Капитулярий о занятиях науками (780 – 800)
Карл, милостью божией король франков и лангобардов, патри- ций римлян2, Баугульфу аббату3и всей братии – вверенным твоему попечению верным молитвенникам нашим – во имя бога всемогуще- го, шлем дружеский привет.
Да будет ведомо… благочестию вашему [о нижеследующем]: совместно с верными нашими признали мы полезным, чтобы в епи- скопствах и в монастырях, христовым попечением нам вверенным для управления, помимо соблюдения уставов монашеской жизни..., прилежали и в обучении наукам каждого, кто, по мере своих способ- ностей, с божьей помощью, сможет учиться. Ибо поскольку соблюде- ние монастырских уставов хранит чистоту нравов, постольку обуче- ние и учение устраивает и украшает слова речи. Поэтому те, кои стремятся угодить богу праведной жизнью, пусть не пренебрегают
1 Новейшее издание: Эйнхард. Жизнь Карла Великого (пер. с лат. М.С. Петро- вой) // Историки эпохи Каролингов. М., 1999.
2 Почетный титул «Патриций Рима» франкского короля до принятия им титула
императора. Этот титул, с одной стороны, подчеркивал идею передачи и сохранения традиции Западной Римской империи во франкском государстве, а с другой – остав- лял некоторый теоретический приоритет за еще остающимися единственным импе- ратором римским – императором Восточной римской империи, т.е. Византии или «ро- мейской державы» («ромеи», т.е. римляне – самоназвание византийцев).
3 Монастыря Фульды в Германии.
угождать ему также и правильной речью. Ибо написано (Матф. 12, 37): «По словам твоим осудишься и по словам твоим оправдаешь- ся». И хотя лучше правильно поступать, чем [правильно] знать, но сначала нужно знать, а потом поступать. Поэтому каждому следует знать, что хочет он делать, дабы чем более хвалениям всемогущему богу, воздаваемым без опасности впасть в ошибки, споспешествовал бы язык, тем плодотворнее сознавала бы душа то, что должна она делать. Ибо если все люди обязаны избегать ложного, то тем более следует по мере возможности делать это тем, кои для того только и избраны, чтобы исключительно служить истине.
Получая в последние годы от некоторых монастырей писания с сообщениями о том, как обитающая там братия ратует за нас в своих святых и благочестивых молитвах, заметили мы в большинстве из этих вышеназванных писаний правильный смысл, но неправильное строение речи. Ибо то, что изнутри верно подсказывалось благочес- тивою набожностью, внешне не могло быть выражено невежествен- ным языком без ошибок из-за пренебрежения к обучению.
Отсюда и приключилось то, что мы стали бояться, как бы ввиду малого знания искусства писания не было еще меньше, чем следует, смысла в понимании книг священных. Хорошо всем нам ведомо, что как ни опасны погрешности в словах, но еще более опасны погреш- ности в уразумении смысла.
Посему увещеваем вас: не только не пренебрегайте обучением наукам, но смиренно и с угодным богу тщанием ревностно им обу- чайтесь, дабы вы могли легче и правильнее постигать тайны свя- щенного писания. Так как на страницах книг священных встречаются образы, тропы и т.п., то, без сомнения, тем скорее каждый читающий уразумеет это духовно, чем лучше будет он предварительно настав- лен в науках. Но избирать для этого дела следует таких мужей, кои, имея желание и возможность учиться, имеют вместе с тем желание и с другим делиться познаниями. И все это должно совершаться с столь же благочестивым намерением, с коим и мы это предписыва- ем. Ибо желаем, чтобы вы, как прилично то воинам церкви, были внутренне благочестивы и внешне учены, чисты доброю жизнью и искушены в доброй речи...
Из «Общего увещания» 789 г.
И пусть устраиваются школы для обучения мальчиков чтению. Псалмы, ноты, руководства по пению и счету, грамматики и богослу- жебные книги в монастырях и епископствах должны быть исправле-
ны. Ибо часто бывает, что некоторые, желая молиться богу, плохо молятся по неисправным книгам. И не дозволяйте мальчикам вашим портить их при чтении и письме. Если же будет надобность перепи- сать евангелие, псалтирь или молитвенник, пусть переписывают их со всяким тщанием люди зрелого возраста...
Печ. по кн.: Хрестоматия по истории средних веков. Т. I. М., 1953. С. 137–139.
АЛКУИН
Алкуин (730–804 гг.) – один из крупнейших представителей англосак- сонской образованности, впитавший наследие Беды Достопочтенного и в то же время деятель Каролингского возрождения, Алкуин, или Альбин, в кружке ученых друзей при дворе Карла Великого известный также под име- нем Флакка, родился неподалеку от Йорка. В этом же городе он получил образование в архиепископской школе, во главе которой стоял Эгберт Йоркский. Здесь он оставался лет до 50 и был сначала учителем, а потом, с 778 г., и главой школы. Из Йоркской школы вышел не один ученый клирик Англии, в том числе и будущий архиепископ Йорка Эанбальд, по делам ко- торого и отправился Алкуин в Рим в 781 г. В дороге он встретился с Кар- лом Великим, который пригласил англосаксонского ученого и педагога в свою придворную школу. Алкуин долго преподавал то в Йорке, то в Ахене, пока, наконец, в 793 г. не осел окончательно у франков. Через три года он стал аббатом монастыря св. Мартина в Type, где оставался до кончины. В бытность аббатом он особенно внимательно следил за работой та- мошнего скриптория; считается, что он вдохновил писцов на разработку нового письма, известного как каролингский минускул. Большое значение имели труды Алкуина по литургии, заложившие основы римской католиче- ской обрядности. В делах церкви он всегда был для Карла Великого совет- чиком и авторитетом.
После Алкуина осталось около 300 латинских писем, дающих пред- ставление о быте, нравах, образованности, занятиях, в том числе науч- ных, в эпоху Каролингов. Умения и знания, накопленные в англосаксонской школе, Алкуин перенес на континент. Он вел занятия в форме живой дис- куссии и главное внимание обращал не столько на теоретическую, сколько на практическую сторону преподавания. Поэтому его дидактические со- чинения – в основном пособия для обучения: учебники грамматики, ритори- ки, диалектики, сборник задач по арифметике и др. Его пособиями пользо- вались в школах Западной Европы до конца Средневековья.