Приёмы изучения исторических фактов как средство овладения методами познания окружающего мира во внеурочной деятельности в начальной школе

Дипломная работа

Приёмы изучения исторических фактов как средство овладения методами познания окружающего мира во внеурочной деятельности в начальной школе

студента 241 группы

Мустафаева Руслана Элшадовича

специальность 050146

«Преподавание в начальных классах»


Руководитель

Соловьев Андрей Сергеевич

Санкт-Петербург

Оглавление

Введение. 3

Глава I Особенности освоения методов познания окружающего мира учащимися начальной школы.. 7

1.1. Универсальные учебные действия. Познавательные универсальные учебные действия и их специфика. 7

1.2. Особенности развития познавательной сферы в младшем. 10

школьном возрасте. 10

Глава II Специфика обучения истории в начальной школе. 17

2.1. Особенности преподавания исторического материала в начальной школе 17

2.2. Особенности изучения исторического событийного материала в начальной школе 20

2.3.Приемы изучения исторического событийного материала в начальной школе 24

Глава III. Практическое применение методов изучения исторического, событийного материала как средство овладения методами познания окружающего мира во внеурочной деятельности в начальной школе. 32

3.1. Описание опытно-экспериментальной части дипломной работы.. 32

3.2 Апробирование системы внеурочных занятий по изучению исторического, событийного материала во внеурочной деятельности в начальной школе. 40

3.3 Выявление и оценка результатов экспериментальной работы.. 53

Список литературы.. 62

Приложение. 65

Введение

Начальная школа самая важная и значимая ступень в системе школьного образования, так как впервые ведущей деятельностью ребенка становится учебная деятельность. И от того, как будет сформирована эта деятельность, насколько будет привит ребенку интерес к процессу познания, насколько он будет способен ставить перед собой познавательные цели, находить и использовать методы познания окружающего мира, самостоятельно создавать условия для организации собственной познавательной деятельности, зависит не только успешность обучения на последующих этапах, но и желание и умение обучающегося совершенствовать свое образование на протяжении жизни.

Особое место в стандарте начального образования сегодня отводится формированию познавательной компетентности младшего школьника, что обусловлено наличием целого комплекса проблем, связанных с развитием его познавательной сферы (снижение познавательной мотивации, трудности при постановке и удержании целей познавательной деятельности, выборе средств их достижения, анализе и оценке результатов).

Вместе с тем, ФГОС НОО предъявляет высокие требования к развитию познавательных умений младшего школьника по окончанию начальной школы. Так, выпускник начальной школы, согласно современным требованиям образования, – это любознательный, активно и заинтересованно познающий мир человек, владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности («портрет выпускника начальной школы»), обладающий способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск средств ее осуществления, умеющий выбирать способы решения проблем творческого и поискового характера, использовать различные способы работы с информацией в соответствии с познавательными задачами.

Среди метапредметных результатов обучения стандарт отдельно выделяет познавательные универсальные учебные действия, которыми должен овладеть младший школьник. К ним, среди прочего, к относятся универсальные учебные действия, отражающие методы познания окружающего мира, о которых пойдет речь в данной дипломной работе.

Таким образом, содержание не только каждого учебного предмета, но и внеклассной работы должно обеспечивать реализацию этих задач, которые в свою очередь связаны с организацией познавательной деятельности школьника и развитием познавательной сферы младшего школьника.

Большие возможности для формирования познавательной компетентности представляет изучение исторического прошлого. Ученик, помимо того, что познает факты, различные события, деятельность людей, учится оценивать их с точки зрения своих социальных потребностей и интересов, сформированных под воздействием разных жизненных обстоятельств и в процессе изучения исторического прошлого.

В начальной школе ученикам сложно воспринимать историческую информацию, так как отдельного курса истории на этом этапе обучения нет, а исторический материал интегрирован в учебный курс «Окружающий мир» (учебный материал по истории России, в довольно сжатом виде, предусмотрен в 4 классе). Ученикам трудно запомнить исторические даты, они путают исторических деятелей, не могут назвать причин того или иного события.

На этом этапе обучения главное – это пробудить интерес к истории у учеников, воспитать в них уважение к историческому прошлому страны, создать условия для осознания ими причин наиболее важных событий, повлиявших на ее историческое развитие. Для этого необходимо сформировать у учеников представления об этих событиях, подобрать такие приемы обучения, которые способствовали пониманию учениками не только их причин, но и специфики исторической эпохи, в которой они происходили.

