанализировать…» и т.д.
Недопустимые начальные формулировки: «узнать…», «рассказать о чем-либо…», «описать» и т.д.
Задачи исследования формируются после формулирования цели. Задачи исследования определяют основные этапы и пути исследования для достижения поставленной цели в соответствии с выдвинутой гипотезой.
При формулировании задач работы необходимо учитывать, что описание решения этих задач составит содержание глав и параграфов, названия которых должны быть созвучны с поставленными задачами.
Важно, чтобы каждому разделу или каждой главе основной части работы соответствовала отдельная задача. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута.
Допустимые формулировки задач исторических исследований: «исследовать сущность…», «уточнить определение…», «систематизировать…», «проанализировать…», «уточнить и дополнить…», «обосновать».
Объект исследования –это определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию.
Предмет исследования – это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области объекта).
Пример –
Тема: Богучанская ГЭС как фактор в развитии Нижнего Приангарья.
Объект исследования: Богучанская ГЭС:
Предмет исследования: влияние Богучанской ГЭС на становление и развитие Нижнего Приангарья.
Методология исследования – это обязательный пункт введения, дающий представление о способах обработки исторической информации в русле поддерживаемой концепции, с позиции которой написана курсовая или бакалаврская работа.
Анализ литературы, проведенный в начале работы над темой исследования, должен «натолкнуть» студента на научную концепцию (парадигму), которая им будет использована при выдвижении гипотезы, доказываемой с опорой на исторические источники и раскрытой в основной части работы.
Методы, в таком случае, представляют собой совокупность приѐмов, норм, правил и процедур, обеспечивающих решение исследовательских задач, поясняющих цель исследования. Далее приведем основное их содержание с опорой на работу М. Д. Северьянов «К познанию социальной истории России», в которой также приведены традиционные и нетрадиционные научные концепции, с позиции которых можно готовить научные исследования в рамках современного направления «Социальной истории»[12].
Общенаучные методы.
Диалектический метод – способ познания и мышления, базирующийся на анализе всевозможных точек зрения на исследуемый предмет, предполагает столкновению противоположных позиций, которые принято называть тезисом и антитезисом.
Исторический метод – воспроизведение явления как процесса в развитии, со всеми его общими, особенными, неповторимыми, чертами, установление исторической последовательности изучаемого процесса развития от одних исторически необходимых стадий к последующим.
Наблюдение – исходный метод эмпирического познания, позволяющий получить некоторую первичную информацию об объектах окружающей действительности.
Эксперимент – активное, целенаправленное, строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект для выявления и изучения тех или иных сторон, свойств, связей (включает измерение и наблюдение).
Измерение – определение количественных значений тех или иных свойств, сторон изучаемого объекта, явления с помощью специальных технических устройств (в основе лежит сравнение объектов, необходимы единицы измерения).
Формализация – использование специальной символики, которые позволяют отвлечься от изучения реальных объектов и оперировать некоторым множеством символов (знаков).
Метод гипотезы – формирование и обоснования объяснительных предложений, ведущий к установлению законов, принципов, теорий.
Абстрагирование – процесс перехода от чувственно-эмпирических, наглядных представлений об изучаемых явлениях к формированию определенных абстрактных, теоретических конструкций, отражающих сущность этих явлений.
Анализ – разделение объекта (мысленно или реально) на составные части (свойства, признаки, отношения и т.п.) с целью их отдельного изучения.
Синтез – соединение воедино составных частей (сторон, свойств, признаков и т. п.) изучаемого объекта, расчлененных в результате анализа.
Индукция – формально-логическое умозаключение, приводящее к получению общего вывода на основании частных посылок. Дедукция есть получение частных выводов на основе знания каких-то общих положений.
Метод аналогии – установление сходства или различия между объектами, осуществляется в результате их сравнения.
Специально-исторические методы.
Синхронный метод – изучение различных событий и явлений, одновременно происходивших в обществе.
Хро