Борьба истинных и ложных пророков в северном Израильском царстве
Эта тема должна охватывать пророков начиная с пророка Илии.
3 Цар.22. Эпизод, когда Ахав, объединившись и Иосафатом, хотел идти отвоевывать Ромов Галаадский. 400 пророков самарийских предсказывают Ахаву победу, и только один некто Михей, сын Иеввая, предсказывает ему поражение, и то ради присутствия Иосафата.
ст.15-16 15 И пришел он к царю. Царь сказал ему: Михей! идти ли нам войною на Рамоф Галаадский, или нет? И сказал тот ему: иди, будет успех, Господь предаст его в руку царя. 16 И сказал ему царь: еще и еще заклинаю тебя, чтобы ты не говорил мне ничего, кроме истины во имя Господа. (Т.е.явно сказал соответствующим тоном) Ст.17-28.
Царь выражает свое недовольство и приказывает посадить Михея в темницу.
В общем о 3 книге Царств – продолжает синхронно излагать историю Иудейского и Израильского царств и повествует скорее о периоде упадка обоих царств. Первые 17 глав – это история до падения Израильского царства; 18-25 главы – история Иудейского царства до вавилонского плена.
Пророк Илия
3 Цар.17,1 И сказал Илия [пророк], Фесвитянин, из жителей Галаадских, Ахаву: жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову.
Очевидно, это не начало речи, а ее окончание. Нетрудно догадаться, что говорил Илия перед этим. Вся последующая жизнь пророка Илии представляет собой сплошное бегство от Ахава. Спустя многое время, может быть год жизни у вдовы в Сарепте Сидонской, Илие повелевается идти к Ахаву. Причем это было сделано в тот самый критический момент, когда Ахав находился уже в состоянии отчаяния, видел исполнение слов Илии и был готов пойти на все что угодно, лишь бы прекратилась засуха. Потому что прекрасно понимал, что государство погибает. Именно в этих условиях Илия предпринимает то, что мог сделать для восстановления истинной религии в Израиле. Он устраивает состязание со жрецами Ваала. И в этом отношении его мероприятие, в сущности, ничего не дало. Да, в значительной части присутствовавший при этом состязании, поверил в Бога. Было какое-то минутное раскаяние и умиление у Ахава. Но именно по этой причине Илия чуть не поплатился жизнью из-за главной язычницы Иезавели, жены Ахава. Опять Илие пришлось скрываться.
19,11-12. 11 И сказал: выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; 12 после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, [и там Господь].
То, что Господь ищет не разрушения, а мира среди людей. Проявления этого совершенно многогранны. Например, сегодня вот все ищут старцев, которые что-то скажут, устроят жизнь, а ведь совсем не в этом смысл. Так и здесь. Легкий ветер ничего из себя не представляет, он лишь чуть облегчает, дает облегчение.
21 гл.Эпизод с виноградником Навуфея
Навуфея ложно обвинили и казнили по просьбе Иезавели, после чего Ахав вступил во владение. Отказ продать виноградник даже царю выдает в Навуфее человека праведного, верного Богу.
Илия представал к Ахаву только в самых значимых случаях. В данном случае по поводу убийства Навуфея Илия предстал перед Ахавом сам и предсказал ему истребление его дома и его насильственную смерть. Но вследствие того, что Ахав смирился, это бедствие было переложено на дни его сына Иорама.
Сын Охозия упал с горницы, когда шел к Веельзевулу, божеству аккаронскому, за что Илия предсказывает ему смерть.
Во дни второго сына, Иорама, случился государственный переворот.
О вознесении пророка Илии
Конечно, Илия знал свою кончину. Но он не знал, кому перейдет его власть, тот пророческий дух, который был на нем. Здесь себя выдает пророк Елисей, служитель Илии, раскрывается его личность. Он ничего не просил от Илии, кроме как пророческой силы вдвойне. Как видим, Илия не обещает ему ничего, предоставляет это во власть Бога. Если Елисей увидит, как он будет взят от земли, значит это будет, а если нет – значит нет. Так Елисей получил тот двойной дар пророчества, о котором он желал. Т.о.закончилась жизнь пророка Илии и он был взят живым на небо.
О восклицании пр.Елисея при вознесении: сравн.4 Цар.13,14: 14 Елисей заболел болезнью, от которой потом и умер. И пришел к нему Иоас, царь Израильский, и плакал над ним, и говорил: отец мой! отец мой! колесница Израиля и конница его!