Направленность процесса обучения на выполнение всех вышеперечисленных требований диктует острую необходимость поиска новых средств, методов и приемов организации познавательной деятельности в начальной школе, обеспечивающих формирование познавательных УУД, направленных на освоение младшими школьниками методов познания окружающего мира, что будет способствовать успешности их познавательной деятельности на последующих этапах обучения.

Цель данной дипломной работы: выявить педагогические условия использования приёмов изучения исторических фактов во внеурочной деятельности, обуславливающие овладение младшими школьниками методами познания окружающего мира.

В соответствии с целью, нами были сформулированы задачи дипломной работы:

1. Определить сущность понятия универсальные учебные действия, охарактеризовать познавательные универсальные учебные действия, отражающие методы познания окружающего мира.

2. Выявить особенности развития познавательной сферы в младшем школьном возрасте;

3. Определить особенности изучения исторического, событийного материала в начальной школе, охарактеризовать приемы их освоения;

4. Разработать и апробировать систему внеурочных занятий по изучению исторического, событийного материала в начальной школе, направленных на освоение обучающихся методами познания окружающего мира.

Объект исследования –процесс освоения младшими школьниками методов познания окружающего мира

Предмет изучения– использование приемов изучения исторических фактов с целью освоения младшими школьниками методов познания окружающего мира

По своей структуре работы состоит из введения, теоретической (две главы) и практической части (одна глава), заключения, списка литературы и приложения.

Тематика данной дипломной работы соответствует содержанию ПМ.02 «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников».

Школьном возрасте

Как уже было сказано в предыдущем параграфе нашей дипломной работы к планируемым результатам формирования познавательных УУД в начальной школе относят действия младших школьников, отражающие методы познания окружающего мира.

К этой группе познавательных универсальных действий относят следующие умения:

· различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление);

· выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);

· анализировать результаты опытов, элементарных исследований;

· фиксировать их результаты;

· воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

· проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

· применять таблицы, схемы, модели для получения информации;

· презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;

Особенности формирования у младшего школьника каждого из перечисленных универсальных учебных действий обусловлено спецификой развития познавательных процессов в младшем школьном возрасте (восприятие, внимание, память, мышление, речь).

Остановимся на каждом из этих процессов подробнее:

Особенности развития внимания

Преобладающим видом внимания в начале обучения является непроизвольное внимание. Ребенок еще не может управлять своим вниманием; реакция на новое, необычное настолько сильна, что он отвлекается, оказываясь во власти непосредственных впечатлений. Даже при сосредоточении внимания младшие школьники часто не замечают главного и существенного, отвлекаясь на отдельные, броские, заметные признаки в вещах и явлениях.

Большое значение в формировании произвольного внимания имеет четкая внешняя организация действий ребенка, сообщение ему таких образцов, указание таких внешних средств, пользуясь которыми он начинает руководить собственным сознанием.

Общее направление в развитии произвольности внимания состоит в переходе ребенка от достижения цели, поставленной взрослым, к постановке и достижению собственных целей. Произвольное внимание младшего школьника еще неустойчиво, так как он еще не имеет внутренних средств саморегуляции. В среднем ребенок способен удерживать внимание в пределах 15–20 минут, поэтому учителя начальных классов прибегают к разнообразным видам учебной работы, чтобы нивелировать перечисленные особенности детского внимания.

Особенности восприятия в младшем школьном возрасте

Восприятие также характеризуется непроизвольностью, хотя элементы произвольного восприятия встречаются уже в дошкольном возрасте. Дети приходят в школу с достаточно развитыми процессами восприятия: у них наблюдается высокая острота зрения и слуха, они хорошо ориентируются на многие формы и цвета. Но у первоклассников еще отсутствует систематический анализ самих воспринимаемых свойств и качеств предметов. При рассматривании картинки, чтении текста они часто перескакивают с одного на другое, пропуская существенные детали. Это легко заметить на уроках рисования предмета с натуры: рисунки отличает редкое разнообразие форм и красок, порой значительно отличающихся от оригинала.

