Мировое развитие в середине и конце I тыс. н.э.
С последнего крупного (зафиксированного) заселения Америки через Берингов пролив популяциями людей, предками современных индейцев, состоявшегося 15–12 тысяч лет назад и до Великих географических открытий XV–XVIII веков нашей эры говорить о мировой истории как о «едином» процессе можно лишь с большой степенью условности. Поскольку развитие человечества шло в трех автономно, можно даже сказать – изолированно, развивавшихся географических областях: Австралии, Америке (Северной и Южной), Старом свете (Евразия и Африка). История на это время фактически разделялась на три потока, в каждом случае приобретая уникальные черты. Если в Евразии в это время уже шел железный век и металлическими изделиями пользовались как в регионах древних цивилизаций, так и еще не вошедших в историю окружавших их племен, то в культурах Мезоамерики (район Мексики и Центральной Америки) блестящая городская цивилизация Майя развивалась на технологической базе каменного века. В культурах Андского нагорья (современные Боливия, Перу, Эквадор) металлы были известны, но использовались для изготовления исключительно предметов культа, в отличие от Евразии, в культурах которой металлы широко использовались в различных сферах жизни обществ. Австралия от ее заселения около 50 тысяч лет назад вплоть до ее открытия и колонизации в XVIII–XIX веках была населена изолированно развивавшимися племенами охотников и собирателей. Случавшиеся миграции извне, судя по всему, существенно не меняли характер культуры австралийских аборигенов. Поэтому применительно к таким разнородным обществам, населявшим планету во второй половине I тысячелетия нашей эры вести речь об общих тенденциях и трендах можно лишь занимая всемирно-историческую точку зрения, предполагающую направленность исторического процесса. В связи с этим правильнее рассматривать мир V–X веков по отдельным выше выделенным географическим областям, тем более что каждая из них, в свою очередь состояла из множества автономно, и даже изолированно, развивавшихся обществ, хотя степень связности между ними была гораздо выше. Например, судя по всему, путешествия в Америку или в Австралию были случайными, например занесения в результате шторма, что могло происходить с полинезийцами, и не оставляли заметного следа в культурах аборигенов. А если плавания и были в каких-то случаях целенаправленными, как в случае с викингами на побережье Северо-Восточной Америки, известной им как страна Винланд («земля винограда»), на рубеже X – XI веков, то их следствием не было осознание факта открытия нового континента. А связь с новооткрытыми землями вскоре терялась, а образ их оставался в легендах (в случае викингов – сагах), становясь загадкой для потомков и позднейших исследователей. Общества, объединенные в рамках континентов, были связаны друг с другом посредством торговых путей, по которым вещи, идеи передавались на дальние расстояния. Например, изготовленные в Иране серебряные блюда, находили на территории современного Пермского края, куда они попадали, проходя через множество рук. В Евразии наиболее известным трансконтинентальным торговым путем был Великий шелковый путь из Восточной в Переднюю Азию, по которому между ними осуществлялся обмен. В качестве примеров менее протяженных путей можно привести существовавшие в Восточной Европе, во-первых, Балтийско-Волжский путь, по которому осуществлялся торговый обмен между странами Северной Европы и богатыми странами Каспийского региона и, во-вторых, Днепровский путь из стран Северной Европы в Византию. Примером торговых путей связывавших изолированные регионы могут быть и транссахарские караванные торговые пути, протянувшиеся от западной части южного побережья Средиземного моря до долины реки Нигер в Тропической Африке.