Это восклицание Иоаса означает молитву за Израиль и надежду на появление нового пророка.
Для Илии характерны: 1) дух ревности по вере, 2) что касается изречений, то он всегда изрекал волю Божию. Не предсказывал будущих судеб Израиля, а боролся с язычеством в Израиле. 3) ему принадлежат большие чудеса, в том числе воскресил мертвого.
Пророк Елисей
Если Илие принадлежит в основном религиозное обустройство Израиля, борьба с язычеством и искоренение язычества, то Елисей описан как устроитель политической жизни Израиля, как политический Спаситель. Первый раз он предсказывает победу над моавитянами коалицией царей Израильского, Иудейского и Идумейского. Можно сказать даже, обустраивает эту победу. Другой раз он привел безоружное слепое сирийское войско в Самарию. Во время осады Самарии Елисей также спасает Израиль. Наконец, во время последнего визита Иоаса ему предсказывает, что он поразит сирийцев.
К этому надо прибавить ряд и чудес. Избавление вдовицы от рабства ее сыновей, дарование сына бедной семье, спустя время воскрешение этого сына, исцеление Неемана, военачальника царя Сирийского, и другие чудеса.
По его молитве Израиль не только избавился от власти сирийцев, но уже потом при Иеровоаме 2, сыне Иоаса, вышел на вершину своего могущества. При нем был военный расцвет Израиля, могущество Ассирии было сломлено, не говоря о том, что Иудея находилась в зависимости от Израиля. Границы распространились до Красного моря. Но только при жизни Иеровоама 2. Затем сразу наступает упадок.
Царь Езекия
Время правления царя Езекии – это время расцвета Ассирии и ассирийского могущества. Надо начать с того, что еще во время правления Ахаза, его отца, Иудея добровольно стала вассалом Ассирии. Когда было ассирийское нашествие на Иерусалим (Ис.7), Ахаз сделал по-человечески правильный расчет. Он попросил помощи у Ассирии и выразил ей свою покорность.
Для царя Езекии в первую очередь характерна верность Богу. Обычно о царях лишь упоминается – правил столько-то лет, тогда-то умер. А Езекии посвящено три главы 4Цар. Это говорит о значимости его личности. Ему также посвящен раздел в Паралипоменон, гл.29-32. У Исаии 36-39 гл. С самого начала деятельность Езекии была направлена на восстановление истинной религии, вплоть до уничтожения медного змея, изготовленного Моисеем (было дорого и памятно любому еврею). Повсеместно установил почитание Иеговы, всецело последовал Его заповедям, всю надежду возлагал на Бога. Следующим этапом его правления было восстановление политической самостоятельности Иудеи. Резко перестал платить дань царю Ассирийскому. Но здесь он по-человечески перестарался, ведь надо же учитывать, что, 1) власть царя Ассирийского тоже попущено по воле Божией, 2) язычество и невыполнение закона Моисеева тоже укоренилось в народе.
Неуплата дани вызвала резкое нашествие Сеннахирима на Иерусалим и взятие укрепленных городов Иудеи. Тем не менее, Иерусалим ассирийцы взять не смогли и ушли ни с чем.
Пар.32,23 – возвеличился в глазах всех народов. Действительно стал выглядеть великим человеком, потому что иго Ассирии казалось вечным и несокрушимым. Соответственно, самостоятельность Езекии показывала в нем не только сильного правителя, но и давала другим народам надежду на избавление от этого ассирийского ига в будущем.
Пар.32,25-26 – возгордился, но затем смирился. Все благодеяния Божии, которые были ему оказаны, по-видимому, приписывал себе.
Был эпизод его чудесного исцеления. К нему пришел пророк Исаия и предсказал ему кончину. Царь Езекия молится об исцелении и по его молитве Господь прибавляет ему 15 лет жизни. Почему Езекии в этот период была так тягостна мысль о кончине?
21,1. 1 Двенадцати лет был Манассия, когда воцарился, и пятьдесят лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его Хефциба.
Т.е.когда он был болен, у него еще не было наследника. А вы помните, что означает бездетность для ветхозаветного человека. Кроме того, ему для подкрепления веры также показывается знамение.