Особенности развития памяти

Память тоже характеризуется непроизвольностью. Легче всего ребенку запомнить то, что включено в его активную деятельность, то, с чем он непосредственно действовал, а также то, с чем непосредственно связаны его интересы и потребности. Изменения в развитии памяти связаны с тем, что ребенок, во-первых, начинает осознавать особую мнемическую ( искусственный прием, способствующий запоминанию) задачу. Он отделяет эту задачу от всякой другой. Уже в 1 классе у детей вырабатывается и различение самих мнемических задач: что-то нужно запомнить буквально, что-то выучить механически, что-то пересказать своими словами и т.п.. Во-вторых, в младшем школьном возрасте ребенок овладевает приемами запоминания. Можно отметить также, что младшие школьники лучше запоминают наглядный материал и значительно хуже – словесный. В словесном материале они лучше запоминают названия предметов и труднее – абстрактные понятия.

Особенности развития мышления

Мышление ребенка младшего школьного возраста переходит от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению. Это сообщает мыслительной деятельности двоякий характер: конкретное мышление, которое связано с реальностью и непосредственным наблюдением, начинает подчиняться логическим принципам, но в то же время абстрактные, формально-логические умозаключения ребенку этого возраста еще не доступны. Поэтому у ребенка этого возраста формируются разнообразные типы мышления, которые способствуют успешности в овладении учебным материалом.

Итак, важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуется интеллект, личность, социальные отношения.

Вышеназванные психологические новообразования в младшем школьном возрасте предопределяют специфику освоения обучающимися методов познания окружающего мира (анализ, синтез, сравнение, классификация).

Перечисленные выше операции мышления в младшем школьном возрасте, при переходе из класса в класс, становятся все более обобщенными, ситуативно-независимыми Если дошкольнику бывает трудно без наглядного изображения классифицировать предметы, выделить их свойства, то младшему школьнику уже под силу осуществлять эти действия по описанию, когда задача подается в языковой форме Операции мышления младшего школьника исследовали такие психологи, как Л С Выготский, М.Н Шардаков, Т.В.Косма, Н.О.Менчинская, В.В.Скрипченко.

Особенности анализа в младшем школьном возрасте: учащиеся могут анализировать значительный по объему материал, учитывая различные его компоненты. Дети постепенно стремятся рассмотреть узнаваемый предмет в целом, включая все его части, хотя и не умеют еще в устанавливать взаимосвязи между ними.

Анализ происходит в определенном порядке, а не хаотично, что свидетельствует о его систематичности. Например, выделяя части тела собаки, ребенок делает это последовательно - от головы до хвоста. Сначала ученик называет целые блоки, а затем детализирует их Например, у собаки голова, туловище, лапы, хвост на голове собаки пара глаз, ушей, нос и т т. д.

Особенности синтеза в младшем школьном возрасте: синтез у младших школьников проявляется в способности выполнять такие задачи, как определение предмета по его признакам, установление связей между целым и его частью (задания типа "Определи, с которого дерева эти листочки","Совмести линией овощи и фрукты с животными, которые ими питаются"). Такие задачи ребенок выполняет хуже, чем аналитический характер, что свидетельствует о том, что синтез в развитии отстает от анализа. Это проявляется и в характерной ошибке, которую назвали "коротким замыканием". Она заключается в том, что ребенок затрудняется установить связи между всеми условиями задачи, некоторые из них не находят места в рассуждениях ребенка Она охватывает анализом часть условий задачи, упуская в них существенные моменты.

На основе процессов анализа и синтеза у младших школьников формируются сложные мыслительные действия классификации, сравнения, обобщения, абстрагирования, конкретизации

Ученики классифицируют предметы по нескольким общим признакам Геометрические тела умеют сгруппировать по форме, размеру, цвету: кубики красные маленькие, кубики красные крупные, шары синие маленькие, шары июня рванет большие т.п. В младших школьников возникает способность при классификации ориентироваться на внутренние общие признаки, а не только на внешние. Так, они умеют создать группы слов по признаку их принадлежности к частям речи: глаголы, существительные, прилагательные.

При обобщении младшие школьники все в большей степени ориентируются на существенные общие признаки. Так, они объединяют в одну группу задачи с различными конкретными условиями: добавление яблок, ящиков, карандашей и т.д. Под влиянием требований учебной деятельности постепенно совершенствуются и способы обобщения, от преимущественно наглядно-языковых дети переходят к понятийно-языковым способам.

