Часть третья. Анатомия по Михаилу Брейнштейну.
Михаил: Ну, ответьте мне, хоть что-нибудь. Глупо молчать. Мы заперты в этих стенах не просто так. Вы онемели? Хорошо, могу предложить вам другую игру, если эта вам наскучила.
Брейнштейн поднимает над головой пульт.
Михаил: Как вы уже догадались, я единственный, кто знает формулу. Ольга только что умоляла убить себя. Что ж, я, как Создатель, волен сделать это, но увы, тогда в могилу отправимся и мы все. Все, кто находится в этой комнате. Ольга, дорогая, ты все еще желаешь смерти?
Ольга: Я не подозревала, что таков будет мой конец. Почему-то всегда думала, что Александр пропишет мне бессмертие. Смешно и глупо. Признаюсь, я мечтаю, чтобы это закончилось. Главное, мои дети, они на свободе…
Михаил: О какой свободе ты говоришь? О том мире, который был создан нами? Извини, но это чушь. И кстати, твой сын Яков здесь. Наконец-то он узнал, кто произвел его на свет, и кто теперь мечтает лишить его жизни. И дети, которых пока здесь нет, они не только твои, но и мои. Наши дети.
Ольга: Я выцарапаю тебе глаза и вырву твой язык! Ты самое отвратительное, что случилось со мной в жизни!
Михаил: Ну - ну, не так давно ты была абсолютно другого мнения обо мне. Отчего я резко впал в немилость?
Альберт: Подождите минуточку, шут – дурачок, выходец из народа или как там вы меня еще называете, вообще не понимает, о чем идет речь? Если вскоре шуту суждено будет умереть вслед за своей любимой королевой, то уж соизвольте объяснить бестолковому дурачку, что значит вышесказанное.
Ольга: Альберт, заткнись, какое это теперь имеет значение!
Яков: А я бы с удовольствием послушал. Приятно осознать перед смертью, что ты не единственный, кого все время водили за нос.
Михаил: Ольга, дорогая, неужели ты не рассказала своему мужу о нас?
Александр: (Михаилу) Сумасшедший дом. (Министру) Альберт, я закончил свой сценарий, я мысленно уже написал: конец. Я не верю, что мы выйдем отсюда живыми, я-то давно знаю эту парочку. Для меня остается загадкой: заодно с этим сумасшедшим Ольга или нет? Я потерял логическую нить происходящего. Я скажу тебе одно, ты был клоуном не только на политической арене, но и в семье. Или ты действительно верил, что такая женщина может родить детей от халдея?
Михаил: Да, Альберт. Ничего святого.
Альберт: Ольга, умоляю, скажи, что это неправда. Я прошу тебя. Может быть, этот сумасшедший принудил тебя? Почему ты тогда молчала? Скажи, хоть что-нибудь, не молчи!
Ольга: Альберт, прости меня…
Альберт: Я не верю…
Михаил: Как можно не верить своей госпоже?
Альберт: Да, пошел ты!!!
Альберт накидывается на Брейнштейна с кулаками. Брейнштейн откидывает пульт, держит руки Альберта. Никакой драки не получается. Яков резко хватает пульт. Нажимает на одну из кнопок. Александр выкрикивает свое: «Нет», но уже поздно. Свет опять гаснет, на стенах появляются жуткие животные, таких страшилищ мир не видывал давно. Они искажены, цвета их ядовиты. Все они быстро ползут, бегут, летят издалека навстречу находящимся в комнате.
Михаил: Рыб больших и животных пресных, которых произвела вода и всякую птицу пернатую. Зверей земных, скот и гадов!!!
Александр: Что ты наделал? Мальчишка! Что ты наделал? Хватит уже издеваться над нами!!!
Александр налетает на Якова, отнимает у него пульт.
Яков: Это прекрасно! Пусть лучше эти отвратительные твари, чем вы! Если бы я знал, что моя мать – проститутка, а отец – продажная сволочь, вгоняющая своей бездарной писаниной в тоску, я бы, не задумываясь, покончил со своей жизнью! Я в отчаянии, оттого что эти животные -галлюцинации, что они не вылезут из стен, и не сожрут нас! Жрите меня! Жрите!
Яков, закатываясь истеричным смехом, прыгает вдоль стен, кидается на зверей, открывающих и закрывающих свои отвратительные пасти. Александр крепко держит в руках пульт. Михаил с силой отталкивает Альберта на пол.
Михаил: Который сейчас час?
Александр: Пошел ты к черту! Я готов ввязаться в твою игру и будь, что будет! Всем уже объявлено, что я азартный псих, ставящий на кон чужие жизни. Терять мне нечего. Теперь я ставлю свою. Только сначала, я хочу кое-что сказать моему сыну.
Яков: Я не буду тебя слушать! Мой отец мертв!!! Мертв!!! Мертв!!! Благодаря тебе!!!
Михаил: Который сейчас час?
Александр: (Михаилу) Заткнись! Времени нет! Часов не существует! Ты же - физик! (Якову) Поверь, другой сценарий был невозможен! Прощай, мой мальчик!