20,7-11. 7 И сказал Исаия: возьмите пласт смокв. И взяли, и приложили к нарыву; и он выздоровел. 8 И сказал Езекия Исаии: какое знамение, что Господь исцелит меня, и что пойду я на третий день в дом Господень? 9 И сказал Исаия: вот тебе знамение от Господа, что исполнит Господь слово, которое Он изрек: вперед ли пройти тени на десять ступеней, или воротиться на десять ступеней? 10 И сказал Езекия: легко тени подвинуться вперед на десять ступеней; нет, пусть воротится тень назад на десять ступеней. 11 И воззвал Исаия пророк к Господу, и возвратил тень назад на ступенях, где она спускалась по ступеням Ахазовым, на десять ступеней.
2 Пар.30 - о восстановлении им празднования Пасхи. Не ограничился празднованием Пасхи по Иудее, но и послал послов в северные израильские колена. Над ними смеялись, но тем не менее, многие пришли на празднование, вспомнили про веру отцов. А забыто это все было еще во времена судей.
Т.о., влияние царя Езекии распространялось и за территорию Иудеи, на территорию Израильского царства, которое было в то время под властью Ассирии.
Милость Божия, которая подавалась Езекии, заключалась в том, что ему дарована была жизнь и свобода в период расцвета ассирийской монархии – отделился от Сеннахирима и тот не смог взять Иудею, хотя и взял ряд городов.
К сожалению, такое благополучное во всех отношениях правление царя Езекии сменяется правлением царя Манассии, а потом недолгосрочным правлением царя Амона. Оба были крайними язычниками, целенаправленно вели борьбу с религией отцов и до такой степени, что сам храм Соломонов был превращен в языческое капище. При Манассии Иудея вновь стала вассалом Ассирии.
Царь Иосия
Благочестивый верующий царь, правнук Иезекии. Его значимость также подчеркивается. Ему посвящено 2 главы, 22-23, в 4Цар. Что касается его религиозной деятельности, то она во многом связана с деятельностью царя Иезекии, его прадеда. Но но его долю выпала более тяжелая участь в религиозном отношении. Все-таки Ахаз, отец Иезекии, был умеренным язычником, проявлял определенную заботу и о храме. Хотя он, видимо, и совершал в самом храме нечто языческое, а под конец запер двери, но, видимо, не до такой степени делал это, как потом Манассии. Иосии пришлось заново восстанавливать устройство храма и все богослужение, вынести из храма все принадлежности языческого культа. Надо заметить, что он вступил на престол, когда ему было всего 8 лет.
2 Пар.28,24. Собрал Ахаз сосуды дома Божия и сокрушил... и устроил себе жертвенники во всем Израиле... Т.е.Иосии пришлось полностью восстанавливать все.
Иосия, будучи правителем, сам созрел до мысли того, что залог благополучия Израиля в верности Богу. Ему было предсказано благополучие его царствования за его благочестие, что в сущности, и исполнилось.
23,19-20. 19 Также и все капища высот в городах Самарийских, которые построили цари Израильские, прогневляя Господа, разрушил Иосия, и сделал с ними то же, что сделал в Вефиле; 20 и заколол всех жрецов высот, которые там были, на жертвенниках, и сожег кости человеческие на них, -- и возвратился в Иерусалим.
Т.е.Иосия хозяйничал в Северном царстве как хотел, а им было не до него. Восстановил Иудею как самостоятельное государство, значительно расширил его границы, чуть ли не во всех пределах царства Соломонова.
Иосия трагически погиб в сражении с египетским фараоном Нехао.
Конец Израильского и Иудейского царств
С религиозной стороны - язычество процветало, верности Богу не было, закон не выполнялся ни в каком отношении. С человеческой стороны – можно иметь в виду многие факторы. Были и крайние язычники, были люди, всецело преданные Богу. Были умеренные язычники, которые признавали и почитание Иеговы, и языческие культы. Выразителем последнего направления является царь Ахаз, выразителем крайнего язычества является Манассия. Особая помощь Божия верующим благочестивым царям всегда в библейском тексте подчеркивается.
Пришел к власти Езекия, установил везде и всюду почитание Иеговы. Пришел к власти Манассия – наоборот, всех пророков уничтожал, и всех, кто его обличал, и установил языческие культы. Пришел к власти Иосия – наоборот, выполнил противоположные задачи, уничтожал язычников. Все это – массовые истребления людей, лучшей части общества причем, создавало политическую неустойчивость в государстве, внутри страны. Если говорить о деятельности Иосии, то надо сказать, что в те времена язычество укоренилось в народе очень сильно. И Езекии, и Иосии дается благополучное правление только за их личное благочестие и веру, а не за веру народа. Они как бы олицетворяли собой весь народ. Видимо, и тому, и другому царю удалось добиться лишь внешнего обращения к Богу. Ни тем, ни другим царем язычество не было уничтожено, оно было лишь, так сказать, загнано в угол. Поэтому после их смерти, при любом другом царе язычество вставало с прежней силой.