Особенно хорошо удаются ученикам задание на сравнение предметов, гораздо хуже на сравнение абстрактного материала (слов, явлений) В целом обучение младших школьников умению сравнивать преподносит их аналитико-синтетическую деятельность на более высокий уровень.

Абстрагирование позволяет детям отделять свойства от его носителя - конкретного предмета. На основе способности к абстрагированию учащиеся усваивают первые научные понятия.

Таким образом, освоение младшим школьниками методов познания окружающего мира напрямую связано с особенностями развития познавательной сферы обучающихся в этом возрасте (постепенный переход от непроизвольности к произвольности восприятия, внимания, памяти, направленность на запоминание наглядной информации, переход от наглядного к словесно-логическому мышлению, преимущественное развитие способностей к анализу информации по сравнению с ее синтезом, совершенствование способов классификации и сравнения, направленность на выделение в предлагаемом материале не только внешних, но и внутренних связей).

Перечисленные особенности развития познавательной сферы учитель начальных классов должен учитывать при использовании различных средств обучения с целью освоения младшими школьниками методов познания окружающего мира, в том числе при изучении исторического материала (как уже отмечалось нами во введении, учащиеся начальной школы испытывают трудности с его восприятием и пониманием).

Наличие данной проблемы диктует необходимость применения учителем начальных классов различных приемов изучения фактов и событий прошлого с целью развития у обучающихся умения работать с исторической информацией (анализировать, классифицировать, соотносить события с эпохой, выявлять причины и последствия и т.д.)

В следующей части главе нашей дипломной работы мы рассмотрим особенности изучения исторического событийного материала в начальной школе.

Заключение

Целью нашего исследования было выявление педагогических условий использования приёмов изучения исторических фактов во внеурочной деятельности, обуславливающие овладение младшими школьниками методами познания окружающего мира.

Решая первую задачу исследования мы выяснили, что эта группа познавательных универсальных учебных действий является одной из наиболее важных в современном учебном процессе, т.к. обеспечивают формирование у младшего школьника умения работать с информацией, перерабатывать, анализировать и пользоваться ею в зависимости от поставленной учебной задачи.

Современный ФГОС НОО подчеркивает, что успешность процесса развития познавательных умений невозможна без освоения обучающимися методами познания окружающего мира т.к. без выбора верного направления работы с информацией, доступных способов изучения окружающего мира невозможно дальнейшее успешное решение учебной задачи.

Неслучайно, что к планируемым результатам формирования познавательных УУД в начальной школе относят действия младших школьников, отражающие методы познания окружающего мира.

К этой группе познавательных универсальных действий относят следующие умения:

· различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление);

· выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);

· анализировать результаты опытов, элементарных исследований;

· фиксировать их результаты;

· воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

· проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

· применять таблицы, схемы, модели для получения информации;

· презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;

Решая вторую задачу исследования мы выяснили, что освоение младшим школьниками методов познания окружающего мира напрямую связано с особенностями развития познавательной сферы обучающихся в этом возрасте (постепенный переход от непроизвольности к произвольности восприятия, внимания, памяти, направленность на запоминание наглядной информации, переход от наглядного к словесно-логическому мышлению, преимущественное развитие способностей к анализу информации по сравнению с ее синтезом, совершенствование способов классификации и сравнения, направленность на выделение в предлагаемом материале не только внешних, но и внутренних связей).

Перечисленные особенности развития познавательной сферы учитель начальных классов должен учитывать при использовании различных средств обучения с целью освоения младшими школьниками методов познания окружающего мира, в том числе при изучении исторического материала в курсе «Окружающий мир» и во внеурочной деятельности.

В ходе решения третьей задачи мы определили особенности изучения исторического событийного материала в начальной школе.

Мы выяснили, что исторические факты, даты, события, хронология младшими школьниками познаются через конкретные, эмоционально окрашенные образы и образуют конкретное осознание исторического факта. Уже затем от создания образов об исторических фактах обучающиеся начальной школы переходят к познанию их внутренней сущности и установлению взаимосвязи между ними, историческим понятиям, пониманию закономерностей исторического процесса.

В курсе «Окружающий мир» начальной школы исторический материал строится как система представлений об историческом прошлом, процесс погружения в сложный противоречивый мир истории, представленный близкими и понятными ребёнку вещами, предметами, традициями семьи и памятниками города, посёлка, региона.