В Старом свете (Евразия и Африка) во второй половине I тысячелетия нашей эры существовала целая мозаика различающихся друг от друга культур и обществ. Их конфигурация разительно изменилась за полтысячелетия в ходе двух общих для Евразии и Африки этого времени процессов: во-первых, вхождения в историю племен ранее находившихся за ее рамками пространств и, во-вторых, распространения мировых религий по Евразии и Северной Африке. В V веке нашей эры существовавшие тогда общества могут быть условно разделены на две группы: во-первых, пояс сложившихся цивилизаций и, во-вторых, их периферию, на которое распространялось влияние первых. Пояс цивилизаций простирался от Гибралтарского пролива на Западе до Восточно-Китайского и Японского моря на Востоке. Он сложился как раз к рубежу эр и состоял из трех основных культурных ареалов: Средиземноморско-Ближневосточного (Римская империя, Парфия/Иран), Южноазиатского (Индия) и Восточноазиатского (Китай), каждый из которых насчитывал несколько тысяч лет развития древнейших цивилизаций. В случае Средиземноморско-Ближневосточного ареала к моменту начала рассматриваемой эпохи период развития обществ, оставивших монументальные сооружения, насчитывал, по крайней мере, 10 тысяч лет, а период развития городских цивилизаций не менее 4 тысяч лет. Относительно других ареалов картина менее ясная, но и в них история развития городских цивилизаций насчитывала уже не менее 2-х (Восточная Азия) 3-х (Южная Азия) тысяч лет. Но основным критерием для выделения ареалов стало оформление в каждом из них середине I тысячелетия до нашей эры трех философских традиций. В последующее тысячелетие в этих ареалах возникли на основе синтеза местных религиозных традиций и мировые религии (христианские конфессии, ислам, буддизм, индуизм, конфуцианство). С одной стороны общества в этих ареалах имели общие траектории развития и судьбы. С другой стороны, между обществами наблюдалось постоянное взаимодействие, не только торговое, но и культурное. Примером этого может быть распространение возникшего в северной Индии буддизма в Китае и других странах Восточной Азии в рассматриваемый период. Частным примером последнего было путешествие китайского буддийского монаха Сюань Цзана в Северную Индию за священными текстами, состоявшееся в 629–645 годах, и вошедшего в историю в качестве одного из известных путешественников.
В Средиземноморско-Ближневосточном ареале время второй половины I тысячелетия было сопряжено с серьезными трансформациями, последовавшими за кризисом Римской империи в V веке и возникновением и распространением ислама в VII–VIII веках. В Западной Европе вся вторая половина I тысячелетия прошла под знаком падения Римской империи до момента оформления цивилизации высокого средневековья и обозначается как эпоха раннего средневековья. День низложения римского императора Ромула Августула, 4 сентября 476 года по традиции считается не просто концом Римской империи на Западе, но, иногда, и рубежом между древней и средневековой историей в Европе. В историографию это событие вошло под обозначением «падение Западной Римской империи», которое до сих пор можно встретить в литературе, хотя в действительности такого самостоятельного государства не существовало.
После смерти императора Феодосия I императорская власть, но не империя, была разделена между двумя его сыновьями Аркадием, получившим Восток, и Гонорием, получившим Запад. Единство Римской империи не ставилось под сомнение, несмотря на наличие двух императоров, один из которых правил из Константинополя на Востоке, и на Западе из Рима, либо Равенны. До сих пор нет полной ясности относительно причин произошедшего события: было ли оно предопределено предшествующим ходом событий или же оказалось следствием стечения обстоятельств. Так или иначе, на основании результатов современных исследований можно нарисовать картину обширной, управляемой образованной бюрократией империи, в которой существовал общеимперский рынок и экономически активное население, имперская аристократия, представители которой владели землями в разных частях империи и подданные, направлявшие свои жалобы из отдаленных уголков в столицы. Продолжалась христианизация империи, шел процесс аккультурации варваров, которые по своим привычкам стали походить на римских граждан, а некоторые входили в состав правящего класса как, например, Стилихон и Аэций. Последнего иногда называли за мужество и доблесть «последним римлянином». Поскольку в современных исследованиях отмечается большая прочность империи и экономическая активность нежели было принято считать ранее, в качестве основной причины краха на Западе отмечают миграции и натиск племен варваров на империю в IV–V веках, являвшиеся частью процесса IV–VII веков, обозначаемого как «Великое переселение народов», следствием которого стало изменение этнокультурной карты Европы и формирование на месте западных провинций империй варварских королевств.
Толчком к движению племен в Центральную и Западную Европу стало вторжение в IV Причерноморье союза племен гуннов, в котором участвовали различные народы. Возможно, что импульс этого движения находился в степях современных Монголии и северного Китая. Там в конце III–II веках до н.э. образовалось объединение кочевых племен гуннов под названием «Хунну» (или «Сюнну»), часть из которых стала продвигаться на запад пока к 376 году не достигла границ Римской империи, где они образовали объединение племен, распавшееся после разгрома войсками римлян в битве на Каталаунских полях в 451 году. Для защиты от нашествий регулярной армии не хватало, и на правах союзников (федератов) нанимались отдельные племена – вестготы, остготы, бургунды, которые получали за службу землю и долю налога. Фатальным для империи на Западе стал захват Северной Африки племенем вандалов и прекращение поступления в Рим зерна, за которым последовал неминуемый упадок великого города.