Александр нажимает на кнопку. Изображения животных исчезают со стен. Опять горит ровный свет от ламп, но теперь он слегка моргает.
Александр: Да он дурачит нас!!! Ничего не происходит! Смотрите, смотрите сюда! Я могу нажать на любую кнопку!
Ольга: Не надо!!!
Михаил: Который сейчас час?
Яков: Да что вы пристали с этим глупым вопросом? Это уже не имеет значения!
Михаил: Ошибаетесь! Имеет, еще какое! Должны прийти дети! У кого пульт?
Ольга: Нет!!!
Ольга обессилено падает на пол, рыдает. Рыдает. Рыдает.
Альберт: (Михаилу) Ты не Создатель, ты – безжалостная тварь! (Александру) Александр, умоляю тебя, отдай ему пульт!
Александр: Зачем?
Альберт: Он единственный знает свой ребус! Ты же любил ее тоже. А, может, и продолжаешь любить. Я не знаю, не читал сценарий. Шутов не посвящают в тайны, но они умеют чувствовать. И поэтому становятся халдеями, для других ролей они слишком порядочны. Неужели ты не видишь, как она страдает?
Александр: Не верю ни единому твоему слову! Как можно жалеть человека, который сотворил с тобой все это? Человека, который обманывал тебя ежедневно? Человека, который ради власти, готов был мучить и издеваться над самыми близкими людьми. Я завершил свой сценарий - конец. Но вот еще, раз уж ты заикнулся о сострадании, забегу вперед: тебе уготован сердечный приступ, которого ты не переживешь. Одинокая мать, с двумя детьми, только что ставшая вдовой обещает всем держать себя в руках, несмотря на трагедию. Она плачет и говорит, что кроме детей и народа у нее больше ничего не осталось. Женщины рыдают вместе с ней. Мужчины восхищаются ее стойкостью и самообладанием – да, эта баба может править нами. Пышные похороны и трехдневный траур. Прекрасное Прощай от любимой женщины.
Пауза.
Альберт: Александр, пожалуйста, отдай Брейнштейну пульт!
Александр начинает нервно смеяться, спокойно опускает руку с пультом вниз. Закрывает другой рукой глаза.
Александр: Такое невозможно придумать! Благородный простолюдин!
В этот момент Яков спокойно забирает пульт из рук Александра.
Яков: Пока не появились мои новоиспеченные братья и сестры, я все - таки очень хочу выяснить один момент, почему эти двое отказались от меня. К чему был весь этот многолетний цирк?
Альберт начинает прыгать по комнате. Напевать веселые, нескладные музыкальные мотивы, паясничать.
Альберт: О, кажется, я услышал слово цирк? Ведь это мой родной дом, так я понимаю? Шуты должны жить при дворе, но раз двор падет с минуты на минуту, не податься ли в клоуны? Клоуны должны быть в цирке, не правда ли?
Яков: Прекрати, папа Альберт!
Михаил: Да, эту печальную повесть мы должны услышать до прихода моих детей.
Ольга: Как ты отвратителен мне! И дети, рожденные от тебя, теперь мне отвратительны! И я сама отвратительна себе! Яков, покончи с этим! Нажми любую кнопку! Если первым взорвется тот, внешний мир, нажми, пожалуйста, еще раз!
Яков: Нет уж, мама, пока я не услышу, почему я рос с чужим человеком, никаких кнопок я нажимать не стану!
Альберт опять начинает прыгать по комнате и петь странные мелодии. Ольга молчит.
Александр: Альберт! Прекращай уже эту комедию!
Альберт: Почему? Ведь до этого момента вам нравились мои клоунские выходки, что же такое случилось? А! Они не прописаны в вашем сценарии?
Ольга: Все, с меня хватит!
Михаил: Почему, пусть наши мальчики узнают, какие люди у власти, а я с удовольствием послушаю этот замечательный рассказ еще раз!
Яков: Может быть вы, наконец, заткнетесь!
Михаил: Конечно, если кто-нибудь скажет мне, который час.
Александр: Какая разница, сколько сейчас времени…
Яков: Я хочу услышать, как можно использовать человека и оставаться его незаменимым другом.
Михаил: О, какой дружбе ты говоришь? Здесь история совсем о другом. Александр власти хотел, но не хотел ответственности, а Ольга хотела власти безусловной и безраздельной. Их объединял азарт в стремлении к общей цели. Они использовали и дополняли друг друга. И в то же время, манипулировали друг другом. Увы, Яков, ты не входил в планы твоей матери. Но не расстраивайся, в жизни Ольги не было места никому, ни тебе, ни Александру, ни Альберту. Добавлю самое главное и печальное для вас в этой истории: любила Ольга всегда только меня. Не так ли, дорогая?
Альберт: Оставьте ее уже в покое, Михаил.
Ольга: Да! Да! Я любила только тебя, Брейнштейн. Глупо. Я ничего не могу сделать с собой, со своим телом, я и сейчас люблю только тебя! Что ты хочешь еще услышать?
Михаил: Который сейчас час?
Раздается робкий стук в дверь. Все замолкают.