Младшие школьники, при изучении исторического материала, должны овладеть основными приёмами познания исторического опыта (осознание причинно-следственных, временных, пространственных связей между событиями). В качестве содержательного компонента исторического образования в начальной школе выступают исторические факты, отражающие процесс развития человеческого общества. При работе с ними учащиеся овладевают приёмами работы с источниками исторической информации, у них формируются индивидуальные способы познания исторического прошлого.

Также мы охарактеризовали приемы изучения исторического материала в начальной школе (составление рассказа от лица участника событий, «Снежный ком», сюжетное описание картины, работы с лентой времени, применение видеофрагментов и мультмедтийных презентаций и т.д.).

Мы пришли к выводу, что большое количество данных приемов свидетельствует о развитии и совершенствовании методики преподавания истории в начальной школе. Однако трудности в восприятии исторического материала младшими школьниками остаются и необходимо апробирование новых приемов и форм работы с историческим материалом с целью совершенствования умений младших школьников работать с исторической информацией.

Полученные теоретические выводы необходимо было проверить в ходе практической работы, поэтому нами был проведен педагогический эксперимент, целью которого было изучить влияние использования приёмов изучения исторических фактов во внеурочной деятельности на овладение младшими школьниками методами познания окружающего мира.

Мы провели внеурочные занятия по таким темам как, "Лента времени", "Петр Первый. Реформы", "Основание Санкт-Петербурга", "Отечественная война 1812 года" и другим. Особенностью данных занятий было комбинирование использование различных приемов обучения и положительный результат работы учащихся, а также создание конечного продукта, а именно "Исторической энциклопедии России".

На данных занятиях активно использовались: работа с картой, работа с историческими текстами, анализ исторических картин и произведений искусств, относящихся к той или иной эпохе, активная творческая составляющая, выраженная в работе над энциклопедией, работа с историческими картами и аппликациями, а также использование ИКТ, фрагментов кинофильмов, интерактивного приложения "Kahoot" и презентаций.

Таким образом на занятиях создавались условия для формирования познавательных учебных действий, отражающих методы познания окружающего мира:

1. Анализировать результаты опытов, элементарных исследований, фиксировать их результаты.

2. Классифицировать объекты (объединять в группы по существенному объекту)

3. Воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи

4. Презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде

На основе сравнения результатов начальной и итоговой диагностик можно сделать выводы, что уровень познавательных УУД, отражающих методы познания окружающего мира, у обучающихся экспериментальной группы повысился по сравнению с первичными результатами (большинство обучающихся группы достигло среднего уровня сформированности действий анализа, классификации и обобщения информации).

Подобные результаты могли объясняться тем, что в экспериментальном классе проводилась целенаправленная работа по формированию познавательных универсальных учебных действий, отражающих методы познания окружающего мира, через итспользования приемов изучения исторического материала и организацию работы по составлению «Исторической энциклопедии».

Мы считаем, что использование приемов изучения исторического материала целесообразно в комплексе с использованием других средств обучения (ИКТ, проблемное обучение, ТРКМ и т.д.), постоянной актуализацией имеющихся исторических знаний обучающихся и организацией их самостоятельной и коллективной работы над общим проектом. Только при учете данных условий можно обеспечить формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников, отражающих методы познания окружающего мира.

Список литературы

1. Виноградова, Н.Ф., Рыдзе, О.А. «Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе» .– М.:Академия, 2016.– С. 45-50. Вахрушев А. А., Данилов.

2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы. – М.: Вента-Граф, 2013. – 240 с.

3. Вяземский Е. Е. Теория и методика преподавания истории в школе: практическое пособие для учителей. М.: ВЛАДОС, 2012. - 176 с.

4. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: АСТ Астрель Хранитель, 2013. – 671 с.

5. Горленко Н.М. и др. Структура УУД и условия их формирования // «Народное образование» № 4, 2012.

6. Давыдов В. В. «Детская возрастная психология» http://www.psyho.ru/library/books/lfobuxova-detskaya-vozrastnaya-psixologiya/

7. Занков.ru Система развивающего обучения http://www.zankov.ru/practice/stuff/article=1866

8. Ишимова А. О. История России в рассказах для детей: Детская литература. Спб.: Эксмо, 2016. - 816 с.