Формально Римская империя не прекратила своего существования в 476 году. Короли варваров признавали верховную власть римского императора в Константинополе, чеканили его имя на монете и получали от него почетные титулы консулов. Но это были только формальности, и в VI веке император Юстиниан предпринял попытку восстановления власти империи на Западе, которая удалась лишь частично, завоеванием Северной Африки (королевство вандалов), Италии (королевство остготов) и юга Испании (часть Вестготского королевства). На рубеже V и VI веков на части территории будущей Франции возникло королевство франков, ставшее ключевой политической силой в Западной Европе до X века. Хотя варвары не ставили своей целью разрушения римского наследия, скорее наоборот, его сохранение, в силу ряда причин как, усобицы, нехватка средств, разрушение бюрократического аппарата, сокращение хозяйственной активности происходило упрощение социальной структуры, оскудение быта, сужение интеллектуального кругозора, и, следовательно, сокращение числа доступных исследователям источников. Поэтому период V–VIII веков в истории Европы получил обозначение «Темные века». Вследствие развала прежней гражданской администрации ее функции, в том числе в городах, на себя была вынуждена принять церковная организация, прежде всего, епископат, который стал играть значимую роль в политической жизни новых королевств.
В рассматриваемое время еще не было жесткой централизованной церковной организации на Западе. Влияние папы римского было ограниченным, поскольку епископат контролировался королевской властью. Кроме того, Европа была разделенной в религиозном отношении: в разных регионах практиковались свои обряды, папа римский назначался византийским императором до VIII века, шла борьба между халкидонитами и арианами. Важнейшей чертой периода стала милитаризация политической культуры.
Если в Римской империи доминирующей все же была гражданская бюрократия, признаком принадлежности к которой была классическая образованность, включающая умение писать изящные сочинения и сочинять стихи, то в новых условиях интересы новой аристократии оказались сфокусированы на военной сфере и военных развлечениях, не предполагавших глубокой образованности. Немыслимые ранее случаи неумения писать стали встречаться в среде аристократии. Эта тенденция оказалась долговременной и была переломлена только тысячелетие спустя, уже в эпоху Возрождения.
На несколько веков время интеллектуальная жизнь переместилась в монастыри. Первым изменением ситуации стало «каролингское возрождение» IX–X веков, когда была предпринята амбициозная программа преобразования Франкского государства на религиозных началах под эгидой Карла Великого (768–814), представителя новой династии Каролингов, заменившей на троне прежнюю династию Меровингов (481–751). Карл Великий объединил под своей властью территории современных Франции, Западной и Южной Германии, Северной Италии, Бельгии Нидерландов, а в 800 году был коронован папой римским как император восстановленной Римской империи, идея которой оставалась притягательной. Империя Каролингов, носивших титул «императоров римлян» просуществовала до ее распада в начале X века.
Затем идея империя была воплощена в здании Священной Римской империи учрежденной в 962 году коронацией короля Восточно-Франкского (Германского) королевства Оттона I как императора. В IX веке вследствие династических разделов в рамках Франкского государства сформировались контуры будущих средневековых государств: Западно-Франкское королевство (Франция), Восточно-Франкское королевство (Германия), королевство Италия и началось расхождение их путей при еще сохранявшемся представлении об их общности, в частности шел процесс феодализации Западно-Франкского королевства, в котором к X практически исчезло представление о публичной политике, сохранявшееся на протяжении полутысячелетии после падения Рима. Коллапс центральной власти выразился в феодальной анархии, когда власть и земли захватывались теми, кто имел на это возможность. В результате к 1000 году на территории Западно-Франкского королевства существовали порядка 10 тысяч замков и соответственно феодалов, многие из которых утверждались за счет своей силы.
Французское средневековье стало впоследствии рассматриваться в качестве модели сложившегося уже позднее средневекового общества, хотя в других регионах (в Англии, Германии) данные процесс не зашел так далеко в данный период. В социально-экономической сфере к IX веку шел процесс роста экономической активности, в частности, свидетельством этого является рост товарооборота в районе Северного и Балтийского морей, возникновение в их районе торговых городов (Бирка, Хедебю). Экономический рост выразился в росте численности населения и усложнение социальной структуры. Оборотной стороной роста стали закрепощение и возрастание степени эксплуатации ранее свободного крестьянства. Другим следствием роста численности населения было начало колонизации территорий за р. Одер, населенных полабскими славянами. В общем, в IX-X веках были заложены основы для формирования той культурно-исторической общности, которая нам известна как «Европа», но этот процесс выходит за границы рассматриваемого периода.