Все эти факторы расшатывали государство и постепенно приближалась его конечная гибель. После Иосии в Иудее наступает агония – частая смена правителей. В Израильском царстве, начиная с Иоакима, наступает период вавилонского плена, и стремление всячески сбросить иго царя вавилонского. Это стремление было еще более губительным для Иудеи. Пророк Иеремия ясно предсказывал, что единственный способ для выживания для Иудеи как провинции – это покорность царю вавилонскому. Тем не менее, голос Иеремии остался неуслышанным, и когда Иудея была уже вассалом Вавилона, было нашествие Навуходоносора в 597 г.при Иехонии, но тогда Иехония понял, что лучше всего выразить покорность Вавилону. Тогда в 597 дело ограничилось переселением царя Иехонии и лучших людей в Вавилон. Последний период – правление юного Седекии, с которого Навуходоносор взял клятву верности, был марионеткой в руках Навуходоносора. Седекия эту клятву нарушил. Помимо того, что сам царь был ослеплен и были убиты его дети, весь народ за малым исключением был переселен в Вавилон. Т.е.переселение – это крайняя мера воздействия завоевателей на покоренные народы.
Подробно не описывается история Израильского царства, но, видимо, нечто подобное было и в Израильском царстве.
4Цар.15 гл., о последних царях Израильского царства. Уже сын Иеровоама Захария царствовал 6 мес. Против него сделал заговор некий Севум, и он процарствовал всего 1 мес. Исключение – Минаим, царствовал 10 лет, но он уже был данником Ассирии. Уже его сын Факий царствовал лишь 2 года и тоже был насильственно умерщвлен. Затем Факей царствовал 20 лет, но в любом случае была та же самая тенденция сепаратизма, к отделению от Ассирии. Он составил сиро-израильскую коалицию. Тоже умер не своей смертью. Против него составил заговор последний царь Осия, причем Иудея в это время была еще процветающим государством. Такие частые дворцовые перевороты – не надо думать, что они ограничивались одним лишь дворцом. Убить царя – значит истребить и вообще всех близких ему людей – детей, жен, наложниц, наместников по городам. Если какой-то город был особо верен предыдущему правителю, то уже шла война и против этих городов. Т.е.тогда шла уже внутренняя усобица, гражданская война. Все это ослабляло мощь государства перед внешним врагом. В этих условиях ассирийцам ничего не стоило завоевывать израильское царство.
КНИГИ ПАРАЛИПОМЕНОН
Евр.Деврей Аяминь ("слова дней"), греч.Паралипоменон, лат.Хроникулум
Время написания – явно послепленный период. Автор – по всей видимости, священник Ездра. Очень много схожих черт между 1 Ездры и книгами Паралипоменон.
1. Последние фразы 2 Пар.почти слово в слово совпадают с первыми фразами 1 Ездры.
2. Кроме того, в пользу авторства Ездры – наблюдается очень большая склонность к перечислению народов и перечислению поименно людей и в 1 Ездры, и в книгах Паралипоменон.
3. В-третьих, в книгах Паралипоменон совсем не излагается история Северного Израильского царства. Все внимание – на южное Иудейское. Т.е.для автора Паралипоменон в каком-то смысле Северного царства не существует.
4. И еще один фактор – изложение в основном церковной, религиозной истории Израиля, акцент на религиозную историю. На политику и войны обращается сравнительно мало внимания. Для примера – из всех войн царя Давида упоминается лишь одна его яркая победа, над сиро-израильской коалицией. И очень подробно описывается правление верующих, благочестивых царей.
Вопрос – для чего написаны были книги Паралипоменон, если история Израиля уже изложена в книгах Царств? И здесь автор обращает внимание именно на религиозный фактор.
В еврейской Библии книги Паралипоменон находятся в разделе Писаний.
Наличие ошибок в датах, именах, цифрах. Что касается хронологии, документальных данных – лучше обращаться к книгам Царств.
Деление книг Паралипоменон по содержанию:
1. 1 Пар.1-9 – родословие от Адама
2. 1 Пар.10-29 – правление Давида
3. 2 Пар.1-9 – правление Соломона
4. 2 Пар.10-36 – последующая история Иудеи.