9. Короткова М. В. Практикум по методике преподавания истории в школе: Учебное пособие для студентов высш. учебн. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2010. - 272 с.

10. Клепинина З.А. Моделирование в системе УУД // «Начальная школа», № 1, 2012.

11. Кабанова - Меллер, Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pedpro.ru.

12. Кротов Я. Г. (библиотека) Повесть о Куликовской битве http://krotov.info/acts/14/3/kulik.html

13. Кончаловская Н. П. Наша древняя столица. - М.: Стрекоза, 2015. - 256 с.

14. Лернер И.Я. «Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории». – М.: Педагогика, 2015. – C. 58-60.

15. Меркулова, Т.В. Формирование познавательной активности младшего школьника в учебной деятельности: Сб. науч. тр. М.: Прометей, 2011. – с. 93–103

16. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. – М.,2013.

17. Программа и УМК по окружающему миру для 1 – 4 классов начальной школы под редакцией .А А. Вахрушева. – Спб.: Баласс, Образовательная система «Школа 2100», 2010 - 146 с.

18. Петрова, И. В. «Средства и методы формирования универсальных учебных действий младшего школьника». — М.:Академия, 2013.— С. 40-54.

19. Планируемые результаты начального образования / [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 120 с. (Стандарты второго поколения).

20. Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе. - М.: ВЛАДОС, 2012. - 204 с.

21. Умбражко К. «Развитие творческого мышления на уроках истории». – М.: Педагогика, 2015

22. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : текст с изм. и доп. На 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с.

23. Чернух И. Н. Приемы использования художественной литературы на истории в начальных классах//Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. - Спб.: Реноме, 2012. - 241 с.

24. Чернова Г.А. Методика преподавания обществознания в начальной школе: учеб. пособие / Г.А. Чернова, Л.Г. Жукова, И.В. Митюкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 240 с.

25. Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». – М.: Просвещение, 2014

Приложение

Приложение 1

Методика "Простые аналогии"

Цель: исследование логичности и гибкости мышления.

Оборудование: бланк, в котором напечатаны два ряда слов по образцу.

1. Бежать Кричать стоять

а) молчать, б) ползать, в) шуметь, г) звать, д) конюшня

2. Паровоз Конь вагоны

а) конюх, б) лошадь, в) овес, г) телега, д) конюшня

3. Нога Глаза сапог

а) голова, б) очки, в) слезы, г) зрение, д) нос

4. Коровы Деревья стадо

а) лес, б) овцы, в) охотник, г) стая, д) хищник

5. Малина Математика ягода

а) книга, б) стол, в) парта, г) тетради, д) мел

6. Рожь Яблоня, поле

а) садовник, б) забор, в) яблоки, г) сад, д) листья

7. Театр Библиотека зритель

а) полки, б) книги, в) читатель, г) библиотекарь, д) сторож

8. Пароход Поезд пристань

а) рельсы, б) вокзал, в) земля, г) пассажир, д) шпалы

9. Смородина Кастрюля ягода

а) плита, б) суп, в) ложка, г) посуда, д) повар

10. Болезнь Телевизор лечить

а) включить, б) ставить, в) ремонтировать, г) квартира, д) мастер

11. Дом Лестница этажи

а) жители, б) ступеньки, в) каменный,

Порядок исследования. Ученик изучает пару слов, размещенных слева, устанавливая между ними логическую связь, а затем по аналогии строит пару справа, выбирая из предложенных нужное понятие. Если ученик не может понять, как это делается, одну пару слов можно разобрать вместе с ним.

Обработка и анализ результатов. О высоком уровне логики мышления свидетельствуют восемь-десять правильных ответов, о хорошем 6-7 ответов, о достаточном - 4-5, о низком - менее чем 5.