Прекращение существования Римской империи на Западе, как уже было сказано выше, не было ее концом вообще, поскольку она сохранялась на Балканах и Ближнем Востоке со столицей в Константинополе до 1453 года, когда она пала под ударами турок-османов. В историографии Римская империя на Востоке известна как «Византия», хотя сами себя так византийцы не называли. Они назвали себя «ромеи», что по-гречески означает «римляне». Название «Византия» происходило от прежнего названия Константинополя (Византий), и его употребление взамен «Римской империи» было связано с ранним осознанием европейцами греческих, а не латинских оснований империи Востока. Ключевым моментом в истории Византийской империи были арабские завоевания в конце VII века ее территорий в Северной Африке (включая Египет), и Леванта, сузивших ее пространство до Южных Балкан и полуострова Малая Азия. В результате этого были потеряны такие крупные города как Александрия и Антиохия, и Константинополь оказался центром экономической интеллектуальной активности. В это время Византия оказалась повергнута во внутренние религиозные усобицы между иконоборцами и сторонниками почитания икон; произошел упадок городского хозяйства, в том числе падение численности населения Константинополя и, даже частичная потеря культурной памяти. Но даже несмотря на неурядицы, Византия оставалась самым богатым государством Европы. Необходимость отражения атак на Балканах со стороны Болгарского ханства, возникшего в 681 году, и со стороны Арабского халифата потребовала постепенной перестройки структуры империи в сторону большей милитаризации и замены старой провинциальной структуры управления военизированной фемной. После прихода к власти в 867 году императора Василия I, основавшего Македонскую династию, чьи представители занимали трон до 1056 года, начался новый процесс усиления Византийской империи, завоевания части земель на востоке Малой Азии и на Балканах, пик которого был достигнут при императоре Василии II Болгаробойце (976–1025). Период правления императоров Македонской династии характеризовался расцветом культуры, интересом к юридическому наследию поздней античности, в частности, к кодексам Феодосия и Юстиниана и иногда обозначается как «македонское возрождение». В IX–Х веках влияние византийской культуры сказывалось на странах Кавказа (Алания (нынешняя Осетия), Армения, Грузия), Балкан (Болгарское царство) и в формировавшихся славянских странах Восточной Европы (Великая Моравия, сербские княжества, племена восточных славян). В течение второй половины I тысячелетия христианская церковь в Средиземноморье была единой и состояла из пяти патриархатов (Римский, Константинопольский, Александрийский, Антиохийские, Иерусалимские). Но уже накапливались противоречия между церквями латинского Запада, формально подчинявшихся Риму, и греческим Востоком, в том числе вероисповедные. Кроме того проявились различия в отношении к распространению христианства. В то время как Византия занимала пассивную позицию, Римская церковь занималась активной миссионерской деятельностью, обращая в свое лоно народы Северной и Центральной Европы.
Возникновение ислама в начале VII века в ходе проповеди пророка Мухаммеда и его распространения оказалось одним из важнейших событий в истории Средиземноморско-Ближневосточного региона, повлекшее различные геополитические и культурные последствия. Во-первых, в результате арабских завоеваний была завоевана и исламизирована империя Сасанидов и восточные провинции Византийской империи. Начав свои завоевания в 633 году, через год после смерти Мухаммеда, арабы достигли к 732 году рубежей Южной Франции, где были разбиты в битве под Пуатье Карлом Мартеллом, дедом Карла Великого, а в 751 году нанесли поражение китайскому войску на реке Талас. В результате образовался Халифат, протянувшийся от Гибралтарского пролива до предгорий Гиндукуша, охватывавший территории Северной Африки, Пиренейского полуострова, Передней и Средней Азии и абсорбировавший достижения Римской и, прежде всего, Иранской империй, преемником которых он был. С самого начала начался процесс исламизации жителей региона, который носил постепенный и добровольные характер, и стимулировался открытием карьерных перспектив и освобождением от уплаты налога для иноверцев. Например, страны Северной Африки до Х века оставались христианскими. История Халифата до X века разделяется на несколько периодов: время четырех праведных халифов (632 – 661); правление династии Омейадов (661 – 750), выбравших своей столицей Дамаск; правление династии Аббасидов (750 – 1258), перенесших столицу в Багдад. Расцвет арабский халифат пережил при правлении халифов Харуна-ал Рашида и ал-Мамуна в конце VIII – первой половине IX веков, ставший и временем расцвета литературы и науки, а также межкультурного, прежде всего арабо-иранского, синтеза. Практически с самого начала столкнувшись с трудностями организации столь обширных территорий, халифат оказался раздираем борьбой за власть, ставшей и причиной раскола на суннитов и шиитов. С середины VIII века началось отпадение окраин. После падения династии Омейядов ее представитель утвердил власть на Пиренейском полуострове в Кордовском эмирате (позднее, с 929 года – халифат), которое было в тот период богатейшим и самым культурным государством Западной Европы, отличавшемся веротерпимостью по отношению к христианам и иудеям. В 873 году образовалось государство Сасанидов, процветавшее в Средней Азии и Северном Иране. В X века Северная Африка оказалась под властью династии Фатимидов, основавших халифат со столицей в Каире, а сам Багдад оказался под властью эмиров из династии Буидов, оставивших халифу лишь духовную власть. Мир ислама вошел в эпоху возникающих и распадающихся государств. Но, несмотря на это, в данный период городская цивилизация развивалась, экономическая активность, центром которой был Египет, оставалась высокой, а культурная жизнь была на высоком уровне. Отчасти это было следствием того, что постоянной единицей активности были стабильно развивавшиеся небольшие районы, которые объединялись властью эфемерных династий, чье падение не наносило им большого ущерба.
