Тема 4. КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

1. Преобразования в сфере культуры и просвещенияпри Карле Великом и его преемниках.

2. Образ Карла Великого в трудах его современников: Эйнгард

«Жизнь Карла Великого», Ноткер Заика «Деяния Карла Великого».

3. Исторические сочинения периода правления Людовика Благо- честивого: Аноним «Жизнь императора Людовика», Нитхард «Ис- тория в четырех книгах».

4. Образование и просвещение в Каролингскую эпоху: содержа- ние школьного воспитания и образования, особенности методики преподавания (метод «вопроса и ответа»), учебные пособия.

5. Деятельность дворцовой Академии. Жизнь и творчество пред- ставителей Каролингского возрождения: Алкуин, Павел Диакон, Годескальк и др.

6. Разработка христианского вероучения, литургии, церковно- монастырского устройства. Труды Храбана Мавра, Сервата Лупа.

7. Развитие светской и религиозной литературы в Каролингскую эпоху, творчество Теодульфа, Ангильберта, поэтические произ- ведения Алкуина, религиозные гимны.

Источники и литература

Антология педагогической мысли христианского средневе- ковья: Пособие для учащ. пед. колледжей и студентов вузов. М., 1994. Т. 1. С. 301-357.

Историки эпохи Каролингов / отв. ред. А.И. Сидоров. М., 1999.С. 37-140, 238-280.

Карл Великий и папа Лев III (III, vv 1-176): [фрагм. поэмы аноним. авт нач. IX в.] / пер. с лат. и примеч. Е.В. Заруцкой, Н.П. Клещёвой; под ред. и с предисл. М.С. Петровой // Диалог со временем: Альма- нах интеллектуальной истории. М., 2005. Вып. 14. С. 347-368.

Каролингская эпоха. Из истории Западной Европы в раннее Средневековье:Сб. документов. Казань, 2002. С. 226-266.

Памятники средневековой латинской литературы IV–IX ве- ков. М., 1970.

Хрестоматия по литературе средневековья.Т. 1. СПб., 2003.

Эйнхард. Жизнь Карла Великого/ Пер с лат. И коммент. М.С. Петровой // Историки эпохи Каролингов. М., 1999. С. 7–34.

Эйнхард. Перенесение мощей и чудеса святых Марцеллина и Петра// СВ. 2004. Вып. 65. С. 295-310.

***

Бессмертный Ю.Л. Об изучении массовых социально-культур- ных представлений Каролингского времени // Культура и искусство западноевропейского средневековья. М., 1981. С. 55-77.

Бикеева Н.Ю. Чудеса св. Радегунды: о некоторых функциях mir- abilia в раннем средневековье // Ученые записки Казанского госу- дарственного университета. 2008. Т. 150, кн. 1. С. 195–201.

Бикеева Н.Ю. Женский монастырь и его обитатели в системе межкультурных взаимодействий Франкского королевства второй по- ловины VI века // Ученые записки Казанского государственного университета. 2009. Т. 152, кн. 2, ч. 1. С. 115–123.

Гарипзанов И.Х. Рецепция античного наследия в Каролингскую эпоху: имперский код власти и проблемы Каролингского возрождения

// СВ. 2005. Вып. 66. С. 3-22; СВ. 2006. Вып. 67. С. 116-139.

Левандовский А.П. Карл Великий. Через Империю к Европе.

М., 1995.

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

Гл. 2, 5.

Карл Великий: реалии и мифы. М., 2001.

Кондратьев А.Н. Алкуин и Оффа, король Мерсии (по мате- риалам писем «галльского наставника»)// Ученые записки Ка- занского государственного университета. 2009. Т. 152, кн. 2, ч. 1.

С. 124–129.

Мак Кормик М. Карл Великий и Лев III: Встреча в Падерборне в 799 г.: Репрезентация королевской власти и визуализация одной кон- цепции правления // Казус: индивидуальное и уникальное в истории.

– 2003. Вып. 5. М., 2003. С. 25-41.

Мюссо-Гулар Р. Карл Великий. М., 2003. Гл. 8. Карл Великий и церковь. С. 145–168.

Петрова М.С. Каролингские ритмы // Диалог со временем: Аль- манах интеллектуальной истории. М., 2005. Вып. 14. С. 347–351.

Петрова М.С. Эйнхард и его святые мертвецы // СВ. 2004.

Вып. 65. С. 289–295.

Рабинович В.Л. Исповедь книгочея, который учил букве, а укреп- лял дух. М., 1991.

Рамм Б.Я. «Каролингское возрождение» и проблемы школьной образованности в раннем средневековье // Учен. зап. Ленингр. пед. ин-та им. Покровского. 1940. Т. 5. С. 89-116.

Ронин В.К. Светские биографии в каролингское время: «Астро-

ном» как историк и писатель // СВ. 1983. Вып. 46. С. 170-172.

Сидоров А.И. Каролингские историки и их капетингские редакто- ры: текст как средство утверждения социальной самоидентификации

// Социальная идентичность средневекового человека. М., 2007.

С. 22-48.

Сидоров А.И. К вопросу о культуре чтения в каролингскую эпоху

// Мир истории и история мира в раннесредневековой Европе. Ива- ново, 2005. С. 73-86.

Сидоров А.И. Отзвук настоящего. Историческая мысль в эпоху Каролингского возрождения. СПб., 2006.

Сидоров А.И. Памятники каролингской историографии в Запад- ноевропейской рукописной традиции IX–XII вв. // СВ. 2005. Вып. 66. С. 23-39.

Сидоров А.И. Сочинения античных, раннехристианских и «вар- варских» историков в культурном пространстве каролингской эпохи // СВ. 2008. Вып. 69 (3). С. 46–80.

Фортунатов А.А. Алкуин и его ученики // Ученые записки Моск. гос. пед. ун-та им. В.П. Потемкина. М., 1948. Т. VIII. С. 5–48.

Хэгерман Д. Карл Великий. М., 2003.

РАССУЖДЕНИЯ ПАПЫ ГРИГОРИЯ I (ВЕЛИКОГО)1О НАУКАХ

Наши рекомендации