Приложение 2

Методика "Исключение лишнего"

Цель: изучение способности к обобщению. Оборудование: листок с двенадцатью рядами слов типа:

1. Лампа, фонарь, солнце, свеча.
2. Сапоги, ботинки, шнурки, валенки.
3. Собака, лошадь, корова, лось.
4. Стол, стул, пол, кровать.
5. Сладкий, горький, кислый, горячий.
6. Очки, глаза, нос, уши.
7. Трактор, комбайн, машина, сани.
8. Москва, Киев, Волга, Минск.
9. Шум, свист, гром, град.
10. Суп, кисель, кастрюля, картошка.
11. Береза, сосна, дуб, роза.
12. Абрикос, персик, помидор, апельсин.
Порядок исследования. Ученику необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему.
Обработка и анализ результатов.
1. Определить количество правильных ответов (выделение лишнего слова).
2. Установить, сколько рядов обобщено с помощью двух родовых понятий (лишняя "кастрюля" - это посуда, а остальное - еда).
3. Выявить, сколько рядов обобщено с помощью одного родового понятия.
4. Определить, какие допущены ошибки, особенно в плане использования для обобщения несущественных свойств (цвета, величины и т.д.).
Ключ к оценке результатов.

Высокий уровень - 7-12 рядов обобщены с родовыми понятиями;

хороший - 5-6 рядов с двумя, а остальные с одним;

средний - 7-12 рядов с одним родовым понятием;

низкий - 1-6 рядов с одним родовым понятием

Приложение 3

Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов
Ι.Организационный момент -Здравствуйте, меня зовут Руслан Элшадович. Сегодня у нас очень важное историческое занятие, так что мы настроимся и будем активными.  
ΙΙ. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы. Фотографии Санкт- Петербурга (слайды) – Знаете ли вы, какой город изображён на этих открытках? Кто бывал во всех этих местах? (Ответы учеников.) – Россия владела устьем реки Невы 800 лет. Всё это время здесь были только маленькие поселения и леса с болотами, городов не было. На доске появляется запись: До начала XVIII века в устье Невы были дремучие леса и болота, за исключением небольших поселение. – Но в начале XVIII века за несколько лет в устье Невы возникает Санкт-Петербург – город-порт, новая столица России. На доске появляется запись: В начале XVIII века в устье Невы возникает город Санкт-Петербург.   – Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? (До XVIII века города не было, а потом он вдруг возник!) – Какой возникает вопрос?   Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Зачем нужно было тратить столько сил, чтобы построить город в заболоченном устье Невы? – Ребята, представьте, что вдруг столицей России станет не Москва, а другой город. Как вы думаете, это серьёзное событие для государства? (Конечно!) Такое событие может произойти просто так, без значимой причины? (Нет.) А вот при царе Петре Первом, в начале XVIII века, такое событие произошло! Будем искать причины! Посмотрите на реку времени Российской истории. – Что вы видите на рубеже XVII–XVIII веков? (Река ударяется о камень «Преобразования Петра I» и круто меняет своё направление. Начинается новый этап истории государства – Российская империя.) – Верно. Одно из таких преобразований вы уже знаете – возведение новой столицы России. Но мы так и не знаем, почему царь Пётр это сделал, зачем ему понадобилась новая крепость в устье Невы? Что послужило причиной других преобразований? новый этап истории государства – Российская империя.) (Наверное, чтобы завоевать выход к Балтийскому морю?)   -Прежде чем изучать дальнейшие серьезные вопросы. Давайте узнаем подробнее о личности Петра 1. Обратите внимание на речь Петра, одежду и детали того времени. (отрывок фильма "Петр Первый" 1937г.) - Что вы можете сказать о Петре 1? Понравился ли он вам? - Какой его характер в фильме? Почему он отрезал бороду боярину? Какой мы делаем вывод на основе отрывка? (Россия очень сильно отставала в своем развитии от стран Европы, не было инженеров и ученых, армия была плохо вооружена и обучена, военного флота вовсе не было. Между приближенными царя – боярами и дворянами – постоянно шла борьба за власть, крестьяне поднимались на восстания…) – Сформулируйте вопросы, на которые нам предстоит ответить в течение урока. От проблемы урока провести стрелки, под которыми записать вопросы плана исследования: (Слайд 4) 1. Кто такой Петр I? 2. Зачем были нужны преобразования? 3. Какие преобразования проведены? Познавательные УУД 1.Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2.Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД 1.Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4.Умение работать в паре и в группах.
ΙΙΙ. Совместное открытие знаний. Поиск решения проблемы. Работа в учебнике. 1. Укрепление Российского государства. -Для того чтобы понять, для чего во всех сферах жизни страны понадобились резкие и глубокие изменения, необходимо сначала выяснить, что представляла собой Россия к концу XVII века. Взгля<

Наши рекомендации