На Востоке мусульманский мир соприкасался с государствами Северной Индии и Китайской империей, составляя основу цивилизации того времени. Страны Западной Европы по отношению к ним выступали в роли далекой и варварской периферии. Вторая половина I тысячелетия в историографии Индии иногда рассматривается как время постепенного затухания классической цивилизации, начавшегося со времени падения империи Гуптов в начале VI века, объединявших под своей властью большую часть Индии. С этого момента в Северной Индии наступил период политической раздробленности, а крупные государства оказывались эфемерными и редко переживали своих основателей. В Южной Индии выдвигались государства династий Чалукья, Паллавов, Чолов. Последние к концу Х века даже создали единственную в истории Индии морскую державу, охватывавшую южное и восточное побережье Южной Азии, Шри-Ланку, Малакку и ряд островов западной части Малайского архипелага. Соответственно происходила регионализация культуры, формирование местных традиций, например, тамильской литературной, происходило усложнение форм в архитектуре. В продолжение классической традиции на это время приходится творчество известного философа Шанкачарьи или Шанкары (788–820), представителя школы веданты. В сфере религии происходило ослабление влияния буддизма в пользу трансформировавшегося под его влиянием индуизма и концу тысячелетия практически полное его исчезновение в Индии.
В Китае вторая половина I тысячелетия была связана с правлением династий Суй (581–618) и Тан (618–907), которым предшествовал период раздробленности и смут, начавшийся вслед за падением династии Хань в 220 году, заключительный этап которого получил название периода шести династий (или Южных и Северных династий) продолжавшегося с 420 по 589 годы. Это было время внутренних войн, экономической разрухи, но несмотря на это и развития культуры. Кризис традиции способствовал распространению буддизму в Китае в форме Чань-буддизма, который в японизированной форме известен как Дзэн-буддизм. Он пользовался большим влиянием в космополитическом танском Китае, который переживал процесс стремительного развития, а также эпоху, которую называют иногда танским возрождением, иногда вторым классическим периодом китайской культуры.
Политическое или культурное влияние танского Китая распространялось на территории степной зоны Евразии, Центральной Азии, Тибет. Столица Китая Чанъянь с миллионом жителей была в этот период крупнейшим городом в мире, звание которого она перехватила у Константинополя и передала Багдаду.
За падением династии Тан последовала «эпоха пяти династий и пяти царств» (907–960), завершившаяся установлением власти династии Сун, при котором Китайская империя пережила новый расцвет. На пороге II тысячелетия Китай стоял накануне создания рыночной предкапиталистической экономики. Большую проблему для развития Китая составляли окружающие варварские государства. В рассматриваемый период это были, во-первых, Тибетское царство, войско которого даже захватывало вторую столицу Китай – Лоян; во-вторых кочевые народы степей, которые создавали свои государства у северной границы Китая, совершая на него грабительские набеги, а иногда и захватывая его северную часть. Правда притягательность китайской культуры была столь высока, что их правящие слои и население в конечном итоге китаизировались и смешивались с общей массой населения. Примерами таких государств были государства: основанное сянбийцами – Тоба Вэй или Северная Вэй (386–534); основанное киданями (от названия которых и произошло русское «Китай») государство Ляо (907–1125). Кроме того большое влияние китайская культура оказывала на корейские царства, Японию и государства Индокитая, а также на государство Бохай (698–926), располагавшееся на территории Манчжурии и российского Дальнего Востока и созданного, как считается, представителями тунгусо-манчжурских племен.
Кроме ареалов древних цивилизаций во второй половине I тысячелетия шел процесс вхождения в историю народов периферийных стран, Процесс был многоаспектный и включал в себя формирование государственности, соответственно принятие письменности и одной из мировых религий, формирование городской культуры и, как итог, вхождение со своим «я» в круг цивилизованных народов. В Северной Европе в конце тысячелетия шел процесс становления новых государств. Это можно обнаружить на Британский островах (англо-саксонские, ирландские, пиктское королевства), а также в Скандинавии (Дания, Норвегия, Швеция). В последней этот процесс сопровождался разбойничьими и торговыми (часто они смешивались) походами дружин скандинавов – викингов, державших в страхе страны Западной Европы. Предположительно, в Восточной Европе при их участии на торговом пути «из варяг в греки» было основано Древнерусское государство.
Формирование государственности и городов шло в Центральной и Юго-Восточной Европе, где возникли Польское княжество, Хорватия, Великая Моравия, на месте которой после разгрома мадьярами, угорскими племенами, мигрировавшими с Южного Урала в Среднее Придунавье, возникли Чехия и Венгрия. В конечном итоге перечисленные страны были обращены в христианство миссиями римской церкви. Византийское христианство утвердилось в силу добровольного выбора его правителями сербов, Болгарского ханства, Руси.
В евразийской степи, соприкасавшейся с основными культурными ареалами из-за протяженности от современной Венгрии до Манчжурии, эта эпоха характеризуется созданием масштабных кочевых империй (например, Тюркский, второй Тюркский, Хазарский, Уйгурский каганаты) и союзов племен (болгары), в которых доминировали тюркские языки, постепенно замещавшие ранее распространенные иранские. В стремлении сохранить независимость от оседлых империй их правящие круги принимали отличные вероисповедания, например хазары, создавшие большую империю в Поволжье, Подонье и степях Причерноморья, приняли иудаизм; уйгуры приняли манихейство; кроме того, распространялось и христианство в форме несторианства.
Шел процесс формирования государственности в Юго-Восточной Азии, в которой соприкасались индийские, в форме индуизма и буддизма, и китайские влияния (в форме конфуцианства) и закладывались основы для будущего расцвета культур (Камбуджадеша, Шривиджайя, Матарам). Кроме того шел процесс становления цивилизации в ряде районов Африки, в частности в районе Эфиопского нагорья и Африканского рога, где распространялись христианство и, позднее, ислам, а также в районе реки Нигер, где развивалось основывавшее свое благосостояние на торговле золотом государство Гана.
И, хотя каждое из новых обществ возникало на самостоятельной основе, что особенно касается изолированных, как, например, Гана, в конечном итоге, образцом для них послужили старые высокие культуры. С такими культурами они стремились взаимодействовать, хотя бы и в негативной форме (разбой, набеги) как, например, викинги и кочевники степи, и через которых они приобщались к длящимся уже тысячелетия традициям интеллектуального и духовного труда.
Контрольные вопросы
1. Приведите факты, свидетельствующие об общих процессах в развитии разных сообществ второй половины I тысячелетия процессах?
2.Насколько оправдан тезис о сомнительности мировой истории в рассмотренный период?
3. Оцените последствия гибели Римской империи для последующего развития в Европе.
Литература
1. Бицилли П.М. Падение Римской империи // Его же. Избранные труды по средневековой истории: Россия и Запад. М.: Языки славянских культур, 2006. С. 9–79.
2. Гийу А. Византийская цивилизация. Екатеринбург: «У-Фактория». 2005.
3. История Востока. Т. 2: Восток в средние века. М.: Восточная литература РАН, 1999 (5-е изд. – 2009)
4. Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г. Степные империи древней Евразии. СПб: Филологический факультет СПбГУ. 2005
5. Мюссе Л. Варварские нашествия на Европу. Германский натиск. СПб.: Евразия, 2008
6. Мюссе Л. Варварские нашествия на Западную Европу: волна вторая. СПб.: Евразия, 2006
7. Поньон Э. Повседневная жизнь Европы в 1000 году. М.: Молодая гвардия, 2009.